Watch Dogs
Мы вряд ли сильно ошибемся, если скажем, что 99 из 100 людей, которым не безразличны игры, видели тизер Watch Dogs. Пожалуй, это даже самый впечатляющий ролик прошлого года: ночное небо, моросит дождь, из канализационных решеток клубится пар. Мир невероятно интерактивен и проработан, а самое главное — это новый IP, а не очередной сиквел.
На данный момент Ubisoft хранит гробовое молчание и отвечает категорическим отказом всем, кто пытается взять интервью у разработчиков. Тем не менее информация просачивается, и, проведя детальное исследование, можно обнаружить, что данных по игре существенно больше, чем полгода назад. Мы собрали все, что известно про Watch Dogs, воедино, чтобы у вас сложилось максимально полное представление об этой, вполне возможно, революционной игре.
В паутине
Почти такие же впечатления были от анонса самого первого Assassin’s Creed. Ролики вызвали дикий интерес, граничащий с недоверием: как можно сделать игру с открытым миром и совместить при этом несколько необычных на то время механик? Нам предлагали безграничную свободу, возможность вскарабкаться на любое здание. Мы наблюдали за плавным бегом героя и представляли, насколько здорово будет охотиться на людей и птицей лететь вниз с минарета. После такого любой другой разработчик, который мечтал о видеоигре с открытым миром, просто не мог не воспользоваться такими удачными наработками. Кажется, раньше эпигонов было принято называть словом «клон».
Сейчас заложенные в серию Assassin’s Creed идеи вряд ли кого-нибудь удивят. Фигура в капюшоне уже стала иконической, но тогда мрачный убийца в белом маскировался в толпе, медленно шел по улицам и старался не вызывать подозрение. Для того времени такое решение было удивительным, а Ubisoft даже ввели понятие «социальный стелс»: важно было взаимодействовать с людьми, убийцу укрывал сам город — достаточно лишь удачно замаскироваться.
)
[[BULLET]] Мы не перестаем удивляться, насколько во внутриигровом коммуникаторе интуитивный интерфейс. Взламывать различные системы у Пирса получается всего в несколько нажатий.
В Watch Dogs понятие «социальный стелс» воспринимается совсем на другом уровне и вызывает тревожный, нервный смех. Дело вот в чем: игра постоянно напоминает о достаточно простой, но неприятной вещи. Вы почти все время на виду. Вы уязвимы. При активном использовании сетевых сервисов и привязки человека к телеком-оператору остаются следы — цифровая тень. Человек уже не просто создание из плоти и крови, у него есть виртуальный аналог, который сейчас многие еще не воспринимают всерьез. Но то, что о вас написано в интернете, то, что вы пишете сами… все данные, которые вы вводите при оформлении кредита или при бронировании билетов, фотографии, которые вы размещаете в социальных сетях, неосторожные фразы, оброненные в «Твиттере», матерные комментарии на форумах… все это не исчезает бесследно. Компромат постепенно копится. Задействовано огромное количество источников — почтовые приложения, сервисы для страхования, cоциальные сети, блоги, хостинги… достаточно собрать всю информацию воедино, и человек оказывается перед вами как на ладони. Со всеми его слабостями и грехами. Вы словно залезаете к человеку в голову и узнаете о нем такое, о чем он сам мог уже давно забыть.
О человеке можно узнать практически все. И такое будущее — оно уже не в художественных работах, а на пороге. До Syndicate , где живые люди отстраненно назывались soft assets, еще далеко, но провести параллели несложно: неудобные видеозаписи камер наблюдения стираются с жестких дисков случайными вирусами, а кадровик обязательно проверит «цифровой след» соискателя перед приемом на работу.
Такие вещи звучат безобидно, особенно если сравнить их с Чикаго по версии Watch Dogs. Город стал сосредоточением информации. Единая компьютерная система контролирует почти все — от электроснабжения и управления поездов до комплексов видеонаблюдения. Доступом к информации обладает группа влиятельных компаний, в их силах получить информацию о каждом. Скрыться от «большого брата» невозможно, а человек из личности превратился в набор переменных и характеристик.
