Total War: Rome 2
Эта статья была опубликована в мартовском номере «Игромании». В качестве приятного подарка читателям мы выкладываем ее на сайт вскоре после выхода журнала и вдобавок с эксклюзивными скриншотами. Кстати, купить номер в электронном виде и прочитать все остальное (например, впечатления от StarCraft 2: Heart of the Swarm и нового Command & Conquer), можно здесь.
Время от времени на сайте будут появляться досрочно и другие материалы из печатной «Игромании». Когда и какие – этого мы вам не скажем. Следите за анонсами и публикациями.
Здесь, в Тевтобургском лесу, должно быть тихо. Там, где мы находимся, — на поляне, рядом с местом поклонения и монолитом, застыло безмолвие. Чуть дальше, через древние, величественные деревья германского леса слышен шум. Он нарастает, становится все громче и громче. Можно разобрать крики, гневные возгласы. Звон клинков, топот ног. Из леса появляется небольшой отряд римских солдат. Их броня помята и в грязи, оружие погнуто от яростных ударов. От образцовых трех легионов Квинтилия Вара почти ничего не осталось. Может, всего сотня солдат.
Им страшно, и они бегут изо всех сил.
[[VIDEOID_10708]]
Загнать в угол
Двумя часами ранее мы встретились с Элом Бикэмом , представителем Creative Assembly. Он демонстрирует боевую систему Total War: Rome 2. Несмотря на то, что мы уже видели осаду Карфагена, над игрой основательно поработали, и на этот раз нам предстоит увидеть самую ужасную военную трагедию в истории Древнего Рима — уничтожение трех легионов в лесах Германии. Катастрофа была настолько страшной, поражение настолько сокрушительным, что император Август приказал жестко отрезать границу империи с Германией.
Местом этой битвы стал Тевтобургский лес. В современной Саксонии он покрывает несколько небольших гор и болот, как и две тысячи лет назад. Сквозь этот лес Квинтилий Вар вел за собой легионы: солдаты маршировали к зимнему лагерю, а их проводником был германский вождь Арминий, который вырос в Риме и считался союзником. Он втайне ото всех мечтал объединить Германию — как мы знаем из истории, последствия таких идей оказываются крайне неприятными для соседних стран.
► Ничто не предвещает беду. Римляне ровным строем маршируют по лесу, в то время как германцы за ними следят.
Арминий собрал все местные племена и подготовил огромную засаду. В течение трех дней римские легионы постоянно отражали атаки дикарей и пытались добраться до ближайшего форта. Надежды на спасение не было: Квинтилий Вар и несколько офицеров совершили самоубийство, а рядовые легионеры были перебиты варварами один за другим. Двадцать лет спустя, когда сын римского императора отправился мстить за погибших солдат, — на поле боя он обнаружил кости, почерневший металл и прибитые к каждому дереву черепа.
Историческое сражение показано в Total War немного иначе. По словам Бикэма, разработчики не могут делать миссию, которая бы длилась целых три дня. В игровой механике больше внимания уделено коротким, не особо масштабным битвам. В Creative Assembly изучили тексты римского историка Тацита и воссоздали местность настолько правдоподобно, насколько это вообще возможно.
Гордость легиона
Отряды Квинтилия двигаются колоннами по узкому проходу, между небольших холмов, вязких топей и темных, густых деревьев. Тишина прерывается только гулким маршем солдат и пением птиц. Мы рассматриваем отряды немного ближе. Впереди три человека держат штандарты с орлом — символы чести и стойкости легионов. Потерять такой — хуже смерти и поражения в бою. Задача перед воинами простая — солдаты со штандартами должны спастись, остальные обязаны смело принять бой и защитить гордость Римской империи.
► Против горящих булыжников щиты легионеров совсем бесполезны. Через несколько секунд строй разрушится и раненых добьют.
Сначала с холмов на римлян начинают скатывать горящие булыжники. Они давят людей, убивают и калечат, разбивают строй — это одна из небольших подлостей, которые теперь можно устраивать во время боя. С возвышенности на паникующих римлян бежит толпа варваров.
Засады будут часто устраиваться и вне исторических сражений. На главной карте армии могут передвигаться в трех режимах: защитном, агрессивном или скрытном. Некоторые отряды, например германские ночные охотники с копьями, получают дополнительный бонус. Грамотное использование маскировки становится крайне важным, потому что вы можете видеть только те вражеские армии на карте, которые заметили ваши солдаты.
Германские войска изматывают римлян, внезапно нападают и выпускают стрелы с нескольких сторон. Легионеры не могут сосредоточиться и постепенно устают. Варвары работают не так слаженно: они легко вооружены и очень уязвимы. Лучники и копьеметатели не настолько эффективно убивают легионеров, и римляне отбивают первую атаку. Солдаты продвигаются по узкому проходу, в то время как все больше и больше германцев появляется из леса. Конница погибает первой — лошадей окружили копейщики, лучники дают залп за залпом. Дикари выпускают гончих, и те вгрызаются в глотки легионерам.
