Файтинги от А до Я
Помнится, раньше вы в своих комментариях понемногу критиковали нас за то, что мы не уделяем внимания такому интересному игровому жанру, как файтинги. Что ж, замечания учтены, наверстываем.
[[BULLET]] Файтинги — это литры адреналина, бесконечные драки и красивые локации. Рай, да и только!
Но прежде позвольте слегка углубиться в историю и растолковать сам термин. Итак, под файтингами (от англ. fighting — драка) Википедия подразумевает жанр компьютерных игр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей на специальных аренах.
Первые комбо
Первый документально зафиксированный файтинг появился на свет в 1979 году — это была древняя игра Warrior на игровых автоматах. Впрочем, наши игроки с ней вряд ли были знакомы, а вот Karate Champ 1984 года знать вполне могут. Игра компании Data East удалась на славу и заложила основу для будущего популярного жанра. В 1984 году в ней уже имелась ограниченная арена, разделение драк на раунды и особая система вычета очков в зависимости от места и точности попадания удара.
Нововведения были революционными, но через семь лет CAPCOM ’овская Street Fighter II пошла еще дальше. В 1991 году « Уличный боец » впервые представил нам сложные приемы из сочетания нескольких кнопок, различные комбинации и прерывания анимации ударов.
[[BULLET]] Karate Champ — прародитель жанра и легендарная игра середины восьмидесятых.
Помимо прочего, детище CAPCOM познакомило нас и с различными игровыми персонажами. Мы получили возможность выбирать бойцов, каждый из которых отныне обладал своими уникальными ударами, а также имел слабые и сильные места. Чтобы победить, игрок обязан был анализировать бой до его начала, пытаться понять, за счет чего он сможет одолеть оппонента.
Легкость, понятный геймплей и яркие персонажи обеспечили игре бешеную популярность и во многом предопределили дальнейшее развитие жанра. Спустя годы появилось множество других файтингов, вроде Mortal Kombat, SoulCalibur, Dead or Alive или Guilty Gear, но механика драк радикально не изменилась, разве что подразделилась на трехмерную и двумерную.
[[BULLET]] Только учитесь играть? Не спешите покупать дорогие устройства, сначала потренируйтесь на обычном джойстике.
Зато со временем изменились устройства и приспособления для игры. Сегодня каждый игрок волен выбирать, на чем ему играть — геймпаде, клавиатуре или на специальном аркадном стике. Последний представляет собой квадратную коробку разных размеров с семью — десятью кнопками. Количество кнопок зависит от игры, а основные клавиши часто по-разному окрашены.
Купить качественный стик в России лет пять-десять назад было почти невозможно, оставалось надеяться, что привезут из-за границы. Сейчас ситуация изменилась к лучшему, и жители больших городов при должном усердии все же могут стики найти. А для остальных есть интернет-магазины или аукционы типа eBay. Основные производители — Mad Catz , HORI , Qanba , Etokki и Sega Arcade Sticks.
[[BULLET]] Аркадный стик — мечта любого игрока в файтинги.
Заморские турниры
Знаете, какие игры идеально подходят для компьютерного спорта? Те, в которых сочетаются простота игрового процесса и хардкорная соревновательная часть. Те, в которых новичку стоит сыграть один-два боя, выучить клавиши и удары — и он уже вполне себе боец. Правда, чтобы стать чемпионом, вам за доли секунд придется идеально исполнять комбинации ударов, а это годы и годы упорных тренировок.
[[BULLET]] Если Южная Корея сходит с ума по StarCraft 2, то Япония «болеет» файтингами. На фото посетители чемпионата Tougeki Super Battle Opera.
О подобных играх говорят « easy to learn — hard to master ». Это описание отлично подходит всем лучшим киберспортивным играм, и файтинги просто обязаны были стать популярными дисциплинами. Но не стали, по крайней мере в наших краях…
Впрочем, в США, Франции, Южной Корее и Японии, в отличие от стран СНГ, виртуальные драки очень популярны, и по ним ежегодно проводятся сотни чемпионатов различного масштаба. Особо культивируют жанр в «консольной» Японии, где играть на ПК не принято, а вот приставки в большом почете. В Стране восходящего солнца проводится самый крупный и престижный чемпионат — Tougeki Super Battle Opera (он же Arcadia Super Tournament ). Прошлогодний прошел в городе Нарита
[[BULLET]] Разве можно не согласиться с этой философской фразой?
Организацией турнира уже много лет занимается местный журнал Arcadia. Японцы добросовестно подходят к выбору дисциплин и ежегодно обновляют список представленных игр. Перед тем как провести масштабный финал (в августе), представители SBO организовывают целую серию отборочных в Азии, Европе и Америке.
