Серьезные симулянты. Путешествие по миру профессиональных симуляторов
Не так давно мы уже рассказывали о самых необычных игровых симуляторах. Сегодня у нас новая экскурсия. Вместе с вами мы заглянем за пределы привычного игрового пространства — в огромный и удивительный мир профессиональных симуляторов-тренажеров. С их помощью учат воевать и заниматься бизнесом, лечить людей и управлять сложнейшей техникой.
Мы провели собственное исследование: раскопали самые нестандартные и сложные профессиональные симуляторы; разобрались, как они работают; выяснили, с чего вообще все начиналось; пообщались с людьми, причастными к разработке этих механизмов; взяли интервью у игрока в обычные автосимуляторы, у которого появился шанс стать настоящим гонщиком. Наш рассказ — об удивительном мире игровых систем, которые обосновались на самом стыке двух миров, реального и виртуального, и сблизили их настолько, что порой граница между двумя вселенными просто исчезает.
Я бы в армию пошел
Первые попытки взять компьютерные игры на государственную службу сделали военные. В 1981 году Министерство обороны США заказало компании Atari военный симулятор на основе популярной в те времена игры Battlezone , где использовалась самая передовая трехмерная векторная графика. Некоторые создатели игры оказались пацифистами и отказались работать над военным заказом, но в итоге Atari все-таки выпустила The Bradley Trainer , симулятор стрелка БМП M2 «Бредли».
В наше время игра бы не потянула даже на аркаду. Из ландшафта — только линия горизонта, враги не стреляют в ответ, единственный способ закончить игру — расстрелять все боеприпасы или попасть в союзника. Зато тренажер более-менее точно воспроизводил элементы управления БМП и мог научить основам обращения с вооружением: использование оптики, смена типа патронов, нацеливание выпущенной ракеты с помощью системы лазерного целеуказания. В серию симулятор не пошел, было выпущено лишь два игровых автомата.
Один из автоматов The Bradley Trainer отправился в армию, где его, похоже, сломали солдаты, а второй выжил и сейчас занимает почетное место в частной коллекции.
В девяностых годах прошлого столетия студия id Software совершила революцию в трехмерной графике. Многие до сих пор с ностальгией вспоминают мрачные коридоры Doom 2 , но мало кто знает, что именно Doom 2 использовали для тренировки американских морпехов. Конечно, на занятиях они не выполняли норматив по убийству демонов и не отчитывались перед сержантом за позорную смерть от банального манкубуса. Для солдат создали мод Marine Doom , куда добавили более реалистичное оружие, а кишащие монстрами коридоры заменили на виртуальный полигон с домиками, колючей проволокой и позициями для стрельбы.
Тихие доселе коридоры компьютерного центра базы морских пехотинцев в Квантико (штат Виргиния) наполнились громогласными воплями проходящих обучение солдат: «Сбор рядом с западным концом бункера! Выходим на открытое пространство слева, идем по направлению к бункеру! Ты ведешь, Нугент! Сили, двигай за ним! А ну шевелись!» Так бравые морпехи отрабатывали командное взаимодействие, учась распределению обязанностей и слаженным действиям. На большее симуляторы того времени не годились, но начало было положено.
Начать тренировки в виртуальном пространстве Министерство обороны США заставила вовсе не любовь к высоким технологиям, а урезание бюджета. Поездки на боевой технике стоимостью в миллионы долларов и стрельба настоящими патронами обходились слишком дорого. Так что тренировки молодежи начали постепенно переносить в виртуальный мир, и к середине первого десятилетия XXI века армия тратила на разработку и содержание новейших виртуальных комплексов десятки миллионов долларов. Но это все равно было дешевле, чем устраивать реальные учения.
Прибыльное дело
Создавать серьезные игры - это прибыльно и надежно. Пиратства нет, и не надо надеяться на капризных игроков, которые могут купить не пять миллионов копий игры, как планировали издатели, а всего пару сотен тысяч. Платят тоже неплохо. Так что знакомые имена здесь встречаются нередко. Crytek за 57 миллионов долларов сделала для армии США боевой симулятор нового поколения Dismounted Soldier Training System. Графика потрясающая - жаль только, что на этот раз военные решили не делиться с гражданскими, как это было в случае с America’s Army , оставив столь дорогую «игрушку» строго для личного пользования.
В свою очередь, Epic Games не так давно продала армии США и ФБР целую серию лицензий на Unreal Engine 3. С его помощью будут делать симулятор изучения сцены преступления и пару тренажеров для полевых медиков.
