Grand Theft Auto 5
Сендбокс-игры в этом поколении превратились из отдельного жанра во всеобъемлющий тренд, но Grand Theft Auto, как и пять, и десять лет назад, — все еще светило, вокруг которого вращаются планеты. Редакция «Игромании» надеялась вернуться в Вайс-Сити, но разработчики почему-то решили вернуться к Сан-Андреасу, где, может, и не так много пальм, но почти так же ярко и светло.
Втроем на дело. В GTA 5, вопреки традициям и немного даже здравому смыслу, три главных героя: Трэвор, Майкл и Франклин. Трэвор, по сути, это такой местный аналог психопата Линча — лысый, агрессивный и на веществах. Франклин — воришка из городской латиноамериканской шпаны, а еще у них с Трэвором какой-то конфликт. Майкл — суровый и рассудительный мужчина в годах, опытный преступник, который когда-то дал показания против своих подельников, а теперь живет по программе защиты свидетелей, поэтому вдвойне аккуратен на вылазках и усмиряет пылких партнеров. Главная интрига тут, конечно, в том, почему такие разные люди вообще работают сообща. Переключаться между отчаянными мужчинами можно одной кнопкой, прямо во время заданий, но такое разрешат не всегда.
Сфера применения. Разумеется, удобнее всего втроем накрывать банки, и грабежи — важная тема GTA 5. Односложных, быстрых миссий практически не будет. Если вы вскрыли сейф, то за этим обязательно последует многоуровневая перестрелка, потом погоня, а потом, возможно, и чудеса на виражах: Трэвор — пилот (по всей видимости, нелицензированный), и полетов в игре будет много. Надеемся, у вас не было проблем в Vice City на миссии с вертолетиком.
Полное погружение. За мир GTA 5 отвечает знакомая нам всем технология RAGE, которую за последние годы, конечно, напичкали веселыми таблетками (см. Max Payne 3). Это означает не только какой-то неприличный уровень детализации, но и локальные прорывы вообще во всех аспектах симуляции мира. Горожане, наконец, будут жить своей жизнью, свободно перемещаться между разными участками карты, ездить на работу и за покупками за десятки километров от дома. В игре три небольших города вместо одного огромного, их социальные инфраструктуры тесно переплетены, но по духу они совсем разные, прямо как районы Лос-Анджелеса. Работают авторы — неожиданно — не только над сушей, но и над морем. Вам не разрешат заплывать за какие-то условные буйки, но полосу береговой линии обещают насытить какими-то деталями.
Что мы обо всем этом думаем
Геворг Акопян
Редактор «Игромании»
GTA всегда была прекрасна тем, что с большой точностью и необходимым колоритом передавала дух США. В зависимости от места и времени игры сильно преображались: GTA 3 была про теневую жизнь мегаполиса, Vice City — про розовые очки и дорогие ночные клубы, San Andreas — про разборки банд афроамериканцев, а GTA 4 в подробностях рассказала о жизни эмигрантов в стране больших возможностей.
Все они радовали мелочами (идиотская реклама по радио, болтливый таксист-плейбой, гонщица-нимфоманка, цитаты из Scarface и т.д.), но неизменно разочаровывали в главном — сценарии и геймплее. GTA давно перестала меняться концептуально и лишь бездумно наращивает производственные затраты. Возможность завести страничку на сайте знакомств — это, конечно, здорово, но хотелось бы уже увидеть структурные изменения. С архетипом «ролик-поездка до миссии-перестрелка-ролик» пора что-то делать.
Кажется, Rockstar это поняли. Нам обещают возможность практически в любой момент переключаться между тремя персонажами, комплексные, многоуровневые задания и обновленную механику перестрелок. Сложно сказать, что у них получится, но как минимум в плане эстетики пятая часть явно будет на высоте (впрочем, здесь без изменений). Главный же вопрос пока заключается в том, будет ли это новый уровень, которого принято ожидать от номерных частей (как в случае с Assassin’s Creed 2-3), или «просто» еще одна GTA. Судя по всему, истина где-то посередине.
Илья Янович
Редактор «Игромании»
Я, честно, не без труда доковырял GTA 4. И при этом, что странно, не могу оспорить все те чудесные слова, которые принято о ней говорить. Это действительно очень большая, очень красивая, очень подробная и очень талантливая игра. Мне нравится в ней все, кроме какого-то совершенно больного желания братьев Хаузеров растянуть не самое содержательное, в сущности, приключение на сто геймплейных часов. На одну крутую, интересно придуманную и интересно поставленную миссию в GTA 4 приходилось десять курьерских и еще десять просто скучных. В Red Dead Redemption (на которую сами же авторы, по их словам, теперь и ориентируются) было все примерно то же самое, но с красивыми ковбойскими шляпами. И в предыдущих GTA все было точно так же, только с годами это становится сложнее терпеть.
Смешно, но для меня эталоном сендбокс-игр до сих пор остается GUN (и эталоном игровых вестернов, по странной случайности, тоже). Причем не в том смысле, что там круто сделан мир. Нет, он как раз поверхностный и пустой. Просто там авторы ловко утрамбовали сюжетную кампанию в невероятно веселые и насыщенные семь часов ковбойских приключений. Настолько интересных, что вам после титров действительно хочется изучать каньоны и весь день играть с неграми в покер. Хотя никто, кажется, не просит.
Несмотря на то, что Rockstar в этот раз обещают сделать мир относительно компактным, а кампанию короче, чем в GTA 4, — они не могут позволить себе того же, что и разработчики GUN, потому что GTA давно стала синонимом абсолютного индустриального гигантизма. Но пятая часть — это их шанс нащупать золотую середину между шумным экшеном и многокилометровой высокодетализированной лесополосой. Три главных героя в этом смысле — это новости и хорошие, и плохие одновременно. Может, станет в три раза веселее. А может, станет в три раза больше занудства.