Руководство и прохождение по "FIFA Manager 06"
Впервые столкнуться с продукцией Electronic Arts мне довелось очень давно. Тогда эта игра еще называлась The F.A. Premiere League Manager. И было в ней всего несколько чемпионатов без каких-либо намеков на сборные. Шло время, название сократилось до Total Club Manager. В ту пору мы уже имели возможность наконец-то сделать чемпионом Европы или мира Россию, а также вывести в лидеры чемпионата свою любимую команду. Причем не обязательно «Спартак» или «Локомотив», кому-то интереснее было прославить «Анжи» или «Чкаловец». Мне вот хотя бы таким способом удавалось увидеть родной «Сокол» на вершинах международных рейтингов. Однажды название сменилось вновь. И я со всей ответственностью могу сказать, что сменилось не только название. Практически, только интерфейс и напоминает нам о том, какой была игра в прежние годы…
Только истинный поклонник серии Championship Manager/Football Manager, не признающий никаких других авторитетов, теперь может сказать в сторону FIFA Manager недобрые слова, что это нереалистичная и надуманная игра.
Первое, что бросается в глаза — исчезновение столь запомнившихся за долгие годы рейтингов игроков. Ведь как было раньше? Этот левый крайний имеет рейтинг 8,5? Неплохо. А еще он умеет играть центр и атакующего полузащитника на 8? Замечательно! И это богатство за такие скромные деньги? Парень, ты нам подходишь!!! А вот этого «чистого» либеро с цифрой 9 я брать не буду… Уж больно он дорого стоит и позиция у него ограниченная. И вот вся эта система рейтингов в одночасье пропала. Вместо нее — 44 характеристики (у вратарей — несколько различаются с полевыми игроками). На что же теперь ориентироваться, как не потеряться в дебрях местной «экономики». А вот как — опираться на эти самые показатели. К примеру, нападающему отбор не так уж и нужен (хотя нападающий может и сам отнять мяч, организовав голевой момент). Зато точный удар по воротам ему не помешает. Ну, а для вратаря удар по воротам совершенно ни к чему. А уж какая характеристика для чего нужна — читайте в этом описании ниже. Я не гарантирую, что вы научитесь побеждать, этому можно научиться только самостоятельно. Но то, что вы будете понимать все в этой практически заново сделанной игре — могу гарантировать. А там и победы придут!
Одиннадцать умелых
Без понимания того, что может каждый игрок, у вас под управлением будет просто стадо, которое каким-то образом попало под начальство тренера-разгильдяя. Прошло то ленивое и беззаботное время, когда достаточно было собрать в команду самых рейтинговых товарищей и они без лишних вопросов сделали бы результат. Стиль игры команды отныне уникален и зависит от того, как постарался тренер (надеюсь, теперь вы понимаете, насколько тяжкий труд у наставников команд?). Поэтому и начнем с игроков.
Умения игроков
Что за умения могут быть у игрока? Всего их 44, они делятся на технику (у вратарей свое, у полевых игроков совсем другое), работу со стандартными положениями, психологию и физическую подготовку. Вот с техники и начнем.
Техника
Shot Power (сила удара) — отвечает за то, насколько быстро мяч полетит к воротам. Некоторые игроки славятся тем, что стреляют, как из пушки, издалека. Попадания по воротам редки, но, если застать вратаря врасплох, то гол неминуем.
Long Shots (дальние удары) — характеризуют снайперов, которые бьют из-за пределов штрафной. Футболист с высоким показателем будет бить чаще и точнее.
Dribbling (ведение мяча) — футболист с таким навыком будет чаще идти в обводку и тащить мяч к штрафной соперника, полагаясь на собственные силы.
Technique (техника) — а это уже общее владение мячом, умение его принять любой частью тела, сделать финт.
Crossing (навесы) — умение, характеризующее фланговых игроков, которые прорывают оборону на краю поля, а потом делают пас к воротам.
Creativity (созидание) — способность видеть время, когда и кому отдать пас. Игроки с высоким показателем в такой характеристике чаще отдают голевые пасы, да и пасы у них выходят острее.
Finishing (завершение) — умение оказаться в нужном месте и забить гол. В принципе, такому игроку часто можно простить все — что он ходит пешком по полю и ничего не делает. Но раз или два за матч его нога или голова подправляет в штрафной траекторию полета мяча и вся команда прыгает от радости, празднуя очередной гол.
Passing (пасы) — не обязательно владеть высоким искусством красивых пасов, достаточно уметь отдать мяч именно своему игроку в 5 метрах от пасующего. Вот за это и отвечает навык «пасы».
Long Passing (длинный пас) — замечательная способность, отвечающая именно за дальние передачи. Разумеется, доступна далеко не каждому.
Flair (чутье) — умение сделать неординарную обводку, своевременно забросить мяч за спину чрезмерно удалившемуся от ворот вратарю и тому подобные проявления таланта.
Tackling (отбор) — именно он нужен защитникам, чтобы лишать соперников мячей.
Man Marking (опека) — иногда необязательно отнимать мяч, достаточно лишь лишить игрока возможности его получить. Игроки с высоким навыком опеки этим и занимаются, нейтрализуя лидеров соперника.
