30 декабря 2012Спец
Обновлено 17.05.2023

Игра года: спецноминации

Игра года: спецноминации - изображение обложка
Игра года: спецноминации - фото 1

DayZ Самый честный зомби-апокалипсис

Игра года: спецноминации - фото 2

Не так уж и часто в этом году нас пытались напугать. Напугать так, чтобы пришлось пить перед сном седативное и бояться каждого шороха. Resident Evil 6, на которую многие возлагали надежды, не оправдала принадлежность к жанру survival horror — даже этапы за Леона Кеннеди были совсем не страшными. Чего, впрочем, не скажешь о Resident Evil: Revelations для Nintendo 3DS, в котором Capcom совершенно честно пытались вернуться к истокам серии. Патронов постоянно не хватает, отсеки кораблей, на которых проходит игра, вечно затапливает, монстры появляются как из воздуха, а вокруг — мрак и погибель. Но вот незадача — на портативке… не очень-то страшно играть. Не та это платформа.

Две новые игры из линейки Silent Hill оказались совсем не страшными (особенно Book of Memories). Зато инди Lone Survivor по атмосфере получился чистокровным Silent Hill и пугал до чертиков! Интересный опыт получили и первые владельцы Wii U. На их долю выпало бродить в ZombiU по наводненному мертвецами Лондону и стараться при этом еще и выжить — ведь один укус означает смерть.

Но все-таки больше всего страха мы натерпелись, играя в DayZ. Эта бесплатная мультиплеерная модификация для ArmA 2 — настоящее открытие, и даже странно, что ничего подобного не придумали раньше. Есть большой и мрачный остров с несколькими городами, будто из советской глубинки, есть быстрые зомби, как в «28 дней спустя», есть вы, обычный человек, который очень легко может умереть от голода, болезни или пары-тройки укусов, и… еще несколько десятков людей, которые тоже пытаются выжить. Никакой цели, рейдов, квестов и того подобного — только свобода и стремление остаться в живых.Любой ценой.

Когда, прячась в густой траве, весь искалеченный, ползешь на животе мимо визжащих и сопящих нечеловеческим голосом зараженных и параллельно пишешь в общем чате «Помогите, кто-нибудь!», но сам на помощь даже не надеешься… становится действительно жутко. Жутко от того, что каждые несколько минут падаешь в обморок, что вокруг зомби с очень чутким слухом, а трава шуршит, что до спасительного леса (в котором зомби не водятся) далеко, что после смерти ты потеряешь все накопленное добро… Жутко от той мысли, что тебе никто не поможет , а если встретят, то еще и добьют, чтобы разжиться патронами и тушенкой. Такого мы не испытывали очень давно.

Претенденты
Игра года: спецноминации - фото 3

90% Lone Survivor

Игра года: спецноминации - фото 4

60% Zombi U

Игра года: спецноминации - фото 5

35% Resident Evil: Revelations

Спецноминация: самая густая атмосфера

Silent Hill: Downpour

Игра года: спецноминации - фото 6

До последнего момента мы боялись предполагать, что же получится у чехов из Vatra Games. С одной стороны — отсутствие опыта, не каноничный, да и попросту скучный дизайн монстров и провальный по всем параметрам Silent Hill: Homecoming в предшественниках, но с другой — город Сайлент-Хилл, по своей сути — как во второй части, обещания возвратиться к истокам и поставить акцент на сюжете.

Что получилось? Получилась просто глубокая, очень атмосферная игра, но никак не возвращение к истокам, и даже не Silent Hill как таковой — нет, ни в коем случае. Чехи детально проработали город, написали сюжет без идиотизма (что уже хорошо), придумали множество отличных ситуаций и хорошо поработали со звуком (даже без Акиры Ямаоки).

Но многое они упустили: многоуровневые локации с кучей комнат, запертых на ключ, боссы, иной мир, который меняет привычное пространство до неузнаваемости, и макабристический страх — всего этого Downpour лишен. Но зато есть глубокая атмосфера тоски и горечи. Не знаем, с чем это связано, но в «Ливень» играть очень грустно и тоскливо, но вместе с тем — хочется. Как и ранние части серии, игра живет своей внутренней логикой, логикой нереалистичных и нелогичных сновидений. Downpour напоминает депрессивный, тяжелый сон. В этом он сродни Silent Hill 2. Но больше — ни в чем. Это совершенно иная игра, и это нужно осознавать, прежде чем взять в руки джойстик.

