Resident Evil 6
В прошлом номере, публикуя отчет после прохождения десятичасовой превью-версии Resident Evil 6, мы пытались донести важную мысль: в игре столько контента, что это даже немного сбивает с толку. Но если внимательно изучить сегодняшнее состояние индустрии, а также список игр, в которые мы с вами будем играть в конце этого года и начале следующего, то легко заметить, что такие масштабы — скорее правило, чем исключение.
Буквально за сутки до того, как мы написали эти строки, по новостным лентам разлетелось высказывание Алекса Хатчинсона, главы разработки Assassin’s Creed 3, где он с грустью констатирует, что его игра — едва ли не последний динозавр, дорогой и всеобъемлющий AAA-проект в эпоху проходной мелочи. Мистер Хатчинсон, конечно, лукавит, потому что именно сейчас, на закате поколения, от больших и комплексных игр отбою нет. Dishonored, Tomb Raider, Epic Mickey 2 — это так, первое, что приходит в голову.
Но даже на их фоне Resident Evil 6 казалась какой-то совершенно необъятной. Каждая конференция, каждая демонстрация, каждый новый ролик были посвящены чему-то новому. Авторы показывали экшен, авторы показывали хоррор, авторы показывали взрывы, авторы показывали разных героев, разные механики и разные ситуации. Всего разного было так много, что возникал невольный вопрос: а как все это они вообще собираются связать в одну игру? Оказалось, что никак.
Пятна крови
События Resident Evil 6 разворачиваются в ближайшем будущем, в 2013 году, когда весь мир узнает правду о том, что 15 лет назад правительство бросило на Раккун-Сити ядерную бомбу, чтобы не дать распространиться инфекции, превращающей людей в зомби. Не то чтобы это повлекло какую-то глобальную панику, но тут вмешались террористы: в игре действуют сразу несколько секретных организаций, включая, конечно, «Амбреллу» (вернее, ее неореинкарнацию), которая никак не может бросить свои опасные эксперименты.
[[BULLET]] От классических зомби герои фильмов и игр десятилетиями прятались, забравшись куда-нибудь повыше, но в Resident Evil 6 такой трюк не проходит.
Всплески крупной зомби-активности наблюдаются сразу в нескольких точках планеты, причем в этот раз в ход идут сразу все твари, какие только существуют в рамках серии, — и быстрые зомби, и медленные зомби, и те, у кого в крови вирус, и те, у кого к спинному мозгу присосался паразит, и летающие миноги, и взрывающиеся гнойные монстры, и даже какие-то технологичные мутанты, облаченные в суперкостюмы. Досталось на орехи даже президенту США, который подгнивает сразу после пролога.
В игре три основных героя, и каждый занят своими локальными проблемами. Леон Кеннеди работает бок о бок с Еленой Харпер, бойкой дамой из администрации президента, которая попутно пытается спасти давно и успешно зараженную, кажется, всеми возможными вирусами и паразитами сестру. Крис Редфилд, оторвавшись от бутылки, воссоединяется со своим давним другом и напарником Пирсом, и вместе они сражаются на стороне отряда B.S.A.A., специально созданного для того, чтобы отражать атаки биологических террористов.
[[BULLET]] Зомби, сохранившие человекоподобный облик, порой так грамотно маскируются, что с ходу и не поймешь, живой человек перед тобой или нет.
Джейк Мюллер, обаятельный раздолбай с повадками Данте из Devil May Cry , вообще не совсем понятно как влипший во всю эту историю, на первой минуте кампании знакомится с Шерри Биркин, которая не появлялась в номерных частях сериала со времен Resident Evil 2. С тех пор девушка, конечно, подросла, посмелела, обучилась боевым искусствам и теперь успешно работает на правительство, а не только истерично визжит при виде зомби, как раньше. Разумеется, если вы предпочитаете играть в кооперативе (а по-другому мы бы и не советовали!), вашему другу придется исполнять роли вышеназванных напарников.
[[BULLET]] Вместо вездесущего Вескера тут теперь вот этот мужчина. Раздражающие солнечные очки не носит, зато корчит мерзкие рожи.
Когда заканчиваются истории всех центральных героев, открывается мини-кампания за наемницу Аду Вонг, которая, конечно, долго куда-то пробирается и что-то пытается разузнать, попутно наблюдая со стороны за всеми героями и изредка вмешиваясь в их злоключения. Связной — загадочный мужчина по фамилии Симмонс, который, потирая свою бородку-эспаньолку, строит какие-то злодейские планы (в сущности, подменяет Альберта Вескера, который давно уже всем надоел).