Headers (игра головой) — то, насколько умело футболист бьет/пасует головой.
Touch (контроль мяча) — способность удержать мяч, не потерять его.
Forward Runs (забегания) — умение вовремя прорваться через оборону противника, не попав при этом в оффсайд.
Вратарские навыки
Сразу отмечу, что вратарь — единственная позиция в команде, и двух вратарей на поле быть не может. Поэтому некоторые навыки (а их довольно много) почти дублируют друг друга. Так что иногда имеет смысл не пытаться поднять на достойный уровень совершенно все, хватит и «половины дозы».
Crosses (игра в воздухе) — способность голкипера вовремя перехватить пас с фланга в штрафную
Handling (игра руками) — то, насколько надежно вратарь ловит мяч после удара.
Goal Kicks (игра ногами) — умение вратаря далеко и точно выбить мяч после паса защитника или со свободного удара.
One-on-Ones (игра на выходе) — игра вратаря на выходе, против прорвавшегося игрока соперника.
Positioning (выбор позиции) — то, насколько вратарь правильно выбирает позицию в воротах. Один из важнейших навыков — если стоишь верно, то суетиться потом уже и не придется.
Punching (удар кулаком) — иногда ловить мяч даже вредно, лучше выбить его кулаком в сторону. В таких случаях пригодится эта способность.
Shot Stopping (отражение удара) — способность отбить мяч, часто гораздо лучше при сильных ударах по воротам.
GK Throw Outs (вбрасывания) — умение выбросить мяч партнерам рукой.
Стандарты
Ничего особенного про эту группу навыков сказать и не получится: Free Kicks, Corner Kicks, Penalties означают, соответственно, умение пробить штрафные, угловые и пенальти. Этим самым значительно облегчается работа по подбору игроков на исполнение этих стандартов. Просто выбираем мастеров с наивысшими показателями и назначаем их на выполнение необходимых действий, если таковы вдруг понадобятся во время матча.
Психология
Anticipation (предвидение) — способность игрока предугадывать события игры, быть постоянно готовым к чему-то неожиданному.
Aggression (агрессия) — игрок с высоким показателем в этой характеристике всегда готов к жестким действиям по отношению к сопернику, имеет больше шансов ввязаться в драку.
Composure (самообладание) — способность выполнять действия, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Concentration (концентрация) — способность четко выполнять указания тренера, следовать тактике игры команды.
Decisions/Judgment (здравомыслие) — способность не выполнять необдуманных действий, например, идти в обводку нападающего перед своей штрафной.
Determination (решимость) — способность не падать духом и играть на прежнем уровне, даже когда команда проигрывает в счете.
Team Work (командная работа) — способность следить за действиями других игроков команды и помогать им. Например, прикрывать незащищенные позиции.
Consistency (последовательность) — чем выше эта характеристика, тем более последовательные действия совершает футболист. Например, прорвавшись с мячом на фланг, он все же постарается отпасовать в центр, а не пойдет назад или устроит обводку двоих игроков соперника.
Intimidation (запугивание) — способность оказывать физическое давление на соперника, снижать его настрой.
Leadership (лидерство) — игрок с высоким лидерством влияет на других членов команды, заставляя их играть дальше и выигрывать.
Физподготовка
Acceleration (ускорение) — показатель того, как быстро игрок набирает скорость.
Speed (скорость) — показатель максимальной скорости игрока.
Work Rate (работоспособность) — то, насколько игрок выкладывается во время игры.
Strength (сила) — сила игрока во время ведения борьбы с соперником. Иной ведь не упадет, когда его пытаются намеренно затолкать даже вдвоем.
Agility (проворство) — способность выполнят хитрые удары, удары с лета.
Jumping (прыгучесть) — необходима для игры головой. Как бы хорошо игрок не умел ей играть, а если он не умеет прыгать — все его умения не имеют смысла.
Stamina (выносливость) — чем выше этот показатель, тем медленнее игрок устает во время матча.
Игровые стили
Стили игры внесли в игру заметное оживление. Казалось бы, что еще может быть нового? Ан нет, два защитника с одинаковыми числовыми показателями, но разными стилями игры будут вести себя на поле совершенно по-разному. Об этом стоит тщательно задуматься уже когда вы собираете команду. Иначе, набрав кучу защитников с атакующим настроем, обнаружите, что в обороне, вне зависимости от модели игры, постоянно находится только вратарь.
Защитники
Defense Minded — постоянно думает только о защите, максимум для него — выйти к средней линии поля. Разве что для выполнения стандарта к чужим воротам пробежится. Идеальный вариант для центральных, левых/правых защитников, чистильщиков.
Attack Minded — обожает фланговые прорывы, вплоть до штрафной соперника. Часто даже не стоит на положенном месте, сдвигаясь вперед. Стиль неплохо подходит для крайних защитников, ни в коем случае не рекомендуется центральным. Есть смысл обучить его навесам.
Libero — еще более отвязный вариант, когда защитник вообще норовит пренебречь штатными обязанностями и отправиться в атаку. По крайней мере, атаки он легко и непринужденно начинает. К такому свободному художнику необходимы игроки с четкой оборонительной направленностью, чтобы прикрыть его в те моменты, когда он отсутствует на своем месте. Оптимально — атакующий защитник.