Интересно, что несколько квот августовского турнира заранее зарезервировано для западных гостей. Чтобы попасть в Японию, «гайдзинам» необходимо выиграть специальный отборочный турнир во Франции.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: спустя месяц-второй после Tougeki Super Battle Opera организаторы выпускают особое DVD-издание с записями матчей плей-офф всех дисциплин. В 2012 году мы таковых насчитали восемь.
[[BULLET]] Fuudo против Latif’a в финале турнира по Street Fighter IV Arcade Edition в рамках EVO 2011
Вторым по значимости чемпионатом в мире считается американский EVO ( EvolutionChampionship Series ). Он был основан в 2002 году братьями Тони и Томом Кэннонами , а также Джоем Куэлларом. Пролистав список победителей за десятилетнюю историю чемпионата, мы нашли в призерах всего несколько европейцев и ни одного игрока из СНГ. В основном побеждали американцы, японцы и корейцы.
Погоня за лидерами
Первый крупный чемпионат по файтингам в России провели девять лет назад, в 2004 году. Поскольку игры этого жанра были более популярны в городах-миллионниках, местом проведения выбрали Москву. Так на свет появился MFA ( Moscow Fighting Arena ) — крупнейший отечественный чемпионат по лучшим виртуальным дракам.
Первыми официальными дисциплинами столичного турнира стали SoulCalibur 2 и Guilty Gear XX #Reload. Со временем их число увеличилось, и в прошлом году на MFA было представлено уже около шести-семи игр. Загибаем пальцы: Mortal Kombat 9, Virtua Fighter 5: Final Showdown, SoulCalibur V , Tekken 6, Guilty Gear XX Accent Core и Super Street Fighter IV: Arcade Edition.
[[BULLET]] Примерно так выглядит игровой процесс в Soul Calibur V. Как вам?
От года к году росло и количество участников. Если в 2005 году на MFA приехало 144 игрока со всех уголков России, то уже в 2008-м участников было больше трехсот, и явились они из шести стран. Прогресс виден невооруженным глазом.
Увеличение участников, зрителей и спонсоров во многом связано с хорошей организацией и появлением сайта Fighting.ru. Основанный энтузиастами в 2005 году, портал вскоре стал родным домом для всех русскоязычных любителей файтингов. Представителям Fighting.ru понадобилось несколько лет, чтобы создать грамотную региональную сеть и модифицировать систему рейтингов.
Помимо прочего, активно искали и достойных спонсоров. Так, в 2012 году помощь MFA оказали Sony Computer Entertainment Europe ( Playstation ), Mad Catz Interactive и Tt eSPORTS.
[[BULLET]] Трейлер Moscow Fighting Arena 2012 — самого престижного чемпионата в СНГ
В прошлом году под эгидой главного турнира СНГ состоялось одиннадцать отдельных чемпионатов, три из которых были командными ( Tekken 6 3v3 , Guilty Gear XX Accent Core 3v3 , Soul Calibur V 3v3 ). Если же говорить об индивидуальных соревнованиях, то самыми популярными были турниры по Tekken 6 и Mortal Kombat 9. Первый собрал шестьдесят пять участников, второй — пятьдесят девять.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: если вы полагаете, что кровавые файтинги интересны лишь парням, — вы ошибаетесь! У нас в Tekken ловко играют и девушки. На MFA 2012 был проведен отдельный женский чемпионат, с оплаченной квотой в Париж на чемпионат Европы.
По итогам августовского Moscow Fighting Arena 2012 трое наших бойцов (среди них — девушка GreenLeo ) выиграли право защищать честь России на международных соревнованиях. Так, представитель Самары Gr1ngo занял сразу два первых места на Street FighterX Tekken 1v1 и Super Street Fighter IV Arcade Edition 2012 1v1, а SiNeMaN и GreenLeo взяли золото в мужском и женском турнирах Tekken 6 1v1 соответственно.
[[BULLET]] Женский чемпионат по Tekken 6 в рамках Moscow Fighting Arena 2012.
Узнать всё
Желая поподробней разузнать об их успехах в России, а также об общем развитии файтингов, мы задали несколько вопросов организатору отечественных чемпионатов Игорю Бугаенко ( BioLogIn ) и чемпионке женских турниров Софии Дегай ( GreenLeo ). Просим любить и жаловать!
[Игромания.ру] Привет! Представьтесь нашим читателям — кто вы, во что играете, чем занимаетесь?
[И. Бугаенко] Меня зовут Игорь, мне 31 год, и последние девять лет я занимаюсь проектом Fighting.ru — по возможности участвую во всем, что касается развития файтингов в России и соседних странах. Играю во все понемногу, от файтингов и стратегий до RPG и квестов.
[С. Дегай] Зовут меня GreenLeo или Leoverde, в зависимости от того, где вы будете меня искать — на форумах, в социальных сетях или PSN ’е. Я — игрок в файтинги, в основном в SoulCalibur и Tekken.