Драма года
Игра года: спецноминации - фото 7

The Walking Dead Все как в кино

Игра года: спецноминации - фото 8

Признаемся себе — игр с сильным сюжетом не так много, особенно если сравнивать с киноиндустрией. Таким сюжетом, чтобы и всплакнуть можно было, и позлиться, или просто по-человечески порадоваться за тех, кто смотрит на нас с той стороны экрана. Да и немудрено, ведь по большей части развлекать нас стараются разноплановым геймплеем, пафосной постановкой, современной графикой и затягивающим мультиплеером. Все эти элементы, разумеется, нужно склеить чем-то общим, но зачастую сам игровой процесс затягивает намного сильнее, чем суть происходящего. За поисками топовых вещичек, набиванием уровней, разблокировкой новых способностей мы проводим несоизмеримо больше времени, чем за диалогами. Этим грешат не только аркадные жанры, но и последнее поколение ролевых игр. Жанры, по сути, матерые и заезженные, бросающиеся из одной крайности в другую и постоянно меняющиеся.

Интерактивное кино, напротив, — редкий гость на любой платформе и потому каждый раз воспринимается как что-то непривычное. Обладателям консоли от Sony повезло чуть больше, у них есть Heavy Rain, остальным же пришлось ждать. Ну что, дождались.

И ведь не скажешь, что нынешний год выдался совсем уж скудным на драматические сюжеты. Трагически спас Вселенную Шепард и будто бы оборвал этим целую эпоху видеоигр. Макс Пэйн потолстел, нашел смысл жизни на дне бутылки и уехал из нуарного Нью-Йорка, прихватив свое горе с собой. Капитан Мартин Уокер из Spec Ops: The Line отправился в занесенный песками Дубай на поиски пропавшего полковника, совсем как в кино «Апокалипсис сегодня», и встретил там то, чего вообще никто не мог ожидать…

Но The Walking Dead: The Game уж очень сильно выделяется на их фоне. Подумать только, игра, в которой кроме разговоров почти ничего нет, ухитрилась держать игрока на привязи все пять эпизодов, заставляя дрожать в ожидании продолжения. Ли Эверетт и Клементина стали нам как родные и наверняка пополнят золотой фонд узнаваемых игровых лиц. Ведь вместе с ними мы большую половину года выживали среди обезумевших людей, оживших мертвецов и страдали от лукавства товарищей. Мы были рядом и пережили каждое предательство и каждую смерть вместе с ними. Когда вкладываешь пистолет в руку человеку, чтобы он убил собственного ребенка, со словами: «Нет, это должен сделать ты» — что-то внутри переворачивается. Никогда еще мы не принимали таких сложных решений, никогда еще выбор не был так сложен.

The Walking Dead: The Game создавалась ради сюжета и держится исключительно на драматургии. Такие игры либо поднимаются на вершину Олимпа, либо тихо обрастают мхом где-нибудь в тенистых сырых оврагах, в окружении немногочисленных «ценителей». «Ходячие мертвецы» поднялись высоко — это однозначно драма года, но путь их был долгим и тяжелым, и никто из тех, кто провел это время в компании Ли Эверетта и Клементины, уже никогда не скажет, что интерактивное кино — просто глупое развлечение.

Претенденты
Игра года: спецноминации - фото 9

70% Spec Ops: The Line

Игра года: спецноминации - фото 10

55% Mass Effect 3

Игра года: спецноминации - фото 11

25% Max Payne 3

Инди-игра года
Игра года: спецноминации - фото 12

FTL: Faster than Light Новый уровень космического менеджмента

Игра года: спецноминации - фото 13

Выбирать победителя в этой категории было сложнее всего. Независимых игр в 2012 году случилось очень много, и все такие разные

Аж глаза разбегаются!

В Dear Esther и Thirty Flights of Loving воплотились два непохожих представления о том, каким должен быть интерактивный рассказ. Lone Survivor чуть было не оказалась самым страшным ужастиком года, а Anna честно попыталась напугать при свете дня. Super Hexagon и Dustforce отдувались за VVVVVV и Super Meat Boy на поприще руколомания и мозговыворачивания. Little Inferno принесла с собой чуточку мракобесия и заставила детей сжигать очаровательные плюшевые игрушки. А на Xbox 360 тем временем появился долгострой Fez, роскошная Dust: An Elysian Tail и усовершенствованный порт марио-рогалика Spelunky.

Путем напряженного конкурсного отсева (а вовсе не методом тыка) мы выбрали пятерых претендентов. Осталась, во-первых, Mark of the Ninja. Если бы в номинации «Стелс года» не было нового Хитмена, победили бы ниндзя, причем с огромным отрывом от остальных соискателей. Единственная беда Mark of the Ninja — больно уж она короткая.