Simple Passer — предпочитает отдать мяч, как только его получит, перекладывая ответственность на других. Естественно, а атаку не рвется.
Ball Winner — игрок с агрессивным отбором. Старается выбрать на поле позицию так, чтобы разрушить атаку соперника. Для него хорошо подходят предвидение и отбор. Такие же ребята бывают и среди полузащитников, где идеально подходят к полузащитникам защитного плана.
Полузащитники
Dribbler — есть как у полузащитников, так и у нападающих. Отличается тем, что хорошо ведет мяч и часто забивает. Однако и передач делает, когда партнер находится в выгодной позиции (но обязательно только так), поэтому товарищ в команде весьма полезный. Вообще в эту категорию попало излишне много народа (к примеру — Карвальо у ЦСКА), поэтому очень-то дрибблерами не увлекайтесь. Иначе игра из командной превратится в личную показуху. Разумеется, этим игрокам надо прокачивать ведение мяча. Хорошо подходит для позиций крайнего полузащитника или нападающего.
Busy — рабочая лошадка без ярко выраженных способностей. Делает все и везде, но обычно по назначенной для него линии (центр/лево/право). Для него важен параметр работоспособность, так как с такими усилиями тяжело выдержать весь матч. Есть и в атаке, и в полузащите.
Box to Box — еще более рабочий товарищ, основная задача которого не в том, чтобы забивать голы, а в том, чтобы таскать пьедестал почета за тем, кто потом на него встанет. Будет и отбирать сам и отдавать другим. Замечательно смотрится в центре поля или на позиции атакующего/защитного полузащитника. Ему важны все характеристики, так или иначе влияющие на выносливость и работоспособность.
Hard Man — ярко выраженный полузащитник защитного плана. Своего рода терминатор, который себя не пожалеет, но мяч таки отберет. Собирает много желтых карточек, но и на нем много фолят. Агрессивность для него — не пустой звук.
Holding — своего рода связующее звено между защитой и полузащитой. К атакам подключается крайне редко, чаще всего страхует защитников и короткими пасами передает мяч от них полузащитникам. Для него хорошо подходят предвидение и отбор.
Playmaker — редкий, но чрезвычайно полезный игрок. Замечательно подходит на место центрального или атакующего полузащитника. Сам бьет по воротам редко, но хорошо раздает голевые пасы. Умеет выдавать передачи, совершенно неожиданные для соперника. Ему прямо-таки необходимы созидание, пасы и длинный пас, иначе толк от него будет уж очень небольшой.
Winger — игрок с таким стилем игры прямо-таки рожден для того, чтобы играть на бровке. Здесь он прорывается по краю поля и забрасывает мяч в штрафную, не очень увлекаясь оборонительными действиями. Хотя по-настоящему хороших крайних полузащитников не так уж много даже в мировом футболе. Из самых ярких игроков можно назвать Бэкхема и Жиркова, хотя здесь они почему-то не считаются игроками бровки. Первейшее умение для них — навесы. Хотя длинный пас тоже не помешает, чаще всего отправлять мяч надо очень далеко.
Нападающие
Holds Up — бестолковый вариант нападающего, который будет держать мяч, пока не прибегут партнеры по команде. И кому нужен такой тормоз? Ведь весь смысл атаки в том, чтобы прорвать позиции соперника, не дав ему времени организовать оборону…
Pulls Wide — чаще всего играет, как крайний нападающий, пытаясь прорваться по флангу и навесив в штрафную. Аналогичен winger у полузащитников.
Penalty Box — самое то для игрока, обозначаемого как striker. Не очень увлекается черновой работой, практически постоянно находится поблизости от штрафной соперника. Но зато отлично чувствует голевой момент и, как результат, много забивает. Естественно, самый главный навык для него — завершение.
Runs Channels — основная особенность этого игрока в том, что он постоянно играет на грани оффсайда, пытаясь получить мяч и сразу же оторваться от защитников, оставаясь один на один с вратарем. Получив мяч, ни за что его не отдаст. А без ускорения и скорости такие трюки не проделаешь…
Target Man — игрок, на которого играет вся команда. Ему отдают мяч и он забивает. Например, Роналдо в сборной Бразилии или Веретенников в «Роторе» в лучшие годы команды. Честно говоря, для него подойдут любые навыки нападающего, это полный универсал. Мяч отдавать не будет, сам забьет.
Черты характера
Кроме основных стилей игры есть еще черты характера или даже, скорее, дополнительные способности, которые характеризуют некоторые малоизвестные возможности игрока. Причем, в отличие от стилей игры, таких способностей может быть (и будет) несколько. Разумеется, как хороших и нужных, так и вредных.
Adaptability — возможность быстро приспособиться к новому клубу.
Ambition — желание игрока играть в серьезном клубе. Если вы взялись тренировать «Манчестер Юнайтед», то такая черта у присмотренного в другом клубе игрока вам только на руку. Если же тренируете клуб из низших лиг — даже и не надейтесь, что он к вам пойдет.
