New Super Mario Bros. 2
Эта статья была опубликована в октябрьском номере «Игромании». В качестве приятного подарка читателям мы выкладываем ее на сайт вскоре после выхода журнала.
Время от времени на сайте будут появляться досрочно и другие материалы из печатной «Игромании». Когда и какие – этого мы вам не скажем. Следите за анонсами и публикациями.
В продажах игр про Марио есть закономерность: тиражи 2D-частей обходят трехмерные в несколько раз, и это при том, что последние гораздо изобретательнее. Никакие эксперименты с гравитацией, переходы из одного измерения в другое и открытые для исследования миры большинству игроков не нужны — многим с головой хватает элементарного «Марио», каким он был на NES. Судя по тому, что в этом году 2D-Марио выходит и на 3DS, и на Wii U, в Nintendo это хорошо понимают. Но порой подзабывают, что, совсем не меняясь, Марио рискует потерять самое дорогое, что у него есть, — репутацию.
Золотая лихорадка
Усатый водопроводчик не изменяет своим подтяжкам, кепке и привычкам. Как всегда, у него из-под носа похищают принцессу Пич, как всегда, он прыгает на всех, кто встает на его пути. А в New Super Mario Bros. 2 еще и перенимает повадки скряги Скруджа Макдака. Ключевое слово, которым можно описать всю игру, — золото.
Золото сыпется отовсюду — из вопросительных знаков, из труб, из воздуха и даже из головы Марио (иногда на ней застревает сверкающий блок, из которого непрерывно падают монетки). Если подобрать определенный пауэрап, итальянец сам покрывается золотом и начинает стрелять огненными шарами, которые превращают кирпичные блоки в монетки. В игре даже появились комбо: пущенная по уровню ракушка не только оставляет за собой «золотой» след, но и приумножает число полученных очков с каждым сбитым врагом.
► «Передозировка золотом» вполне может стать новым диагнозом для миллионов игроков, уже купивших игру.
Высшая точка всей этой лихорадки — режим Gold Rush, в котором требуется с одной жизнью пройти три случайных уровня, собрав как можно больше монеток. Благодаря ему к игре можно возвращаться вновь и вновь, что, безусловно, замечательно, но… все же затея с золотом не выглядит основательной. Такое чувство, что ее прикрутили к игре в самый последний момент. Прежде всего — ничем не мотивированный сбор монеток противоречит идее игры, всегда поощрявшей скоростное прохождение уровней. Более того, он разрушает баланс. Как знает любой первоклассник, в «Марио» сто монеток равняются одной жизни, а когда игра скармливает их вам десятками, game over становится чем-то невероятным. Из-за этого NSMB2 теряет очень важный нерв, который был в старых частях. Далее — по каждому уровню ведется статистика, но сравнить свои результаты с мировыми почему-то нельзя; Nintendo беспокоится, что казуалов расстроят рекорды старых поклонников Марио или что? Помериться достижениями можно только с находящимися в непосредственной близости владельцами 3DS через систему StreetPass, что, сами понимаете, для России не очень актуально.
Собака Павлова. Nintendo эксплуатирует наши инстинкты
Далеко не все знают, что Марио собирает монетки не просто так. Еще в восьмидесятых дизайнеры Nintendo поняли, что мелочами пренебрегать нельзя. Золото — универсальная ценность, привлекающая человека на подсознательном уровне, мы даже не задумываемся над тем, какое удовольствие нам приносит вид и звон монет. Именно поэтому Марио собирает в первую очередь не грибы, цветочки или что-то еще, а именно золото. В свое время это поняла и SEGA, пытаясь повторить успех Марио. Первый символ компании, Алекс Кидд, собирал деньги, а его титулованный наследник Соник — золотые кольца. В эру 3D-платформеров тенденция практически сошла на нет. Тот же Крэш Бандикут собирал яблоки, хотя многие шли на компромисс: Гекс коллекционировал позолоченных мух, а Банджо — ноты из драгоценных металлов.
Золотое сечение
Нововведения работают не так, как хотелось бы, но это и не важно — NSMB2 остается замечательным платформером. Ни в одной игре жанра нет такого точного управления, такого правильного отклика на нажатие кнопки прыжка, нигде так здорово не проработаны физика и простейшая акробатика. В NSMB2 получаешь огромное удовольствие от геймплея и визуального юмора вроде пританцовывающих в такт музыке черепах и летающего толстяка с хвостом енота. Именно за подход к дизайну «Марио» любят даже те, кому видеоигры безразличны.
Кому-то уровни нового NSMB2 покажутся недостаточно изобретательными, но это только если сравнивать с лучшими частями серии. Заскучать (гипотетически) могут лишь те, кто играл почти во все платформеры с Марио. Уровней по-прежнему много, на них полно секретных ходов и лазеек, а чтобы собрать на каждом три большие бонусные монеты, придется сильно напрячься.
► Гигантский Марио, переехавший сюда из NSMB для DS, восторга больше не вызывает.
В игре девять миров, три из которых открываются через бонусные уровни, на которых Марио выступает в качестве пушечного снаряда, а после выстрела бежит до конца, не останавливаясь. Проход к этим пушкам открывается через альтернативные выходы на обычных уровнях, которые довольно непросто отыскать. При желании игру можно без проблем пробежать за несколько часов, но куда интереснее собрать и открыть все бонусы. Только за миллионом монеток охотиться не стоит — в качестве награды в главном меню на экране заставки появится золотой Марио и… все. Согласитесь, не густо.
Золотой стандарт
[[BULLET]] Скоростные секретные уровни чем-то напоминают забеги из Rayman Origins.
Технически NSMB2 выглядит почти на уровне первой части для DS, которая вышла аж шесть лет назад. Спасает разве что 3D-эффект: задники на уровнях отодвигаются и «замыливаются», создавая реалистичный эффект глубины резкости. Но арт-дирекшен остался таким же блеклым. Признаться, 2D-игры с Марио в одинаковом стиле просто надоели. Понятно, что ни один эксперимент не стоит потери 20-25 миллионов человек, которых необычный внешний вид отпугнет, но то, что можно увидеть в NSMB2, — не соблюдение устоев, а стагнация.
А вот неменяющийся аудиодизайн, наоборот, решение очень правильное. Nintendo лишь поменяла заглавную композицию, добавив в нее вокал, — получилось довольно мило и забавно.
► Nintendo принципиально отказывается от онлайнового кооператива, а найти время и еще одного владельца 3DS с игрой не так-то просто.
* * *
Оставаясь прекрасным платформером, NSMB2 не выдерживает конкуренции внутри серии. Пауэрапы, горы золота, кооперативный режим, который делит с кампанией одни уровни, отдаленная перспектива хороших DLC — всего этого слишком мало, чтобы назвать New Super Mario Bros. 2 по-настоящему новой. В остальном это стопроцентное возвращение в детство — винить Nintendo в том, что она пользуется своим же наследием, было бы глупо. Но все-таки в New Super Mario Bros. U хочется увидеть не только HD-графику, но и парочку свежих идей.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Геймплей: 8
Графика: 5
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 10
Дождались? Двухмерный «Марио» зашел в творческий тупик. В новой игре нет и десятой доли фантазии, задействованной в 3D Land, но это по-прежнему отличный платформер.
Рейтинг «Мании»: 7,5
«Хорошо»