Один день до конца света. Uncharted 2: Among Thieves
Разговоры о том, что игры все больше и больше напоминают кино, начались едва ли не с самого зарождения нашей любимой индустрии. Многие с нетерпением ждали появления в играх фотореалистичных взрывов, дыма, нормальной физики и, что не менее важно, натуральной мимики, слез и жестов виртуальных людей — одна мысль о том, что когда-нибудь мы сможем посмотреть на, скажем, поцелуй двух компьютерных персонажей без желания немедленно это «развидеть», будоражила сознание.
И прекрасное будущее наступило. Мы, как деревенские дети, впервые попавшие в большой и шумный город, восхищались медленным падением сигареты в первой Mafia , глаз не могли оторвать от лица Хизер в Silent Hill 3 , смотрели профессионально поставленные ролики в Resident Evil 4 и молча слушали проникновенные монологи Макса Пэйна. А потом случилась Heavy Rain , которая сделала новый шаг в сторону кино (а в случае The Walking Dead — к сериалам). Quantic Dream сочинили и поставили свой интерактивный триллер чуть ли не по ВГИКовским учебникам и дали игроку главное — возможность самостоятельно решать, как будет развиваться эта мрачная история.
► Несмотря на сложную архитектуру уровней и общий гигантизм, на «акробатических» этапах всегда понятно, куда и как нужно залезть.
Про вакуумное пространство и песочницу
Тем удивительнее, что самой кинематографичной игрой поколения стала Uncharted 2: Among Thieves. Я обожаю сериал Telltale Games и творчество Дэвида Кейджа, но то, чем занимаются эти гениальные люди, — не совсем игры. Ближайший ориентир здесь — произведения Дженовы Чена. Человек сознательно всю жизнь творит в формате электронных развлечений вакуумные пространства для чеканки эмоций. Его Flower и Journey очень точечно взаимодействуют с игроком при помощи аудиовизуальных приемов, вызывая едва ли не любовь. Heavy Rain делает то же самое, только привычными инструментами: сюжет, персонажи и диалоги.
Главная заслуга Uncharted 2 в том, что при всей своей фантастической кинематографичности это самая что ни на есть классическая игра. В ней классическая акробатика и классическая стрельба (спустя пять лет после выхода первой Assassin’s Creed и шесть лет со времени релиза Gears of War вполне можно так говорить), классическое повествование (ролики между ключевыми геймплейными сценами) и классическая структура (перестрелка — прыжки — загадка — битва с боссом). И все эти компоненты механики выполнены на высочайшем уровне: в Uncharted интересно драться, интересно решать головоломки и интересно лазать по свесившимся с горного уступа вагонам.
► В Uncharted предельно элегантные контекстные бои. Недаром систему позаимствовали даже разработчики Hitman: Absolution.
Among Thieves в прямом и переносном смысле сажает тебя на скоростной поезд, в окнах которого мелькает калейдоскоп из грамотно поставленных геймплейных сцен. Здесь раскрывается важная особенность Uncharted 2: это один из немногих боевиков с правильной «песочницей». Разработчики устанавливают определенные правила, расставляют декорации, врагов и мелкие скрипты, но развитие каждой перестрелки целиком и полностью зависит от вас. Вариантов, как разобраться с врагами, — масса. Можно по-тихому сломать шею нескольким охранникам, забраться на башню, скинуть часового и снять оставшихся врагов из снайперки. Можно закидать всех гранатами, а потом с улюлюканьем перестрелять из автомата в упор. Можно спокойно спрятаться за укрытием и устроить позиционную перестрелку, и так далее.
Про неповторимую магию
Но важно не это. При всем геймплейном великолепии Among Thieves как ни одна другая игра передает дух настоящего приключения. Знаю, у всех уже в печенках сидит эта формулировка. И правда, что же, черт возьми, это значит — «дух настоящего приключения»? Все просто: это умноженный на десять «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега» (напомню, один из лучших приключенческих фильмов вообще), поставленный не менее талантливыми и увлеченными людьми, фантазию которых никто и ничто не ограничивало.
Стилистика выдержана безупречно: великолепная в своей непринужденности история про мифические артефакты, Марко Поло и таинственную Шамбалу, элементы романтической комедии, захватывающие дух панорамы, голливудские взрывы и, что самое главное, какая-то непередаваемая, даже инопланетная легкость. Uncharted 2 настолько светлая, настолько милая и дружелюбная игра, что в нее сложно не влюбиться. Произведение Naughty Dog пропитано магией, сравнимой лишь с магией игр Nintendo.
► Uncharted 2 вышла три года назад, но до сих пор остается красивейшей игрой поколения.
Uncharted — один из редчайших для индустрии сериалов, персонажи которого настолько хороши, что их можно поместить в любую ситуацию, и за ними все равно будет интересно наблюдать. Буквально с первых же кадров проникаешься симпатией к наивному Натану Дрейку, постоянно попадающему в передряги, не можешь оторвать глаз от хищной Хлои (местная Ада Вонг) и с нетерпением ждешь очередной встречи с пройдохой Салли и упрямой, но преданной Еленой. Именно поэтому перед концом света я бы предпочел еще разок пройти Uncharted 2: Among Thieves: ведь так приятно провести свои последние дни в компании любимых друзей!
Во что еще поиграть перед концом света расскажет…
Евгений Пекло | Артемий Козлов | Олег Чимде | Максим Бурак | Евгений Баранов | Александр Пушкарь | Сергей Непрозванов | Станислав Степанченко | Денис Давыдов | Тимур Хорев | Алексей Макаренков