Attitude to Win — этот игрок сделает все для победы, выложится без остатка.
Complacency — ему желательно постоянно играть, у таких игроков сильно портится настроение, если тренер им не доверяет.
Driven Free-Kicks — бьет штрафные на силу.
Fans Favourite — соответственно, человек, которого очень любят болельщики команды.
Hard Man — часто нарушает правила, пытаясь отнять мяч у соперника.
High Club Identification — игрок очень предан клубу и постарается подольше играть за него.
High Training Work Rate — игрок активен на тренировках и чаще других повышает свои характеристики.
Inflexibility — игрок способен играть только на одной конкретной позиции.
Introvert — игрок-одиночка, чаще всего будет держать мяч вплоть до потери.
Language Genius — полиглот, легко изучающий языки. Что полезно, если игрок иностранец.
Lazy — показывает посредственные результаты на тренировках, оставляя всю энергию для игры.
Long Throws — игрок отлично вбрасывает мячи из-за боковой.
Low Club Identification — игрок обожает менять клубы, лояльности от него вы не дождетесь.
Media Darling — любимчик прессы, который часто дает интервью.
Nerves of Steel — хорошо контролирует себя во время игры.
Professionalism — этого парня не надо к чему-то принуждать, он и в обычной жизни будет следить за собой. Ну а уж в спорте он будет относиться к своим обязанностям с полной ответственностью.
Scandal Phone — игрок, имеющий плохую репутацию благодаря постоянным скандалам. Играл бы сейчас Пол Гаскойн — был бы лучшей иллюстрацией к этой черте.
Spotrsmanship — следует принципам честной игры.
Temperamental — игрок, способный сорваться и сфолить, когда ошибется (все помнят плевок Бэкхема на чемпионате мира?). Что часто может быть наказано не только желтой, но и красной карточкой.
Weak Nerves — игрок, слабо контролирующий себя во время игры. Плохой выбор для команды.
Натренировать звезд
Начнем с того, что навыков много, а игрокам важны далеко не все. Надо только знать, какие нужны для каких классов игроков. И именно их и поднимать. Благо есть некоторая зависимость навыков от возраста и необходимости для класса. Так, качать защитнику «завершение» — зря тратить время. А вот ориентироваться на позицию игрока на поле совсем не лишне. Поэтому с позиций и начнем. Учтите, что здесь перечисляются только самые важные навыки для конкретных позиций. И это не избавляет от изучения смежных (в пределах разумного). Но совершенно далекие навыки изучать, разумеется, не стоит.
Но для начала — основное правило раскачки. Для игрока 15 лет максимумом считается 50-70 очков в каком-либо навыке, 20 лет — 80-100, 25 — 90-100, зато в 30 — всего 90, 35 — 70-80, а 40 — 60-70. Лет с 28 навыки практически только падают, и то, что не успели прокачать раньше, теперь уже прокачать невозможно. Чем меньше навык, тем быстрее он изучается. Но прокачать больше потенциального все же можно. Хотя скорость прокачки резко снизится. И, наоборот, она повысится в полтора раза, если навык на 20 очков меньше, чем мог бы быть у игрока этого возраста. Навык снижается, если способности игрока резко превышают максимально допустимые для его возраста и при травмах (от 2 недель).
Итак, игроки. Начнем с голкипера. Тут особых предпочтений нет. Ловить или отбивать. Да и не дадут вратарю качать какие-нибудь силу и выносливость. Вратарь должен отбивать мяч, чем ему и приходится заниматься. А вот следующим от ворот обычно идет чистильщик (SW). Его задача — страховать действия центральных защитников. Разумеется, для него первейшие навыки — игра головой, опека, отбор, ускорение и прыгучесть, ведь он играет пред самыми воротами.
Чуть дальше от ворот идут центральные защитники (CD), один или несколько. На них и ложится основная задача по отбору мяча у противника. Следовательно и владеть они должны такими навыками, чтобы справляться с этими заданиями — отбор, опека, игра головой, сила и прыгучесть.
Сбоку от центральных защитников находятся правые/левые защитники (RB/LB), которые пресекают прорывы с флангов и подстраховывают тех, кто в центре. Для них, кроме опеки и отбора, важны скорость и ускорение — мяч редко идет прямо на них, приходится погоняться за ним. Кроме того, на фланги никто не вбрасывает мяч, его как раз вбрасывают оттуда.
Крайние защитники (LWB/RWB) — специальность весьма редкая и эти парни фактически не занимаются защитой. Да, они могут отобрать мяч, но тут же кинутся с ним к штрафной противника, дабы навесить мяч подбежавшему нападающему. Поэтому и приоритеты для них несколько другие — забегания, ускорение, скорость, работоспособность. Также не лишними для них будут навесы и отбор.
Есть специальность «переднего защитника» (ANC) , человека, чуть выдвинутого по центру относительно центральных защитников. Фактически, он отвечает за связь защиты с полузащитой и основной набор его способностей лежит в сфере пасов — пасы, длинные пасы, отбор, опека. Также стоит поучить игру головой, ускорение и скорость (все же играет он около штрафной). Но позиция эта несколько искусственная и игроков на не в игре нет. Разве что вы сами выдвинете вперед центрального защитника или сдвинете назад полузащитника защитного плана.