Далее, Hotline Miami. Простенькая игрушка, собранная чуть ли не на коленке в специальном конструкторе, оказалась самым брутальным и беспощадным боевиком года. Еще в ней отличный саундтрек и четко выдержанный стиль «хотим в восьмидесятые».

Legend of Grimrock вернула нас в конец двадцатого века, где правили бал Might & Magic, Betrayal at Krondor, Eye of the Beholder и Wizardry. Страннее всего, что квеста в ней оказалось куда больше, чем партийной ролевки, но и того хватило.

Botanicula сразила наповал добрым сюром и яркой непосредственностью. Мы думали, что до уровня своей же Machinarium чехам из Amanita не дотянуть. Ошибались.

Но какими бы сильными ни были конкурсанты, первое место все равно занимает Faster than Light. До сих пор ни одна игра про космические корабли не ставила ребром вопрос экипажа. А FTL — поставила. Минимальными средствами добилась такого, что о каждом забитом механике начинаешь печься, как о родном. Потому что он прошел с нами весь путь, и если его убьют — то точно насмерть. Благодаря этому (и поставленному на службу разнообразию «рандому») мы провели за игрой много-много приятных часов.

Но первое место мы дали FTL и по другой причине. Это еще и большое событие, одна из первых игр, достигших феноменального успеха на Kickstarter и чуть ли не первая среди вышедших в свет. Она знаменует начало новой эпохи, когда любой талантливый разработчик (не обязательно Тим Шафер или Питер Молинье) может выйти к людям и получить финансирование на ровном месте.

Запомните слово «краудфандинг». Оно очень умное, и вы его еще не раз услышите.

Претенденты
Игра года: спецноминации - фото 14

80% Mark of the Ninja

Игра года: спецноминации - фото 15

70% Botanicula

Игра года: спецноминации - фото 16

50% Legend of Grimrock

Игра года: спецноминации - фото 17

15% Hotline Miami

Спецноминация: самый ожидаемый инди-долгострой

Fez

Игра года: спецноминации - фото 18

Fez, несмотря на свою современную инди-натуру, — один из последних символов уходящей эпохи. Эпохи долгостроев, когда разработчики могли позволить себе годами корпеть над одним-единственным проектом, по крупицам скармливая терпеливым поклонникам новые подробности и самые невероятные обещания. И мы слушали с блеском в глазах, и разевали рты в предвкушении, и нам не очень-то и обидно было, когда с релизом воздушные замки рушились. Ведь как интересно было ждать!

Fez этого отчасти избежал. Прекрасная музыка, неповторимый визуальный стиль и будоражащая кровь возможность вращать двумерное пространство в трех измерениях (как бы дико это ни звучало), способная и вовсе изменить восприятие реальности. Все элементы были надежно скреплены отличным платформенным геймплеем — Фил Фиш, идеолог проекта, честно сдержал все обещания.

Но за пять лет разработки мы узнали об игре почти все — карты были раскрыты задолго до релиза, и готовому проекту нас уже нечем было удивить. Именно поэтому в памяти Fez отложится все же не как отличный платформер, а как удивительный и бесконечно далекий проект, который так приятно было ждать.

Стиль года
Игра года: спецноминации - фото 19

Journey В гармонии с окружающим миром

Игра года: спецноминации - фото 20

Стиль — очень эфемерное, почти невесомое понятие, для которого сложно написать однозначное определение. Стиль — это гармония картинки, звуков, музыки, подачи истории, когда все составляющие игры как бы звучат вместе и получается симфония, которую слышишь и чувствуешь где-то на уровне подсознания. Эстетика.

В 2012 году было много красивых игр. Было много и тех, которые отлично звучат. И тех, где история заставляет действительно волноваться. Но игра, в которой связь картинки, музыки и истории настолько гармонична и идеальна, — все же только одна. Journey.

Песок переливается в лучах закатного солнца, от порывов ветра — не сыпется, а вздымается, будто морская вода во время шторма. Маленький забавный человечек на острых ножках бредет сквозь опасности к своей горе, грозно возвышающейся на горизонте, встречает причудливых, будто сделанных из ткани существ, в которых сразу угадываются обитатели моря. Без всяких слов Дженова Чен, руководитель студии thegamecompany, рассказывает историю о цивилизации существ, которым судьба уготовила раскол, гражданскую войну и обрекла на полное вымирание. Игру можно пробежать три-четыре раза и каждый раз понимать и отмечать для себя что-то новое. Вот эта исполинская каменная голова, занесенная песком, — кому она принадлежала? А вот этот завод — что здесь производили? А белые существа — они кто? Боги?.. А главный герой? Он был создан искусственно? Или, может быть, Бог как раз он, раз спустился с неба?