Российские разработчики тоже не чураются заказов военных. Помните, как весной 2006 года фанаты авиасимов ждали выхода симулятора «Ка-50 «Черная Акула»? Игра действительно вышла весной, но только два года спустя. Говорят, что задержка объясняется просто: создатель игры, московская студия Eagle Dynamics , временно завязала с играми и начала выполнять заказ военных, создавая для них летный симулятор. Кто деньги платит, тот музыку и заказывает.
Армейский хардкор
Группа спецназа накладывает на дверь взрывчатку. Звучит взрыв, дверь слетает с петель, внутрь помещения летит световая граната. Еще один взрыв, и сквозь облако дыма в помещение врывается команда спецназа. Двое сидящих за столом мужчин падают на пол и на четвереньках пытаются добраться до лежащих рядом автоматов. Через секунду все помещение наполняется гулким грохотом выстрелов.
Это не описание полицейской операции и не обезвреживание спецназом группы террористов. Это всего лишь игра. Игра с настоящими пулями, настоящей взрывчаткой, настоящими стрелками, но виртуальными жертвами. На виртуальном полигоне LVS (Laser Shot Virtual Shoot House) военной базы Форт-Брэгг проходят подготовку около 70% всех американских спецназовцев.
С помощью десятков проекторов компьютер транслирует изображение на стены полигона, а сами стены выполнены из высокотехнологичного материала, который полностью исключает рикошет. После попадания пули в такую стенку дырка затягивается сама собой. Датчики отслеживают место попадания снаряда, скорость и угол вхождения, после чего компьютер просчитывает дальнейшую траекторию — и реальная пуля превращается в виртуальную, продолжая свой полет уже в киберпространстве.
Первую версию знаменитой America’s Army за пару лет скачали семнадцать миллионов раз. Говорят, успех игры сильно помог ускорить внедрение симуляторов в армию США.
Программу для полигона создает компания Laser Shot Inc. Ее директор Кевин Басс в прошлом занимался созданием игр, трудился не где-нибудь, а в Interplay. По его словам, работа над созданием виртуального боевого симулятора ничуть не отличается от разработки игры, разве что приоритеты другие. Например, солдата не слишком волнует, насколько красиво вы сделали цветок, есть ли у него тень и трава вокруг. Все, что ему нужно, — чтобы колыхания цветка на ветру подсказывали ему скорость и направление ветра. И чтобы пуля, выпущенная из снайперской винтовки, проделала такой же путь, как и в реальной жизни. Если в расчеты баллистики закрадется хотя бы малейшая ошибка, в реальном бою это может стать очень неприятным сюрпризом. Но ошибок нет, проверено реальными стрельбами.
В отличие от статичных мишеней на обычном полигоне, мишени LVS обладают искусственным интеллектом: «Они хорошо ориентируются в ситуации и могут адекватно реагировать. Большинство виртуальных врагов действуют согласно заранее записанным скриптам, но способны и на самостоятельные действия. Они постараются убить солдата любым доступным им способом. Безоружные первым делом пытаются подобрать свой автомат. Некоторые имеют на себе жилеты смертников, начиненные взрывчаткой», — рассказывает Кевин Басс.
А ты записался добровольцем?
Не только армия США заботится о поиске новых рекрутов с помощью выпуска пропагандистских игр. Конкуренты не дремлют. Так, в Иране часто запрещают продавать американские шутеры, особенно те, которые изображают исламистов фанатиками-террористами, способными лишь умереть под пулями. Вместо этого там делают свои, идеологически выдержанные игры.
Например, Корпус стражи Исламской революции заказал шутер на тему Второй мировой, где игрок должен защищать иранский порт Энзели от вторжения русских и англичан. Иранская «Хезболла» (США и их союзники объявляют ее террористической организацией, другие считают просто политической партией) заказала шутер Special Force. Сюжет - просто мечта антисемита: игрок в качестве боевика «Хезболлы» сопротивляется агрессии армии Израиля. Кстати, игра стала прибыльной и обзавелась сиквелом.
