The Secret World
Рагнар Торнквист, один из ключевых сотрудников Funcom и создатель The Secret World, вообще говоря, удивительный человек. Он с легкостью придумывает фантастические миры, населяет их необычными и невероятно живыми персонажами, жонглирует отсылками к мифологии Древнего Египта, кинематографу семидесятых и творчеству Жюля Верна. Написанные им диалоги не всегда идеальны, в его историях встречаются клише, но все равно их слушаешь с неподдельным интересом. Созданная им The Longest Journey по праву считается золотой классикой компьютерных игр, это практически идеальный квест, который даже сегодня не потерял актуальности.
По признанию самого Рагнара, всю свою жизнь он мечтал сделать грандиозную онлайновую игру в необычном мире, где переплелась бы магия и технологии, демоны, оккультизм и роботы. С разницей в семь лет он приложил руку к двум MMORPG, Anarchy Online и Age of Conan: Hyborian Adventures, оригинальным и необычным играм, которые снискали умеренную популярность и привнесли в жанр что-то новое. Но только теперь стало ясно, что они были лишь разминкой, своеобразным тренировочным полигоном, который был необходим для создания The Secret World.
С ног на голову
Чтобы понять финальную оценку, необходимо сразу прояснить важную деталь. Я не поклонник онлайновых игр. Я не люблю бегать по виртуальному миру в компании тысяч других игроков, зачищать инстансы, ходить на виртуальные рынки и покупать/продавать барахло, сражаться с другими игроками в PvP. Да, все это многим нравится, но любой MMORPG и онлайновому кооперативу я предпочту компанию старых друзей, которая собралась вместе в одной комнате поиграть в Crash Bash или LittleBigPlanet.
[[BULLET]] Оцените интерфейс. Инвентарь постоянно заполняется ненужным барахлом, но что с ним делать - непонятно. Продавать - слишком невыгодно, да и непонятно зачем: купить в игре тоже особенно нечего. Сделать оружие самостоятельно не получается, слишком много заморочек и всегда чего-то не хватает.
Так вот, The Secret World — первая MMORPG (а я ознакомился со всеми крупными релизами, включая Star Wars: The Old Republic ), в которую я с огромным удовольствием играю вот уже несколько недель и обязательно продлю подписку как минимум еще на полгода. Почему? Все просто. На самом деле это не совсем MMORPG. Вместо нее Funcom соорудили уникальную помесь квеста и классической ролевой игры, в которую почему-то можно играть с другими людьми. Но давайте по порядку.
Вторичные половые признаки
Конечно, все формальные MMO-элементы здесь присутствуют. Есть персонаж, которого нужно старательно прокачивать, на месте стандартная панель скиллов из World of Warcraft , инвентарь, система крафтинга, чат; есть задания в духе «убей 15 вурдалаков, оторви у каждого по клыку и отнеси их Джо Кривоносому на гору Хаймаунтин»; можно собираться в группы, драться с другими игроками (для PvP выделены отдельные локации), торговать — словом, ничего кардинально нового базовая механика The Secret World не предлагает.
Обратите внимание на персонажа в костюме лося. Возможности для кастомизации в игре обширные, одежды и аксессуаров очень много. Правда, самые красивые и оригинальные шмотки продаются только за реальные деньги в виртуальном магазине. Например, обычная куртка стоит около $2.
Другое дело, что Funcom постарались максимально замаскировать привычный геймплей, изменить незначительные детали, чтобы игра отличалась от столпов жанра. Вместо уровней и классов здесь — колесо способностей, которое разделено на три больших секции: огнестрельное оружие (пистолеты, дробовики и винтовки), оружие ближнего боя (мечи, молоты и родные кулаки) и магия (хаоса, крови и элементализма). Прелесть в том, что никаких ограничений нет, героя любой расы (или, пользуясь терминологией игры, члена любого сообщества — Драконов, Иллюминатов и Тамплиеров) можно развивать как душе угодно. При желании можно даже прокачать вообще все активные и пассивные скиллы (правда, на это понадобятся долгие месяцы нормальной игры), а потом долго экспериментировать с разными комбинациями способностей, прямо как в Guild Wars. Для тех, кому это не интересно, разработчики заготовили 30 условных профессий, которые, впрочем, ни к чему не обязывают.
[[BULLET]] У нас появился серьезный претендент на звание «Самой сексуальной сцены года».
