Два дня до конца света. Мор.Утопия
Иной раз, брат, прекрасные творения более привлекательны, когда они несовершенны, чем когда слишком законченны.
Петр Стаматин, «Мор.Утопия»
Игры дают выход избыточной жизненной силе и волю инстинктам, удовлетворяют нужду в отдыхе, реализовывают стремление к главенству, компенсируют вредные побуждения… Так определяют функции игры (в широком смысле этого слова) психологи. Можно ли назвать «Мор.Утопию» игрой? Нет.
Искусство вызывает отклик, доставляет эстетическое удовольствие, учит чувству прекрасного, выражает внутренний мир творца, развязывает воображение, вдохновляет, наконец… По крайней мере, так пишут искусствоведы. Можно ли назвать «Мор.Утопию» искусством? Наверное, да.
► Лучшие работы архитектора Петра Стаматина. Многогранник, в котором поселились дети (слева), и одна из лестниц в небо (справа), потрясающая арт-инсталляция, в которой каждый найдет свой смысл.
Тогда, в 2005-м, многие приняли «Мор» за survival horror — город поразила эпидемия, которая захватывает квартал за кварталом, по улицам в тряпье бродят зараженные… да, при других обстоятельствах это мог бы быть хоррор. Но игра не пугает и не пытается пугать. Вернее, не пугает, как это обычно делают игры. Да, выживать придется — если не есть, можно умереть с голоду, если не спать — от усталости… Единожды заразившись песчаной язвой, болезнью, которая окутала Город покрывалом боли, заставила его стонать и покрываться маслянистыми волдырями, вы можете легко и просто умереть, так и не увидев концовку.
► Город — живой. Болезнь поражает орган за органом, район за районом. Дома покрываются жировыми пятнами, земля вспучивается и стонет от боли.
Творение последних в России свободомыслящих художников от мира игр — Ice-Pick Lodge — заставляет в первую очередь чувствовать себя человеком. В роли скептика Бакалавра, который везде ищет рациональное зерно и противится всему нереальному, в роли Гаруспика, чья история окутана флером мистики и древних обычаев, в роли Самозванки, девочки, что одновременно становится для города чудом и проклятием, — вам придется пережить двенадцать дней самопознания. Каждый день — что-то новое, каждый день приближает Город, выдернутый из времени и пространства, к гибели.
Почти каждый минус игры по истечении двенадцати дней (если вы, конечно, будете проходить все квесты и спасать своих приближенных ) станет плюсом. Станет понятно, что все это нарочно. Город — не более чем ограниченная тремя стенами сцена; NPC — не более чем театральные герои; пьянчуги, дети и другие одинаковые люди на улицах города — не более чем статисты, а вся игра — театральная постановка, в которой вы — главный герой.
► Вечно похмельные гуляки за воду отдадут вам бинты и жгуты, а у детей можно обменять всякие шпильки и прочие бесполезные вещи на патроны и таблетки. Дети играют в «Море» совершенно недетские роли.
Чтобы понять и принять игру, нужно временно отказаться от всего, за что обычно любят видеоигры. От условностей, присущих этому виду искусства, забыть весь опыт, который у вас наверняка накопился, очиститься до состояния «чистого листа», замазать черной краской призму, сквозь которую вы смотрите на игры. Мы, игровые критики, и вы, читатели-игроки, привыкли судить о видеоиграх, руководствуясь шаблонами и условностями (по-другому и никак): графика, сюжет, геймплей, интерфейс и управление… Нет. Все это — в болото! Не сегодня, не в случае с «Мором.Утопией»!
Если бы я писал рецензию на эту игру, я не стал бы выносить ей вердикт и уж тем более — ставить оценку. Я написал бы эссе. Мысли, облаченные в свободную форму, рефлексия на то, что я понял, извлек из этого произведения. Может быть, это даже был бы поток сознания без знаков препинания, как последние страницы «Улисса» Джойса.
► Не каждый поймет и примет персонажей такими, какие они есть. Все без исключения склонны говорить загадками и очень витиеватым, книжным, языком.
Она не идеальна и не стремится быть таковой. Как не стремится быть беззубым массовым искусством или арт-хаусом, который создается назло мейнстриму, как не стремится быть и собственно настоящим искусством. Вынесенная в эпиграф фраза Петра Стаматина, вечно пьяного создателя Многогранника и Лестниц в небо, который цитирует Ларошфуко, правдива — несовершенность порой впечатляет гораздо сильней, чем избыточная законченность.
«Мор.Утопия» не требует по-особенному к ней относиться, не предлагает ее любить, не пытается быть чем-то. Она нарочито искусственна, но благодаря ей ты чувствуешь себя живым. В этом ее прелесть.
И поэтому я предлагаю перед концом света поиграть именно в нее. Как знать, может быть, после «Мора.Утопии» вы станете иначе относиться к жизни.
► Высококлассный фан-арт по игре.
Во что еще поиграть перед концом света расскажет…
Евгений Пекло | Артемий Козлов | Максим Бурак | Евгений Баранов | Александр Пушкарь | Сергей Непрозванов | Станислав Степанченко | Геворг Акопян | Денис Давыдов | Тимур Хорев | Алексей Макаренков