Ясир Арафат профинансировал создание как минимум двух игр, которые помогали ему с вербовкой молодежи в ряды Организации освобождения Палестины. Можете смеяться, но расисты из ку-клукс-клана, те самые, которые ненавидят черных, объединились со скинхедами и начали выпускать игры про превосходство белой расы. Надеются, что такая пропаганда поможет им привлечь больше людей. Одна из игр, Ethnic Cleansing , ставит рекорды по степени бредовости сюжета: главному герою необходимо предотвратить еврейский заговор по захвату мира, возглавляемый премьер-министром Израиля Ариелем Шароном (игра вышла в 2002-м, за несколько лет до болезни премьера).
МВД Грузии выпустило в прошлом году «захватывающий» боевик « Полиция », повествующий о честных и отважных служителях грузинских сил правопорядка. На Unreal Engine. Трэш, правда, вышел первостатейный.
Реальный бэтлфилд
В симуляторе LVS электронные болванчики могут дать сдачи: если солдат попал под виртуальный обстрел, то особое устройство в спецкостюме легонько «стукнет» его в месте попадания. Это, конечно, не больно. Зато на гражданке создали суперсимулятор, в котором эффект попадания пули воссоздан с помощью автоматов из пейнтбола. Вот там-то боты могут наставить игроку настоящих синяков! К выходу шутера Battlefield 3 авторы популярной британской передачи The Gadget Show построили за 650 тысяч долларов совершенно невероятное сооружение, названное Ultimate Battlefield 3 Simulator.
[[BULLET]] Военная база США на берегу Персидского залива получила симулятор патрульного катера, способный имитировать морскую качку. Для завершения курса обучения нужно проверить умения моряков в различных погодных условиях, и раньше все в буквальном смысле сидели и ждали у моря погоды, теперь же можно провести учения в любое время.
Пять проекторов воссоздают картинку на стенах купола диаметром девять метров и высотой четыре. Расходящиеся из центра беговые дорожки с роликами позволяют игроку идти в любом направлении, оставаясь практически на месте. Контроллер Kinect отслеживает позицию игрока, а двенадцать пейнтбольных ружей имитируют обстрел. Если вы когда-нибудь сами играли в пейнтбол, то представляете себе, что это значит: с расстояния в несколько метров попадание шарика с краской может причинить боль даже человеку в защите.
Первая попытка «поиграть по-настоящему» закончилась печально. Старавшийся пройти миссию журналист не выдержал даже одной перестрелки: система отслеживания движений оружия дала сбой, и камера уперлась в небо. Боты же просто расстреляли беззащитного человека, отомстив ему за миллиарды павших товарищей. Через несколько секунд такой экзекуции симулятор пришлось отключить, чтобы вытащить из него несколько ушибленного и матерящегося на чем свет стоит журналиста.
Симулятор Battlefield 3 с пейнтбольными пушками. Вооружен и очень опасен.
Если LVS создан для тренировки морпехов, то симулятор VAE (Virtual Army Experience) выполняет чуть менее серьезную задачу: с его помощью американское правительство завлекает молодежь на военную службу. Его созданием занимается Zombie Studios , создавшая множество военных шутеров (последний из них — Blacklight: Retribution ). Передвижной караван с оборудованием колесит по всей стране, разворачивая то тут, то там свой огромный надувной павильон площадью почти в две тысячи квадратных метров. И каждый раз к нему выстраиваются огромные очереди. Пусть здесь нельзя пострелять реальными патронами, зато в ассортименте VAE имеются шесть тренажеров на базе настоящих армейских джипов «Хамви» (его гражданский вариант известен как «Хаммер») и две полноразмерные копии вертолета UH-60 Black Hawk. Инструктаж от реальных солдат готовит участников к их виртуальному приключению, а специальные агитационные ролики рассказывают о военной службе и славной истории армии США.
Миссия по обороне конвоя длится всего несколько минут — павильон пропускает за час до 230 человек, так что позволять посетителям рассиживаться никак нельзя. Все оружие является точной копией настоящего, а специальный пневматический механизм имитирует отдачу от выстрелов. Еще одно устройство точно воспроизводит тряску от езды и взрывов. С таким сопровождением даже не самая выдающаяся графика из America’s Army производит совершенно неизгладимое впечатление.
Аттракцион доступен бесплатно, но, разумеется, есть подвох. Желающих покататься на джипе или вертолете регистрируют, и каждый юноша подходящего возраста (а пускают туда начиная с 13 лет) попадает в поле зрения армейских вербовщиков.
Голь на выдумки хитра
У повстанцев, воевавших против войск Каддафи, не было студий, чтобы создавать собственные игры, но несколько «игровых» историй все-таки приключилось. Революционное движение привлекло в свои ряды немало интеллигенции: бывший преподаватель университета оказался главным наводчиком артиллерийской группы, вооруженной захваченными у врага минометами.