[[BULLET]] Guilty Gear X — один из самых ярких 2D-файтингов.
[Игромания.ру] Как вы познакомились с этим жанром? Каким был ваш первый файтинг? Помимо них во что еще играете?
[И. Бугаенко] Узнал из статьи о файтинге Guilty Gear X в ныне, увы, покойном журнале Game.EXE за 2002 (или 2001) год. Эта игра и стала моим первым файтингом, в который я начал играть серьезно, она же остается любимой и по сей день.
[С. Дегай] С файтингами я познакомилась в 1998 году, когда у меня появилась консоль PSOne. Первой игрой подобного жанра стал Tekken 3 , а вскоре появился и Soul Edge , что определило мой выбор дисциплин на долгие годы вперед. Тем не менее помимо файтингов я увлекаюсь слэшерами и jRPG.
[Игромания.ру] Киберспортивные сайты СНГ почти не упоминают о турнирах по файтингам, а сам жанр хоть и популярный, но в наших странах нишевый. Как считаете — почему?
[И. Бугаенко] Файтинги пришли к нам с аркадных автоматов и консолей, и лишь немногие появлялись на ПК. В России, в отличие от многих других стран, консоли как игровая платформа менее популярны, чем компьютер, — отсюда и внимание киберспортсменов в основном к компьютерным дисциплинам. Да и по мировым масштабам ни один из файтингов не дотягивает по популярности и объему призовых до ведущих компьютерных дисциплин, таких как StarCraft 2, Dota 2 и League of Legends.
[С. Дегай] Можно много рассуждать на эту тему. На мой взгляд, здесь играет роль много различных факторов. Скорее всего, дело в платформах, на которых и выходит основная масса хороших файтингов. Сегодня это PS3 и Xbox 360 , в России же гораздо популярнее игры на ПК.
[[BULLET]] Каждый уважающий себя турнир обязан иметь хороших комментаторов. Приехать в Москву могут далеко не все — многие следят за трансляциями по интернету.
[Игромания.ру] Сколько крупных чемпионатов по виртуальным дракам ежегодно проводится в России? По сравнению с прошлыми годами их стало больше, или ситуация кардинально не поменялась?
[И. Бугаенко] Один-два, редко больше. Из-за «неконсольного» статуса России отборочные на международные турниры у нас не самые частые гости — основную нагрузку принимает на себя Moscow Fighting Arena. Кроме того, крупные турниры обычно проводит на выставке Игромир компания «1С-СофтКлаб».
[С. Дегай] Ежегодно в Москве проходит только два крупных турнира — MFA и Fighting.ru Invitational. Если же говорить о других городах России, то, наверное, следует упомянуть о Екатеринбурге, там стабильно проводятся свои относительно крупные турниры.
[[BULLET]] Атмосферный репортаж об MFA 2012 от ребят из E-NINJAS
[Игромания.ру] Кто сейчас законодатель мод в файтингах? Верно ли, что самая сильная нация в этом виде соревнований — японцы? Есть ли какие-то достижения на мировом уровне у наших ребят?
[И. Бугаенко] Законодатели мод зависят от конкретной игры. В Tekken фавориты — корейцы, а в Street Fighter , Virtua Fighter и Guilty Gear — японцы. В SoulCalibur на равных могут выступать французы, американцы и корейцы, а в Mortal Kombat и Marvel vs. Capcom пальму первенства, пожалуй, отдадим американцам.
[С. Дегай] Наши ребята не раз выезжали на зарубежные соревнования. Если говорить о прошлогодних чемпионатах, то лучшие результаты показал Belial в дисциплине SoulCalibur V. В крупных американских турнирах EVO 2012 и MLG Summer Championship 2012 он попал в двенадцать и восемь сильнейших соответственно.
Кроме того, в 2012 году в Южной Корее проходил крупный чемпионат по Tekken Tag Tournament 2 , под названием IESF 2012. Там было разделение на мужской и женский турниры. В мужском SiNeMaN попал в восьмерку лучших, а в женском я заняла первое место. Есть у нас достижения и в командных соревнованиях — в 2010 году команда в составе Goga , OverKilL и RoBoBOBR выиграла европейские отборочные на SBO — крупнейший японский турнир по Guilty Gear.
[[BULLET]] Без родного джойстика игрок в файтинги как без рук. У многих файтеров в арсенале имеются устройства в стиле определенной игры.
[Игромания.ру] Что нужно молодому игроку, чтобы начать хорошо играть в Street Fighter или MK? Сгодится обыкновенный джойстик или обязательно нужна та «квадратная штука с большими кнопками»? В чем ее преимущества и недостатки?
