Последняя воля Шерлока Холмса
ФОРМУЛА ИГРЫ
Последняя воля Шерлока Холмса
60% Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper
15% ненужных головоломок
20% сюжетных страданий
5% внутреннего противоречия
Обычный лондонский вечер. За окном моросит дождь. В тишине гостиной, в креслах у самого камина, сидят двое джентльменов.
— Ватсон, а не скучно ли вам?
— Смертельно, Холмс.
— Так собирайтесь скорее. Берите ваш чемоданчик, блокнот, в который вы столь неловко заносите заметки о наших похождениях, и отправляемся на дело.
— Неужто в Лондоне объявился новый преступник, достойный вашего внимания?
— Нет, мой друг. Пришло время нам самим поиграть с законом. Скажем, помочь опасному преступнику бежать, пристрелить кого-нибудь… да хотя бы просто устроить нешуточный кутеж.
— Холмс, я не верю своим ушам!
— Что поделать, любезный доктор. Такие времена, такие нравы.
«Величайший сыщик в грандиозной схватке со злом…»
После просмотра приуроченного к релизу ролика складывается впечатление, что перед нами не просто квест, а чуть ли не бешено динамичный блокбастер с закрученным сюжетом. Что ж, отдадим должное рекламщикам, они свой хлеб отработали и преподнесли игру с блеском и треском. К сожалению, того же не скажешь о команде разработчиков из Frogwares, зарабатывающих на жизнь как раз похождениями великого британского сыщика.
[[VIDEOID_9978]]
А тот повидал на своем веку немало. И с загадками мумий разобрался, и Ктулху взял на сворку, и с Арсеном Люпеном встречался и даже с Джеком-Потрошителем. Кажется, нас уже ничем не удивить.
Но, как гласит народная мудрость, не зарекайся. На этот раз Холмс действует в родной для себя вселенной (без древних богов и маньяков), однако горячечного бреда тут все равно в избытке. А самое прискорбное в том, что понимаешь это далеко не сразу.
Новая история начинается с того, что пугающей наружности детишки находят на чердаке записки доктора Ватсона. Девчушка начинает читать дневник вслух, и камера переносит нас в роскошные апартаменты, где Холмс и его коллега расследуют дело об исчезновении драгоценного ожерелья.
Местный обучающий режим проходится быстро. Нас тренируют водить мышью в поисках активных точек, переключать камеру между тремя режимами (вид из глаз, вид от третьего лица и классический для квестов взгляд со стороны), а напоследок учат делать логические (по мнению разработчиков, по крайней мере) выводы на основе найденных улик. Быть может, вы читали детективные истории Эдгара Алана По? Тогда должны помнить, что, если человек физически не мог совершить преступление, искать нужно обезьяну. Вот и Холмс, видимо, припомнил о происшествии на улице Морг и без видимых усилий восстановил картину похищения, в которой главная роль отводилась мартышке. После трогательной истории из серии «Эти забавные животные» наши герои отправляются в гости к местному епископу, где и стартует главная сюжетная линия. И вдруг без всякого предупреждения игра начинает отрабатывать рейтинг 17+.
► Резкий переход от историй про обезьянку-воришку к этому немного выбивает из колеи.
Епископа мы застаем в совершенно отвратительном виде — с переломанными пальцами, сожженными ногами, изрезанной скальпелем грудью, ну и, естественно, мертвым. «Черного» натурализма с избытком положили и в кроссовер Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper , так что вскрытие трупа, обезумевшие, поедающие друг друга люди и прочие кровавые прелести совсем не удивляют. А вот Холмса в роли преступника нам еще видеть не доводилось. Великий сыщик не моргнув глазом шантажирует служителей церкви, запугивает детишек, травит посетителей опиумного притона и стреляет в людей. На протяжении всего расследования он утаивает от коллеги найденные улики, и нет ничего удивительного в том, что Ватсон начинает сомневаться в благородстве своего спутника. И мы вместе с ним.
► Ну что, готовы порыться в чужом бельишке?
А у самого Холмса нет никакого интеллектуального превосходства, которое могло бы оправдать внезапно обострившуюся мизантропию, хотя такие разительные перемены требуют объяснений, заставляя игрока, словно пса, идти на поводке у интриги. Но, как говаривал старина Стивен Кинг : « Интрига — инструмент очень мощный. Она как отбойный молоток: стоит переусердствовать, и все развалится на части ». Перед нами как раз такой случай. После расставленных над «i» точек в сюжете остаются дыры, которые не заткнуть даже обломками «Титаника». По большому счету, нам так ничего и не объяснят.
► Знакомьтесь, русские братья-анархисты. У одного нет глаз, у второго — ушей, третьему зашили рот. Жаль, балалайка в кадр не попала.
Смеяться или плакать?