Он рассказал журналистам The Times, как инженер по имени Ахмед Эйзерт научил их наводить минометы на артиллерийские позиции врагов с помощью Google Earth. А полевые командиры приспособили для обучения новобранцев Call of Duty. По словам инструкторов, игра вполне подходит для отработки навыков боев в городских условиях. По крайней мере, графика, оружие и декорации в игре куда более реалистичны, чем в модифицированном Doom 2 , где тренировали американских спецназовцев.
Играем в доктора
Медики и военные во многом похожи: обе профессии имеют дело с жизнями людей, а цена их ошибки порой бывает очень велика. Каждые 6-8 лет количество знаний по медицине удваивается, и врачам приходится учиться постоянно, несмотря на почтенный возраст и наличие 20-30-летней практики. Поэтому медики радовались не меньше военных, когда и для них начали выпускать виртуальные тренажеры.
Гвоздь программы Virtual Army Experience — увлекательная поездка на джипах по очень враждебной территории.
Первые медицинские симуляторы появились еще в шестидесятых. Например, электромеханический манекен Харви выпущен в 1968 году. Манекен с виду был похож на те, что мы видим в магазинах одежды, но на деле это был серьезный кардиопульмональный симулятор, который мог имитировать 27 заболеваний сердца. Современные же роботы-симуляторы могут имитировать такой список заболеваний, что его можно издавать отдельной книжкой: их зрачки реагируют на свет, они могут кашлять, потеть, рот и нос наполняется слюной и слизью, робот вполне может обмочиться и истечь кровью, ему нужно измерять давление, считать пульс, прослушивать стетоскопом, мерить температуру и многое другое. Колотая рана грудной клетки? Без проблем. Разрыв селезенки? Инфаркт? Будет все, что закажете. Медицинские манекены могут даже говорить и издавать разные звуки, которые помогают врачам при диагностике. К сожалению, широкому распространению мешает цена… Самые простые из таких аппаратов стоят десятки тысяч долларов, а стоимость дорогих моделей переваливает за четверть миллиона.
[[BULLET]] Вот такие очереди выстраиваются к надувному павильону Virtual Army Experience.
Но есть вещи существенно дешевле: программные симуляторы стоят много меньше. Для их запуска достаточно любого компьютера — конечно, не так наглядно, как с истекающим кровью манекеном, зато и возможностей больше. Один из ярких примеров — программа Interactive Trauma Trainer , сделанная по заказу британских военных медиков. Разработкой и поддержкой занимается игровая студия Blitz Games , которая выпустила кучу малобюджетных проектов, не принесших ей ни славы, ни денег (из последних шедевров стоит отметить игру по мультфильму «Кот в сапогах»). Зато, занявшись серьезным делом, компания создала действительно полезный симулятор хирурга военного госпиталя, который выиграл множество наград и получил мировое признание. Это одновременно и тест, и шпаргалка, и наглядное пособие: например, как спасти жизнь человеку, получившему рваную рану шеи? Кликая мышкой, пользователь может провести целую виртуальную операцию, причем даже незнакомый с медициной человек получит общее представление о необходимых действиях и информацию о возможных осложнениях.
Симуляторы очень помогают внедрению революционных технологий. В девяностых годах прошлого века получила широкое распространение малоинвазивная хирургия, при которой операция ведется тончайшими инструментами, вводящимися внутрь через маленькие проколы в коже. Контроль ведется с помощью экранов, по завершении операции даже зашивать ничего не нужно. Проблема одна: человек и его органы трехмерные, а изображение на экране двухмерное. Как бы чего лишнего не отрезать! На помощь приходит аппараты типа MIST VR — в качестве «джойстика» здесь два макета инструментов для проведения операции. Только копаемся мы ими не в живых людях, а в виртуальном пространстве, учась ориентироваться по мониторам среди внутренних органов.
[[BULLET]] На манекенах военные учатся спасать раненных в бою товарищей.