► Детализация по сравнению с демонстрацией карфагенской битвы значительно улучшилась, хотя игра еще даже не приблизилась к стадии альфа-версии.
Отряды отбиваются, у людей появляется надежда на спасение. Римляне добираются до открытого места, где Арминий, наконец, признается, что он предатель. Вар шокирован и обращается в бегство вместе с оставшимися всадниками. Штандарты остаются у солдат, в то время как часть варваров начинает преследовать полководца. У пехоты появляется шанс выбраться из леса. Солдаты формируют из щитов известную всем «черепаху» и постепенно продвигаются почти без потерь.
Варвары осторожно нападают, но не могут пробить римский строй. У дикарей другая задача: замедлить «черепаху» до тех пор, пока из чащи не появится настоящий враг. Через мгновение толпы берсерков внезапно появляются из леса и догоняют то, что некогда было римским легионом. Этим воинам не страшно, пожалуй, ничего. Они никогда не отступают и будут биться до самой смерти.
Высшее командование
Стоит заметить, что германские племена хотя и разные, но вместе попадают под категорию «варваров», которая включает в себя британских иценов, французских авернов и германских швабов, а также другие европейские племена, к примеру, из Испании и Скандинавии. Племена из одной страны будут похожими — у херусков и швабов берсерки совсем не отличаются друг от друга, а вот у иценов армии, скорее всего, будут укомплектованы колесницами.
Лидеры стран также ведут себя по-разному. У племени ицен вожди разъезжают на колесницах, македонский генерал будет на острие атаки с элитным отрядом, римские полководцы, как правило, на лошадях. Карфагеняне набирают наемников, но их лидер обязательно будет находиться вместе со «Священным отрядом», специально обученными копейщиками. Некоторые, как Вар, будут командовать армией из тыла, находясь в относительной безопасности.
► Доспехи солдат постепенно загрязняются, а оружие ломается во время боя. Выражение лица меняется в зависимости от ситуации.
Некоторые из этих генералов будут историческими героями (Юлий Цезарь, Боадика, Верцингеторикс), другие будут менее известными, но у каждого есть набор амбиций, почти как в The Sims : если мечты полководцев исполнять, они станут лояльными. Помешайте их планам — и воеводы могут обернуться против вас. Если авторитетный генерал хочет стать консулом, лучше прислушаться к этому пожеланию, иначе есть шанс, что он устроит восстание и бунт. С другой стороны, если этот полководец политически неграмотен, то проблемы могут возникнуть уже в сенате.
Бикэм хорошо знает, чем закончится битва, и отдает приказ спасаться. Берсерки прорвутся через любой отряд, что будет стоять на пути, поэтому смысла сражаться с ними нет. Варвары постоянно устраивают засады, солдат в отряде становится все меньше, но римлянам все же удается выбраться из леса и не потерять штандарты. Им страшно, и они бегут изо всех сил.
* * *
[[VIDEOID_10707]]
Подвиг легионеров остался не только в записях Тацита, но и в игре. Creative Assembly в первую очередь стремились показать интересное шоу и поэтому не были достаточно точны с событиями — тем не менее такой вариант сражения в Тевтобургском лесу врезается в память так же сильно, как и историческое описание битвы две тысячи лет назад.
За кулисами Creative Assembly
Интервью с Элом Бикэмом
Перед просмотром игры мы встретились с менеджером по коммуникациям Элом Бикэмом и поговорили с ним про исторические источники, важные различия между фракциями и новый подход к ведению боя, а также выяснили, какую важную роль играет «Википедия» и сериал Game of Thrones в разработке Total War: Rome 2. Кроме того, Эл разрешил нам сфотографировать интерьер лондонской студии (другим журналистам запрещали это делать), поэтому вы сможете посмотреть, чем живут британские программисты и дизайнер
В демонстрации Вара убил Арминий, хотя на самом деле полководец вместе с офицерами совершили традиционное римское самоубийство — упали на свои клинки. Такое могло бы получиться в игре?
Мы изначально планировали так сделать. Сложность с этой битвой в том, что в реальности это были целых три изнурительных дня, но дизайнерам необходимо уместить события всего лишь в одно сражение. Пытаться передать исторически ценную информацию при таких ограничениях достаточно непросто.
► Вот так, в постоянном режиме, среди кактусов и пакетиков кетчупа Heinz проходит разработка Total War: Rome 2.
Потерянные легионы так и не стали восстанавливать, так?
