Call of Duty: Black Ops 2
В рецензии на первую часть Black Ops мы констатировали очевидный вывод: серия Call of Duty, действующая на мужчин точно так же, как на женщин действуют любовные истории с бледными вампирами, давно обращается напрямую к инстинктам, минуя ту часть головного мозга, которая отвечает за логику, аргументацию и вообще трезвый взгляд. Совсем недавно даже тренированные рецензенты, которые помнят все консольные команды Quake, каждые выходные играют в мультиплеер оригинального GoldenEye и всерьез рассуждают о балансе оружия в Halo, ничего не могли противопоставить пошлому представлению, в котором спецназ, армия и ультранационалисты разносят планету на кусочки.
Но за два года с выхода первой игры случилась Modern Warfare 3, а вместе с ней в один миг пропала вся магия. Call of Duty, каждый год работая на одних и тех же идеях, уже не может транслировать тестестероновое счастье прямо в глубины подсознания. Теперь это самая обычная видеоигра, которой приходится сражаться за наше с вами внимание самыми обычными видеоигровыми способами. Это была плохая новость. Хорошая — получается у нее это гораздо лучше, чем у Modern Warfare 3.
Темно в глазах
Один из гостей нашей рубрики «Правила игры» как-то заметил, что Call of Duty напоминает аркадный автомат. Никто не просит ничего изучать и ни в чем разбираться. Вы и так уже знаете правила. Нужно просто опустить монетку — и веселье начинается тут же, через секунду. И выветрится из головы навсегда, стоит отойти к автомату с газировкой.
[[BULLET]] Футуристика Black Ops 2, кажется, частично вдохновлена Command & Conquer.
С этим, честно говоря, трудно спорить. Если рассуждать о Call of Duty как о шутере, то это будет одновременно и величайший комплимент, и неслыханное оскорбление. Call of Duty — это игра-эмоция. Если к тому моменту, как по экрану потянутся титры, из вашего приоткрытого рта на диван будет непроизвольно капать слюна, то обо всем остальном можно, в общем-то, забыть. Никто не будет на полном серьезе жаловаться на дубовую баллистику, неправдоподобные сценарии или, там, физику — хотя жаловаться, мягко говоря, есть на что.
Более того, Black Ops 2 в этом смысле — сборник всего того, в чем серию обвиняли последние пять лет. От моментов, когда враги не кончаются ровно до тех пор, пока вы не активируете какой-то скрипт на уровне, в 2012 году хочется бить посуду. Если на вас несется перевернутый автобус и игра просит укрыться в переулке, не сомневайтесь — поворачивать нужно за правильный угол; повернете за другой — и герой умирает в муках. Если же у вас в руках появилась большая базука, будьте уверены — нужна она только для того, чтобы подорвать вот этот вот танк; все придумали и прописали за вас. И это если на время забыть о главном тезисе про «наглую коридорность».
[[BULLET]] К 2025 году едва ли появится хотя бы половина заявленных в игре супертехнологий.
Все так, но в этот раз, впервые со времен Modern Warfare 2 , этот вульгарный театр действительно мастерски поставлен и продуман до мелочей. Treyarch , студия-подмастерье, уже может и умеет в разы больше, чем их условные наставники из Infinity Ward (хотя обе команды в последние годы потеряли прорву сотрудников). Вы, на манер Uncharted 3 , скачете на лошади где-то в пыльных ущельях, только вместо очевидного набега на караван придется гасить целую вертолетную эскадрилью. Или, как и в любой предыдущей части, готовитесь к штурму какой-то деревушки с террористами, только оборачивается это не вымученным стелс-эпизодом, как мы привыкли, а смертельным марш-броском с дробовиком наперевес, причем от лица главного злодея. Или как вам, например, плавучий штаб «Барак Обама»?
Темно в душе
Ну и, конечно, все это инкрустировали роботами, беспилотниками, какими-то футуристическими бомбами, сканерами и другими чудесными штуками из будущего. Половина Black Ops 2 происходит в 2025 году, где играть приходится за Дэвида Мейсена, сына Алекса Мейсена, героя первой части. Алекс в игре тоже есть, но ему перепадают в основном привычные разведоперации времен холодной войны. Злодей, впрочем, на всех один — революционер Менендез, который в восьмидесятые собирал единомышленников, выступая с речами перед бедными, грязными, но очень агрессивными народами стран третьего мира, а в XXI веке не брезгует YouTube и «Фейсбуком».