Не стоит забывать, что медицина лечит не только тело, но и душу. В настоящее время будущие психологи и психиатры тренируют свои навыки друг на друге, устраивая профессиональные ролевые игры, а также проходя практику в больницах. Возможно, скоро ситуация изменится: в этом году на сто двадцатом ежегодном съезде Американской психологической ассоциации психолог Альберт Риццо представил две программы — виртуального 16-летнего мальчика Джастина с расстройством поведения и 15-летнюю кибердевочку Юстину, жертву сексуального насилия. Оказалось, что построить симулятор одного душевного расстройства гораздо сложнее, чем симулятор сотни телесных болезней. Разработчики снабдили программу системой распознавания речи и искусственным интеллектом — врач просто сидит перед экраном с микрофоном, задает вопросы и получает исчерпывающие ответы. Общение с таким симулятором впечатляет не меньше, чем виртуальный мальчик Майло, которого Питер Молиньё демонстрировал во время презентации Kinect. И там, и там человек спокойно общается с компьютером словно с реальным собеседником. И дело не стоит на месте: исследования профессора Риццо спонсирует Министерство обороны США, которое хочет использовать подобные технологии для обучения военных медиков.
Венера Медицинская
Пожалуй, самый необычный робот-манекен - это симулятор родов. И хотя студенты медицинских вузов к таким штукам давно привыкли и, если сейчас читают эти строки, недоумевают - что же тут странного, - для простых людей симулятор выглядит устрашающе. У некоторых манекенов отсутствуют руки, ноги и голова. Все равно ничего из этого при родах не понадобится. Зато все, что осталось, смоделировано подробно.
Когда робота включают и «ребенок» начинает вылезать наружу - это зрелище не для слабонервных. На пластиковых младенцах акушерки отрабатывают разные приемы принятия сложных родов. Например, вы знали, что младенца можно вытаскивать с помощью вакуумной присоски? Это что-то вроде пылесоса с насадкой в виде вантуза. Такую штуку вводят внутрь, приставляют к голове младенца, она присасывается, и готово - можно тянуть. Только очень осторожно и по правильной траектории. Вместо присоски иногда используют специальные щипцы, но это устаревший метод, при котором возрастает риск поранить мать или ребенка.
Летать охота
Прошлой осенью под Ярославлем случилась страшная трагедия — упал реактивный лайнер Як-42, на котором летела хоккейная команда «Локомотив». Из 45 человек выжил лишь один бортинженер, жизнь которого, несмотря на тяжелейшие ранения, врачи все-таки сумели спасти. Говорят, ошибка пилота: не то нажал, недосмотрел. Командир судна Андрей Соломенцев учился в Сасовском летном училище гражданской авиации — до недавнего времени здесь тренировались на доисторических тренажерах, выпущенных в пятидесятых годах прошлого века. Да и само училище после развала СССР пришло в упадок, ушли опытные инструкторы, а основу авиапарка до сих пор составляют древние Ан-2 и Як-18Т.
[[BULLET]] Веяние моды: тренажеры для профессионалов пробираются на планшеты, начиная походить при этом на казуальные аркады. Симулятор пациента ArchieMD Trauma Training предлагает варианты готовых ответов, а некоторые вопросы настолько просты, что на них ответит любой.
К счастью, ситуация начинает меняться к лучшему. Главный повод для гордости — в этом году будущие пилоты начали осваивать новейшие компьютерные симуляторы российского производства, выпущенные в Санкт-Петербурге, стоимостью от 30 до 60 миллионов рублей каждый. Дорого? Это еще не самые дорогие модели. На настоящих самолетах летать тоже не дешево, тот же старичок Aн-2 запросто выжирает по 120 литров авиационного бензина каждый час, а это без малого десять тысяч рублей. При этом на Aн-2 нельзя научиться управлять «Боингом» и получить опыт работы в нештатных условиях.
[[BULLET]] Серьезные игры делают не только для взрослых. Например, яркий и забавный симулятор больницы Ludomedic предназначен для того, чтобы избавить детей от страха перед докторами.
Разработкой таких передовых устройств занимается петербуржская компания « Транзас ». Именно тут создали первый российский летный тренажер с подвижной кабиной высшего уровня D. Самые простые тренажеры уровня А могут двигать кабину лишь в трех направлениях — наклонять вверх-вниз, вбок и влево-вправо. Уровень B требует более точной системы симуляции полета. Уровень C может двигать кабину по шести направлениям, имитируя тем самым ускорения, провалы в воздушные ямы. На высшем уровне D виртуальность становится почти неотличимой от реальности. Внутри тренажер полностью имитирует кабину самолета (в данном случае — Ан-148), а поверх кабины надета оболочка, на внутренние стенки которой с помощью проекторов проецируется изображение. Вся эта конструкция помещена на мощные электропневматические поршни, обеспечивающие подвижность. С помощью аэрофотосъемки программисты воссоздают довольно точную виртуальную копию любого района, чтобы пилоты учились ориентироваться на местности.
