Call of Duty: Black Ops 2
ФОРМУЛА ИГРЫ
Black Ops 2
50% Black Ops
40% Рауля Менендеcа
10% Syndicate
Мы привыкли ругать и хвалить Call of Duty за одни и те же вещи, которые даже не хочется перечислять лишний раз. Миллионы непритязательных игроков по инерции покупали новые выпуски серии ради очередной порции голливудских взрывов и проверенного годами мультиплеера, и им, по большому счету, было плевать на отсутствие геймплейной глубины и внятного, цельного сюжета.
Но даже эта когорта игроков не могла не заметить, что Modern Warfare 3 уже не производил должного впечатления. Кроме уничтожения Парижа, в игре не было ни одной запоминающейся сцены, а многопользовательский режим, казалось, потерял некие неосязаемые биотоки: формально все было на месте, но затеряться в нем на неделю-другую уже хотелось не всем.
Со времен прорыва в Modern Warfare единственной игрой, которая как-то продвинула сериал вперед, стала Black Ops — во многом благодаря появлению сумасбродной, но увлекательной истории про ужасы времен «холодной» войны. Call of Duty впервые не сводился к череде красивых, но бестолковых сцен, а представал как внятный сюжетный шутер, а кое-какие персонажи в нем даже запоминались. В свою очередь, Black Ops 2 не просто развил идеи оригинала, а вывел их на новый уровень, навсегда (надеемся) сместив акценты всей серии.
[[VIDEOID_9556]] В рекламной кампании Activision всячески подчеркивают, что над историей игры в числе прочих работал Дэвид Гойер, сценарист «Темного рыцаря». Может, и работал, но основная заслуга все-таки принадлежит Дэйву Энтони.[[/VIDEOID_9556]]
Циклоп
Когда Рауль Менендес был совсем маленьким, его родину Никарагуа сначала потрясла революция, в которой приняли действенное участие спецотряды американцев, а потом и мощное землетрясение. Он видел, как страдает его народ из-за чужестранцев. Видел, как сотни людей заживо погребло под обломками. Видел, как его семья потеряла все имущество, включая дом.
Вместе с отцом Рауль начинает торговать наркотиками, и очень скоро их картель становится сильнейшим в стране. Естественно, американцам это не понравилось. Годы разведывательных операций, захваты партий, допросы курьеров. Менендеса всячески пытаются прижать, и он еще сильнее обозляется на Америку.
► Слева Камар де Лос-Рейес, актер пуэрториканского происхождения, а справа персонаж, которого он играет в Black Ops 2, — Рауль Менендес.
Спустя годы кропотливой работы наркобарон переквалифицируется в нового мессию. Созданная им идеология и социальное движение Cordis Die несет в себе простую мысль: капиталистические державы должны быть уничтожены. В своих речах Менендес умело цитирует Эйнштейна и заводит толпу простыми раздражителями. Миллионы последователей смотрят в уютных квартирах ролики на YouTube и грозно потрясают кулаками, вторя своему лидеру и не подозревая, что он бывший наркоторговец.
Одиссей
Тут может показаться, что Black Ops 2 — заурядный политический боевик-триллер, но на самом деле игра совсем не о политике и ультранационалистах. Это простая и понятная история человека, который потерял все и возненавидел за это весь мир. Рауль Менендес — редкий безумец, невероятно харизматичный злодей с очень живым умом. Рядом с ним антагонист из последнего «Бонда» кажется клоуном на детском утреннике. От каждого появления террориста в кадре кровь стынет в жилах, потому что понимаешь — он может выкинуть что угодно.
Хоть и от лица разных персонажей, но всю игру мы следим именно за жизнью Менендеса. Black Ops 2 постоянно перескакивает с семидесятых и восьмидесятых на футуристический 2025 год, постепенно раскрывая подробности становления злодея.
► Харпер обладает, пожалуй, самым простым архетипом в игре: прямолинейный мужлан, который предпочитает грубые методы, четко выполняет приказы и не очень-то любит думать.
Трудно вспомнить, когда мы в последний раз встречали такую кропотливую работу с сюжетом в шутерах, и дело тут не только в хорошем сценарии. Black Ops 2 блистательно срежиссирована. Каждый уровень — законченное произведение с идеально нарисованными декорациями, идеально поставленными сценами и идеальным темпом. Вот мы спокойно шагаем по затопленным улицам под прикрытием массивного бронированного «бегемота», а уже через секунду играем в прятки с вертолетами-хищниками по пояс в воде, прячась за колоннами и строительным мусором. Миг — и мы ползем по зловонной канализации, еще миг — тихонько пробираемся через патрули охраны, пытаясь подслушать важный разговор Менендеса. Финал — нас раскрывают, раздается взрыв. Быстрый прыжок в воду, погоня — и мы уже ведем масштабную перестрелку на крыше под управлением бронемашин с ракетницами и огнеметом. А потом садимся за руль джипа и несемся прочь по тесным улицам.