Кишка толста
Основная механика Resident Evil 6 — то, как герои двигаются, стреляют, дерутся, лечатся, — в сущности своей мало изменилась со времен Resident Evil 4 , но претерпела в случае с каждым отдельным персонажем некоторые удивительные мутации. Так, Леон после заварушки в испанской деревне обучился некоторым новым рукопашным приемам (хотя и запыхивается теперь в два счета), быстрее целится и быстрее давит на курок. Ускорился и Крис, который теперь действует как настоящий спецназовец, а не как последняя рохля из пятой части (во многом потому, что научился и ходить, и стрелять одновременно, равно как и все остальные).
[[BULLET]] Еще секунду назад мужчина, которому внезапно снесло полтела, производил впечатление добропорядочного гражданина.
У Джейка есть несколько дополнительных кунг-фу-приемов, он ловко перепрыгивает через ограды, сигает по специальным балкам, предпочитает легкие пистолеты-пулеметы и хорошо обращается со снайперской винтовкой. Ада (а также, кажется, ее клоны; но мы вам ничего не говорили!) предпочитает вообще практически не вмешиваться в крупные заварушки, аккуратно убивать всех со своего футуристического арбалета, ползать по шахтам и подходить к врагам исключительно со спины.
Возможно, геймплей Resident Evil 6 легко можно назвать слишком старомодным или даже грузным и неудобным, но все сполна искупается миссиями и ситуациями, которых, не откажешь, действительно много. Авторы сбросили в импровизированный блендер вообще все уровни и сцены, какие только были в Resident Evil (включая спин-оффы), помножили на сто и залили зажигательной смесью. Герои скачут по крышам, герои сражаются в застенках лаборатории, герои бегают по узким хорватским деревушкам, исследуют катакомбы, дерутся с двадцатиметровыми чудовищами, и все это — почти без перерывов на отдышаться.
[[BULLET]] Колхозники в Resident Evil 4 пользовались разве что холодным оружием, но некоторые зомби из шестой части не брезгуют и огнестрельным.
Фирменной тактической меланхолии Resident Evil 4 тут, конечно, нет и в помине, но об этом, честно говоря, не особенно жалеешь. Вокруг постоянно что-то пульсирует, чавкает, сочится гноем или, по крайней мере, горит ярким пламенем. Когда герой в последнюю секунду хватается за руку напарника, пока под ногами рушится пол, когда вы с последнего патрона убиваете какого-нибудь приставучего гада, который уже повалил вас на землю, или за мгновенье до локального апокалипсиса погружаетесь в спасательный автобус, кажется, что сердце вот-вот выскочит из груди.
Вопреки обыкновению, самые опасные твари тут — не те, которые отращивают больше всего страшных щупалец. Настоящее веселье начинается, когда на сцену выходит Устанак (с хорватского — восставший), здоровый спецназовец-мутант со слоновьей кожей, который крушит стены своей бионической рукой и, надо полагать, символизирует перерожденного Немезиду из Resident Evil 3.
Последняя ошибка резидента
Если нарезать лучшие моменты из Resident Evil 6 и склеить единым куском, по объему получится типичный современный экшен на 4-5 часов. Если честно, авторам так и стоило сделать, потому что никакого нарративного стержня в игре нет вообще. Нет злодея как такового, нет какой-то сквозной интриги, нет кульминации, в конце концов. Кампании — практически полностью изолированные друг от друга сюжетные ветки, в конце каждой из которых вы сражаетесь с грозным монстром, а потом… смотрите заключительные титры!
[[BULLET]] Только в кампании за Леона игра моментами все еще напоминает тревожный хоррор.
В итоге, хотя по факту ты прошел три вроде бы все такие из себя самостоятельные игры, создается ощущение, что не прошел ни одной. Нет никакого темпа и структуры, только бесконечное мочилово, которое, конечно, чудесное, но в 2012 году создатели видеоигр давно уже научились связывать набор экшен-сцен какой-то единой нитью.
Больше всего это похоже на пиратскую сборку «три с половиной игры в одной», причем за полноценное выступление сойдет разве что кампания за Леона, все остальные заметно скромнее по продолжительности и накалу страстей. В итоге на миссии за Аду, которые, по словам разработчиков, вроде как призваны были связать все это безумие воедино, почти не остается сил, тем более что ничего они на самом деле не связывают, только сильнее запутывают.