Информационная революция
Среди стройной и идеально работающей системы затесался анархист. Айден Пирс, главный герой игры, каким-то образом научился эту систему взламывать. Он может управлять городом и узнавать чужую персональную информацию через смартфон. В Ubisoft не рассказывают о мотивах героя, но подразумевается, что ему нужно свести счеты с некоторыми особо зарвавшимися государственными деятелями. Кроме того, он беглый преступник и уже успел отсидеть одиннадцать месяцев в исправительном учреждении.
)
[[BULLET]] Watch Dogs не так сильно удивляет проработанностью изображения. Гораздо интереснее наблюдать за правдоподобной реакцией NPC.
По тем немногим намекам разработчиков, которые они успели обронить по поводу новой игры, главным оружием игрока и Айдена станет сам город: устроить аварию, отключить электричество, получить доступ к приватной информации… Применять такие способности можно изобретательно и с особой жестокостью. Во время демонстрации на E3 (ролик с презентации PS4 в этом плане менее показателен) Пирсу необходимо было проникнуть на частное открытие галереи, спонсором которой является богатый и влиятельный бизнесмен Джозеф Демарко. Человек в безупречном костюме с легкостью ушел от тюрьмы после обвинений в убийстве, но информация о преступлении все равно осталась — Айден в данном случае является карателем и готов остановить олигарха-эстета любой ценой.
Напомним про события с демонстрации. Пирс приближается к арт-галерее. Прямого доступа в здание нет, а у входа стоит вышибала. В толпе почти все переговариваются по телефону, пишут что-нибудь в «Твиттер» или проверяют электронную почту. Фейс-контроль что-то обсуждает по мобильному с начальством. Тут Пирс делает небольшую пакость и глушит сигнал. Кажется, что без мобильной связи совсем никуда, такая мелочь достаточно серьезно отвлекает толпу, а вышибала пытается поднять коммуникатор повыше и поймать сигнал.
Никто не замечает, как подозрительный человек заходит в здание. Внутри помещения интерактивные голограммы, на стенах висят эклектичные картины. Современное искусство предполагает претенциозность и необычный кейтеринг: официанты с прямоугольными коробками на головах qr-коды (они, кстати, ведут на веб-сайт Демарко, сейчас там размещен некролог — http://dotconnexion.ubi.com/index.html ). Становится заметно, что посетители арт-события немного взволнованы — Пирса почему-то знают в лицо. Внутри клуба герой встречается с помощником. Из разговора становится понятно, что Айден занимается охотой на неприятных людей, а его товарищ продает индивидуально настроенный огнестрел. Джозеф Демарко оказывается крайне отвратительным типом, продавец оружия слышит его имя и решает отдать пистолет Пирсу даром.
Главный герой пришел на выставку не за высоким искусством. Он достает коммуникатор и начинает сканировать людей. Вот та симпатичная журналистка у причудливой инсталляции, например, недавно получила обвинение в плагиате, а нелепо выглядящий молодой человек владеет израильской крав-мага и зарабатывает на жизнь избиением всяких одиозных типов. Сканер засекает личного секретаря Демарко: сотрудница звонит Джозефу по телефону и предупреждает об опасном госте. Нарушитель спокойствия не должен покидать здание, охрана предупреждена и собирается скрутить анархиста (телефон тем временем просчитывает степень угрозы и шанс отхватить от нервного сотрудника). Драки не избежать, поэтому Айден быстро достает телескопическую дубинку и парой ударов оглушает дерзкого вышибалу, после чего выбирается из арт-галереи через черный ход.
)
[[BULLET]] Бессмысленное насилие в Watch Dogs не приветствуется, потому что в игре есть система репутации. Остается надеяться, что стиль игры за положительного персонажа не будет слишком скучным.
Снаружи моросит дождь, Пирс уверенным шагом подходит к перекрестку и начинает ждать. Через мгновение он выведет из строя систему светофоров, после чего машины начнут врезаться друг в друга. В аварию попадает наша цель: автомобиль с Джозефом Демарко никак не может уехать с места катастрофы. Из салона выбираются его телохранители, открывают огонь по Пирсу, случайно задевают прохожих и участников ДТП. Тем не менее Айден устраняет охрану, вытаскивает Демарко из автомобиля и убивает его.