Основные надежды на Black Ops 2 все в основном связывали с Дэвидом Гойером, приглашенным киносценаристом, соавтором перерожденного «Бэтмена» и фильма «Темный город», в котором Кифер Сазерленд носит смешные круглые очки. Первая часть Black Ops, если помните, отличалась первой в истории серии связной историей. Надуманной, глупой, но это как раз нормально — хотя бы имена героев кое-как откладывались в памяти. В сценарии Black Ops 2 тоже нет ничего выдающегося, но это совершенно профессиональная работа, которая опирается на необходимые тут штампы и архетипы. Это одновременно и шпионский боевик, и политический триллер, и ода старому доброму ультранасилию — словом, ровно то, что нужно истории о том, как спецслужбы ловят опасного бандита.
[[BULLET]] Несмотря на название, черного в игре не так уж много.
Но интереснее тут другое. Гойер, всю жизнь привыкший писать четко просчитанные трехактовые сюжеты, зачем-то добавил в Call of Duty нелинейность. Довольно смешную и условную, конечно: в нескольких сценах вам предложат то, что в игровых рецензиях принято называть «моральным выбором», и от вашего решения зависит несколько не слишком принципиальных сценарных поворотов. Не то чтобы это как-то кардинально меняло ощущения от игры, скорее чуточку обескураживает.
В этом как раз и заключается парадокс Call of Duty. Все много лет плачут о том, что в игре нет выбора, свободы, какого-то пространства для маневра, но правда в том, что, когда авторы спускают механику на самотек, игра тут же превращается в Code of Honor. А уж во что она превращается, если обратиться к Tower Defense миссиям (к счастью, необязательным) — и сказать страшно. Таких моментов в Black Ops 2, слава богу, немного, и дизайнеры точно знают, что после них нужно обязательно взорвать в кадре что-нибудь большое. И делают они это, по крайней мере в этот раз, с чувством меры и вкуса.
Не будем делать прогнозы на следующий год, но раз в двенадцать месяцев играть в громкий, глупый и по-хорошему простой шутер уровня Black Ops 2 — это, честное слово, совсем не постыдное занятие.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
7
Графика:
7
Звук и музыка:
7
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
Call of Duty еще не дозрел до такого качественного рывка, каким была первая часть Modern Warfare, но это снова игра, которую можно пройти с удовольствием.
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»
Партсовет
Геворг Акопян
Редактор «Игромании»
В течение пяти часов первой Black Ops мы убивали двойника Фиделя Кастро, поднимали восстание в воркутинском ГУЛАГе, наводили шорох во Вьетнаме, болтали с президентом Кеннеди и чем только еще не занимались. Call of Duty впервые позволила себе на ходу менять эпохи, жонглируя великими личностями и интерпретируя знаковые события истории на свой лад. CoD впервые обзавелся вменяемым сюжетом. Мультиплеер заиграл новыми красками. Появился веселый зомби-режим.
На первый взгляд, во второй части мало что поменялось. Те же герои, тот же движок, те же зомби. Но только на первый. Treyarch максимально разнообразили концепцию, насколько позволили технологии и (я не сомневаюсь) высшее руководство Activision. В CoD появились — и это немыслимо — Tower Defense-уровни, где глуповатый шутер превращается в тактику. Появилась нелинейность — в игре две основные концовки с несколькими вариациями. Появился дух настоящего приключения, отсылки к литературе, мифологизм, серьезные метафоры и, самое главное, мастерски выписанный антагонист. Рауль Менендез — лучшее, что могло произойти с Call of Duty. Макаров, Драгович и другие недоделки из прошлых частей выглядят опереточными злодеями рядом с этим безумцем.
При помощи одного-единственного персонажа Treyarch сумели превратить Call of Duty из калейдоскопа взрывов в гомеровскую трагедию, которую будет интересно пересматривать и пять, и десять лет спустя. С нетерпением жду следующую игру Дэйва Энтони.