Все это не простая прихоть и лишняя трата денег. Важна каждая мелочь. В 2001 году в США произошло крушение аэробуса A300, унесшее жизни 265 человек. Сначала подозревали теракт, но потом выяснилось, что у самолета отвалился хвост. И отвалился по вине пилота, который на старом симуляторе привык активно пользоваться рулем направления для восстановления устойчивости самолета в зоне турбулентности. Виртуальный самолет выдерживал такое бесцеремонное обращение, а настоящий — нет. Современный тренажер класса D настолько точно моделирует реальный самолет или вертолет, что если профессиональный пилот прошел на нем переобучение на новый тип воздушного судна, то ему позволяют пропустить этап предварительных полетов и сразу выпускают в коммерческий рейс.
Виртуальный полигон LVS совмещает в себе тир и обучающий симулятор. А еще — симулятор выбивания дверей. Их тут менять приходится регулярно.
В «Транзас» производят также морские симуляторы, известные далеко за пределами России. Если самолетом или вертолетом управляет всего несколько человек, то на судне количество персонала исчисляется десятками. Поэтому одним тренажером не обойтись. Приходится разрабатывать отдельные системы практически для каждого рабочего места во всех его вариантах. Один список мог бы занять целую статью: тренажер капитана маломерного судна, тренажер плавания в ледовых условиях, тренажеры судовой электростанции, машинного отделения и даже уникальный, не имеющий аналогов за рубежом симулятор холодильника.
[[BULLET]] Познакомьтесь с Харви, одним из первых роботов-манекенов для симуляции болезней.
Вы скажете, что тут симулировать: открыл дверцу, закрыл дверцу. Только если речь идет о многотонных холодильных установках рыболовных траулеров — проблемы могут быть посерьезнее, чем лед в морозилке. Тем, кто сядет за симулятор, лучше заранее узнать, как меняются фильтры, что делать в случае утечки аммиака или поломки соленоидных вентилей в системах хладагента, как справиться с влажным ходом компрессоров и устранить загазованность в рефотделении.
[[BULLET]] Симулятор лапароскопа, одного из главных инструментов в малоинвазивной хирургии.
Чтобы окончательно убедиться, насколько реалистичны такие симуляторы, нужно взглянуть на тренажер управления флотом. Выглядит он неказисто — как обычный компьютерный класс. Учащиеся могут взять на себя разные роли, начиная от диспетчера шлюза и заканчивая управляющим целым портом. Пока система действует сама по себе, это всего лишь симулятор, точный на 99%. Чтобы преодолеть оставшийся процент, достаточно подключить систему мониторинга судов, после чего тренажер можно использовать для управления настоящими флотами! Составление расписания, плана перевозок, реагирование на чрезвычайные ситуации — все это заложено в программу и может быть использовано как в компьютерном классе, так и в реальной жизни.
Виртуальному коню в зубы не смотрят
Увлечение конным спортом стоит дорого, а все состоятельные люди, как правило, живут в городах и заняты делами. В квартире лошадь не заведешь, в парке на ней не поскачешь, да и производимое лошадью полезное органическое удобрение в городах не особо ценится. Хорошей альтернативой живому коню становится симулятор верховой езды.
Профессиональные модели для жокеев мало похожи на лошадь. Они низенькие, не имеют даже экрана - это скорее спортивный снаряд для поддержания физической формы. Зато обучающие модели, особенно дорогие, просто великолепны. Статные механические жеребцы имеют реальные размеры, так что забираться на них приходится с помощью стремян. Установленный впереди экран позволяет принять участие в виртуальных скачках - например, в соревновании по дебри или конкуру.
Тренажер учит новичков грамотно управлять лошадью, вовремя давать ей команды и крепко держаться в седле во время прыжков. Полезен симулятор и для опытных наездников, которым нужно поддерживать свою квалификацию. Если же вы не хотите учиться управлять лошадью, можно купить совсем простой и дешевый (всего-то $14 тысяч) тренажер Panasonic Joba Horse , имитирующий процесс скачки. Его единственное назначение - укрепление здоровья: поездка в седле ускоряет циркуляцию крови и метаболизм организма, исправляет осанку, развивает мышцы спины, бедер и брюшного пресса.