Очевидно, что с Джозефом можно будет расправиться несколькими способами. Пирсу не обязательно выходить из арт-галереи и устраивать аварию на перекрестке. Интересно, что может произойти, если герой заблокирует сигнал внутри здания в то время, когда секретарь разговаривает по телефону?
Пока что взаимодействие с игровым миром сильно напоминает недооцененный Syndicate. Там, напомним, можно было на лету взламывать и перепрограммировать электронные системы или даже заставить совершить самоубийство противника с кибернетическим имплантом в голове. «Умное» оружие также было уязвимо к хакерской атаке. Пример с Syndicate крайне показателен, так как трюки со взломом нужны были только для одной цели — убивать быстро и эффективно. В Watch Dogs же акцентируют внимание не на жестокости, главного героя здесь помещают в относительно правдоподобный сеттинг и не заставляют сломя голову бежать вперед и уничтожать все живое на своем пути.
Прощай, приватность
Уже известно, что кроме сюжетных заданий в Watch Dogs будут элегантно реализованные побочные квесты. Улицы полны прохожих, почти у каждого есть мобильный телефон, в который можно дистанционно влезть, прочитать сообщения и прослушать аудиозаписи. Более того, взлом коммуникатора дает доступ к медицинским данным или отметкам о криминальной деятельности. Из всех этих маленьких деталей формируется общая картина, позволяющая выйти на след конкретного преступления или раскрыть заговор.
Еще один очень интересный факт: в дополнение к основной игре разработчики планируют создать отдельное приложение для смартфонов и планшетов. Еще раз — не внутри игры, а в реальной жизни. Пользоваться такой программой не обязательно, но наличие гаджета под рукой открывает дополнительные возможности. Оцените иронию, игра про исчезновение границ у любой частной информации и развитие глобальной базы данных поддерживает приложение, в котором можно смотреть интересные факты про NPC и чужих игроков.
)
[[BULLET]] Одним из ключевых событий в Watch Dogs была авария в энергосистеме США и Канады, после чего всеми системами начал управлять единый искусственный интеллект. По игровой версии катастрофа произошла из-за действий одного опасного хакера.
В приложении поначалу доступна не вся информация, некоторые детали появляются только после того, как вы просканировали человека или объект в основной игре. Задействованы будут не только NPC, другие игроки могут получать вашу информацию и изучать, как вы смогли пройти то или иное испытание, а также увидеть, каким способом вы справились с одним из многих сюжетных поручений, — настолько серьезно система держит ее пользователей за горло.
Все действия игрока отслеживаются, и, кроме прочих радостей особиста, на экране iPad можно будет посмотреть карту города, которая в режиме реального времени показывает всю нужную игроку информацию. Стоит подчеркнуть, что это не просто дополнительная фишка для того, чтобы было удобно смотреть на карту и ориентироваться по ней. У вас на ладони Чикаго — в прямом и переносном смысле. В ту же арт-галерею можно пойти без подготовки, но игра всегда позволяет продумать план наступления, ознакомиться с чертежом здания, спланировать нападение заранее. Вы сможете узнать важную информацию об организаторах.
К такому решению неизбежно возникают вопросы: необходимо ли будет пользоваться таким приложением? Не является ли это просто переносом некоторых игровых функций на дополнительный экран? С другой стороны, было бы здорово совместить так несколько девайсов. Представьте, вы сканируете человека в игре, а досье на него составляется уже на экране планшета, погружение в игру при этом становится максимальным. Главное тут, конечно, глубина интеграции. Всевозможных приложений по «настройке персонажа» мы видели уже достаточно: с одной стороны, это полезно, с другой — никак не усиливает впечатления от основной игры.
Мы подозреваем, что приложение будет играть не последнюю роль в сетевом компоненте Watch Dogs. В паре эпизодов из тизеров было видно, как за Айденом следит некто Bixxel_44. Он же и пытается зачем-то взломать коммуникатор главного героя, а потом наблюдает за беглецом при помощи одной из камер слежения. Такие вторжения можно пресечь, если вовремя заметить попытку взлома. Но пока что не совсем понятно, зачем одному игроку необходимо так пристально следить за другим. Возможно, таинственный наблюдатель может как облегчить жизнь игроку, так и совершить изобретательную гадость.