Каждый квадратный сантиметр пустыни, заброшенных городов, темных пещер… каждый сантиметр ты будто чувствуешь кожей. Все это вместе и есть стиль.

Саундтрек композитора Остина Винтори и вовсе был номинирован на «Грэмми» в номинации «Лучший саундтрек к визуальному медиа» в одном ряду с «Темным рыцарем: Возрождение легенды», «Девушкой с татуировкой дракона».

Так уж вышло, что эксперименты о стилем — удел небольших эпатажных инди-игр вроде Hotline Miami или вот, например, выходцев из инкубатора Sony — Journey и Unfinished Swan. Из более тяжеловесных и стандартных игр в этом году отличилась только Dishonored. Стимпанк (а точнее — ворваньпанк, ведь все механизмы тут работают на китовом жире) вообще встречается в играх реже, чем того хотелось бы, а уж такой визуально отточенный — подавно.

Претенденты
Игра года: спецноминации - фото 21

80% Unfinished Swan

Игра года: спецноминации - фото 17

50% Hotline Miami

Игра года: спецноминации - фото 23

30% Dishonored

Отечественная игра года
Игра года: спецноминации - фото 24

Prime World Семейный подряд

Игра года: спецноминации - фото 25

Как уже говорилось в последней «Трибуне», отечественные (российские, украинские, белорусские) игры никуда не делись, они просто перекочевали в онлайн. Эпоха сингла — сникла. Потому что — пиратство. Потому что — в онлайне легче продвинуться и собрать аудиторию, чем в офлайне.

Но есть и другие причины. Закономерно, что в 2012 году мы отыскали всего одну заметную сингловую игру — Inversion. Да и то отечественную лишь наполовину. Позиция в топе — это наше спасибо. За то, что сделали сингл.

Выбирали мы между Warface, Panzar: Forged by Chaos и Prime World. Все три — качественные. Все три — оригинальные, в мире нет второй такой же игры. С высоты птичьего полета они вполне равны. Еще мог бы претендовать War Thunder, но игра пока что на ранней стадии, она будет бороться за звание в 2013 году.

Warface — тоже не вполне отечественный продукт, его основа и замысел родом из немецкой Crytek. Геймплей — классный, но, в сущности, перед нами просто хороший боевик. Его главное преимущество над мультиплеером в Battlefield 3 или Call of Duty — что он чисто онлайновый и условно-бесплатный, а над Point Blank или Combat Arms — в современной графике. Приз за которую надо присуждать и Crytek, а не только нашей индустрии. Супер, спору нет, но не номер один.

Panzar: Forged by Chaos — блестящий фэнтези-боевик в духе Team Fortress 2, но уступает «Миру прайма» по размаху. Он менее многогранен и к тому же еще не до конца сформировался. Двадцать плюсов к карме, но не номер один.

А Prime World, кроме внедрения в головы дилогии «мальчика и девочки» (в игре ее почти нет, зато многие геймдизайнеры теперь думают в эту сторону), удачно воспроизвела MOBA-жанр на собственный манер, а также — привнесла в жанр идею замковой стратегии. Она на высоте по общему уровню администрирования (да-да, мы это оцениваем), выходящие к ней обновления — толковые, и их много, ивенты проводятся интересные.

Недоработок тоже хватает — например, слабоватые сюжетные тексты, регулярно перекраиваемый баланс — но уж чем-чем, а такими минусами может «похвастаться» любой из претендентов. Вряд ли Prime World способна потеснить Dota 2 или LoL, да и по популярности ей не спорить с более массовой Warface, но позиции она заняла прочно и оказала влияние на отечественную игровую индустрию, за что и получает первое место.

Что же касается Royal Quest, то Katauri никогда не создавала игр ААА-класса. И «Космические рейнджеры», и King’s Bounty изначально рассчитаны на узкий круг поклонников. Честь и хвала Katauri, что обе игры «выстрелили», затмив многие супердорогие проекты. Однако вот Royal Quest — так и остался в рамках узкой ниши. Это тоже хорошо, просто очень далеко от первого места. К тому же игра сейчас радикально переделывается. Старый RQ отмирает, новый еще не оформился, и в декабре 2012 года премировать надо не игру, а Katauri — за целеустремленность, и игроков — за терпение.

