Hitman: Absolution
ФОРМУЛА ИГРЫ
Hitman: Absolution
75% Hitman: Blood Money
15% Deus Ex: Human Revolution
5% Splinter Cell: Conviction
5% сценарных изысков
Стальной голос, железная выдержка, золотые руки. Фирменная невозмутимость, как и полное безразличие к чьим-либо судьбам, двенадцать лет считалась неотделимой от легендарного убийцы. Панцирь для защиты от мирских страстей. Так вот: панцирь треснул. Eidos Interactive взяли на себя роль феи и вознамерились превратить лысого деревянного Пиноккио в настоящего мальчика, из плоти и крови. Объект, как водится, не спросили.
[[VIDEOID_10294]]
«Ах, какая лысина… мне б такую!»
Подозрительные речи из уст датчан лились уже давно. Про страшные, леденящие кровь вещи — сюжет, драму. Почему страшные? Да потому, что нет ничего опаснее для свободного геймплея, чем крепкий сценарий. Это как вертикаль власти и децентрализация — вместе не уживаются. Когда нужно выбросить героя в огромный террариум и рявкнуть «Ищи!», сюжет крепко стискивает его руку и ведет по аттракционам. В общем, борьба двух стихий. И эта борьба в Hitman: Absolution прослеживается от начала и до конца.
► Огненные дорожки — не след от шин «Делориана», а маршрут движения некоей персоны. Скоро персона попадет к нам в лапы.
Со времен эталонной Blood Money Агент 47 позабыл не так уж много трюков — только подглядывание в замочные скважины. Куда большая потеря — карта. Вместо детального плана уровня с маркерами обывателей, охраны, полицейских и целей именной ноутбук Сорок Седьмого показывает подробную информацию по учиненным безобразиям, инвентарь, цели миссии с комментариями и испытания, за выполнение которых увеличивают итоговый счет миссии (например, «Хамелеон»: добыть все возможные костюмы в локации).
Принципы игры остались неизменны. Есть детина в дорогом костюме, и есть человек, который задержался на этом свете. Умирать он не хочет, поэтому ограждает себя охраной, полицией или просто ошивается в людных местах. Любители пострелять могут забыть про жанр стелс и трупами вымостить дорогу к цели. Адепты тихого прохождения, как водится, проникают в святая святых с помощью маскировки — той самой фишки, которая делает Хитмана особенным.
► Двойные зеркала — лучшее изобретение человечества. Вот и Хитмену нравится.
Хитмен традиционно использует переодевания. Все NPC на уровне разбиты на несколько социальных групп: охранники, обслуга, уборщики и т.д. Естественно, уровень доступа у них разный — полотера не пустят в оцепленные помещения, а электрика — в полицейский участок.
► Пересчитывать ребра в рукопашном бою тяжело, но весело. Контекстно-зависимые кнопки немного сбивают с толку.
Приспичило на кухню — подстереги повара и отоварь его по затылку чуркой. Или бутылкой. Да чем угодно — подкравшись к кому-либо со спины, истинный Бесшумный Убийца, истекая слюнями, обязательно будет мучиться, выбирать способ нейтрализации. В Absolution их стало еще больше (хотя почти пропали шприцы со снотворным), и главный — удавить голыми руками. Не до смерти, а до обморока. Потому что посторонние убийства портят рейтинг. Фирменной струны-удавки достойна только цель контракта! Что до остальных… их аккуратно придушат могучие и ласковые руки Тобиаса Риппера под аккомпанемент его тихого «ш-ш-ш». Некогда нежничать? Ну, тогда сворачивайте шею, как цыпленку-бройлеру, снимайте униформу с бездыханного тела и перевоплощайтесь.
► Прежде чем насильно укладывать баиньки, Агент 47 опрокидывает жертву наземь. Очень предусмотрительно.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: «ручная» расправа явно навеяна Deus Ex: Human Revolution. Адам Дженсен, правда, «усыплял» жертв куда громче своего генномодифицированного конкурента. И не оставлял их храпеть в отхожем месте, как «обесчещенный» Корво Аттано.
Прикинулись своим в доску? Настало время устранять цель. Убийства в Hitman перестали быть ошеломляюще разнообразными, но их количеству все равно позавидует вся династия ассасинов. Торопливые субъекты могут не морочиться с подкрадыванием и застрелить цель из «сильверболлера» с глушителем, маньяки — зарубить топором, метнуть нож, взорвать. Несчастные случаи тоже остались, но зачастую внутриигровая статистика просто называет их эталонными убийствами и не дает высший рейтинг. Тут и газовые плиты, и высокие балконы, заборы под напряжением, чан с мазутом, автозаправка… Верх изящества — спровоцировать перестрелку. Ну и падающая люстра как символ понятия «несчастный случай».
