The Elder Scrolls V: Dragonborn
ФОРМУЛА ИГРЫ
The Elder Scrolls V: Dragonborn
50% The Elder Scrolls V: Skyrim
30% The Elder Scrolls III: Morrowind
15% лавкрафтовщины
5% ручных драконов
Еще 5 февраля для Skyrim вышло замечательное дополнение Dragonborn , стеснительно прячущееся за аббревиатурой DLC. Игроки всего мира уже истоптали новый старый край — остров Солстхейм, — но СНГ дождался праздника лишь 5 апреля. Теперь на «дальний кордон» Морровинда может отправиться любой желающий, ну а мы — проводим.
Рыбак рыбака
Может статься, вы уже выполнили все возможные квесты и забыли про Dragonborn… что ж, выход официальной русской версии — прекрасный повод вспомнить, тем более что игра очень богата на тексты.
ЭТО ВАЖНО: перевод, впрочем, идеальным не назовешь. Он прилежный, хотя некоторые названия явно подверглись «творческому переосмыслению»: так, «Retching Netch» стал «пьяным нетчем», хотя по смыслу ближе «тошнотворный». Но это мелочь — в остальном текст что надо. Озвучка непримечательна, тем и спасается. Исходные голоса данмеров, дребезжащие от подлости, стали слишком нейтральными.
Остров Солстхейм уже появлялся в дополнении к TES III: Morrowind. Но даже если вы в свое время прошли Bloodmoon, нынешний Солстхейм все равно почти не узнаете.
Довакин явился на остров не от скуки. Не так давно здесь вновь мелькнула тень Мирака, того самого Драконорожденного из названия дополнения, который в свое время предал драконов. Не рядового Довакина, а самого первого — пионера движения, так сказать. Однажды изгнанный в потустороннее измерение, ныне Мирак возвращается со вполне естественной целью — захватить Солстхейм и заодно убить конкурента, то есть вас.
► Вскоре после прибытия героя на остров Мирак берет его в оборот и объясняет на пальцах, как удобно быть плохим.
Впрочем, запросы у Мирака весьма скромные. Солстхейм большой, но мало тронут цивилизацией. Настоящий город на острове один — прибрежная Воронья Скала, основной генератор ретроградских слез: экзотические дома темных эльфов, стражи в костяной броне, пепельные бататы, трама и многое другое. Так и ждешь, что кто-нибудь прогундосит: «Богатства тебе!» Наконец, над горизонтом зловеще возвышается Красная гора, изрыгающая дым и копоть, — тень ввандерфеллской катастрофы легла и на Солстхейм.
К востоку от Вороньей Скалы вы найдете Тель-Митрин, поселение Телванни, еще одну радость ветерана. Гигантские грибы, в которых обитают эксцентричные данмерские маги, силтстрайдер, выращенный из личинки (боже, это так трогательно!), — и, конечно, никаких лестниц!
► Жаль, что нельзя расспросить Нелота и его соседей о Нереварине. Интересно, куда он пропал после победы над Дагот Уром?
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в Morrowind прогулки по жилищам Телванни всегда вызывали проблемы — либо ты сам себе колдун и отрываешься от земли по щелчку пальцев, либо носишь в кармане ящик зелий левитации. Левитации в Skyrim нет, и между этажами перемещаешься с помощью платформ с управляемой гравитацией… Глубокая, незаживающая рана для тех, кто вспархивал к Министерству Правды и бегал по облакам над Аскадианскими островами.
► Флора и фауна Морровинда прижились на севере благодаря изобилию пепла Красной горы.
Стоит покинуть цивилизованные места, как сходство с Морровиндом улетучивается. Горы, леса, сугробы, ледники — на первый взгляд и не отличишь от окрестностей Винтерхолда. Хуже от этого Солстхейм не стал — здесь в изобилии водятся контрабандисты, пепельные отродья и оборотни-медведи, которые с радостью примутся гонять Довакина по сугробам, словно годовалого щенка. Не хотите по сугробам — ступайте в легендарный замок Карстааг. Там вас будут гонять по льду рьёклинги с копьями, которые можно использовать вместо стрел.
► Многие подземелья неожиданно хороши на вид. Хотя драугры все равно просыпаются в дурном настроении.
А олени лучше!
С цивилизованными занятиями в Dragonborn скудновато. Мало всего, мало! Воронья Скала — просто колония с шахтой, но нельзя же делать почти единственный оплот прогресса столь бедным на выдумки. Администрация поселения — крохотный домик, ну никак не соотносящийся с данмерской любовью к большим строениям. Центр города с базаром немного оживляет окрестности, но это единственный очаг жизни на Солстхейме, кроме поселения скаалов.
► Эскимосы не дружат с наукой, зато владеют тайными знаниями природы.
Это аборигены, которых тянет обозвать чукчами. Несколько домов, стоящих широким кругом, десяток NPC, полтора пункта приема награбленного и шаман без бубна — вот и все богатства коренных жителей Солстхейма.
Квестами тут не разживешься: журнал пустеет с каждым днем. Однако сработала обратная пропорция «качество-количество», и задания нередко интригуют не на шутку. То несчастный археолог попросит вас профинансировать раскопки, то бармен отправит раздавать в рекламных целях его превосходную суджамму, данмерский ликер.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: обязательно спросите, почему Гелдис Садри назвал свою таверну «Пьяным нетчем». Узнаете много нового о фауне Морровинда и алкогольном опьянении.