Претенденты
Игра года: спецноминации - фото 26

85% Warface

Игра года: спецноминации - фото 27

85% Panzar: Forged by Chaos

Игра года: спецноминации - фото 28

70% Royal Quest

Игра года: спецноминации - фото 29

30% Inversion

Разочарование года
Игра года: спецноминации - фото 30

Diablo III Ожидания vs. Реальность

Игра года: спецноминации - фото 31

Сразу уточним — здесь мы рассмотрим не те игры, что разочаровали редакцию, а те, что вызвали самый большой резонанс и волнения среди игроков. Об играх, которые больше всех порадовали или огорчили «Игроманию.ру», мы наверняка поговорим в нашем блоге во время зимних каникул. Сейчас же речь пойдет немного о другом, так что не удивляйтесь, если одна и та же игра вдруг окажется и здесь, и в номинантах на награду.

Diablo III — это самый что ни на есть классический пример синдрома завышенных ожиданий. Когда третья часть знаменитой серии куется целых двенадцать лет, причем последние четыре публику регулярно подкармливают обещаниями и разрозненными кусочками информации, чего удивляться, что требования к этой части предъявляются выше некуда. Сами же раздразнили.

И вот игра в конце концов выходит, и вдруг выясняется, что все выстроенные в голове воздушные замки вдруг р-раз! — и рушатся под напором суровой реальности. Да, Diablo III — это прекрасный hack’n’slash. Это великолепный hack’n’slash. Столько удовольствия от щелканья мышкой не получить ни в какой другой игре. Но это, в сущности, и все , что способна предложить Diablo III. Сюжет там прост и предсказуем, по поводу чего тут же принялись зубоскалить поклонники. Уровень сложности на старте не регулируется, и первое прохождение превращается в ленивую прогулку, которая по силам «даже вашей бабушке» ©. В эндгейме делать фактически нечего, сеть моментально заполонили ролики по скоростному убиению боссов на «кошмаре», где прокачанный персонаж рвал бедолаг в клочья за считанные секунды.

Справедливости ради — потом ситуацию поправили патчами, добавив и гибкую настройку сложности, и дополнительных боссов, и целую кучу собираемых предметов. Но первое впечатление уже оказалось испорчено безвозвратно. Вдобавок, по нынешним меркам, устарел и сам геймплей — игровая индустрия породила великое множество способов разнообразить бои, и идею построить игру на одном лишь «закликивании» многие сочли кощунственной.

Вот так и получилось, что из хита всех времен и народов Diablo превратилась в нишевую игру для ценителей, о чем красноречиво свидетельствует соотношение тех, кто от нее в восторге, и тех, кто остался зол на Blizzard. Плохой игрой она от этого не сделалась, но былое величие развеялось как дым.

Чуть менее остро публика среагировала на завершение трилогии Mass Effect, когда внезапно выяснилось, что все предыдущие выборы не имеют никакого значения. Вместо того чтобы показать, как изменилась галактика в результате действий Шепарда, создатели свели сюжетную линию к появлению бога-из-машины и трем вариантам развития событий, которые не зависят ни от чего.

Не веря, что столько лет ожидания завершились тихим пшиком, игроки даже придумали «теорию индоктринации», которая сводилась к тому, что события финала Шепарду привиделись. Многие надеялись, что разработчики сейчас спохватятся и таки честно сделают обещанные шестнадцать разных концовок вместо трех почти одинаковых. Но выход «расширенного издания» лишь подтвердил, что они это серьезно. Что ж, Bioware хотели, чтобы финал был незабываемым, и они своей цели достигли — разговоры о том, насколько все могло быть лучше, не утихают до сих пор.

А вот под Max Payne 3 хоть вводи особую номинацию — «пассивное разочарование года». Отличный, сложный и очень мужской боевик с традиционным замедлением времени и трогательным сценарием пал жертвой собственной рекламной кампании. На первом же после анонса изображении Макс оказался лысым, бородатым, в грязной майке, днем (где нуар?) и посреди Бразилии. До такого состояния бывший детектив докатился не сразу, нам обстоятельно рассказывают историю этого ныряния «на дно» — и эта история стоит того, чтобы ее послушать. Но тысячи игроков попросту отвергли Max Payne 3 только за новый образ героя и даже не стали в него играть. Жаль, ведь тогда у них был бы шанс убедиться, что это великолепнейший боевик, с которым никому не тягаться по зрелищности.

Претенденты
Игра года: спецноминации - фото 10

50% Mass Effect 3

Игра года: спецноминации - фото 11
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь