FTL: Faster Than Light
Чем больше в играх становится полигонов, тем меньше работы остается нашему воображению. Современные игры блещут почти фотореалистичной графикой, постановка кат-сцен уже ни в чем не уступает голливудской, а персонажи говорят голосами знаменитостей. Что-то додумывать или домысливать уже не надо — все сделано за вас. От этого иногда хочется впасть в тягучую ностальгию и вспомнить те времена, когда сухие строчки текста и горстки пикселей приходилось усилием мысли превращать в настоящее приключение.
В этом смысле FTL — привет из прошлого. Страшненькие кораблики, кривобокие человечки и угловатые буковки здесь волшебным образом превращаются в многотонные эсминцы и живой экипаж со своей собственной космической одиссеей.
В бесконечность и далее
FTL: Faster Than Light — это чистое, как слеза, инди. На лицо ужасное, но бесконечно прекрасное внутри. Не открыв ничего принципиально нового, эта игра тем не менее может с полным правом претендовать на звание одного из лучших космических приключений в индустрии. Хотя бы потому, что каждый ваш звездный путь будет не похож на предыдущий.
В FTL ровно две точки-константы. Первая — завязка. Вы — капитан космического корабля условно хорошей Федерации, в руки которому попала критически важная информация, ее нужно как можно быстрее доставить в штаб. Чтобы жизнь медом не казалась, по пятам за вами следует армада повстанцев, которые очень не хотят, чтобы курьерская миссия завершилась удачно, — так что в ваших же интересах рвать когти и лететь через всю галактику к своей цели. Вторая постоянная точка — финальное сражение с боссом, эсминцем мятежников. Собственно, все. То, как будет проходить ваше путешествие из точки А в точку Б, одному лишь богу известно.
[[BULLET]] Истребитель повстанцев вырубил наши двигатели и теперь неспешно расстреливает корабль. Единственный шанс выжить — быстренько привести машинное отделение в божеский вид и рвануть на сверхсветовой скорости куда-нибудь подальше.
Faster Than Light почти целиком держится на генераторе случайных чисел. Это на редкость увлекательная помесь rogue-RPG и симулятора Жан-Люка Пикарда из «Звездного пути». Каждый скачок от системы к системе воспринимаешь ровно с тем же волнением и трепетом, что и во время открытия какого-нибудь очень редкого сундука в Diablo 3. Разработчики без передышки играют с вами в русскую рулетку. Например, на том конце туманности вам могут повстречаться дружелюбные инопланетяне, которые за вознаграждение предложат экипажу принять участие в эксперименте. Или пираты, готовые дать взятку, лишь бы вы только не строили из себя героя и не вмешивались в дела романтиков с большой дороги. Или спасательная капсула с выжившим из ума пилотом, который взорвет ваше машинное отделение. Или…
Капитанами не рождаются
И таких вот «или» здесь великое множество. Вы сами ищете себе проблемы. С одной стороны, постоянно подстегивает азарт, любопытство и желание собрать больше здешнего лута, будь то оружие, металлолом, чертежи дроидов, экипаж, боеприпасы, перки и так далее. С другой — вы постоянно бежите от преследователей и порой вынуждены принимать сложные решения: где-то придется сократить путь через поле астероидов, где-то пролететь мимо магазина, а где-то продать в рабство бортового медика, обменяв его на топливо…
[[BULLET]] По закону подлости магазины попадаются исключительно тогда, когда в кармане шиш с маслом.
В среднем одна игровая сессия длится всего час, но это время до того насыщено маленькими событиями и цепляющими за живое поворотами, что хватает с избытком. FTL, словно виртуозный нейрохирург, забирается в вашу черепную коробку и простейшими средствами стимулирует центр воображения. Все как в старых текстовых RPG: трех предложений вполне хватает, чтобы описать маленький эпизод вашего приключения. Постепенно эти эпизоды выстраиваются в персональный road-movie по галактике. FTL — это «Звездные войны», «Звездный путь», «Светлячок», «Звездный крейсер «Галактика», «На краю Вселенной» и LEXX с вами в главной роли.
«У меня плохое предчувствие…»
Вот только в большинстве случаев ваша индивидуальная космоопера будет заканчиваться торжественным вылетом экипажа в открытый космос без скафандра. Для того чтобы получить от FTL настоящее удовольствие, нужно обладать самурайской готовностью к смерти, потому что генератор случайных ситуаций здесь не скупится не только на пряники, но и на звонкие удары кнутом. Умирать придется часто и порой весьма нелепо, а роскоши загрузиться и попробовать пройти ситуацию по-другому не предусмотрено. Но это почему-то не вызывает приступов бешенства. Наоборот, каждое поражение делает вас сильнее и мудрее — впредь будете знать, что не все инопланетяне ставят на людях гуманные опыты, что не всегда следует сломя голову бросаться на помощь мирным кораблям, что не всех пиратов нужно уничтожать на подлете. А учитывая, что игру можно пройти за час, о потерянном прогрессе почти не задумываешься.
[[BULLET]] Мятежники уже буквально наступают на пятки. Чубакка, переходим в гиперпространство, живо!
К тому же почти при каждой новой попытке используется немного другая тактика. FTL — по-хорошему хардкорная и глубокая игра, в которой есть огромное пространство для маневра. Прокачанные технологии, разные виды оружия, уникальные апгрейды и умения экипажа — все эти переменные могут до неузнаваемости изменить прохождение. К концу путешествия из корабля может получиться непробиваемый и неуловимый танк, щиты которого перезаряжаются быстрее, чем вражеские орудия. Или быстрый истребитель, телепортирующий зажигательные бомбы прямо в отсеки неприятеля. Или окруженный стаей дроидов крейсер, берущий противника на абордаж. Таких «или», опять же, здесь тьма-тьмущая.
Наверное, единственная претензия к FTL: Faster Than Light состоит в том, что вселенная игры напрочь лишена своего лица. Она похожа на все космические саги сразу, соткана из архетипов: ионных орудий, инопланетян-ученых, инопланетян-воинов, сверхсветовых прыжков, телепортов и роботов. Как самостоятельная вселенная FTL не стоит ровным счетом ничего, однако это вполне можно простить. Потому что, как ни парадоксально, даже не имея индивидуальности, FTL за первые минуты умудряется стать очень личным приключением, которое в стократ окупает свой более чем божеский ценник в $10.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
9
Графика:
5
Звук и музыка:
8
Интерфейс и управление:
7
Дождались?
Энциклопедический сборник всех потенциальных бед, что только могут случиться с космическим кораблем. По совместительству — прикидывающаяся космосимом rogue-RPG и одна из лучших инди-игр последнего времени.
Рейтинг «Мании»: 8,5
«Отлично»