Надоело терпеть унылые рожи в Вороньей Скале? Возвращайте в строй эбонитовую шахту. Делается все довольно-таки банально: зачищаем подземелье от драугров и прочей заразы, решаем интересную головоломку с дверью в могильном кургане — и шахтеры помчатся долбить утесы в штольнях, где им больше никто не угрожает, а торговля эбонитом выправит положение. Рожи в городе останутся такими же унылыми, зато повеселеют реплики: доброе слово и кошке (хаджиту) приятно.
Пожалуй, приключения в Солстхейме впечатляют именно тем, как поданы. Найти нового управляющего для капризного данмерского мага — вроде любопытно, но на деле оборачивается прогулкой по Вороньей Скале с приставанием к прохожим. Те же раскопки сводятся к регулярному походу по души драугров (а их логово с каждым разом раскапывают все дальше и дальше). Поживиться как следует — дохлый номер: как правило, награды скромны и безынтересны. 600 септимов за спасение города от бездонного экономического кризиса — это, знаете ли, свинство. Зато какая подача!
Турбулентные драконы
Еще один предмет «гордости» дополнения — управляемые драконы. Инструкция по приручению проста: проходим сюжетный квест, изучаем крик «Подчинение воли» — вуаля! Рычащая под облаками тварь делается мирной и послушной по первому вашему приказу. Залезаем рептилии на холку, нажимаем кнопку взлета…
► Включаем Вагнера, оставляем мышь с клавиатурой и любуемся воздушной битвой. Управлять? Не, не слышал.
…И понимаем, что дракон совершенно неуправляем. То есть мы можем отдавать ему кое-какие приказы, но их список удручающе короток: взлететь, приземлиться, атаковать того или этого. И все. Дальше монстр работает автоматически. Эффективно и зрелищно, но… автоматически.
Перелеты дракон совершает только по карте мира — не производя по прибытии никакого впечатления на зевак. Черт побери, да над их головами витает Довакин, укротивший живого дракона! А они улицы подметают, будто не рычит на всю округу огнедышащее чудище, а чирикает воробушек. Несолидно. Особенно если летать в условиях плотной застройки: дракон будет дергаться и извиваться не по делу.
► Телдрин Серо — кладезь интересных историй. В каждом из городов Скайрима он обязательно расскажет что-нибудь уместное.
ЭТО ВАЖНО: кроме практической пользы в бою, укрощение драконов годится и для экономии времени. Посреди Вайтрана беснуется надоедливая ящерица, а вы торопитесь на прием к ярлу? Рявкните командирским голосом на дракона и оставьте его сидеть на заднем дворике! Теперь можно идти по своим делам, не опасаясь паники среди населения и языков пламени в спину. А еще «Подчинением воли» можно вербовать врагов любого уровня.
Не драконами едиными жив Довакин. В дополнении полно сюрпризов, которые следует хорошенько поискать. Гриб-переросток Телванни прячет в себе алтарь для зачарования посохов! Покупаем у чародея Нелота «болванки», выбираем на особом станке понравившийся эффект, тратим гору денег (вы ведь не с пустыми руками приплыли в Солстхейм?) и получаем новенький посох.
► Вот здесь нам и пригодятся камни-сердечники, в изобилии разбросанные по южному побережью Солстхейма.
Если не брезгуете насекомыми, есть резон найти камеру для заполнения, чтобы разводить пауков. Мерзость, не находите? Брать такую дрянь в руку, бросать во врага, смотреть, как паучара сыплет искрами или просто кусается, словно бешеная собака…
Большинство количественных изменений мы не упомянули: хитиновые, костяные и сталгримовые доспехи, разные артефакты и прочую мелочевку. Впрочем, их влияние на игровой процесс довольно ограниченно: многие попадают в Солстхейм уже одетыми в лучшие образцы кузнечного дела и с игрушками самых могучих воинов древности. Если же вы прибыли на этот остров невезения в поисках приключений, то хлебнете их ровно столько, сколько нужно для очередного погружения в бесподобную атмосферу The Elder Scrolls.
Особые рейтинги
0/10
Скальные наездники
Боже мой, их нет! Этих гнусных тварей просто НЕТ! Слава всем богам, святому Джиубу, Трибуналу, Талосу, да всем сразу! Глупые курицы больше не будут кудахтать над головой, пока вы ищете цветы для зелья! Они не заклюют вас на обратном пути из двемерской гробницы! Они не выстроятся в очередь за вашей спиной, стараясь оттяпать кусочек пожирнее! Хочется сказать, что никто не заскучает по скальным наездникам, но… утирает слезу …даже с этой надоедливой частью Morrowind тяжело прощаться.
9/10
«Должен остаться только один!»
Сверкают мечи, молнии, глаза. Грохочут, как гром, слова древнего драконьего наречья. Мутное небо разрезают взмахи крыльев — то витают в ядовитой атмосфере чешуйчатые гиганты. На вершине Апокрифа сошлись два великих Довакина… а должен остаться только один. Настрой типичной «финальной битвы» передан настолько хорошо, что сражение с Алдуином кажется мелкой потасовкой.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,5
ОТЛИЧНО
Довакин пошел по стопам Нереварина — и не прогадал. Солстхейм дик и необжит, но при этом способен развлечь вас и удержать от возвращения в Скайрим. А старая гвардия рискует тут же и остаться, любуясь наследием Morrowind.
- удачные квестовые линейки
- обитель Хермеуса Моры
- непосредственная близость к дорогому сердцу Морровинду.
- как-то... безлюдно
- пьяные драконы на автопилоте
- на высоких уровнях награды вас не обрадуют.
9/10
Масштаб
8/10
Изменения
9/10
Интерес
Хватит приключений!
Прострелить Мираку колено.