DUST 514
Едва ли исландцы из CCP Games думали, во что выльется развитие их космической ММО. Что про EVE Online пресса будет писать исключительно беллетристику, акрупнейшие игровые битвы (с предательствами, интригами и массовыми бойнями!) войдут в мировую историю видеоигр.
И уж конечно, вряд ли исландцы на заре создания вселенной думали, что когда-нибудь будут пытаться свести в одной игре ПК-игроков и консольщиков, причем так, чтобы каждый занимался своим делом и все были довольны.
[[VIDEOID_9356]]
Одна вселенная, одна война
План амбициозный — фактически примирить консольщиков и ПК-игроков, заставить их работать во благо общего дела, сражаться под едиными знаменами и на одном и том же сервере. Пока пилоты в исконно-компьютерной EVE Online ведут бои в космосе, наемникам в консольном DUST 514 придется заниматься грязной работой на земле: бегать с оружием наперевес, охотиться на представителей конкурирующих корпораций и прибирать к рукам ресурсы планеты.
Созданная CCP вселенная — Новый Эдем — состоит из более чем семи тысяч звездных систем, содержащих около шестидесяти тысяч планет, и почти на каждой из них может развернуться бойня. Миром EVE Online правят корпорации и альянсы, которые и будут отправлять наемников в бой. При этом, как известно уже с первых анонсов, обе игры должны быть неразрывно связаны: корпорации получат возможность не просто колонизировать планеты, но и воевать за них, а наемники, спонсируемые своими хозяевами, будут напрямую влиять на исход конфликтов между альянсами. По задумке, пилоты и наемники будут остро нуждаться друг в друге… Правда, пока что проверить это невозможно — в текущей бета-версии связи между играми не наблюдается. Разве что общий чат, да и то на тестовом сервере.
► Внешне игра ничем не примечательна. Вечный мрак, размытые текстуры, отвратительно блеклые спецэффекты… но, сколько мы знаем CCP, картинка — дело поправимое.
Зато само ядро игры, командный онлайновый шутер, уже можно оценить. Хотя вот загвоздка — все время смотришь в небо. Думаешь, ведь это там сейчас сражаются могущественные корпорации, там, среди звезд, туманностей и сияющих квазаров, идут войны за ресурсы Нового Эдема и политические дрязги, там настоящая игра. А ты тут, маленький никчемный наемник, машешь своей жалкой пушкой, носишься от точки А к точке Б и играешь в какую-то войнушку.
Главный вопрос — будут ли в это играть новые игроки? Будут ли наемники, сидя в своих уютных креслах с геймпадами в руках, сражаться во благо невидимых корпораций и жертвовать ради них своим драгоценным временем, толком и не имея возможности принять участие в одном из самых масштабных конфликтов в онлайновых играх? Для EVE четкая иерархия — явление обычное, многие пилоты буквально в рабстве у корпораций, но согласятся ли на это консольные наемники, не знакомые со спецификой вселенной?
У DUST 514 огромный потенциал, это видно сразу. Зная CCP, можно утверждать, что игра будет постоянно совершенствоваться, почти наверняка в нее с каждым дополнением будут вносить все новые и новые возможности, и вряд ли это будут исключительно новые пушки и костюмы. Словом, загадывать все-таки рановато. Тем более пока ключевая фишка игры — взаимодействие с игроками из EVE Online — не работает на полную катушку.
► Разработчики обещают, что игровые карты будут напрямую зависеть от класса планеты, степени терраформирования, цвета звезды, вокруг которой вращается планета, удаленности от солнца и еще множества других вещей.
Знай себе стреляй?
Как онлайновый шутер DUST 514 выглядит и играется не так гладко, как хотелось бы. Не в пример тому же PlanetSide 2, который тоже пребывает в стадии бета-версии. Игра тормозит, время от времени зависает, а текстуры подгружаются очень долго. На тестовой планете Е-RPG1 темно и мрачно. Дизайн построек и оружия, по меркам современных боевиков, не блещет — тем, кто до сих пор не приобщился к EVE Online, игра покажется излишне угрюмой и внешне скучной. Впрочем, достаточно один раз запустить EVE, чтобы оценить: саундтрек, интерфейс, особенности развития и даже дизайн окружения — все очень похоже. Атмосферно. Мощно. По-взрослому.
Но если смотреть отстраненно, все как обычно: вы настраиваете персонажа, попадаете на поле битвы и вместе с однополчанами захватываете контрольные точки, параллельно отстреливая врагов и управляя всевозможной техникой. Карты небольшие, раунды заканчиваются быстро. Стрелять с помощью геймпада неудобно, «мувом» — и того хлеще. Впрочем, недавно CCP реализовали поддержку клавиатуры и мыши — но будет ли их кто-то использовать, сидя на уютном диване? Однако это всё, как ни странно, нюансы.