Полузащитник защитного плана (DM) обычно играет довольно близко к штрафной, в защитных схемах их может быть и несколько. По набору навыков он дублирует «переднего защитника», отличаясь от него только необходимостью способности работоспособность (все же надо отходить от штрафной и выполнять некоторый объем работы впереди).
Центральный полузащитник (CM) — часто основной человек в команде, который выполняет самые различные задания. С этой позиции чаще всего и играют плеймейкеры и дрибблеры, благо есть простор и возможность двигаться куда угодно. Для них характерны техника, созидание, пасы и длинные пасы. Что характерно, при многих расстановках центральных полузащитников в составе вообще может и не быть, они прекрасно подменяются полузащитниками атакующего и защитного планов, которые тоже играют по центру. Кстати, если вы все же завели в команде какого-нибудь кудесника мяча, типа того же Карвальо (ЦСКА), то, поместив его в центр, не забудьте этот самый центр прикрыть еще кем-то. А то ведь заиграется и убежит…
Атакующий полузащитник (AM) — игрок, который находится на самых подступах к штрафной. Он и забить запросто может, если больше некому. Но чаще прорвется и отдаст пас нападающим. Действует опять же в центре. Приветствуются способности обводка, техника, созидание, контроль мяча, забегания, скорость, ускорение. Чуть менее — чутье, пасы, завершение.
Боковые полузащитники (LM/RM) — это чаще всего подносчики снарядов. Классные игроки этого плана только этим и занимаются, зарабатывая тем самым часто куда более приличные деньги, чем нападающие своими голами. Правда, для этого и пасов надо отдавать очень много. Разумеется, самые главные навыки для них — навесы, скорость и ускорение. Чуть менее нужны обводка, техника, работоспособность и всевозможные пасы.
Крайние нападающие (LW/RW) занимаются практически тем же, что и боковые защитники. Но их уже странно ограничивать столь узкими рамками, потому как они все же нападающие. Поэтому в навыки первой группы у них входят также контроль мяча и забегания. Также им неплохо бы обладать чутьем, чтобы почаще забивать.
Центрфорварды (CF) — типичные и наиболее универсальные нападающие. Они выполняют свою работу на границе штрафной, могут сами в нее ворваться и самостоятельно сделать гол. Играют в очень разнообразный футбол и трудно представить универсального центрфорварда. Для них необходимы сила удара, дальние удары, игра головой, завершение, контроль мяча, ускорение. Ввиду того, что выполняют большой объем работы и многое делают сами, желательны обводка, техника и работоспособность.
«Забивала» (ST) , от же Striker , чаще всего не делает гол сам, а получает мяч от кого-то и забивает. Поэтому он обитает в штрафной или очень близко от нее, надеясь на прорывы через линию защитников, пытающихся сделать оффсайд. Следовательно, он уделяет больше внимания силе удара, завершению, ускорению, скорости и забеганиям. Хотя ему совсем не помешают остальные навыки приличного форварда.
Итак, наконец, все особенности того, чему можно научить ваших подопечных, все-таки изучены. Тем не менее, тренировки лучше доверить компьютеру. Он сам замечательно распределит их по году и будет придерживаться того, что лучше делать в определенный момент времени. Надо только будет несколько поправить его расстановки (в тренировках это возможно), уделив некоторое внимание улучшению умений футболистов. Иначе на тренировках по умолчанию добрый компьютер забывает о том, что спортсмены должны совершенствоваться, вкладывая все в улучшение физической подготовки и восстановление после матчей. Это, конечно, дело нужное, но вы рискуете разориться, покупая новых футболистов. Да и здесь нормальных игроков обычно не продают, стараясь сохранить их в команде. В остальном же стараемся тренировать футболистам необходимые навыки и они помогут вам выигрывать и в дальнейшем.
Если увлечетесь тренировками и будете планировать их самостоятельно — не забывайте о том, что футболистам надо повышать форму. По крайней мере, на предсезонной подготовке именно этим и надо заниматься, а затем повторять подобные тренировки хотя бы раз в три недели. Иначе очень скоро ваша команда окажется самой хилой среди всех и будет проигрывать матч за матчем.
Кстати, не забывайте и о командной тактике. Мало того, что ваши игроки умеют хорошо играть сами по себе, нужно, чтобы они играли, как команда. Может иметь смысл пожертвовать на некоторое время личными характеристиками игроков, но значительно вложиться в их сыгранность, как команды. Зато потом вы будете пожинать плоды своих усилий, а заодно уж растить и местных Марадон.
Денежные потоки
Откуда здесь берутся деньги? Во-первых, это спонсоры. Например, одного из них надо выбрать уже в самом начале игры. Самое главное при этом — правильно расставить приоритеты в том, как вы собираетесь играть. Если вы все равно не выиграете кубок, то зачем обращать внимание на большие призовые за каждый его раунд?
Во-вторых, это рекламные плакаты. Это немного, но всегда можно поторговаться. К сожалению, усиленную торговлю многие выдерживают только один раз. Но так больше и не надо — поторговались по полной и подписали.