Здесь бананов, бананов нет…
Номинально Absolution шире и глубже своих предков. Но схемы, о которых говорилось выше, работают не везде. Далеко не в каждой главе клон с удавкой получает заказ. Не раз и не два вам предложат «обойти копов», да и вообще наш живчик со штрих-кодом непривычно часто из охотника превращается в дичь.
Как правило, эти уровни выглядят как несколько переплетенных коридоров. Спасительной безликой толпы здесь нет, убийца остается один на один со стражами порядка или с организованной преступностью. Легендарный киллер перебегает из угла в угол, прячется в мусорных ящиках и вообще ведет себя нетипично: то ли как подвыпивший Солид Снейк, то ли как бомжующий Сэм Фишер. Понятное дело, такие эпизоды раздражают, и стимула пройти их без шума и пыли нет. В то же время навалять всем отщепенцам а-ля Стивен Сигал не выйдет — затопчут-с.
Другой крайне важный аспект — маскировка — тоже пострадал от инноваций. В двух словах: все техники знают друг друга в лицо, подмену засекут в два счета. Напялили комбинезон — извольте прочих ребят в такой же форме обходить окольными тропами. Остальные люди и слова вам не скажут. Так же со всеми слоями населения: копы вычислят чужака со значком за версту, а бандиты или клубные вышибалы только улыбнутся и пошутят вслед.
На сложностях выше средней этот «реализм» покажет свои острые гнилые зубы: скорость распознания лица достигнет безобразной величины. Секунда — и тревога. Две — и капут. Hitman: Absolution вместо наглых прогулок в чужом костюме предлагает беготню на корточках от укрытия к укрытию. Перекаты, прятки за углом, посиделки в шкафу — лишь бы не попасться на глаза, потому что это чревато всеобщей тревогой. Выход, хоть и не лучший, играть на средней и низкой сложности — тогда костюмы позволят-таки пусть с опаской, но открыто перемещаться по локации.
► Красные стрелки указывают на тех, кто заподозрил Хитмена. Топор, кстати, можно метать в голову — прелестно, правда?
Эти два, казалось бы, смертельных удара все же удалось компенсировать. Инстинкт — аналог детективного режима Брюса Уэйна в Batman: Arkham City — позволяет видеть сквозь стены людей (а цели — через полкарты) и пути их движения, подмечать важные детали окружения. И самое главное — обманывает врагов! Подозрительный бандит провожает вас взглядом? Зажали кнопку, Сорок Седьмой стеснительно отворачивает бледно личико и нахлобучивает шляпу на глаза. Вуаля — бандит чешет затылок, но незнакомца не трогает. Выглядит наигранно, зато полезно. И тратится с пугающей скоростью: два-три соглядатая сожрут всю шкалу инстинкта, а потом и ряженого киллера со всеми потрохами. На высокой сложности чутье иссякает моментально, и прохождение затрудняется на порядок.
Инстинкт можно потратить веселее. Для этого припасена система наподобие Mark & Execute из пресловутой Splinter Cell: Conviction. Остановили время, выбрали цели, перестреляли всех за полсекунды.
ЭТО ВАЖНО: во всех частях Hitman всегда можно было сохраниться в ходе миссии. Но в первых двух, скажем, загрузив сохранение до начала всеобщей паники, вы могли столкнуться с этой самой паникой, хотя ее быть не должно. В Contracts и Blood Money число сохранений строго ограничили в зависимости от уровня сложности. Absolution умудрилась совместить оба подхода, только вместо сохранений тут контрольные точки. Чем выше сложность, тем их меньше. Каждая действует единожды — вернуться к точке и сохраниться еще раз нельзя. Найти точки трудно. Мало того — после загрузки уровень «откатится» к стартовой версии! Вырубленные враги снова будут патрулировать территорию, как ни в чем не бывало. Особенно радует, когда вы обезвредили человек двадцать, нечаянно нашумели и решили переиграть последние пару минут.
Чужой среди своих
Обычно человек распознает знакомое лицо за четверть секунды. Так что Eidos еще поблажку сделали. Рискнули влезть в шкуру копа? Готовьтесь к тому, что «коллегам» понадобится всего пару-тройку секунд глядеть на вас в упор, чтобы вывести на чистую воду. Чтобы этого не случилось, не стойте столбом. Используйте окружение!
Обыватель
Целеустремленный взгляд Агента 47 кого хочешь заставит усомниться в собственной безопасности. Даже в обычном костюме не грех прикинуться шлангом. Возьмите брошюрку и сверлите взглядом ее, а не жертву.