Другая последовательность
Ролик с E3 и с презентации PlayStation 4 — не единственное, что демонстрировали Ubisoft. На той же E3, за закрытыми дверями, разработчики показали демо повторно, но с небольшими изменениями. Самое важное: авторы показали подготовительный этап и то самое приложение. На экране планшета был план арт-галереи и прилежащих построек. На этот раз события развивались немного по-другому. Пирс приближается к зданию и подключается к одной из камер. Так проще увидеть, что происходит поблизости, и не светиться самому.
После этого он подслушивает телефонный разговор: недовольная жена спрашивает мужа, когда тот, наконец, вернется домой. Судя по всему, для игры будет записано огромное количество разговоров — иначе идея будет работать не самым удачным образом. События внутри помещения остаются такими же, а самое интересное начинается после выхода из здания: вместо того чтобы стоять у перекрестка, герой забирается на крышу по пожарной лестнице. Оттуда он взламывает камеру слежения и с ее помощью просматривает дорогу.
Сверху наблюдать за всем не только удобно, но и полезно для здоровья — с высоты проще застрелить телохранителей Демарко. После того как справедливость восторжествовала, происходит неожиданное: коммуникатор главного героя кто-то взламывает. Пирс при этом уходит от погони не зрелищным прыжком через раздвижной мост, а устраивает хаос и беспорядок на других перекрестках.
)
[[BULLET]] Пока что поезда используются для оперативного отступления. При невероятных способностях героя ко взлому транспортных систем не совсем понятно, почему нельзя разблокировать двери вагона и укрыться внутри.
А теперь обратимся к ролику с презентации Sony , где был показан еще один небольшой кусочек игры. На этот раз Айден ни на кого не охотится, а просто гуляет по виртуальному Чикаго. По улицам снуют прохожие — у одного из них, судя по данным с мобильного телефона, плохо защищен банковский аккаунт. Пирс мгновенно, одним нажатием кнопки, взламывает счет и обналичивает чужие деньги в ближайшем банкомате.
Рядом с местным супермаркетом сидит бездомный («ветеран вьетнамской войны, заработок: $0 в год» — едкий, хотя и немного наивный социальный комментарий). Вторжение в частную жизнь бездомного ненадолго прерывается. Коммуникатор Пирса засек девушку, на которую собирается напасть грабитель. Дальше события разворачиваются достаточно предсказуемо: Айден пугает грабителя, тот начинает убегать с места преступления, а текст на дисплее мобильного предлагает догнать и обезвредить нарушителя.
В этот момент Watch Dogs до неприличия напоминает Assassin’s Creed, в какой-то момент даже кажется, что разработчики хотели сделать полноценную игру про убийц в современном сеттинге, но потом все-таки опомнились и решили не рисковать. Подчеркнем, что ничего удивительного не происходит. Пирс бежит за преступником, который свернул в узкий переулок. Испуганная жертва тем временем звонит в полицию (коммуникатор автоматически ловит нужную частоту и позволяет подслушивать разговоры сотрудников правопорядка). Догнать беглеца Айдену помогает совсем не сноровка — он вовремя перегружает электрощиток, и сноп искр бьет преступнику прямо в лицо. Осталось немного испортить его парой ударов телескопической дубинкой и самому спастись от полиции (не забываем, что Пирс такой же преступник, но с хитрым гаджетом в руках). Унести ноги от копов получается очень легко: одна машина со всей силы врезается в не вовремя поднятые металлические ограничители (когда, наконец, у коммуникатора сядет аккумулятор?), а второй Айден простреливает колесо, после чего взламывает электронику у ближайшего поезда и спешно уезжает на нем в другой район.
