Игра года: лучшие по жанрам, часть 2
Mass Effect 3 Конец целой эпохи
К Mass Effect 3 можно выкатить немало претензий, от почти исчезнувшего ролевого элемента и до концовки, никак не зависящей от того, что было в предыдущих играх. И тем не менее выход заключительной части трилогии стал самым значимым событием для жанра в этом году — им ознаменовался конец целой эпохи.
С самого 2008 года игроки ждали развязки истории, начавшейся после получения капитаном Шепардом послания из далекого прошлого — послания, где говорилось о том, что вскоре обитаемая часть галактики будет уничтожена. Поклонники строили версии, собирали по крупицам информацию о новом фантастическом мире, знакомились с интересными персонажами и постепенно привыкали к тому, что кроме «Звездных войн» и «Звездного» же «пути» имеют право на существование и другие фантастические вселенные. Даже такие молодые, а не пришедшие к нам из семидесятых годов прошлого века.
Концовка концовкой, право ею возмутиться есть у каждого, но надо понимать, что сама по себе третья часть — это и есть один грандиозный финал. Гигантский эпилог, в течение которого мы и наблюдаем все последствия нашего вмешательства в галактические дела.
Именно поэтому в третью часть не слишком интересно играть с нуля, не имея бережно хранимых сохранений из первого и второго Mass Effect — только что родившийся Шепард будет лишен радости от встречи со старыми знакомыми и рискует не сразу понять, что здесь вообще происходит. Без наследия прошлого Mass Effect 3 — это и правда не более чем здоровский боевик с кучей пафосных диалогов о важности объединить усилия перед лицом общего врага. И только если знать, с чего все начиналось, можно осознать свою роль в происходящем.
Такой размах и потеснил на второе место самую что ни на есть классическую ролевую игру Risen 2 от Pyranha Bytes, известных как создатели « Готики ». Однако, в отличие от первого Risen, который был, по сути, переложением все той же «Готики» на новый движок, вторая часть явно создавалась с оглядкой на современные RPG от той же Bioware. Переквалифицировавшийся в пираты герой имеет свой личный корабль, набирает команду, общается с ней, выполняет «личные» квесты. Ничего не напоминает?
А вот создатели Dragon’s Dogma и Kingdoms of Amalur: Reckoning решили выделиться за счет боевой системы, в обеих играх бои — как в классических слэшерах. И там и там разработчики попытались создать оригинальную вселенную, но фурора ни одна из игр не произвела. Впрочем, это не повод списывать их со счетов, по-своему они обе интересны, и очень не хотелось бы, чтоб новые миры остались без развития, а игры — без продолжений.
Претенденты
75% Risen 2
66% Dragon’s Dogma
40% Kingdoms of Amalur
Гонка года
Forza Horizon Гонка с характером
За последние годы почему-то сформировалось мнение, что хорошая гонка — та, где есть не только уйма блестящих цветных спорткаров, но и возможность в них от души поковыряться: улучшить движок, шины, лобовые стекла, поставить дворники в форме сердечек. Все три нынешних главных претендента на титул гонки года, как ни странно, решили плюнуть на моду. В Twisted Metal вообще не живет ничего, кроме духа старой школы, а Forza Horizon, как и Most Wanted, по-прежнему зависит от быстрых движков, хромированных дверных ручек и подвесок, но эти вещи ушли далеко на задний план. Об «апгрейдах» тут вообще можно вспоминать раз в тысячу лет, когда вежливый консультант перед стартом сообщает, что машина ездит слишком медленно и нужно нажать на кнопку «А», чтобы оплатить установку необходимых улучшений (или же просто выбрать какую-нибудь красную «Феррари», которая носится как ураган).
Наконец-то все наше внимание начала возвращать себе сама веселая езда. Need for Speed: Most Wanted хороша, но по сути это лишь квинтэссенция старых идей Criterion. В случае же с Forza Horizon, можно сказать, произошло чудо. Игра построена на духе гоночного фестиваля, где вы — просто один из пары сотен гонщиков (как профессионалов, так и простых грузчиков, поваров и секретарей, взявших неделю отпуска за свой счет), которые приехали в осенний Колорадо, потому что очень любят машины. У главных конкурентов есть не просто лица, но характеры. Вас обсуждают на радиоволнах, противники дразнят, подкалывают и унижают.
Благодаря такой коммуникации в каждой гонке появляется свой повод к победе — там в самом деле есть кто-то, кому хочется доказать, что ты не только младший помощник старшего стажера в денверском офисе Microsoft, но и лучший гонщик в округе, который дрифтует не хуже Вина Дизеля. В Forza Horizon все взаимосвязано и необходимо, чтобы проложить дорожку к первому месту. Игра не просто вылизана, в ней есть главное — стимул играть и побеждать в игре.
Все три претендента по-своему прекрасны, но Forza Horizon все же ощущается как нечто действительно новое и свежее. И, в конце концов, это не просто очень качественная игра, но и большой праздник, на котором не терпится стать главной звездой.