В-третьих, это продажа всяких мелочей фанатам. Занятие скучное и неинтересное, поэтому здесь оно автоматизировано и нам лишь изредка сообщают, что такой-то игрок стал лидером по продажам футболок с его номером.
В-четвертых, это продажи билетов. Вот на это надо бы всячески напирать, потому как большую часть денег большинству клубов приносят именно люди, приходящие смотреть игру. Потому что на большие призы от побед надеяться не стоит. Вот для них, родимых и стоит расстараться и зайти на закладку, отвечающую за постройки на стадионе. Дело в том, что стадионы-то отличаются друг от друга. А вот дополнительные постройки всегда в одном и том же наборе. А между тем всякие там информационные стенды, отели, стоянки для автомобилей понемножку поднимают популярность клуба в среде фанатов. Следовательно — их больше приходит на стадион и они приносят прибыль. Также полезно проводить всевозможные мероприятия по общению с болельщиками, но отныне это счастье у нас отобрано. Что делать? Так нанять деятеля по общению с болельщиками. Он и раздачу автографов организует, и поездки любителей футбола на матчи. Да и вообще всячески будет поднимать популярность родного клуба.
Наконец, для особо сильных клубов не лишним будет такой источник дохода, как премиальные за победы. К примеру, за Суперкубок Европы полагается ни много, ни мало, а 4 миллиона фунтов стерлингов. Нет, конечно, это не те деньги, которые легко и непринужденно вываливались ведущими российскими клубами в прошлом году, но несколько приличных игроков купить можно. Есть еще поступления от телевидения, но они довольно невелики на фоне остального. Хотя в некоторых лигах это могут быть более, чем реальные деньги.
Ну а с тратами все куда проще — надо покупать игроков и платить им, платить основному персоналу (всевозможных уборщиков, поливальщиков стадиона и тому подобную мелочь никто не считает и им зарплата выдается оптом), строить стадион и служебные постройки, а также призовые деньги по контрактам за различные действия игроков. Разобраться тут несложно, тем более, что в финансовых разделах нам постоянно напоминают, сколько осталось денег на те или иные статьи бюджета.
Вот тут самое время сказать, что нам наконец-то намекнули на то, что менеджер клуба отнюдь не всемогущ и всеведущ. Нет, разумеется, такие робкие попытки пытались сделать и ранее, но только сейчас вопрос был поставлен ребром. В качестве примера можно привести все те же несчастных фанатов, которым теперь не с кем будет пообщаться, если вы не заведете специального помощника. Поэтому начинать работу с клубом нужно не с поиска новых игроков, которые станут звездами и возведут клуб на вершину футбольного олимпа, а с подписания контрактов со всеми возможными типами специалистов. Особенно с директором по менеджменту, который сам отыщет всех тех, кто прошел мимо вашего внимания. Надо только зайти на страничку Club\Assign Tasks и поставить галочку в соответствующую графу. Тем более, что этот паренек сделает вам все несколько дешевле. Только одного не позволяйте этим трудолюбивым товарищам — обновлять контракты. Они ж ни в коем случае не пойдут к вам за подписью по поводу того или иного игрока. Они просто переподпишут всех, кто есть в клубе. В том числе и больных и безногих инвалидов, которым давно пора на покой. Нет, зарплата инвалидам будет совершенно справедливой и не разорит вас. Но попробуйте потом их выгнать!
Наконец, печальная песня о том, как подписываются игроки. Дело в том, что в современном футболе нет тех, кто не продается. Не то, чтобы совсем нет, есть сверхигроки типа Джеррарда, которого клуб всеми силами постарается удержать. Но вот захотел «Манчестер Юнайтед» купить Руни — и клубы со временем договорились. Здесь же, как ни пыжься, но к просмотру моментально предложат только толпу усталых ветеранов и кучку ничего не умеющих молодых игроков. Еще хуже, если вы обитаете в низших лигах — тут даже игроки из команд, вольготно расположившихся в подвале турнирной таблицы, ясно дадут вам понять, что хотели бы найти себе команду дивизионом повыше. Однако! На скаутов вообще надежды нет — они подходят только для расширенного поиска. Ибо их поиски по лигам приводят лишь к очередным огорчениям с тем, что всех замечательных молодых людей, которых они накопали, купить невозможно. На них можно только посмотреть и сравнить со своими обалдуями. Хотя данные по разведанным игрокам действительно более, чем полезные. Что же тогда можно сделать с тем, на что мы имеем право посягнуть?
Во-первых, во время предсезонной подготовки мы можем пригласить игроков на просмотр и там тренеры помогут нам выбрать по-настоящему сильного игрока. Во-вторых, можно через агента уточнить реальную стоимость игрока и уже из нее и исходить во время непосредственно покупки игрока.
