Company of Heroes 2
С коробки Company of Heroes 2 (предзаказ игры уже открыт) на нас гордо смотрит русский командир с ТТ в руке и красной звездой на шапке. Обычно от такой игры ждешь либо развесистой клюквы, либо лютого советского китча в духе «Пришельцы против Михалкова». Но ведь это Relic Entertainment — единственный разработчик, которому в стратегии реального времени удалось передать ощущение войны на уровне индивидуальных бойцов, а не абстрактных юнитов.
Со времен первой Company of Heroes прошло шесть лет — команда разработчиков небольшая, пришлось отвлечься на игры по Warhammer 40 000 (Dawn of War 2 и Space Marine), — но мы все еще помним шок первого артобстрела. Чудовищные фонтаны дыма, огня и осколков, скачущие по крышам обломки техники и фигурки уцелевших солдат, потерянно бредущие в пыли среди гигантских воронок. Такими нам запомнились четыре месяца, проведенные в Нормандии 1944-го (не считая аддонов и мультиплеера).
В Company of Heroes 2 кампания отличается и размахом (с 1941 по 1945 год), и местом действия — на сей раз перед нами не американские парашютисты, выбивающие немецкие танковые соединения из маленьких французских городков. Вторая часть — это бойцы Красной армии в фуфайках и с ППШ на фоне избушек, заснеженных сосен и танков Т-34 (как вариант — угрюмые немецкие пехотинцы на фоне горящей церкви). В США происходящее называют Восточным фронтом, в Германии — зимней кампанией на Востоке, а у нас — Великой Отечественной войной.
[[BULLET]] Помогут ли устроенные огнеметами пожары сохранить тепло, не уточняется.
Лики войны
Больше всего в игре привлекает опять-таки гуманистический подход разработчиков — все показано не на уровне громящих друг друга крошечных железных юнитов, а от лица замерзающего под Москвой и отчаянно пытающегося хоть что-то разглядеть в дымящейся морозной дали солдата. Одиночная кампания подается с точки зрения советского военного корреспондента — разработчиков очень впечатлили похождения сотрудника газеты «Красная звезда» Василия Гроссмана. В его шинели мы пройдем всю войну, от приграничных боев июня сорок первого до пригородов Берлина.
[[BULLET]] Играть за немцев тоже можно, но нас это мало интересует.
Главные игровые козыри — новая технология ColdTech (позволяющая вам умереть без помощи врага, просто от погодных условий) и система True Sight (делающая невидимой большую часть вражеских юнитов). Хотя на протяжении кампании и сеттинг, и времена года будут меняться многократно, самыми интересными с тактической точки зрения будут зимние месяцы войны. Тут вам и бураны, и заморозки, и ломающийся под тяжестью техники или ракетным обстрелом лед, и разведчики в белых маскхалатах, палящие из ППШ в немецкий патруль, и тела в серых шинелях на обочине обледенелого шоссе.
Ледяные гробы
«Мы, канадцы, понимаем толк в холоде!» — заявляет ведущий разработчик Куинн Даффи. Юниты Company of Heroes 2 бредут, проваливаясь по колено в снег, и с трудом волокут «максимы» через наносы (каждый пулемет, к слову, обслуживает команда из шести человек, состав которой нужно пополнять пушечным мясом из числа необученных крестьян-призывников). Солдаты согревают руки дыханием, притоптывают валенками, выпадают из строя и тихо замерзают насмерть. Чтобы весь отряд не превратился в трупы, нужно следить за показаниями термометра на тактической иконке бойца. В самые отчаянные моменты вам волей-неволей придется пускаться на «марши смерти», на протяжении которых часть отряда неминуемо замерзнет.
[[BULLET]] Редкий скриншот, который можно спутать с первой частью.
В зимнюю пору в любом бою вперед идут инженеры — они разводят костры, которые спасают жизнь бойцам, но одновременно выдают ваши позиции врагу. Набредя в буране на вражеский костер, можно лишить врагов источника тепла и отступить, оставив немцев самостоятельно умирать в пурге. На технику холод тоже влияет: тут и проваливающиеся сквозь лед «Тигры» («Мы специально ездили в Санкт-Петербург и видели, как из подо льда Невы до сих пор достают немецкие танки!» — замечает Даффи), и обледеневшие от простоя «тридцатьчетверки»… Лед разламывается, снова намерзает, можно минировать переправы или обстреливать заледеневшую реку из минометов, пушек и «катюш», когда по льду идет тяжелая немецкая техника.
Почти не виден
Все основные игровые принципы первой Company of Heroes сохранены и в сиквеле — бой идет не ради славы, а ради чекпойнтов с ресурсами; укрытия используются как пехотой, так и техникой. Но вместо обзора на 360 градусов нам предлагают укутанное туманом войны поле боя в стиле XCOM. Из-за системы True Sight поле зрения юнитов ограничивается постройками, деревьями и изгородями — абсолютно непонятно, из-за какого здания к нам во фланг может выскочить немецкий танк или на каком участке извивающегося по заснеженному лесу шоссе ждать засады.
[[BULLET]] Благодаря новой системе обзора артобстрел радикальным образом меняет свое значение.
Соваться в необследованную деревню на танке с его ограниченным углом обзора — значит напрасно потерять ценный юнит. В опасные участки карты теперь нужно посылать разведчиков для проведения рекогносцировки — ну, или просто гнать вперед «пушечное мясо» для разведки боем.
[[BULLET]] У THQ сейчас большие финансовые проблемы — будет очень жаль, если CoH 2 не доберется до релиза.
Еще можно расчистить поле зрения, вызвав шквальный огонь «катюш» на какой-нибудь особо подозрительный лесок или сжигая домики до основания из огнемета. Да, огнеметы в Company of Heroes 2 нужны не только для создания эффектных скриншотов с гигантскими языками пламени — они имеют не меньшую тактическую ценность, чем снайперские винтовки или ручные пулеметы Дягтерева с дисковым магазином.
Если не обращать внимания на лишние тактические грани, перед нами все та же Company of Heroes: отлично анимированные пехотинцы бегают большими группами, закидывают друг друга гранатами, обходят с фланга, прижимают огнем к земле и ждут, когда подтянутся танки.
Но именно новые мелочи и детали полностью преображают игру. Зрелище заиндевевших трупов и уходящих под лед танков создает ощущение абсолютной обреченности, картину целой страны, балансирующей на грани гибели и противостоящей самой мощной в истории человечества военной машине… Это не клюква и не китч — это настоящая игра про ужасы зимней войны, и смущает нас только то, что первую хоть сколь-нибудь правдивую битву за Советский Союз в RTS отобразили канадские, а не отечественные разработчики.
Будем ждать?
Продолжение главной стратегии о Второй мировой. В центре внимания — Великая Отечественная война.
Процент готовности: 60%