Spec Ops: The Line
Мы уже видели игры про снег и лед (Lost Planet, «Анабиоз: Сон разума»), про воду (Hydrophobia) и даже про воздух (Cloud, Flower, LostWinds), а вот нормального песка в играх не было вплоть до 2011 года — именно тогда появился монструозный Uncharted 3: Drake’s Deception и показал всем, как должна выглядеть самая крутая виртуальная пустыня.
Чуть позже вышла Journey и тоже всех покорила: завернутая в ковер летающая субстанция трогательно семенила по сухому песку и взмывала в воздух под прекрасную музыку. Такая предыстория приводится лишь по одной причине — по плану Yager Development, их Spec Ops: The Line должна была выйти раньше обоих названных проектов и стать первой игрой с песком в одной из главных ролей.
Замок из песка
Воображение мгновенно рисует десятки картин. Вот мы устраиваем засаду, притаившись в бархане, изнывая от ожогов, бегаем по раскаленному песку, постоянно ищем воду, чтобы сохранить силы и не умереть от жажды, в рукопашных схватках бросаем песок в глаза врагу, вычищаем постоянно заклинивающее в неподходящий момент оружие… в общем, придумать можно было кучу сцен и геймплейных элементов.
В Spec Ops все взаимодействие с окружением сводится к тому, что в некоторых местах можно прострелить стеклянную стенку или потолок — и врагов поблизости засыплет песком. Еще два или три раза за игру боевой отряд попадает в песчаную бурю: главный герой чуть медленнее передвигается, врагов сложнее заметить, но основной игровой процесс никак не меняется.
[[BULLET]] По ходу игры главный герой меняется не только внутренне, но и внешне.
Словом, с песком не сложилось. Другое дело, что, несмотря на слабую интерактивность, декорации в игре потрясающие. Вид разрушенных небоскребов Дубая, роскошных яхт и торговых центров производит мощное впечатление. Смотреть на то, как такой красивый город медленно тонет в песке, — действительно тяжело. Как выясняется дальше, мертвый мегаполис — это не просто удачный сеттинг, а неприкрытая метафора разработчиков.
Не ходи на бархан
The Line рассказывает оригинальную историю деградации бравых американских солдат. Маленький отряд капитана Мартина Уокера отправляется в Дубай, чтобы отыскать загадочный взвод №33 и его предводителя — полковника Джона Конрада. Взвод снарядили для спасения местных жителей, но вот уже много дней от солдат не было новостей. Наша задача — вытащить из зоны бедствия спасателей, а по пути прихватить с собой как можно больше гражданских.
Буквально сразу все идет не так. Оказывается, что военные из «тридцать третьего» не очень-то нуждаются в помощи, на сцену выходит сразу несколько сторон с непонятными целями и биологическое оружие «Фосфор». Все стреляют друг в друга. Понять, кто хороший, а кто плохой, не получается. В такой обстановке больше других страдают невинные гражданские — об их интересах не печется вообще никто, людей убивают направо и налево.
[[BULLET]] Диджей, один из центральных персонажей игры, ставит на радио старичков Deep Purple, Бьорк и Джимми Хендрикса.
Уокер и двое его подчиненных, Луго и Адамс, проходят через настоящее испытание, пытаясь выяснить, что, черт подери, происходит. Часто их ставят перед абсолютно аморальным выбором — стать палачами или умереть самим; приходится переступать через себя. В игре есть по-настоящему жуткие и шокирующие сцены. Вот разъяренные гражданские, которых вы вроде как всю игру спасаете (на самом деле нет), хватают американца и вешают на ваших глазах, а теперь с ненавистью смотрят на вас. Что делать? Быть съеденным толпой или открыть огонь по безоружным людям?
Другая зарисовка. Вас, отряд из троих человек, окружила настоящая армия неизвестной стороны, врагов едва ли не сотня. Попытаться перебить их самостоятельно или использовать биологическое оружие? Гордо умереть в бою или навлечь на солдат, которые, вполне возможно, тоже не знают, против кого воюют, нечеловеческие муки? Мы не привыкли видеть такое в дорогих видеоиграх, и уже за это Yager стоит отдать должное — у редкой студии хватило бы мужества заговорить с игроком на столь сложные темы.
Другое дело, что, если разобраться, весь так называемый выбор не более чем фикция. Убийства невиновных избежать просто нельзя: не нажмете вовремя кнопку — game over. Как художественный прием — игрок лично спускает курок, а не смотрит угрюмые ролики — идея имеет полноценное право на существование, но вот говорить о какой-то сложной системе взаимоотношений и нелинейности не приходится.
Пляжный гирсофвор
Сюжет выделяет The Line среди десятков одинаковых милитари-шутеров, а вот геймплей здесь абсолютно стандартный. Игра не выдерживает никакого сравнения с жанровыми чемпионами. Gears of War , у которой Spec Ops переняла механику, на голову выше — там и стрелять в разы веселее, и укрытия реализованы по-человечески, и дискотека вокруг настоящая. Spec Ops на прогресс последних лет наплевать: разработчики почему-то уверены, что если бросить игрока в большой торговый центр, забитый под завязку врагами, то все будет о’кей. Такой подход имеет право на существование, он работает в Uncharted, но там, извините за каламбур, реализована нормальная песочница. То есть прохождение линейно, но каждый отдельный бой развивается абсолютно уникальным образом: можно скинуть с башни двоих, потом разнести из ракетницы укрытие и закидать оставшихся врагов гранатами; можно застрелить одного, вырубить прикладом второго, подобрать в кувырке автомат и застрелить третьего; можно убрать всех по-тихому в рукопашную — и так далее. В Spec Ops же приходится уныло отстреливаться, сидя за пуленепробиваемой стенкой.
[[BULLET]] Величественная панорама разрушенного Дубая врезается в память надолго.
Довершают картину раздражающие мелочи: оружие совсем не чувствуешь, вместо нормального стрекота автоматы издают какие-то нелепые звуки, отдача запредельная, враги никак не реагируют на выстрелы, некрасиво умирают и, что самое печальное, вообще не понимают, что делают на поле боя. Солдаты постоянно без необходимости выходят из-за укрытий, не докидывают гранаты, заходят в тыл и секунд по десять просто на вас таращатся. Тем не менее даже на нормальном уровне сложности Spec Ops довольно строптивая игра, умирать приходится часто. Все просто — недостаток ума ИИ компенсирует олимпийской медалью по биатлону: даже на бегу и с расстояния метров в пятьсот любой противник может навесить вам хедшот из пулемета, не глядя в прицел. Профессионалы, что с них взять.
На выходе получается достаточно неоднозначный шутер. С одной стороны, здесь позавчерашняя графика и скучно стрелять, с другой — атмосфера некогда величественного, а теперь мертвого Дубая, оригинальная история разложения моральных устоев и неожиданно удачный рок-саундтрек.
Выйди The Line в 2009-м, а лучше в 2008 году — мы бы, не глядя, поставили ей восемь баллов и наградили почетной медалью «Выбор редакции», но для 2012 года — это просто неплохая игра.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
6
Графика:
7
Звук и музыка:
8
Интерфейс и управление:
7
Дождались?
Шутер, который рассказывает мрачную историю о деградации людей на войне. В качестве декораций — потрясающие виды песчаного Дубая. Ни разу не прорыв, но достаточно оригинальная игра, на которую стоит обратить внимание.
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»