FIFA 13
ФОРМУЛА ИГРЫ
50% FIFA 12
10% Kinect
5% PS Move
35% работы напильником
2011 год стал для серии FIFA знаковым: впервые за много лет с конвейера EA сошел не штампованный лицензионный продукт, а по-настоящему яркий футбольный симулятор, привнесший немало нового в привычную механику. Ради FIFA 12 разработчики из EA Canada создали новый физический движок, умеющий просчитывать столкновения в реальном времени, усовершенствовали ведение мяча и полностью переделали рудиментарную систему защиты.
В результате — одиннадцать миллионов проданных копий, хвалебные рецензии и возвращение серии титула лучших на планете игр о «короле спорта». Но на этот раз перед канадцами стоит даже более сложная задача: довести начатое до ума и исправить шероховатости предшественницы, не уронив при этом столь высоко поднятую ею планку. И, судя по увиденному нами в превью-версии FIFA 13 , пока они неплохо справляются.
► «Арсенал» и МЮ представят в FIFA 13 свою новую форму.
Прошлый сезон — удачный для EA Sports не только благодаря успеху FIFA 12. Разработчики завоевали уважение «на улицах» великолепным перезапуском FIFA Street , «дворовой» версии своего футбольного симулятора. Ее главной «фишкой» была поразительная легкость движений: виртуальные игроки буквально «танцевали» с мячом, глумясь над соперниками, забрасывая снаряд им за спины и прокатывая его между ног растерянных визави.
Понятное дело, раскрашенной граффити подворотней виртуозный дриблинг ограничиться не мог, и предсказуемо появился в FIFA 13 в рамках системы Complete Dribbling. «Complete» в переводе с английского значит «завершенный, финальный», и название вполне символично: по словам продюсера игры Дэвида Раттера , на этом работу над техникой ведения мяча можно считать оконченной. Что ж, если это правда и до появления новых способов управления придется довольствоваться имеющимся сейчас — не страшно. Система отлично смотрелась еще в FIFA Street и спустя полгода стала только лучше.
Подай голос
К слову о новых технологиях: слухи о поддержке контроллеров движения Kinect и PlayStation Move подтвердились. И если гаджет Microsoft неплохо вписался в концепцию игры, то о Move этого не скажешь. Дело в том, что из всех функций Kinect FIFA 13 задействует только голосовое управление. Голосом можно прямо во время матча поменять тактическую формацию, заменить футболиста, попросить пас в режиме Be A Pro или обругать судью, что не пройдет незамеченным для комментаторов. Говорят, за сквернословие даже можно схлопотать «горчичник», но это пока всего лишь слухи.
► Одна из главных «фишек» игры — Skill Games, небольшие предматчевые тренировки на развитие разнообразных футбольных навыков.
А вот с нунчаком от Sony сложнее — он отвечает непосредственно за передвижения по экрану. Игра с ним — удовольствие на любителя. Во-первых, в превью-версии Move можно было опробовать лишь в товарищеском матче, в других режимах он не работал. Во-вторых, само управление далеко от идеала. Двигая контроллером в разные стороны, мы перемещаем футболиста по экрану, но штука в том, что для этого не надо зажимать крючок (он же кнопка «T»). В результате любой случайный жест в пределах видимости PS Eye рискует обернуться для команды фатальной ошибкой. Курс бега обозначен цветной линией, которую венчает «прицел», указывающий адресата передачи или направление удара. А если зажать-таки спусковой крючок на рукоятке контроллера, появится возможность следить за перемещением противников.
PS Move быстро распознается и стабильно работает, однако, чтобы научиться выигрывать с ним матчи, потребуется не один день упорных тренировок. Но главное — о свободе движения и творческом подходе в атаке можно забыть. Контроллер позволяет совершать лишь самые элементарные финты, вроде переступания через мяч. Словом, Move едва ли станет основным способом управления для владельцев PS3, но EA мы не виним — это только первые шаги к полноценной игре без традиционного геймпада. Да и в будущем будет гораздо любопытнее посмотреть, как изменится FIFA с внедрением всех функций Kinect, где геймпад — это сам игрок.
► С режимом арены придется распрощаться, Skill Games полностью заменили ее.
Нежданно-негаданно
Стремление к реализму и достоверность ощущений от игры — вообще больная тема для индустрии, и футбольные симуляторы не исключение. Сегодня уже мало физически корректно воссоздать касание мяча о ногу, нужно обязательно предусмотреть и то, что оно бывает неудачным. За это в FIFA 13 отвечает целая система под названием First Touch Control. Если раньше то, как футболист примет пас, зависело лишь от его технических характеристик, то теперь в расчет идет все: от приложенной к мячу силы до степени давления защитников. Иными словами, игроки стали чаще ошибаться. Отныне даже мастера вроде Месси не застрахованы от непредсказуемых ляпов, не говоря уж о новичках и представителях первых дивизионов.
Вторая инкарнация Player Impact Engine делает гораздо реалистичнее силовую борьбу. Это происходит за счет учета габаритов и массы спортсменов. Рослые защитники теперь могут оттеснять соперника от мяча, просто закрывая его корпусом. Но добавляет это не только реализма, но и тактической возни: к примеру, в игре против сверхатлетичного Кристофера Самбы придется сделать ставку на скорость и технику, а чтобы обыграть «живчиков» вроде Филиппа Лама , наоборот, больше подойдет форвард таранного типа — тот же Марио Балотелли.
► Свои изменения и в сетевом «Футбольном клубе»: теперь там появился полноценный магазин.
В EA Canada полностью переписали интеллект нападающих. Компьютерные футболисты стали гораздо активнее в атаке, они постоянно ищут свободные зоны, чаще открываются для передач и способны увести за собой защитников, создавая партнерам возможность для атаки. Правда, система иногда дает сбой: два раза бегущий вдоль бровки игрок отказывался ускоряться и принимать мяч «на ход», из-за чего тот улетал в аут. Надеемся, в финальной версии это исправят.
Последнее техническое нововведение касается штрафных ударов. Раньше у нас было лишь два варианта — навес в штрафную или удар по воротам. Теперь ассортимент расширился до возможности выполнить ложный замах, заставить партнера пробежать мимо мяча или отдать пас низом. Соперник же может парировать, добавляя игроков в стенку или передвигая ее. Впрочем, это все для эстетов, реальной пользы от подобных маневров немного. В вопросе стандартов EA явно отстали от японских конкурентов — еще в Pro Evolution Soccer 2012 можно было переключаться на игрока без мяча и «вручную» выбирать для него подходящую позицию, чтобы тот зрелищно и точно отправил мяч в сетку.
► Вместо людей на трибунах по-прежнему пережеванная масса.
Бундестренер
Главный сюрприз обновленного режима карьеры — руководство национальной командой. Это не просто уплотняет тренерский график, а делает игру на порядок интереснее. Как и в реальной жизни, выступление за сборную — для футболиста большое достижение, и путевка в национальный состав моментально поднимает его настроение, а заодно и трансферную стоимость. «Сборники» тоже положительно сказываются на имидже клуба: чем больше в вашей обойме таких игроков, тем весомее вы в глазах футбольной общественности. И тем больше головной боли во время международных турниров, ведь лучших футболистов приходится отпускать на сборы. Если этого не делать, они начинают скандалить и хуже играть.
А заменить зарвавшуюся «звезду» не так-то просто. Отныне на сговорчивость спортсменов во время трансферного периода влияет их нынешнее положение в клубе: отношение фанатов, успешность выступлений, возраст и оставшееся до завершения контракта время. То есть если игрок на пике популярности и выдает один блестящий матч за другим, нужно очень постараться, чтобы заполучить его себе, даже если вы менеджер топ-клуба. Как вариант — можно гарантировать ему место в составе, благо новая система переговоров это позволяет.
► Система Support Your Club, конечно же, никуда не делась.
* * *
Главное, что нужно уяснить касательно FIFA 13, — еще одной революции не будет. EA Canada понадобились годы кропотливого труда, экспериментов и унижений со стороны PES, чтобы совершить наконец прошлогодний прорыв. Поэтому тринадцатая часть — вновь проходная. Но это вовсе не значит, что она хуже двенадцатой. По превью-версии сложно судить о правдивости всех обещаний разработчиков, ведь многие винтики еще не подкручены, но FIFA 13 пока выглядит достойно. А учитывая, что Konami в этом году серьезно прибавили , осенью нас ожидает интереснейшее противостояние.
Факторы успеха
Факторы риска
- это почти та же FIFA 12, только менее предсказуемая
- режим карьеры стал гораздо интереснее
- можно нецензурно наорать на судью
- вторая версия движка Player Impact Engine может означать в два раза больше багов
Стадия разработки
Разработка завершена, осталось дождаться релиза.
Будем ждать?
Не стоит в этом году ожидать от FIFA такого же мощного рывка, как в прошлом. Но пока всё говорит о том, что фанатов она не разочарует.