По итоговым ощущениям, Resident Evil 6 чем-то напоминает давно ставшие невменяемыми экранизации Пола Андерсона: вроде бы вокруг знакомые рожи и декорации, но что, как, зачем и почему — непонятно. За тем, конечно, исключением, что даже густого экшена у Андерсона много лет уже никто не видел, а вот в игре его — в избытке, на пять фильмов хватит. Ситуация, в общем, ровно такая же, что и с Max Payne 3 : стрелять очень интересно, а вот следить и разбираться в том, что происходит вокруг, — не очень.
Шестая часть на две головы ярче и разнообразнее клаустрофобической пятой, но про последнюю мы в свое время писали: «Resident Evil 5 проваливается там, где игрок решает, великая перед ним игра или просто проходной блокбастер». Resident Evil 6 спотыкается точно на таком же испытании. Это очень хороший сезонный экшен, явный хит продаж и даже потенциальный фигурант в какой-нибудь номинации в наших «Итогах года». Но правда в том, что десять минут Resident Evil 4 стоят всех двадцатичасовых ужимок всех четырех героев игры, вместе взятых.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
8
Звук и музыка:
7
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
Впечатляющий, хотя и хаотичный экшен про зомби, по качеству расположившийся аккурат посередине между Resident Evil 4 и Resident Evil 5.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»
Конъюнктура во благо
Игровую индустрию легко обвинять в вопиющей, неприкрытой конъюнктуре — чем нередко и пользуются скандалисты со стороны, пытающиеся убедить всех, что медиапродукт про кровь и сиськи по определению не может считаться искусством (ведь настоящее искусство и пытаться не должно кому-то обязательно понравиться). Resident Evil 6 в этом смысле — вроде бы довольно показательный пример. Четыре кампании в игре — это, конечно, совсем не попытка задержать в игре подольше тех людей, которые ее уже купили, тем более что самые шумные аналитики вроде Майкла Пахтера не устают повторять, что выпускать слишком длинные игры вредно. Это лишь способ привлечь к игре как можно больше народу, знакомого хоть с чем-то под маркой Resident Evil. Атмосфера глобального зомби-апокалипсиса напоминает фильмы Андерсона, компания за Леона Кеннеди — вторую и четвертую части попеременно (да и Шерри Биркин вернули явно для того, чтобы угодить старым поклонникам), перекаченный Крис Редфилд и его спецназовские будни — реверанс в сторону самой свежей и самой коммерчески успешной Resident Evil 5, а много взрывов и спецэффектов, чего раньше в серии почти не было, — простое желание бросить пыль в глаза среднему потребителю экшенов.
Но, на мой взгляд, то, что большая часть игры проходит в стиле «по многочисленным просьбам телезрителей», — это как раз показатель, что индустрия чувствует себя хорошо. Игровой рынок все еще во многом опирается на довольно замкнутую субкультуру, пусть и разрослась она до каких-то неприличных размеров. Именно опытные, хардкорные игроки, которые глубоко увлечены своим хобби, определяют, какие игры завтра лягут на прилавок. Только вдумайтесь: сегодня самые популярные игры, самые продаваемые игры и самые высоко оцененные критиками игры — это более-менее одни и те же имена. На фоне того, что самые большие тиражи — у Донцовой, самые большие залы — у Бибера, а самые большие сборы — у «Мстителей», это совершенно уникальная ситуация, которой нет ни на одном другом медиарынке, и ее нужно ценить. Сейчас на ваших глазах рождается настоящая видеоигровая классика, хотя пока мы этого и не понимаем.
Такая ситуация не только способствует росту и здоровью индустрии, но и просто удобна для конечного потребителя. Для того, чтобы эстетствующий киноман сегодня жил с чувством полного удовлетворения, ему нужно подробно изучать какие-то секретные фильмографии полуподпольных иранских режиссеров или как минимум не пропускать ни одной премьеры «Санденса», которые до массовых кинотеатров, занятых «Новым Человеком-пауком», добираются с жутким скрипом. Человеку же, глубоко увлеченному видеоиграми, нужно лишь зайти в ближайший специализированный магазин, и вот они — лучшие игры года, все на одной полочке. Когда игровые системы все-таки доберутся до каждой семьи и каждого дома, а хардкорщики перестанут быть «лидерами мнений» в своих соцгруппах, ситуация может кардинально поменяться. Так что ловите момент.