Благодаря такому подходу получилась гибкая и простая ролевая система. Надоело расстреливать монстров из автомата? Берете в руки меч, «покупаете» пару способностей — и вперед, рубить и резать. Напоролись на сложного босса, к которому непросто подобраться вплотную? Прокачиваете магию и начинаете играть с упырем в догонялки, не забывая кастовать заклинания. Словом, с геймплеем в The Secret World все хорошо, но главная заслуга игры — это ее мир, история и персонажи.
Сказки на ночь
Пройдя несколько первых локаций, не можешь отделаться от мысли, что Рагнар Торнквист хотел создать самый необычный, самый невероятный и одновременно правдоподобный виртуальный мир в истории компьютерных игр. Здесь удивительным образом переплетены древние легенды и мифы, теории заговора, тайные организации, религиозные общины, потусторонние измерения, космос, лавкрафтовский рыбацкий городок со своими ктулху, зомби из The Walking Dead, демоны, летающие осьминоги с биопсихическими способностями, Лондон, Шамбала, Сеул, Токио, татуированные якудза с когтями, индейцы, ковбои, пираты… голова идет кругом! И это — лишь часть общей картины.
[[BULLET]] Приходится всегда внимательно смотреть, куда идешь. Такая кучка зомби запросто загрызет любого новичка. За смерть никак не наказывают, но приходится в «спиритическом» режиме бежать километры до собственного тела. Впрочем, можно просто возродиться в специальном месте и заняться другими квестами.
Казалось бы, при таком разнообразии (мягко говоря) просто не может получиться цельный мир. Но здесь сыграл свою роль богатый опыт Торнквиста и его талант совмещать несовместимое. Вспомните Dreamfall , где прекрасно уживались древние города и новейшие технологии, волшебство и маленькие мертвые девочки из хорроров, роботы, параллельные измерения и черт знает что еще.
С Dreamfall игру роднит не только мешанина образов, но и подход к повествованию. Основную сюжетную линию The Secret World воспринимаешь как полноценный квест. Здесь и соответствующий размах, и замечательно выписанные персонажи, и интересные (хоть и немного затянутые) диалоги. Историю рассказывают при помощи хорошо поставленных сценок на движке: некоторые откровенно смешные, другие зловещие, есть даже подчеркнуто сексуальные. В техническом плане они далеко не идеальны, в первую очередь из-за довольно слабой лицевой анимации, но, как и в Dreamfall, благодаря атмосфере и замечательной озвучке диалогов на это перестаешь обращать внимание.
Онлайновый квест
Как мы уже сказали, в игре хватает прямолинейных поручений в духе «убей-сбегай-принеси», но в общем соотношении их меньшинство. По степени проработки даже второстепенные квесты в The Secret World дадут фору не то что любой MMORPG, а многим полноценным приключенческим играм. Это захватывающие, многоходовые задания с замечательными головоломками. Приходится пробивать в Google строчки из древнеримских поэм (в игре есть встроенный браузер), искать названия произведений классических композиторов, разгадывать криптограммы, лазить на фиктивных сайтах крупных корпораций, устраивать слежку, пробираться на охраняемые базы и даже расшифровывать сигналы, переданные при помощи азбуки Морзе! Игра постоянно удивляет. Не успеваешь отойти от одного квеста, как дают другой, еще круче (хотя, казалось бы, куда уж круче).
Разработчики тщательно проработали мелочи: записки, рисунки, чертежи, страницы книг и справочников, сайты организаций, таблички и разные предметы - все выглядит предельно аутентично.
При этом в The Secret World просто фантастическая плотность мира. Буквально на каждом шагу встречается что-то интересное. Скажем, бежишь себе по лесу, как вдруг замечаешь труп человека с зажатой в руках посылкой. Выяснив имя адресата, отправляешься на его поиски. По пути набредаешь на домик на дереве, внутри которого валяются бумаги секретного общества «Охотников на монстров», которое состояло исключительно из детей. В числе прочего находишь листок с описанием вступительных испытаний для новобранцев: пробраться в Пещеру мертвеца, найти волшебный цветок, убить монстра, плюнуть в болото и так далее.
Почерк создателей Dreamfall трудно не узнать. Дело не только в стилистике: разработчики вставили в игру кучу пасхалок. Обратите внимание на плакат с постером комикса. Снизу написано: «Arcadia/Stark».
На столе в домике валяются фото и записки, которые рассказывают о жизни этих детей. Оказывается, в общество не принимали девочек, но одной все же удалось произвести впечатление на мальчишек (интересно, красотой или бесстрашием?). Выполняя это задание (опять же, совершенно случайно), натыкаешься на аутентичный скейт-парк с полагающимися рампами и граффити. Там тусуется паренек Дэнни с забавным зомби на футболке. При помощи радиоуправляемого самолетика с камерой он в свободное время следит за группировкой «Орочи»; рассказывая о произошедших с ним событиях, упоминает «Звездные войны» и Silent Hill, а также пытается доказать, что может легко справиться с живыми мертвецами: «Черт, да я ведь наиграл сотню часов в Left 4 Dead!» И это — дай бог если одна тысячная всего, что есть в The Secret World. Масштаб проделанной Funcom работы сложно вообразить.
Родовые проклятия
Только не подумайте, что это какая-то идеальная игра. Недостатки у The Secret World, конечно же, есть. Мы не будем сокрушаться на тему «Почему не сделали нормальный квест?». Понятно, что сегодня онлайновые игры приносят больше денег, но раз уж сделали MMO — отвечайте сполна.
[[BULLET]] Если отключить интерфейс (Alt + Z), можно на секунду забыть, что играешь в MMORPG.
Во-первых, драться все-таки скучновато.
Во-вторых, здесь плохой интерфейс. Неудобный, запутанный и некрасивый. Горячих клавиш мало, эликсиры нельзя повесить на панель управления, размер окошек фиксированный. Плюс ко всему шрифт в текстах ужасно мелкий, и увеличить его почему-то нельзя, в разрешении 1920 на 1080 играть очень сложно — глаза сломаешь. Но хуже всего обстоят дела с крафтингом: пока соберешь из запчастей какой-нибудь пистолет, персонально обматеришь близких и дальних родственников каждого разработчика. Предметы создаются почти как в Minecraft : чтобы получить необходимый предмет, требуется расставить запчасти по клеточкам в определенном порядке. Для крафта нужен так называемый набор инструментов (toolkit), причем специфический (их много и они отвечают разным целям), который не так-то просто отыскать. Сырье же добывается только одним способом — разбором других предметов. При этом половину вещей разломать нельзя, а те, которые можно, почти всегда дают неправильные запчасти, не совпадающие по уровню с набором инструментов. Самое же неприятное, что даже пройдя все круги ада, смастерить что-то достойное получается очень редко.
В-третьих, игра безобразно оптимизирована. Даже на компьютере, отвечающем рекомендуемым системным требованиям, она умудряется постоянно подтормаживать, и это не на максимальных настройках графики.
Несмотря на недостатки и MMO-болячки, The Secret World удается главное — она не на шутку затягивает, рассказывает замечательную историю и дарит новые ощущения. Если дистанцироваться от жанра, наиболее близкие ассоциации здесь — Fallout 3 (или New Vegas ) и The Longest Journey. От первой в игре — радость исследования и фантастическая плотность событий, от второй — необычный, многогранный мир, атмосфера и подход к повествованию.
На вопрос фаната в «Твиттере», сделают ли Funcom сиквел Dreamfall, если The Secret World станет успешной, Рагнар Торнквист без колебаний ответил: «Да, конечно!» Вполне возможно, что это была лишь шутка, но даже если мы никогда не узнаем, что же все-таки случилось с Эйприл Райан, то хочется надеяться, что у Рагнара все будет хорошо и он и дальше будет придумывать фантастические миры и истории. Потому что у него это прекрасно получается.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
7
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
5
Дождались?
The Secret World не хочется оценивать исходя из тесных жанровых рамок. Главное, что нужно знать, — это настоящее ПРИКЛЮЧЕНИЕ, каких мало. Если вы любите хорошие истории и вас привлекают фантастические миры, то обязательно в нее поиграйте.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»
ПАРТСОВЕТ
Илья Янович
Редактор «Игромании»
Большинство людей, которые к своему же удивлению увлеклись The Secret World, говорят что-то вроде «всю утомительную MMO-часть там надо стойко перетерпеть ради чудесных квестов и сценариев». Так вот — ничего, по-моему, терпеть не нужно. Как не нужно учить сложнейший древнеяпонский, чтобы читать в оригинале Басё: удовольствие, конечно, заманчивое, но совершенно не оправдывает затраченных усилий. Это я, конечно, про прекрасные задания вида «собери десять камней», которые как будто бы прибыли из другой игры. Не то чтобы перебороть себя невозможно — просто я считаю, что этого не нужно делать из чистого принципа. Funcom — гениальные люди, которых давно укусила какая-то MMO-муха, хотя всем, конечно, очевидно, что лучше всего у них получается писать истории (если быть совсем точными — истории про девочку Эйприл Райан). Всем, кроме, кажется, их самих. Рагнару Торнквисту сейчас наверняка очень грустно: профильные MMO-издания ставят The Secret World хорошо если «шестерки» и «семерки», не разобравшись, где тут World of Warcraft. За что, в общем, боролся, на то и напоролся. Дальше — будете смеяться, игра про LEGO.