Претенденты
60% NFS: Most Wanted
50% Twisted Metal
Квест года
Primordia Скромное обаяние старины
Не всем студиям даны бюджеты, чтобы поспевать за технологическим прогрессом и радовать игроков соответствием новым стандартам «современной картинки». Кое-кто спасается от клейма дурной графики, ударяясь в ретро, — как, например, Primordia. По сути, это взрослый Machinarium, история брошенных людьми роботов в море страстей, сделанная в стилистике квестов середины девяностых.
Впрочем, нет, не то что в стилистике — это и есть квест из середины девяностых! Разрешение 640х480, никакой подсветки активных точек — и вообще все поблажки игроку ограничены записями в КПК главного героя. Тем не менее застрять здесь можно только из-за невнимательности, не из-за логических нестыковок. Путь отшельника Горацио и его компаньона Криспина — путь, который поначалу кажется веселым и циничным приключением, эволюционирует в тяжелую историю о свободе воли и даже религии. История хороша ровно настолько, чтобы с честью отвоевать первый приз.
Иным берет Edna & Harvey: Harvey’s New Eyes. Многие, возможно, упустили первую часть, посвященную сумасшедшей Эдне, сбежавшей из дома скорби. То была истинная ода нонсенсу, «театр абсурда», как сейчас порой называют ранние игры от LucasArts и Telltale. Но продолжение, о, продолжение раскрывает нам саму суть понятия «когнитивный диссонанс» — и не самым милосердным способом. Пай-девочка Лили, сирота из приюта, хладнокровно убивает одного человека за другим — и не может в это поверить. Зловеще нелепая и смешная до дрожи игра, которую портят лишь неуместные порой головоломки да очень странный конец.
Не вызывает восторга и концовка « Депонии » — по той основной и простой причине, что ее пока нет. В остальном же приключения бродяги Руфуса, который ищет дорогу с родной планеты-свалки, просто превосходны. Здесь и уйма шуток на любой вкус, и захватывающая история, и неожиданные драматические эпизоды, и логичные (хотя местами и своеобразные) загадки, и запоминающиеся персонажи, и невыносимо обаятельный в своем эгоизме главный герой… И всего лишь две части из запланированных трех — история обрывается на самом интересном месте без всякого намека на завершение. А мы все прекрасно знаем, как легко испоганить замечательную серию неудачной (или вовсе отсутствующей) концовкой.
Претенденты
80% Edna & Harvey: Harvey’s New Eyes
80% Deponia
Сессионная онлайновая игра года
DotA 2 Злая и циничная старая добрая «дота»
Онлайновое PvP в этом году процветает: предлагают что угодно, как угодно и на какую угодно тематику. Средневековье и рыцари — в Chivalry и War of the Roses. Огромные боевые человекоподобные роботы — в Hawken и MechWarrior Online. Чужие и морпехи — в Natural Selection 2. А кроме того — террористы, футуристические бойцы в скафандрах, орки с гномами, а еще какие-то MOBA… Удивительнее всего, что при таком изобилии побеждает у нас «какая-то MOBA». Одна из них. Самая большая и суровая.
Если бы Valve просто утащила к себе бренд DotA — этого было бы мало. Дело не в бренде и даже не в том, что титаническое детище модмейкеров восстановили по всем лекалам. Каким-то неведомым образом Valve умудряется творить магию. Магию, без которой Dota 2, может, и осталась бы популярным киберспортивным снарядом, но обычные люди играли бы в нее куда менее охотно. Сессионкой года мы бы тогда назвали Tribes: Ascend.
Dota 2 злая, циничная, не прощает ошибок и требует кучи времени, чтобы освоиться. Поначалу в нее играешь, чтобы понять, какого черта. Это как свисающий с чердака шнурок, за который хочется потянуть вопреки логике и здравому смыслу. Тянешь легонько, тянешь сильнее, дергаешь изо всех сил — и на голову валятся старые лыжи, телевизоры и побитые молью одеяла. Ты понимаешь. И начинаешь закапываться в бардак все глубже и глубже, порой находя потрясающие штуковины, вроде старого бабушкиного патефона и пластинок Вертинского. Ты погряз в этом по самые уши, но уйти не можешь. Правда, зачем куда-то идти? И тут здорово!
Официально Dota 2 еще не вышла: не было торжеств, перерезания ленточек и всего такого прочего. Но играют в нее, похоже, уже все. Valve рассылает приглашения, проводит праздничные ивенты, фарцует шапками и… Постойте-ка, шапки! Может, магия в них? Все ведь знают, что в шапках секрет успеха Team Fortress 2!
Претенденты
90% Tribes: Ascend
75% CS: Global Offensive
50% Natural Selection 2
Над материалом работали:Александр Пушкарь, Артемий Козлов, Евгений Баранов, Максим Бурак