► Такие ситуации, как на картинке, — большая редкость. Если неосторожно выбежать на середину дороги, тебя, скорее всего, сразу же снимет какой-нибудь снайпер, засевший в горах.
Гораздо интереснее те игровые возможности, которые пока что недоступны. Ведь все же DUST 514 — значимая часть большой и проработанной вселенной. Уже совсем скоро игроки в EVE Online и DUST 514 научатся работать сообща и в реальном времени. Допустим, какая-нибудь корпорация в EVE захватывает стратегически важную планету, засаживает ее всевозможными заводскими комплексами и прочими постройками — и тут появляется корпорация-конкурент, которая не прочь отвоевать важную планету себе. Корпорации объявляют друг другу войну, нанимают бойцов, снабжают их финансами, чтобы те смогли позволить себе лучшее снаряжение, и бросают в бой. А бойцы — это же вы и есть!
А если на орбите планеты крутится дружественный корабль, он в реальном времени может помогать бойцам, например, старым добрым орбитальным ударом. Наемники, играя в DUST 514, тут должны будут указывать точки для атаки, а пилоты из EVE — жарить что есть мочи по указанным координатам.
И ведь это далеко не все возможности, которые откроются перед игроками после релиза. У игр будет единая экономика, наемники смогут вступать в корпорации. Появятся и разные режимы боев — и некоторые из них, как говорят разработчики, по-настоящему эпичны.
Пушечное мясо
Как и в EVE, в DUST 514 персонажи — не совсем люди. Как говорил Ричард Даймонд, арт-директор игры, наемники не боятся умереть, поскольку знают, что их тут же клонируют и снова пустят грудью на амбразуру. В мире, где каждый человек — винтик в громоздкой машине по производству денег, по-другому и быть не может.
Правда, есть проблема — клонироваться-то недолго, и никому за это платить не придется, а вот костюм и все вооружение после смерти пропадут. Даже то, что было куплено за реальные деньги (в игре реальная валюта тонко называется аурум). Поэтому костюмы и вооружение перед каждой битвой приходится закупать натурально оптом, если вы, конечно, не хотите воевать в базовом обмундировании.
Казалось бы, это должно припугнуть неосторожных и заставить действовать вдумчиво, однако опыт бета-теста показал, что игроки бегают преимущественно в костюмах, доступных по умолчанию, и не слишком стремятся самосовершенствоваться. Впрочем, со временем, когда корпорации станут вкладываться в своих бойцов, расходы на выкуп обмундирования уже не будут казаться астрономическими.
► Пока все персонажи выглядят одинаково, но с релизом обязательно появятся гибкие настройки внешности, как в EVE.
От неискушенных игроков во время бета-теста очень часто поступали жалобы: « Запустил, убили, ничего не понял, выключил ». И в самом деле, игру понять непросто. Тот, кто в глаза не видел интерфейс и все возможности EVE Online, наверняка будет обескуражен. Неоком (так называется здешний интерфейс) наемников, конечно, попроще, чем у пилотов, но разобраться во всех нюансах с налету просто невозможно — огромный список навыков, тонкие настройки костюма и транспорта, игровой рынок, внутренняя электронная почта, аугменты, совершенно чудовищных размеров карта вселенной… А ведь в бета-версии доступно далеко не все! Будет еще настройка внешности персонажа, списки корпораций, настройки клонов, а может быть, и страхование имущества, как в EVE, и черт пойми что еще… Готовы ли игроки, привыкшие к интуитивности консольных блокбастеров, разбираться во всем этом великолепии?
Смущает и система free-2-play, которая консольщикам в новинку. Впрочем, CCP обещают, что вливания денег извне не будут мешать балансу и портить экономику, и мы склонны им верить — еще свеж в памяти «день гнева» после дополнения Incarna, когда из штаба CCP в сеть утекло письмо: мол, «давайте выдаивать из игроков деньги». Игроки тогда устроили такой масштабный протест, что разработчикам пришлось не только согласиться на все условия, но и официально внести это событие в историю Нового Эдема. Вряд ли эти люди захотят обжечься еще раз.
Макроэкономика
В EVE Online все вращается вокруг экономики. Войны, гонка вооружений, интриги, формирование альянсов в тысячи человек — все это делается для того, чтобы получить доступ к самым богатым территориям. Один-единственный крупный бой может вылиться в такую сумму, которую одному игроку хватило бы для оплаты игры на несколько лет вперед. А что изменится с выходом DUST 514?
Вопрос интересный, ведь война будет вестись на планетах, а сейчас планеты в EVE значат чуть больше, чем ничего. Да, там можно добывать некоторые ресурсы, но стоят они сущие гроши. Если суровые «дастовцы» завтра захватят все планеты, пилоты пожелают им этими планетами подавиться, на том все и закончится. А потому рано или поздно нас ждет кардинальная смена роли планет, к которым обещают привязать систему суверенитета, а также фракционные войны. Завоевал большую часть планет — получил контроль над всей звездной системой. Это уже серьезно, за это можно и повоевать.
► Смогут ли маленькие солдаты противостоять мощи титанов? По сведениям, проход одного корабля класса «титан» над планетой вызывает приливную волну, поскольку его масса сравнима с массой небольшой луны.
Из этого можно сделать вывод, что хитрый план CCP заключается в том, чтобы поставить всех бойцов DUST 514 на довольствие к крупным альянсам, ведущим борьбу за территории. Впрочем, у «дастовцев» будет возможность зарабатывать на хлеб самостоятельно, так что при желании они смогут воевать не только за деньги, но и за идею. Из этого вытекает еще более интересный вопрос: насколько велика будет сила бессмертных воинов, и сможет ли, например, маленький альянс удержать с их помощью территорию, даже не имея флота из сотен крупнотоннажных кораблей?
Ответа на этот вопрос пока нет, и, возможно, появится он нескоро. Слияние игр будет проходить медленно, шаг за шагом. Еще весной в одном из интервью разработчики признались, что на первых порах экономике DUST 514 придется повариться в собственном соку, набраться самостоятельности, и только затем они начнут убирать барьеры, разделяющие обе вселенные. До участия в борьбе за суверенитет тоже далеко — на старте солдаты DUST 514 смогут высаживаться лишь на десятой части от всех планет (около семи тысяч), какой уж тут контроль над всей системой! Их осторожность понятна, ведь главный источник дохода для CCP — EVE Online, а потому любые изменения будут проводиться так, чтобы не навредить основному проекту.
► Сегодня все планеты выглядят мирными и спокойными. Но в будущем, по словам разработчиков, пилоты смогут на глаз определить, воюют там или нет.
Подготовил Павел Бажин
Для успеха на поле боя в Dust 514 самое главное — правильно вооружиться и развить персонажа. Костюмы, пушки, транспорт — все можно улучшать. Костюмы и транспорт при этом совершенствуются прямо как корабли в EVE. Масса пушек, масса модулей, масса характеристик — и все это нужно подбирать с умом, под свой стиль игры, будь вы «танк», медик, снайпер или кто-либо еще. Ограничением служат процессор и источник питания костюма, которые не выдержат слишком большого количества одновременно работающих примочек.
► Система установки снаряжения позаимствована из EVE Online (справа). Добавляя всячески модули, главное — следите, чтобы процессор и источник питания смогли это все вынести.
Как и пилоты из EVE, наемники постоянно совершенствуют свои навыки, даже когда не участвуют в битвах или вовсе пьют пиво у друзей, играя в Dance Central на «кинекте». В отличие от EVE, здесь навыки учатся мгновенно, однако сперва нужно накопить достаточное количество очков, которые как раз и копятся сами по себе. Этот процесс можно ускорять, регулярно участвуя в битвах или вкладывая в игру реальные деньги.
Улучшить все и сразу, как и в EVE, почти невозможно — как заявляют разработчики, на это уйдет лет семь, так что есть смысл с самого начала выбрать себе стезю и идти строго по ней. Классов как таковых здесь нет, вы сами формируете свой класс, выбирая те навыки, которые подходят под ваш стиль игры.
* * *
Энтузиазм CCP в отношении скрещивания принципиально разных игр и аудиторий удивляет — не очень-то верится, что игроки, не знакомые с EVE Online, станут разбираться в хитросплетениях неокома, настройках костюмов и техники и по достоинству оценят взаимодействие с ПК-игроками. Кроме того, система микротранзацкий консольщикам пока чужда, а ведь экономика EVE Online будет напрямую зависеть от экономики DUST 514.
Но мы, пожалуй, скрестим пальцы — больно уж дерзкий и впечатляющий проект. Страшно интересно, чем закончится эта история.
Факторы успеха
Факторы риска
- огромная проработанная вселенная;
- по-настоящему уникальный совместный игровой опыт консольщиков и пользователей персоналок;
- студия, отлично себя зарекомендовавшая.
- внешне игра безвкусна;
- высокий порог вхождения, тем более для пользователей PS3, привыкших к уютным и вылизанным играм;
- пока непонятно, как DUST 514 повлияет на экономику EVE Online.
Стадия разработки
Трудно назвать то, во что предложили поиграть подписчикам платного сервиса Plus, бета-версией. Большая часть возможностей (в том числе ключевые) не работает, игра тормозит и глючит, боевиковая составляющая еще слишком примитивна. Для обычной ММО бета-версия — это, можно сказать, уже релиз, но тут совсем не тот случай. Чем все кончится, понять пока сложно.
Будем ждать?
Несмотря на все очевидные минусы, вроде невыразительного дизайна и излишней сложности ролевой системы и управления, DUST 514 — пожалуй, самый амбициозный эксперимент в области онлайновых игр, и от его результатов будет зависеть очень многое в индустрии.