Антон Логвинов
Продюсер «Видеомании»
Я очень скептически относился к The Secret World и от слов, сказанных в репортаже, не отказываюсь: мне бы хотелось вместо ММО получить от Funcom хорошую сингловую адвенчуру, поскольку терпеть WOW-геймплей уже сил нет никаких. Я не ожидал другого — что, когда запущу игру, ее сюжетная часть утянет меня с головой. TSW — это самая крутая ММО, в которую я когда-либо играл. Исключительно благодаря сеттингу и атмосфере. На самом деле все эти годы Рагнар Торнквист с командой обманывали своих инвесторов и любителей ММО. Под видом онлайновой игры они все это время делали духовного наследника The Longest Journey и Dreamfall. Фирменный почерк их адвенчур виден с первых секунд, а по сюжету это не продолжение Dreamfall, кажется, только из-за желания напихать в игру побольше всего, чтобы хватило на ММО.
Игра постоянно тебя удивляет. Более интересных исследовательских ощущений я от ММО вообще не получал. И это не говоря о персонажах, диалогах и квестах, которые просто потрясающие и совсем уж в стиле сингловых адвенчур. Скажем, находишь телефон, читаешь сообщение, из которого выясняешь, что рядом с церковью иллюминатов есть камень, а под камнем — сейф, а код от него — номер строфы из Библии, которую первой зачитывают на службе. Идешь в церковь, ищешь расписание и т.д. Короче, беспредельно круто.
Огорчает лишь, что играть при этом приходится в очередной World of Warcraft. Но тут хоть есть ради чего играть.
Светлана Карачарова
Бывший главный редактор «Мира фантастики»
На самом деле The Secret World — это реальная подстава. Если мерить ее обычной MMO-линейкой, то это убогий клон сами-знаете-чего: вот персонаж, тут мы его одеваем, здесь прокачиваем (ну и что, что у игры формально нет опыта; зато есть очки способностей). А еще, смотрите, у нас рейды есть, и PvP на месте, целых три вида. Вот вам, пожалуйста, данжи на пятерых, а как вам танк в клетчатой рубашке и джинсах? А способности у нас, смотрите, на панельке, семь штучек… Почесав за ухом, хочется брезгливо выпятить нижнюю губу и заявить — блин, ребята, ну это же обычный WoW. Конечно, виват вам огромный, что вы так круто его замаскировали своими ктулхами, но…
Но все это ерунда, потому что в действительности TSW — это квест! Нет, не так: это Квест. И даже — о боже! — это ОНЛАЙН-КВЕСТ! Решительно новое слово в жанре, которое должны были сказать люди, которые в нем хорошо разбираются. И они сказали. Разве есть на свете еще хоть одна MMORPG, где вам надо, чтобы выполнить задание, лезть в Google, искать там страничку выдуманной организации, читать архив… пробивать в поисковике цитаты из Библии, чтобы понять странные намеки… следить за косяком птиц, чтобы догадаться, где земля?.. Да нет таких игр больше.
Поэтому TSW уникальна. Но если ставить вопрос, станет ли она популярной и финансово успешной, — ответ на оба вопроса, скорее всего, будет отрицательным. Дай-то бог, чтобы я ошибалась.
Максим Бурак
Автор «Игромании»
Главная беда The Secret World в том, что ее создатели не смогли вовремя определиться со своей аудиторией. Среднестатистический любитель MMORPG, так или иначе, будет разочарован в этой игре. Ведь в ней нет привычной системы прокачки, уровней и других важных атрибутов любимого жанра. Поклоннику приключенческих игр, который купит TSW ради мистического сюжета и интересных квестов, придется мучительно терпеть стандартную ММО-шелуху: убей 50 вурдалаков и 35 вампиров, отрежь уши десятку троллей, а также прочие задания в духе сбегай-убей-собери, которые друг от друга ничем особо не отличаются, но интерес к игре пытаются вырвать с корнем. В итоге у The Secret World не получается хорошо функционировать ни как MMO, ни как квест.
Но все же, мирясь с огромным количеством ненужных вещей, в нее продолжаешь играть.
Делали TSW слишком долго — 7 лет, за которые стало ясно, что система платной подписки в онлайновых играх уже почти не работает, а акцент на сюжете лучше делать в проектах, рассчитанных на одного игрока, — там это действительно ценят. Боюсь, что игру, скорее всего, запомнят как какой-то странный эксперимент.