Но если игрок вдруг понадобился вам по ходу сезона, то лучше всего исходить из конкретной позиции, на которую он понадобился. Идем на трансферный рынок и ищем игрока с нужным нам стилем игры. Разумеется, задав характеристики типа возраста и места поиска. Учтите, что по умолчанию (даже при выставленной категории all) поиск идет только в родном чемпионате и в некоторых местах вокруг, логика выбора этих самых мест не ясна. Поэтому будет не лишним поискать по конкретным регионам, типа Центральной и северной Европы или Южной Америки. Зато выбор будет больше. Тех, напротив кого не помещена гордая надпись, что они не продаются, помещаем в список игроков (разумеется, подходящих нам по стоимости) и так набираем некоторый состав претендентов. Затем смотрим характеристики выбранных футболистов и засылаем агента (agent inquiry) к самым интересным, чтобы он оценил характеристики наших потенциальных новобранцев. Очень полезным будет также сравнение характеристик выбранных игроков (compare with) с тем игроком из вашей команды, на чье место претендует новичок. Очень полезные в данном случае диаграммы быстро покажут, насколько пополнение превосходит бывалых ветеранов. Если же наоборот, то и незачем вообще суетиться с выбранным вами игроком. А уже выбранный игрок наверняка должен проходить в состав.
И еще одна меленькая хитрость по поводу покупки игроков. Дело в том, что покупать и продавать их можно круглый год, но поступать в ваше распоряжение они будет только во время трансферных окон. вне этих окон контракт как бы считается, но иной раз можно ждать по полгода, пока в нашем тренировочном лагере появится долгожданная покупка. За это время «товар» может «попортиться», получив травму и окажется нам не нужным. Вот для того, чтобы такого не происходило, надо начинать свою деятельность на трансферном рынке сразу же, как только объявят о скором открытии очередного трансферного окна. И постарайтесь заключить контракт до закрытия рынка.
Немножко не о главном
Перед самым вкусным блюдом — матчами — немножко отвлечемся и поговорим о прочих особенностях игры.
Первая из них в том, что вся статистика хитро вынесена на внутриигровой сайт (справа внизу на основном экране). Причем там не только можно узнать, как сыграли те или иные команды и какое положение в турнирной таблице чемпионата Италии. Там можно даже проголосовать за то, кто победит в вашем чемпионате и увидеть окончательные результаты голосования. Также тут можно раскопать кучу всевозможного полезного и бесполезного. Например, среднюю посещаемость стадионов по лиге, статистику физической подготовки команд и так далее. Нельзя сказать, что там стоит бывать постоянно, но иногда некоторые вещи можно найти только на этом сайте.
Странно реализованы резервные команды. Вроде бы они есть и тем не менее, они не играют. Что удивительно, учитывая то, что как раз в России-то у них есть свой чемпионат, где команды выступают и даже получают свои награды по итогам сезона. Вообще резервный чемпионат полезен тем, что помогает поддерживать форму игроков, не проходящих в основной состав. Но для этого надо играть где-нибудь в чемпионате Англии. Тогда у ваших бойцов не будет падать форма из-за того, что они просиживают скамейки. Ведь сначала форма набирается тренировками, а потом держится только за счет проведенных игр. А всем места на площадке не обеспечишь…
Общение с прессой в игре было и раньше. Но теперь с ней предлагается общаться постоянно. Это не значит, что вы прямо-таки обязаны постоянно отвечать на вопросы. Но ответ после матча или лишний визит в пресс-центр в свободное время только поднимут ваш рейтинг в глазах журналистов, а через них и у болельщиков. Так что хотя бы иногда отвечайте на заданные вопросы.
Ну и не очень понятен уровень менеджера. Вроде бы растем после приобретения очередных трофеев и выполнения задач на сезон. А вот к чему это все? Очков-то на повышение наших характеристик никто так и не дает. А жаль.
Победить в матче. И не только
И — переходим к водным процедурам. То есть, наконец начинаем рассматривать матчи.
Начинаются матчи отнюдь не в момент матча, за некоторое время перед ним. Ведь надо подготовить расстановку игроков на матч, дать им конкретные указания (если вы пользуетесь этим). Несколько помогают всевозможные резервные тренеры и ассистенты менеджера, которые предлагают свои варианты расстановки игроков на матч (до 4, в зависимости от количества этого народа в команде). Обычно реальных игровых схем не более 2, просто меняются игроки, которым оказывают доверие те или иные ваши помощники. Для их использования надо выйти на лист первой команды и там выбрать одного из помощников и спросить его о выбранной им расстановке на матч (а можно посмотреть варианты всех четырех). Впрочем, эти схемы можно поправить и дополнить — уж очень часто наши помощники тянут народ из глубокого резерва, оставляя за бортом полных сил и набравшихся опыта ветеранов.
Играть можно в трех вариантах — в трехмерном, в текстовом и ускоренном. Вот с простейшего и начнем. Ускоренный вариант хорош тем, что мы быстро получаем результат матча. Но все управление игрой сводится к возможности поправить расстановку и сделать замены в перерыве. В остальное время нам можно будет только смотреть на меняющиеся цифры счета. Для игры в этом варианте просто необходимо разрешить своим помощникам делать тактические замены. Иначе, стоит вашим игрокам нахватать желтых карточек — и кто-нибудь из них обязательно уйдет с поля. И всего-то из-за того, что его вовремя не заменили.