Из таких многоступенчатых уровней состоит вся игра, и при этом Black Ops 2 — первый Call of Duty, который нельзя пройти за четыре часа. То, что Treyarch умудрились увеличить плотность событий и без того сверхзвукового шутера и попутно вдвое удлинить хронометраж игры, — гигантское достижение.
► «Бегемот» на самом деле называется Claw — «Коготь». Где здесь коготь — ума не приложим.
Улисс
Treyarch попытались максимально разнообразить механику. Видно, что они устали от старого концепта даже больше, чем игроки. Большинство уровней перестали напоминать коридоры, нам все чаще дают выбрать, с какой стороны зайти — слева, справа, по центру или вообще сверху. Авторы даже позволили себе процитировать финал Half- Life 2: Episode 2 , с поправкой на лошадь вместо багги: вашу базу атакуют с разных направлений, и требуется быстро носиться по пустоши, сбивая русские танки и вертолеты. В такие минуты одновременно радуешься — подобного в Call of Duty еще не было — и расстраиваешься: сериал наконец-то дозрел до тектонических сдвигов в механике, и в этот раз технологии уже действительно тормозят его развитие.
► Лошадь управляется, словно какой-нибудь велосипед на рельсах, но благодаря тому, что геймпад вибрирует в такт стуку копыт, эффект получается неплохой.
В такой ситуации новые tower defense-этапы кажутся отличной находкой. Нам дают передохнуть от скоростного сюжета и немного поиграть в тактику. Через простенький интерфейс можно отдавать приказы и мгновенно вселяться в любую боевую единицу, будь то солдат, турель или робот. TD-уровней всего четыре, и они необязательны — при желании на них можно даже не отвлекаться (но вы лучше пройдите, они интересные).
► Мультиплеер обзавелся парочкой весомых нововведений: теперь можно сражаться в отрядах из трех человек и создавать собственные классы бойцов.
Наконец, главное нововведение — нелинейность. В ключевых моментах истории вам придется сделать так называемый сложный моральный выбор, и в случае с Black Ops 2 это всегда вопрос жизни и смерти. От ваших решений зависит концовка. Точнее, ее характер определяет лишь финальный выбор, а набор переменных — все предыдущие. Получилось чересчур грубо, но действенно: никаких сложных цепочек событий, все просто — пусти пулю в висок либо сдай властям; дай напарнику умереть или спаси, сорвав прикрытие, и так далее.
* * *
Black Ops 2 неожиданно стал откровением этого года. Никто не ждал от Call of Duty выдумки и сюжетных изысков, а в итоге получился один из лучших приключенческих шутеров в истории: разнообразный, атмосферный и на удивление оригинальный. Но! Следующую часть нужно обязательно делать для нового поколения консолей. Treyarch — слишком талантливые люди, чтобы сковывать их техническими ограничениями.
P.S. Ждите в ближайшее время наш подробный рассказ о мультиплеере и зомби-режиме.
Если вы в корне не согласны с автором, то возможно вам понравится альтернативное мнение Олега Чимде , редактора “Игромании.ру”. Читайте в нашем блоге.
Особые рейтинги
10/10
Цитатник
Главный сценарист и режиссер Black Ops 2, Дэйв Энтони, точечно вставил в игру цитаты из гомеровского «Одиссея», «Улисса» Джеймса Джойса, сразу нескольких частей «Бондианы», «Бегущего по лезвию», «Апокалипсиса сегодня», Syndicate и еще десятка других произведений. При этом на выходе получился не балаган, а чистейшая гомеровская трагедия, хоть и в ярких декорациях. Замечательная работа.
8/10
Deus Ex
Black Ops 2 довольно убедительно транслирует технологическое будущее. Один компактный мини-компьютер, который крепится на запястье, умеет показывать топографические карты, взламывать дронов, управлять роботами и разве что кофе не варит. Враги носят оптические камуфляжи невидимости, солдаты будущего лазают по отвесным скалам при помощи перчаток-липучек, как у Итана Ханта в «Протокол: Фантом», стреляют из автоматов со сканирующим прицелом, и так далее. Скорее всего, в 2025 году мы всего этого не увидим, но выглядит правдоподобно.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,5
ОТЛИЧНО
Treyarch не только нагнали Infinity Ward — они обогнали создателей серии на несколько световых лет. Black Ops 2 — мощнейшее выступление в жанре, opus magnum Activision и одна из главных игр года.
Если же говорить о приземленных вещах, это просто очень удачная покупка: за достаточно демократичную цену нам предлагают продолжительную кампанию, доработанный мультиплеер и зомби-режим. Не пропустите.
- нелинейность
- харизматичный главный злодей
- мультиплеер и зомби-режим.
- убогая физическая модель
- возрождающиеся враги.
8/10
Геймплей
7/10
Графика
8/10
Интерфейс и управление
9/10
Звук и музыка
Супермен 2025
Спасти от смерти всех персонажей игры.