Повар
На кухне никто без дела не сидит. Повар отлынивает от работы и даже не притворяется, будто чем-то занят? Значит, его совесть нечиста. Значит, его черная душа не принадлежит кулинарному делу. Значит, это Тот Самый — так вас и вычислят.
Но расклад меняется, если Тот Самый встанет в позу самовара и опустит глаза на бесхозную кастрюлю, в которой кроме ложки варится только успех его операции. Коллеги-повара оценят находчивость и примут хладнокровного убийцу за обыкновенного кухонного лодыря.
Уборщик
«О боже, грязь! Дай-ка я ее уберу!» — именно эти мысли, по мнению окружающих, крутятся в голове у того парня со шваброй, который почти протер дыру в паркете. Какая досадная ошибка! Меж тем лжеуборщик злобно озирается по сторонам, размышляя, хватит ли ему патронов, чтобы добраться до выхода?
Полицейский
Нельзя просто взять и обмануть стражей порядка. Формы недостаточно — нужно знать профессиональные привычки. Конечно, мы посмотрели достаточно дрянных боевиков, чтобы зарубить на носу — пончики! Только зажатый в руке пончик убедит шерифа в вашей профпригодности. Необязательно его есть: мучное портит фигуру. Просто сверлите его коронным взглядом.
Нашли танцпол? Джек-пот! Скорей зовите друзей-копов и зажигайте всей компанией под старую, но классную музыку! Когда надоест, вы сможете оставить веселых полицейских тусить, чтобы самому безнаказанно гулять по окрестностям, мурлыкая под нос похоронный марш.
Никогда Штирлиц не был так близок к провалу
Так и получается: в тот самый Hitman мы будем играть урывками. Открытые уровни чередуются с линейными забегами, только последних все-таки побольше. Полигонов для проверки навыков киллера немного: Чайна-Таун, стриптиз-бар, захолустный городок Хоуп. Настоящая игра начинается только здесь, в этих компактных локациях с маленькой, но работающей экосистемой. Кое-где вы найдете целые толпы прохожих, среди которых Хитмен прячется не хуже Эцио Аудиторе. Не чета фестивалю Марди-Гра из Hitman: Blood Money, но все же. Однако крепитесь: после редких отдушин сюжет снова утаскивает лысого в ущелья геймдизайна.
► Никогда еще вентиляция не была такой правдоподобной и полезной.
Ах да… сюжет, который решил очеловечить бездушного живодера. Не сказать, что Хитман вдруг стал глубоким персонажем с запутанной сетью мотивов, страхов и желаний. Просто Диане Бернвуд, которая координировала по телефону действия лысого клона, удалось-таки расшевелить не ту струну, что людей душит, а те струны, что в душе натянуты. За годы совместной работы Хитмен привязался к ней слишком сильно.
Когда Диана сдала Агентство сильным мира сего и наш бесстрастный профи получил на нее заказ, он принялся переживать: как так-то? Столько лет плечом к плечу, и… но дело есть дело. Но госпожа Бернвуд, воспользовавшись правом, так сказать, последнего желания, завещает своему убийце присмотреть за Викторией, необыкновенной девочкой, которую нужно уберечь от Агентства. Тут Сорок Седьмой вновь перестает терзаться смутными сомнениями и летит навстречу новой цели.
► Босс не очень рад бегству Сорок Седьмого из рядов Агентства. Которое, заметьте, выглядит бодрячком даже после недавнего разгрома.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: принцип «шерше ля фам» особо любим современными разработчиками. Так, огонь-мужчина под номером 47 гоняется за похищенной Викторией. Главный герой Deus Ex: Human Revolution ищет ученую Мэган Рид из Sarif Indastries. Убийца Корво в ходе Dishonored идет по следу похищенной принцессы. Сэм Фишер в Splinter Cell: Conviction страдал по украденной дочери. Впрочем, родоначальник традиции до сих пор жив — как спасал Марио свою возлюбленную, так по сей день и спасает.
► Уверен, что Виктория в силах идти сама. Но кто-то явно решил повысить градус любви и нежности, водрузив девицу на руки Хитмену.
Если оторваться от каменных эмоций нашего героя, здешний сценарий неплох. Предатели предают, бывшие начальники жаждут наказать беглеца, плохие парни хотят наживы. Эффектные сцены и прочие атрибуты того противоречивого явления, что молодежь зовет «кинцом». Ну и ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ (именно так, прописными) барышня с невинными глазками, из-за которой разве только войну не развязали. Здесь уже пахнет не шершавыми ручищами викингов из Eidos, а мягкими лапками японцев из Square Enix, которые предпочитают накручивать драму и атмосферу. А не заменять историю комплектом брифингов.
Заказы оптом и в розницу
Широко разрекламированная система контрактов — не пустой звук, как мы этого опасались. В Hitman отродясь не было мультиплеера, кроме таблицы рекордов в Blood Money. «Контракты» же позволяют создавать миссии самому и выставлять на обозрение.
Итак, контракты. Создаются они такими же игроками, как и вы, на основе сюжетных миссий. Как? Просто на словах и сложно на деле: выбираем трех любых NPC на уровне и назначаем их жертвами. Убиваем их определенным оружием, в определенном костюме, прячем или не прячем тела, устраиваем дебош или проворачиваем все тихо — ваш результат станет условиями контракта. Например, зарезали вон того повара в уютном уголке, взорвали оборотня в погонах, сбросили с балкона некую уголовную рожу, и на выход — то же должен повторить кто-то другой. Так получается контракт. Сохранили, назвали, обнародовали.
Выполнение условий награждается денежными бонусами: на заработанные доллары можно купить улучшения для оружия или маскировку, которую не удалось раздобыть в кампании.
На первый взгляд, система обречена на провал. Цели, устраняемые по сюжету, бултыхаются в целом кондоминиуме из активных точек, где надлежит устроить трагедию. Разумеется, если вы выбрали случайного человека, никто не перестроит уровень так, чтобы он попал во все капканы, предназначенные для изначальной жертвы. Это не так плохо, как кажется: дикие условия вынуждают измышлять нечто выдающееся с подручными средствами, а не давить на все кнопки, изучив локацию наизусть. Проблема кроется в другом. Чтобы часами корпеть над Hitman: Absolution, неплохо бы стать ее страстным любителем. Это гораздо тяжелее, чем стать поклонником той же Blood Money, где без всяких контрактов простор для хулиганства куда шире.
► Мрачный одноглазый тип с пластырем на носу терпеливо ждет в баре. Его патлатый напарник-псих ушел за «снаряжением» для работы.
Странно это говорить: Absolution лучше предыдущей части — эталона серии. Но не целиком! Среднее арифметическое не оправдывает наших надежд. Лишь несколько глав представляют собой то, чего мы ждали, — гостеприимную песочницу, пусть и меньших, чем прежде, масштабов.
Все остальное — смесь из клона Conviction, Max Payne 3 и случайных сценок, которые мы наблюдаем из укрытий (то самое новшество, которое напрашивалось с самого анонса). С потрясающей графикой, кстати, — межплатформенность аукнулась лишь блюром на заднем плане в некоторых ситуациях. Вопрос, стоило ли приносить геймплей в жертву сценаристам, остается открытым.
Порадовало
Огорчило
- главы с открытыми локациями;
- высокая реиграбельность;
- социальные группы и подозрения внутри них;
- недурная по игровым меркам история.
- пустопорожние линейные эпизоды;
- нервная охрана;
- душегубские сохранения на контрольных точках.
Главные рейтинги
9/10
Геймплей
9/10
Графика
8/10
Интерфейс и управление
7/10
Звук и музыка
«Ачивка» редакции
Братья по пластырю (Хитроумный Одиссей)
Выбить встреченному в баре Кейну последний глаз.
Особые рейтинги
9/10
«It’s time to kick ass and chew bubble gum!»
Американский кинематограф долгие годы учил нас, что бар — лучшее место для славного кулачного побоища. Без опаски входите в пивнушку. Забудьте на минуту про свою киллерскую сущность. Уберите удавку в дальний карман, чтобы не потерять. Один неловкий удар — и полторы сотни посетителей кантины мигом вспоминают былые обиды, чтобы надрать задницы соседям, начальнику, почтальону и вон тому лысому хмырю, у которого на роже написано, что он не местный! Эй, Бобби, включи что-нибудь веселенькое!
7/10
Сиськи
Они всюду мелькали на вечеринке в Hitman: Contracts, светились где надо и не надо в Hitman: Blood Money. В Hitman: Absolution они обрели наконец физическую форму. Пусть они колышутся, как желе, и лишь отдаленно напоминают движением свой реальный прототип, зато попытка засчитана. И не одна: у танцовщиц в баре «Лисичка», у девушки ковбойского нрава из поселка Хоуп, у ряженных в латекс Святых, и даже брюхо верзилы Санчеса колышется, как желеобразная грудь.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
7,0
ХОРОШО
Вместо целого Hitman нас потчуют помесью собственно симулятора киллера и не имеющих ничего общего с нашими ожиданиями забегов по тесным коридорам. Каноничные открытые уровни хоть и измельчали, но остались богатыми на интересные находки. А вот коридоры тащат Absolution вниз.