[И. Бугаенко] Стандартного джойстика от PS3 вполне достаточно. Если говорить о джойстике от Xbox 360, то он чаще вызывает нарекания из-за конструкции крестовины, но в принципе успешно играть можно и на нем. «Штука с большими кнопками» называется аркадный стик, и она скорее долгосрочное вложение, ведь с ее помощью можно предельно четко контролировать персонажа. Но повторюсь — для начинающего игрока стик вовсе не обязателен.
[С. Дегай] Лично я считаю, что показывать результаты и занимать места на турнирах можно как на обычном джойстике, так и на аркадном стике. Лично мне стик освоить так и не удалось, да, если честно, и особой надобности не было. Тут все зависит от того, кто какую цель преследует. Если игрок планирует тесно связать свою судьбу с Кореей и профессиональными выступлениями, без стика ему никуда. В остальных же случаях это дело вкуса.
[Игромания.ру] Тяжело ли найти хороших спонсоров для чемпионата по файтингам? В чем заключаются основные трудности в организации таких турниров?
[И. Бугаенко] Если сравнивать с традиционными кибердисциплинами, то нам гораздо сложнее найти площадку с достаточным количеством места, сложнее собрать оборудование. Тяжело и с поиском спонсоров, ведь для консолей производится гораздо меньше аксессуаров.
[С. Дегай] Трудный для меня вопрос, и он явно не по адресу, поскольку я никогда не занималась организацией. Но, насколько я могу судить со стороны, да, найти спонсоров — тяжкий труд. По крайней мере, в России точно.
[[BULLET]] В прошлом году MFA заручился солидной спонсорской поддержкой и прошел на должном уровне. Надеемся, в этом году будет уж точно не хуже.
[Игромания.ру] Как и сколько тренируются наши лучшие игроки? Где ищут соперников? Дайте, пожалуйста, пару советов, как новичку значительно повысить свой уровень игры.
[И. Бугаенко] Метод тренировок зависит как от игрока, так и от игры. Кто может — играет онлайн, в основном с российскими и европейскими оппонентами. Кто не может — рубится с друзьями и на турнирах. В любом случае, нужно потратить много времени на тренировки, где отрабатываются основные удары разных персонажей и их комбинации. Подобные матчи улучшат ваши знания о защите от разных атак, и вы узнаете много способов вскрыть оборону соперника.
Совет молодым файтерам можно дать только один — запаситесь терпением, приготовьтесь усваивать новые знания и подолгу учиться применять их на практике. Смотрите демки и видео с записями лучших игроков, читайте теорию, анализируйте полученную информацию — и, самое главное, не забывайте про тренировки, как с ИИ, так и с живыми людьми.
[С. Дегай] В последнее время тренироваться стало значительно проще, поскольку онлайн в файтингах стал значительно лучше. Поэтому любого игрока вы, скорее всего, найдете именно в PSN. Учите своего персонажа, смотрите матчапы, играйте через сеть с как можно большим количеством игроков, и уровень вашей игры точно повысится.
[[BULLET]] Самое большее, что можно выиграть на наших чемпионатах по MK и Street Fighter, — оплаченные поездки на чемпионаты мира и Европы, а также медали и игровые консоли.
[Игромания.ру] Изучая тему, мы заметили, что в файтингах существует несколько дисциплин. По какой игре проводится больше всего чемпионатов? Какая игра престижнее?
[И. Бугаенко] Разные файтинги становятся более или менее популярными в разных странах. В России пальму первенства, пожалуй, стоит отдать серии Tekken и Mortal Kombat. Сравнивать престижность российских турниров по разным файтингам бессмысленно — все относительно одинаковые по размеру сообществ.
[С. Дегай] Если говорить о самой престижной дисциплине в мире, то я назову Street Fighter и Marvel vs. Capcom. А вот в России другие тенденции: что вышло недавно, то и престижней. Игра у нас обычно очень быстро набирает обороты, но прожить долгую жизнь ей не удается.
[[BULLET]] Многие ненавистника жанра говорят о его излишней жестокости. Впрочем, на профессиональных игроках это никак не отражается — все они добрейшей души люди!
[Игромания.ру] Пристрастие к файтингам — это чистой воды любовь к спортивной составляющей? Знакомых и близких в реальной жизни, часом, не поколачиваете?
[И. Бугаенко] Файтинги — очень интересный жанр, требующий от серьезного игрока уникального набора умений. При скорости принятия решений, сравнимой с требуемой в шутерах, файтерам требуется решать сложные задачи «контроля» своего персонажа и при этом еще реагировать на действия противника и предугадывать их. В других жанрах можно найти лишь отдельные части этого «сплава» — поэтому не любить файтинги, по-моему, просто нельзя!
[С. Дегай] Увы, я не в той весовой категории, чтобы кого-то поколотить. А если серьезно, то любовь к файтингам не имеет ничего общего с реальным насилием. Это просто дух соперничества, желание выйти победителем в игре или победить в турнире.