В любом из режимов можно воздействовать на моральный уровень игроков. Хотя, если он и так на высшем уровне, то смысла в этом нет. Хотя эта возможность была и раньше, но теперь мы не ограничены 10 минутами на все. Можно сказать и общую речь без разделения на отдельных игроков, а потом продолжить вдохновлять тех, до кого сразу не дошло. Предпочтительнее игроков хвалить или вдохновлять. Как ни странно, но после того, как вы их поругаете, боевой дух команды падает на дно Ниагарской впадины и прячется там навсегда. Понятно, что такой результат нам не нужен, поэтому хвалим команду, если все и так идет хорошо и вдохновляем на подвиги, если это нужно.
Возможности текстового режима куда шире. Хотя бы из-за того, что в нем можно посмотреть всю статистику матча и держать весь матч под контролем, изменяя расстановку игроков на поле и делая замены в тот момент, когда этого захочется нам, а не когда появится такая возможность. Но и это не все, что мы можем сделать со своей командой. В текстовом режиме появляются командные крики, которых может быть одновременно до 3. Например, добившись преимущества, можно скомандовать отойти всем в защиту. И пусть тогда соперник пытается проломить нашу оборону, а мы создадим вторую команду, согласно которой наши игроки будут давать длинные пасы вперед. И рано или поздно один из таких пасов проскочит оборону и будет забит гол. Команды сгруппированы так, что не противоречат друг другу — похожие по действию находятся в одних и тех же группах и одновременно может быть подана только одна команда. Впрочем, сохранилась шутка с приказами и из предыдущих игр серии, состоящая в том, что периодически на поле возникает острая ситуация и вам, как тренеру, предлагают решить, как же ее продолжить — например, отдать пас, ударить по воротам или начать обводку. Надо сказать, что это самое бесполезное из всех действий, поскольку лично я редко видел какие-то результаты от моих вмешательств. Впрочем, можно не обращать на это внимания, поскольку такая надпись держится недолго и, если вы ее проспите, то компьютер сам выберет вариант действий для игрока. Да, иногда возникают подобные ситуации и с тренером. Помните, что разогнутый средний палец в ответ на грубый оклик болельщика соперников (да, такие варианты тоже бывают) может привести к штрафам и дисквалификации.
Чем же интересен трехмерный режим? В нем нет команд от тренера, но в нем работает такая штука, как МАТ. Это новый анализатор происходящего на поле, появившийся именно в FIFA Manager 2006. Именно он и стимулирует нас играть как можно больше матчей в трехмерном режиме ввиду того, что не только сохраняет матчи, позволяя в любой момент пересмотреть их и найти все ошибки, как игроков, так и собственные. МАТ суммирует всю информацию за сезон, позволяя делать выводы по тому, насколько хорошо играет тот или иной игрок, насколько удачно вы используете его на конкретных позициях. Изучить можно все — от количества ударов по воротам до направления этих самых ударов. В соответствии с этим можно поправить свои указания игроку и затем наблюдать увеличение эффективности отдачи от него.
Еще лучше, еще… Нет, не больше, реалистичнее. Да, это про FIFA Manager 06. Что еще надо для счастья человеку, мечтающему о славе Алекса Фергюсона?
Свет мой, зеркальце, скажи…
В стане футбольных менеджеров всегда было много игр. Но какие-то были совершенно проходными, наподобие Football World Manager 2000, а кто-то состязался исключительно за победу в очередном году. С некоторых пор основная борьба идет между Football Manager и, теперь уже FIFA Manager. Кто же из них сильнее?
Football Маnager всегда отличался повышенной любовью к цифрам и реалистичностью. В нем не было конкретных рейтингов, а был только набор характеристик. Исходя из этого набора и было рекомендовано приобретать игроков на конкретные позиции. Игра не торопилась сама и не торопила нас — для того, чтобы изучить весь завал характеристик, понадобится немало времени. В этом году статистика стала еще шире — теперь можно изучать и судей, их статистика тоже ведется и выдается по первому требованию. Подкупать их еще не предлагается, но имеет смысл сделать настройки своих игроков помягче, если данный судья с большой любовью относится к раздаче карточек. Минусов у этого менеджера всего 2 — при всем богатстве цифр довольно аскетичен интерфейс и, кроме проведения игр и покупки/продаже игроков мы больше ничего по большому счету и не имеем.
FIFA Manager в этом году здорово поправил свои позиции в отношении собранной статистики. И теперь тоже многое может. До судей руки еще не дошли, но, как мне кажется, если уж в Electronic Arts дойдут до них руки, то матчи можно будет запросто покупать. Но немножко уступая в этом плане, FIFA берет свое в конкурсе красот и многообразия — здесь менеджер занимается по-настоящему многими делами. Вплоть до того, что можно отдать управление играми резервному тренеру, а самому активно заняться селекцией. Ну или стадиончики с газетными ларьками строить.
Выбор? Какое же это тяжелое слово… Эти игры стоят практически на одной ступеньке лестницы к совершенству и фанаты каждой выберут именно свою. И это хорошо, конкуренция двигает прогресс. Хотя именно FIFA, на мой взгляд, хотя бы на полмиллиметрика выдвинулся дальше…