Важно заметить, что все вышеперечисленные действия не в полной мере раскрывают потенциал системы контроля над электроникой. Здесь хитрый гаджет чаще всего позволяет лишь замедлить противника, а от игрока требуется лишь нажимать вовремя на одну и ту же кнопку и каждый раз ждать какой-нибудь любопытный эффект. По-настоящему станет интересна такая ситуация, при которой главный герой сам будет уязвим перед электронной атакой. И один из вопросов, который возникает к Watch Dogs на данный момент, — насколько глубоко нам разрешат контролировать окружающее пространство и будет ли пространство контролировать нас.
Да, тизеры прекрасны, технология безупречна, но если взглянуть со стороны, то становится заметно, что в плане геймплея нам пока не продемонстрировали ничего по-настоящему революционного. Лишь намеки! Камеры уже успешно ломаются в любом уважающем себя киберпанк-проекте, а вот насколько будет интегрирована в геймплей возможность подключаться к чужой электронике и насколько интересно будет вести собственные расследования — неясно.
В цифровом прицеле
Относиться к Watch Dogs при этом можно по-разному. Есть риск того, что игра станет очередной пародией на трогательную серию про американский криминал, а все красивые и изящные фокусы с коммуникатором перестанут вызывать восторг спустя несколько часов — тут уже все зависит от ситуаций, в которые попадет персонаж. Будет ли действие игры выходить за пределы Чикаго? Получится ли контраст между высокотехнологичным городом и какой-нибудь удаленной локацией? Какой смысл в управлении светофорами или поездами? Если единственным результатом таких действий будет катастрофа и смерть, то этого категорически недостаточно.
Хочется верить, что заявленный в Watch Dogs контроль может открыть гораздо больше возможностей, чем принято в видеоиграх. Подумайте только, как легко получится шантажировать и ставить обывателей в неудобное положение! И, наоборот, представьте совсем иную ситуацию: каково в таком мире будет человеку без владения важной информацией? Как им смогут воспользоваться?
Сеттинг дает неограниченный простор для фантазии. Идеи и геймплейные элементы могут отлично работать, а у Watch Dogs есть все шансы стать умной и остросоциальной игрой, особенно если разработчики не будут делать акцент на жестокости, а постараются позаимствовать некоторые идеи из ARG-проектов или Echo Bazaar , где особенно ценится информация и сплетни. А вот если фокусы с коммуникатором будут раз за разом повторяться в однотипных ситуациях, а журналисток-плагиаторов и специалистов по крав-мага в виртуальном Чикаго можно будет встретить на каждом шагу, это, скорее всего, не сработает. Внушает опасение и тот факт, что у Ubisoft не всегда получается делать игру хорошо с первого раза.
Шанс, что с проектом поступят так, все же мал. За проработку персонажей отвечает отдельное подразделение внутри Ubisoft — это коллектив под названием Аlice. В их офисе располагается студия звукозаписи, аппараты для захвата движений, места для художников. Именно эта команда занимается проработкой сценария и текстов в видеоиграх. Alice работала над Far Cry 3 — сотрудники коллектива продумали характер Вааса и подобрали на его роль подходящего актера.
Чтобы Watch Dogs заработала, необходимо продумать кучу деталей и не упустить ни одной мелочи. Тут как раз такой случай, когда проект может стать некстгеном не только по форме, но и по содержанию. Иначе получится примерно такая же грустная ситуация, как с God of War 3 : безумно красивый арт-дирекшен, но сама игра совершенно беззубая, несмотря на всю свою жестокость. Есть небольшой шанс, что игра окажется «клоном» Assassin’s Creed, только про мобильные телефоны. При этом Watch Dogs может стать проектом, который заставит задуматься и ограничить доступ к своей информации. Озаботиться проблемой можно и сейчас. Насколько легко узнать о вас через интернет? Watch Dogs уже знает ответ. К примеру, тех людей, которые подписались на информационную рассылку от Ubisoft, ждал неприятный сюрприз: из-за внутренней ошибки их адреса электронной почты попали в свободный доступ, и некоторые были взломаны.
Будем ждать?
Умная игра про то, как опасно оставлять о себе информацию в Сети. Как показывает практика, любое вмешательство в строгий порядок влечет за собой катастрофу.
Процент готовности: 40%