Артем Комолятов
Автор «Игромании»
Последние несколько лет на слова «Я люблю Call of Duty» в богеме игрового сообщества было принято отвечать презрительным фырканьем и получасовой лекцией на тему: «Эстетически Великие Игры». Серия уже давно стала негласным символом большого и бездушного игростроя: как по звонку выходящие новые Call of Duty год от года хвастались астрономическими бюджетами и ставили рекорды продаж в первые же дни после выхода. В результате за CoD закрепилась дурная репутация ширпотреба, в который как-то стыдно играть.
Так вот, Treyarch с их Black Ops 2 следует отлить в бронзе сразу по нескольким причинам. Бывшие подмастерья Infinity Ward не только доросли до своих учителей, но и смогли переписать незавидную репутацию всего сериала. Black Ops 2 — по-настоящему крутая игра, которую совершенно незазорно советовать всем друзьям и знакомым, а также с упоением играть самому. Это не очередной комплект милитаристических аттракционов и попкорновых сцен, а… очередной комплект милитаристических аттракционов и попкорновых сцен, но с примесью чего-то почти гениального.
Treyarch честно попытались поднять сериал на новую высоту. Все мы знаем, что Black Ops 2 принесла бы кучу денег, даже если бы студия тупо повторила все, что было в трех частях Modern Warfare. Но вместо того, чтобы плыть по течению, разработчики выложились с максимальным КПД, позволили игроку принимать решения по ходу сюжетной кампании и переизобрели мультиплеер. Высший балл.
Ян Кузовлев
Автор «Игромании»
Можно небезосновательно ругать серию за эпигонство и заимствование чужих идей, но пока Activision издает игры про войну, я буду неизменно проводить за ними два или три незабываемых вечера.
Call of Duty можно сравнить с гамбургером, который приготовлен по проверенному рецепту в соответствии с высочайшими стандартами качества. Нам за разом показывают одинаково яркие сцены, постановочные перестрелки и великолепные сюжетные повороты. Невероятно глупые, предсказуемые и шаблонные. Каждый раз мы смотрим на террористов, американский ура-патриотизм, новые гаджеты и пушки с хитрыми прицелами.
Ты всегда в точности знаешь, чего ожидать от Call of Duty. Знаешь, что никаких откровений в стиле Spec Ops: The Line здесь не будет. В каком-то смысле это крайне грустно, но, несмотря на такую коммерческую направленность, серия всегда казалась мне искренней. Хотя бы потому, что не претендовала на что-то оригинальное. Это сбалансированный, идеально выверенный и безжизненный шутер, который все про себя прекрасно понимает.
Поэтому для меня Call of Duty: Black Ops 2 — хорошая игра, а особо нежные товарищи могут на пару вечеров забыть про жестокий коммерческий мир и бездуховность. Тут уж лучше расслабиться и думать об Англии.
Максим Бурак
Автор «Игромании»
Black Ops 2 по своей душевной организации мало чем отличается от шести последних игр сериала. Внутри это все те же картонные уровни с плохими террористами, выпрыгивающими из бесконечных дверей и окон, одинаковыми взрывами и неменяющимися требованиями к игроку: бежать по напичканным пиротехникой уровням из одной точки в другую.
Стало привычным, что каждый год все ваши друзья и знакомые не затыкаясь говорят о новой Call of Duty несколько недель подряд. В этом есть что-то успокаивающее: как бы не закончилась четверть в школе или семестр в литературном техникуме и какие бы сокращения не начались на соседнем радиаторном заводе, — в ноябре игрок всегда может прийти в магазин, и с полки ему дружелюбно улыбнется новая часть этой петардной феерии, которая, уж поверьте, его развлечет.
Но в этот раз Treyarch взяли какую-то совершенно новую планку. Игрока усаживают на коня и отправляют стрелять ракетами в танки, прыгать по скалам на дорогих квантовых присосках, кататься на роботах и в гневе рубить десятки людей большим тесаком. Каждый уровень просто перенасыщен вашими любимыми развлечениями, и если у вас хватит фантазии, чтобы каждую ситуацию (например, взлом всех серверов Пентагона одной маленькой флэшкой) не встречать недовольным криком «Нереалистично!», то Black Ops 2 подарит вам радость, сопоставимую с посещением киномарафона всех летних блокбастеров последних трех лет.