Бизнес есть бизнес
Как продать машину? Что будет, если нахамить клиенту? Как найти к нему верный подход? На все эти вопросы ответит фирменная программа, созданная французским автогигантом Renault. Это симулятор несговорчивого покупателя, на котором прошли обучение порядка 20 000 сотрудников компании, в понятной интерактивной форме постигая премудрости заключения деловых сделок. Программа учит тому, как нужно работать в команде с коллегами, фирменным приемам менеджеров, психологии, навыкам общения и многому другому. Пусть здесь не идет речи о жизни людей, но деньги — дело серьезное, так что прежде, чем приступать к работе с живыми клиентами, стоит лишний раз потренироваться.
Симулятор аэробуса Ан-148, первый российский тренажер класса D.
Вообще, в деловую сферу игры начали проникать довольно давно. Сейчас уже мало кто помнит космический шутер The Colony , вышедший в 1988 году на Apple Macintosh. Цветная трехмерная графика, причем достаточно детализированные помещения (столы, стулья, телевизоры, даже горшки с цветами!) рендерились в реальном времени, что по тем временам было просто поразительно. Джеймс Кэмерон сразу уцепился за такую возможность и заказал для съемок фильма « Бездна » модифицированную версию игры, которую использовали в качестве виртуальной камеры для планировки и тестирования снимаемых сцен.
А следующий проект кто-то и вовсе может принять за игру своей мечты. Это деловой симулятор Sharkworld , имитирующий работу директора аквариума для акул, а по совместительству — плавательного бассейна. Не бойтесь, акулы и посетители будут плавать по отдельности, да это и не важно, ведь задачи у нас совсем другие. Нужно присматривать за стройкой, рассчитывать риски, вести переговоры, собирать команду. И можете быть спокойны — спокойной ваша работа не будет. Разработчики добавили в игру чуть ли не детективный сюжет, начинающийся с таинственного исчезновения прежнего руководства проекта, так что готовьтесь ко всем неприятностям, какие только могут быть.
[[BULLET]] Капитан виртуального буксира заходит в порт.
Если обычные игры награждают успешных игроков ачивками, то серьезным играм и призы положены серьезные. Одна из крупнейших голландских юридических компаний, Houthoff Buruma , выпустила симулятор поглощения корпораций. По сюжету китайское министерство решило вложить огромные деньги в один энергетический проект. Но для его осуществления надо шесть уникальных устройств и технологии, которые находятся в руках голландской компании, да не простой, а с вековыми традициями — семейный бизнес, причем очень успешный. За 90 минут игроку надо убедить достаточное количество акционеров продать вам контрольный пакет акций, а затем подготовить «письмо о намерениях», да так, чтобы бывшие владельцы не наняли киллеров в качестве выражения своего недовольства. Выиграть в этой игре трудно. Зато приз достойный. Выпускник юридического колледжа, показавший свое мастерство в области поглощения компаний, получает должность в фирме и может рассчитывать на хорошую карьеру.
Серьезные симуляторы постепенно перестают быть уделом одних лишь профессионалов, все глубже проникая в нашу повседневную жизнь. Порой мы этого даже не замечаем. Например, купивший сегодня зеркалку новичок-фотограф вместо чтения многостраничных талмудов может просто запустить программу CameraSim — виртуальный симулятор фотокамеры, наглядно демонстрирующий влияние на качество снимка настроек фокуса, диафрагмы, выдержки и других параметров. Желающие поиграть на виртуальной бирже Forex, прежде чем тратить реальные деньги, могут потренироваться на симуляторе биржи Forex Tester. Возможность сделать что-то самостоятельно, пусть и понарошку, автоматически ставит симуляторы на голову выше всех остальных способов обучения. И это не новость. Ведь еще две с половиной тысячи лет назад Конфуций говорил: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать — и я пойму».
Грань между мирами
Интервью с Марком Шульжицким — игроком, который благодаря автосимуляторам стал настоящим гонщиком
Некоторые современные игровые симуляторы по уровню исполнения очень близко приблизились к симуляторам профессиональным — например, гонщики «Формулы-1» используют автосимулятор F1 2012 для подготовки и изучения трасс, которые смоделированы в игре очень точно. А компания Sony совместно с Nissan решила отобрать самого лучшего гонщика из симулятора Gran Turismo 5 и превратить его в пилота команды Nissan GT. Восемьдесят тысяч российских игроков состязались между собой за звание лучшего. Победу одержал 23-летний житель Владивостока Марк Шульжицкий, который станет партнером известного российского автогонщика Романа Русинова и примет участие в 24-часовой гонке в Дубае на автомобиле Nissan 370z GT4. Мы связались и поговорили с Марком о том, что он думает о связи реального мира и игр и так ли уж далеки современные игровые автосимы от вождения настоящей машины.
Марк, есть ли какая-то принципиальная разница между вождением реального автомобиля и хорошего компьютерного симулятора?
Симуляторы сегодня выглядят очень впечатляюще. Я помню, как в детстве играл в гонки на приставках и персональном компьютере. И был в восторге от игры Grand Prix. Каждый год появлялись интересные новые симуляторы, очень запомнилась игра GT Legends и GTR 2. Меня поразило, насколько реалистично передано поведение машины. PlayStation 3 я покупал целенаправленно для игры Gran Turismo 5. Меня всегда восхищало количество машин в этой игре и управление. Чтобы добавить реализма, я докупил руль Logitech G27 — он восхитительный, качество меня просто поразило.
Конечно, нельзя сказать, что вождение на симуляторе и реальное вождение — одно и то же. Вождение гоночной машины — это довольно рискованное занятие и требует серьезной физической и моральной подготовки. А ошибка может стоить очень дорого, может — и жизни. Играя дома на диване, вы ничем не рискуете, и это хорошо. Новые симуляторы дают возможность попробовать самые разные гоночные болиды и трассы. Например, перед моим гоночным уик-эндом на незнакомой трассе я тренируюсь на виртуальном симуляторе. Это очень помогает узнать траекторию, какие-то особенности трассы. Сегодня симулятор и реальное вождение очень связаны, они дополняют друг друга.
Есть расхожее мнение, что симуляторы могут привить игроку «ложные навыки», которые только помешают при переучивании на реальную машину. Так ли это? Или все-таки опыт на симуляторах может идти в зачет как опыт, проведенный за реальным рулем?
Это зависит от симулятора, их сегодня немало, и по качеству они, конечно же, отличаются. Gran Turismo 5 — достойный симулятор. И, как вы уже заметили, прошлые победители Академии Gran Turismo демонстрируют неплохие результаты и скорость в настоящих соревнованиях высокого уровня. Это доказывает тот факт, что, если вы быстрый в игре Gran Turismo, вам не составит большого труда ехать быстро на реальной машине.
Мы знаем, что сейчас вы проходите спецподготовку в тренировочном лагере в Сильверстоуне. Расскажите, как там, чему учат?
Да, на данный момент я и еще трое победителей из других регионов проходим трехмесячный курс подготовки на трассе Сильверстоун и участвуем в различных чемпионатах Великобритании, чтобы получить международную лицензию. Программа включает в себя не только вождение, но и постоянные занятия физической подготовкой, так как гонка в Дубае — серьезное испытание. Ты должен быть в очень хорошей форме. Мы также продолжаем практиковать вождение на симуляторе и на картах, посещаем медиатренинги. С нами работают опытные инструкторы, которые успешны в этом виде спорта, — это Кристиан Ванн и Роб Дженкинсон. Подготовка очень интенсивная, так как нужно успеть за три месяца, а это совсем небольшой срок.
Это очень здорово — побывать на таких легендарных трассах, как Донингтон-парк, Брэндс-Хэтч или Сильверстоун. Машина, на которой я выступаю, — подготовленный Nissan 370z класса GT4 мощностью 430 лошадиных сил, с секвентальной шестиступенчатой коробкой передач. Довольно быстрый автомобиль, скорость на прямых — свыше 230 км/ч. Интересно будет увидеть, какой результат мы сможем показать в Дубае.
Обычные водители легко могут найти недостатки реального вождения: маленькие скорости, мало драйва. А как это выглядит с точки зрения профи? В чем игра-симулятор лучше настоящего участия в серьезном спортивном состязании?
Сегодня симуляторы позволяют почувствовать широкую гамму эмоций. Конечно, это не все, что испытывают реальные гонщики. Но большинство ощущений — как в жизни. Участие в гонках на симуляторах не требует каких-то космических вложений или затрат. Это доступно каждому, любой желающий может попробовать и ощутить вкус поражения или победы. Но когда вы попробуете реальные гонки — неважно, будет ли это картинг или гонки на кузовных машинах, а может, и формульный класс, — это покажется для вас чем-то невообразимым. Но симуляторы после этого по-прежнему останутся для вас приятным времяпрепровождением.