Первые хорошие впечатления от игры довольно скоро начинают портиться. То тут, то там находишь разные нестыковки, курьезные или даже абсурдные вещи. Мини-галерею из таких вот забав мы вам и предлагаем.
Читать далее
Обитатели нищенского квартала Лондона голодают. Бедолага справа битый час копается в отходах в поисках еды, а мальчишка на противоположной стороне улицы все это время безмятежно поедает супчик.
Газетчики сетуют, что из-за возросшей смертности дерево влюбленных скоро срубят. Мертвым, видите ли, не хватает места. Вопрос в другом — неужто молодым парам больше негде увековечить свои чувства, кроме как на кладбищенском дереве?
)
Подсказки к шифру нацарапаны на самой коробке! Будь это наше время, вместо шкатулки была бы банковская карта с написанным на ней PIN-кодом.
)
И тебе «превед», бородатый интернет-мем. Один из братьев-анархистов, оказывается, увлекается резьбой по дереву. А бомбы русские террористы собирают по схеме, нарисованной на фигурке оригами. « Японское оригами со схемой русской бомбы, которую взорвут в Англии. Какой космополитизм! » — восклицает Ватсон. Интересно и другое: если у одного из русских зашит рот, как он умудряется пить водку? Неужто через соломинку?
)
Вот и доктор Ватсон вместе с именитым коллегой удивляются: что на карусели из Silent Hill 3 делает спутниковая антенна?
)
Очень, очень загадочное выражение лица мальчика вводит в ступор. И это только один из связанных с детишками неловких моментов, которые нам удалось запечатлеть.
)
Любите песиков? Разработчики тоже. Даже больше, чем людей, ведь собачка Тоби — самое умное существо во всей игре. В миссии, где нам предстоит влезть в собачью шкуру, четвероногий любимец Холмса не только открывает двери и прыгает по столбикам, но и может смазать проржавевшие механизмы маслом из масленки.
)
«Десятки ревностно хранимых тайн и замысловатых головоломок…»
Примерно до середины сюжет полностью оправдывает себя и заставляет пробираться сквозь изгородь головоломок. Именно пробираться , потому как большинство загадок если не примитивны, то сюжетно никак не обоснованы. А количество закрытых шкатулок с секретами просто обескураживает. Даже у глуповатой секретарши в полицейском участке в запертом личном шкафчике имеется запертая (!) коробочка с головоломкой. Прямо классика — яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в сундуке.
► После этой загадки почти в самом начале игры мы решили переключиться на высшую сложность. ► …впрочем, к середине мы поняли, что это не помогает. ► Не, ну а что, хорошую головоломку не грех и в финале повторить!
Вот лишь несколько примеров лишних телодвижений, которых можно было избежать.
ПРИМЕР №1: В самом начале Холмс обнаруживает в жилище епископа сейф, открыть который должно быть можно гвоздями, лежащими как рядом с сейфом, так и в спальне самого епископа. Но нам не удастся проверить эту теорию, потому что игра их словно бы и не замечает. Ну ладно, возможно, мы заблуждаемся. Решаем несколько головоломок, запугиваем одного товарища до смерти и получаем заветный ключ. И да — это точно такие же чертовы гвозди!
ПРИМЕР №2: В одном из моментов Холмсу предстоит проломить фальшивую стенку. Инструмент для работы в сарае. Почему-то молотки и топор великий сыщик в упор не замечает, зато вот острая прочная лопата без черенка привлекает его внимание. Ищи теперь к ней длинную палку и с помощью отвертки и саморезов собирай конструкцию воедино. Только после этого можно проковырять в стене дырку.
ПРИМЕР №3:. Великий сыщик решает сыграть с раздатчиком супа в кости на фамильные часы Джона Ватсона. Снова пустая трата времени, которую вовсе можно было заменить роликом. Помните отличный покер с костями в «Ведьмаке»? Вот там можно было не только положиться на удачу, но и головой подумать. Холмсу подобные изыски не к лицу. Бросаем один кубик, пока не устанет рука или не выпадет нарисованный на одной из граней Веселый Роджер, и передаем ход раздатчику супа, потеряв все очки. Набираем хоть сколько-нибудь очков, сохраняем в активе, ждем, пока раздатчик супа не даст маху (а он обязательно даст, проверено на высокой сложности), и повторяем процедуру, пока не наберем 36 баллов. На такую халтуру не каждый казуальный квест отважится, а тут, между прочим, мультиплатформенная игра про Шерлока Холмса!
► Дедуктивная таблица собственной персоной. Первые утверждения появляются, когда вы находите улики. Ну а дальше делаем выводы или перебираем варианты.
Каждый раз, когда мы находим улики на месте преступления, Ватсон заносит сведения в дедуктивную таблицу. Нам же предлагают основательно подумать и выбрать из нескольких утверждений единственное вписывающееся в логику преступления. Выбирая правильные варианты событий и увязывая их между собой, игрок складывает общую картину происшествия. Только варианты эти порой настолько одинаковы, что никакая логика не спасет. К примеру, Холмс находит в камине обрывок записки. В дедуктивной таблице нужно решить, каким образом та попала в огонь. Версии « Журналист хотел избавиться от этой бумаги » и « Журналист нарочно бросил бумагу в огонь » разработчики отчего-то сочли совершенно разными. Хорошо, когда такие смысловые накладки приходятся на неправильные варианты, иначе спасает только проверенный годами «метод тыка». Перебираем варианты, пока Шерлок не произнесет сакраментальное: «Это же элементарно!», — и отправляемся дальше.
«Современный графический движок и сцены с высокой степенью детализации…»
По сложившейся традиции серия о приключениях английского детектива продолжает обрастать новыми полигонами и приятными текстурами. Дизайнеры уровней тоже выполнили свою работу на пять. Лондон конца XIX века получился весьма достоверным, а от мест преступлений мурашки по коже бегут. Будь то квартал бедноты или осенний пригород, знаменитая квартира на Бейкер-стрит или опиумная курильня — все локации заботливо прорисованы, а дизайнерский copy/paste если и есть, то не бросается в глаза.
► Ватсон обожает лезть в кадр. Помирающие от голода бездомные на лавках его не смущают.
Зато с анимацией все по-прежнему плохо. Двери открываются поднятой рукой, трехметровые лестницы появляются из воздуха после магических пассов, а все действия, требующие от моделек персонажей хоть какой-то гибкости, демонстрируются в виде роликов. Горожане без устали ходят кругами либо стоят столбом, повторяя зацикленную анимацию. Даже клюющие зерна голуби приколочены к земле и не думают уступать сыщику дорогу, так что в них можно запросто врезаться, как в стену.
До кучи, дабы придать игре современный вид, в диалоги добавили вездесущее колесо из Mass Effect. Логично предположить, что благодаря ему в разговорах появилась вариативность. Как бы не так. С равным успехом нам могли показать скриптовые сценки, ведь среди всех реплик только одна позволит продвинуться дальше, а все остальные ведут в тупик. Если повезет, вы выберете нужный вариант с первого раза, в противном случае придется тратить время на разгребание сценарного мусора.
* * *
Frogwares очень старались вывести свою серию о британском детективе на новый уровень, но какой элемент игры ни возьми — все брошено на середине пути. Графику подтянули, но отличные декорации портит болваночная анимация. Подцепили игрока на крючок интриги, но не смогли сохранить интригу до финала и все пристойно объяснить. Головоломок уйма, но все настолько безлики, что и вспомнить не о чем.
Ну и напоследок о внутренней логике повествования. Главные рассказчики — не Холмс и не Ватсон, мы видим историю глазами детей, которые читают найденные на чердаке записки доктора. Что примечательно, детишки искренне умиляются садистски замученному епископу, обезумевшим монашкам-каннибалам, вскрытию трупов, русским анархистам-инвалидам и прочим далеко не детским штучкам. И после всего этого разработчики еще имеют смелость убеждать нас, что рассказанная история на самом деле о любви.
Занавес, господа…
P.S. В качестве подзаголовков взяты рекламные слоганы «Последней воли Шерлока Холмса». Для наглядности.
Порадовало
Огорчило
- взрослая атмосфера;
- красивые декорации;
- великолепно срежиссированный кошмарный сон Ватсона.
- злоупотребление однотипными головоломками;
- сюжетные дыры;
- страшноватые детишки.
Главные рейтинги
6/10
Геймплей
6/10
Графика
8/10
Интерфейс и управление
7/10
Звук и музыка
«Ачивка» редакции
Поймай птичку
Ощутить дежавю, складывая бумажного журавлика.
Особые рейтинги
9/10
Самоповторение
«Последняя воля Шерлока Холмса» ходит вокруг да около остальных частей Frogwares’овской серии о знаменитом сыщике. В противостоянии с Джеком-Потрошителем был интересный момент, когда мы наблюдали за преступлениями глазами самого маньяка. А свежей игре о Холмсе, кроме похорошевшей картинки, и похвастать нечем.
8/10
Фансервис
Встречи со знакомыми персонажами и прогулки по известным местам порадуют поклонников игровой серии. Любители же первоисточника оценят множество отсылок в убранстве комнаты на Бейкер-стрит.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
6,5
ХОРОШО
«Последняя воля Шерлока Холмса», словно толстый медведь, застряла между хорошим квестом и интерактивным кино. С одной стороны, не хватает интересных, умных головоломок, с другой — все портят сдувшийся к финалу сюжет, устаревшая анимация и линейность. Вот и получается ни рыба ни мясо, и съесть такое может, пожалуй, лишь изголодавшийся по загадкам или «взрослым» играм человек.