Не стали. Для Рима трагедия была слишком тяжелой. Вы сами видели, насколько тяжко пришлось легионерам. Между прочим, мы устроили эту демонстрацию исключительно для того, чтобы показать вам новую систему поля зрения. Она работает почти как «туман» в любой стратегической игре. Ваши солдаты видят врага — вы тоже. В противном случае вы не видите противника и не можете своевременно реагировать. На наших картах появилось больше вертикальных участков. Холмы стали выше, деревья больше, поэтому спрятать отряд бойцов теперь очень легко. Так повышается ценность разведчиков — быстрые скауты видят дальше, вовремя замечают тяжелые войска. Бронированные отряды принципов или триарий из-за доспехов почти ничего не могут увидеть. Правильно занимать позицию и разведывать территорию стало в несколько раз важнее. Битвы теперь проходят гораздо динамичнее и интереснее, чем раньше.
Большинство солдат спаслось во время демонстрации. Как так произошло?
Атаки на первых порах совсем небольшие и скорее нужны для того, чтобы раздражать. Это историческое сражение, оно спланировано так, чтобы дать игроку несколько испытаний. Сложности начинаются в тот момент, когда из леса выбегают берсерки. Если они догоняют отряд, то проходят сквозь него как нож через масло, особенно если атакуют с тыла.
► Студия нуждается в звуковом дизайнере для одного из своих проектов — большая редкость, потому что пробиться звуковикам в геймдев невероятно сложно.
Нам показалось, что лучники и копьеметатели стали менее эффективными.
Такие отряды стали меньше, потому что в ином случае солдаты без дистанционных атак просто не успевали бы подойти к нападающим ближе. Кроме того, у большинства пехотинцев есть щиты, в отличие от Total War: Shogun 2.
Тевтобургский лес выглядел исторически достоверно, как вы добились такого сходства?
Вы не поверите, но мы работаем с историческими архивами и… «Википедией». Наш разработчик изучает документы, а потом моделирует местность в редакторе. После этого он передает макет художникам, и они детально воссоздают поле боя. Дальше остается только расположить войска, а также задать их поведение. По редактору карт: я буду удивлен, если такой не появится, но сейчас для нас важнее основная игра.
Расскажите немного о том, как в игре будет построено повествование.
Как вы понимаете, у нас нет общей линии повествования. Вместо этого игра складывается из небольших ситуаций. Перед вами ставят проблему, которую можно решить несколькими способами. У нас сделан акцент на исторических персонажах — они будут появляться вне зависимости от того, сможете ли вы их использовать или нет. Представьте, что во время игры появляется известный гладиатор.
► Работа над игрой не прекращается ни на минуту: здесь, например, моделируют карты.
Такой, как Спартак?
Да, у нас он в планах. Вы сможете решить, будет ли он с вами работать. Кроме этого, когда появляются новые генералы, их можно отправить на войну, во главе легионов, либо определить в сенат. Если эти полководцы не из вашей семьи и не совсем лояльны, такой расклад может сыграть против вас.
Галлы были завоеваны римлянами достаточно рано — когда начинается ваша кампания?
С Первой Пунической войны. В то время было много фракций, армии были разнообразными: вы сможете поиграть за государство селевкидов, македонцев или, например, Карфаген, где сочетаются традиционные греческие войска и огромное количество наемников.
Насколько далеко на восток протянется карта кампании?
Давайте пока не будем об этом. Мы расскажем о наших планах немного позже.
Какие фракции на данный момент лучше всего проработаны?
Мы пока что не особо демонстрируем новые фракции. Сейчас у нас готовы Рим и Карфаген, к тому же мы неплохо постарались с македонцами, иценами (британское племя варваров), швабами и херусками. Фракции теперь разделены на несколько базовых видов, поэтому вы, к примеру, выбираете между варварами или римлянами и потом решаете, за кого играть. У Карфагена есть «Священный отряд», элитные солдаты с копьями и щитами. Они находятся в сердце армии и окружены наемниками. Римляне не настолько универсальны, но сражаются ровным строем. Полководцы также немного изменились. Только у нескольких фракций есть допуск к «традиционным» генералам с кавалерией — это римляне и карфагеняне. У македонцев полководец может быть в обычном отряде или в группе тяжелобронированных пехотинцев. Способности лидера будут меняться в зависимости от отряда, в котором он находится.
► Creative Assembly изначально состояла из пяти человек, но сейчас в студии трудятся свыше 250 сотрудников.
Мы видели в бою херусков — берсерков, дикарей, лучников и копьеметателей. Какие различия будут между германскими племенами?
Отличаются страны. В Британии будут колесницы; солдаты используют боевой раскрас. Галлы лучше защищены и эффективнее пробивают оборону. Германцы лучше ориентируются в лесу и быстрее передвигаются по снегу.
Как вы набирали актеров для озвучки?
Мы присмотрели несколько любопытных людей, но когда начали делать проект, то вскоре выяснилось, что для игры невероятно сложно подобрать актеров — почти все заняты работой над «Игрой престолов». Мы всего-то искали людей с суровыми, грубыми голосами. Тем не менее у нас получилось нанять достаточно неплохих работников для озвучения реплик.
Процент готовности: 45%
Рейтинг ожидания: 90% (очень высокий)