22 апреля 2013
Обновлено 17.05.2023

StarCraft 2: Heart of the Swarm

StarCraft 2: Heart of the Swarm - изображение обложка

Бытует мнение, что Blizzard — это компания безумных математиков, которые делают игры по двенадцать лет только потому, что все это время старательно высчитывают баланс вплоть до десятого знака после запятой. Возможно, именно этим объясняется трехлетний срок ожидания второго эпизода StarCraft 2, получившего подзаголовок Heart of the Swarm, — эпизода, полностью посвященного расе зергов и их нынешней руководительнице, бывшему правительственному ассасину, а ныне — Королеве Клинков Саре Кэрриган.

Previously on StarCraft

Если помните, в финале первого эпизода, Wings of Liberty , многострадальную Сару таки «расколдовывают», превращая из гибридного существа обратно в человека. Ее возлюбленный, космический ковбой Джим Рейнор, самолично уносит ее из пещеры в лазарет своего крейсера «Гиперион», и ровно с этого момента стартует сюжет Heart of the Swarm.

Сара приходит в себя на больничной койке, вспоминает, что во всех ее злоключениях повинен император Доминиона терранов Арктур Менгск, и загорается желанием с ним поквитаться. Успокаивающие речи Джима, что все уже позади, действуют на нее очень умеренно, а в какой-то момент и сам Рейнор оказывается в лапах Доминиона — по телевизору вскоре передают сообщение о его казни, во что наивная Сара тут же верит.

StarCraft 2: Heart of the Swarm - фото 1

[[BULLET]] Массовые побоища в сетевой игре — результат чересчур затянувшейся партии.

И так как сдерживающих факторов больше нет, Кэрриган возвращается обратно к зергам, чтобы восстановить контроль над Роем, попутно вернув себе облик Королевы Клинков, собрать побольше сил и все-таки добраться до горла Менгска.

В этом ей призвано помочь многочисленное рычаще-брекекекающее воинство, которое, по обещаниям разработчиков, должно было предстать в HotS с совершенно другой стороны. Не безмозглым мясом, подчиняющимся любому приказу Главной, а древней расой с богатой историей и запоминающимися персонажами.

Как зерга ни крути, все равно зерг

Сделать зергов интересными — задача нетривиальная, у них и говорящих-то особей никогда толком не водилось. Один лишь Сверхразум с отростками, благополучно почивший еще в первой части, да сама Кэрриган — барышня хоть и не простой судьбы, но не может же она одна за всех отдуваться, ведя пространные диалоги сама с собой?

Вот и пришлось выдумывать целое сонмище разговорчивых зергов, играющих роль боевого экипажа Левиафана, зерговского аналога «Гипериона».

StarCraft 2: Heart of the Swarm - фото 2

[[BULLET]] Вотчина Абатура, эволюционный отсек. Здесь из жутких чудищ получаются еще более жуткие чудища — была бы свежая эссенция.

И, к сожалению, с поставленной задачей разработчики справились на троечку — едва ли кто-то из новых персонажей может похвастаться хоть какой-то глубиной проработки. Вот, к примеру, Дехака — лидер вольной стаи, примкнувший к экипажу во время рейда на историческую родину зергов. Все разговоры с ним сводятся к необходимости поглощения новой эссенции ДНК, чтобы жить и эволюционировать. Недалеко от него ушел и Абатур, заведующий исследовательской лабораторией, но этот хотя бы радует игрока своим цинизмом и наплевательским отношением к жизни. Хотя в остальном точно так же рассуждает о потребности искать новые виды флоры и фауны, из которых можно извлечь что-нибудь полезное.

Смиренно сложившая лапки на груди Изша вообще не воспринимается иначе, как бортовой ИИ корабля, отличий от роботизированной барышни с «Гипериона» минимум — только жуткая клыкасто-безносая внешность да подобострастные интонации. Наконец, дубина-прапорщик Загара, одержимая идеями расового превосходства зергов, от которой до последнего ждешь подвоха, так и не оправдывает ожиданий, оставаясь верной Саре от и до — просто потому, что «еще многому может у нее научиться».

Среди всего этого паноптикума подкаблучников выгодно выделяется лишь Алексей Стуков, знакомый нам еще по дополнению к первой части — Brood War. Он тоже пал жертвой генетических экспериментов Доминиона, а потому пугает простой люд мутировавшими конечностями да рассказами о тех зверствах, что учиняли над ним исследователи. Стуков хотя бы имеет собственное мнение и время от времени делится интересными наблюдениями.

Прочие же герои мелькают в сюжете очень эпизодически, не успевая толком засветиться. Спасенный из плена Джим Рейнор при виде обросшей щупальцами Кэрриган сразу хватается за сердце и отбывает в неизвестность до самого финала — очевидно, пить горькую. А Зератул, которому в Wings of Liberty даже была посвящена целая подкампания, тут фигурирует лишь в одном видеоролике, где успевает огрести по ушам и поделиться важной новостью.

По сути дела, диалог с изгоем протоссов — единственный неожиданный поворот сюжета, в ходе которого мы получаем четкое представление о том, что будет происходить в следующем эпизоде StarCraft 2, Legacy of the Void. В остальном же сюжет прямолинеен, как и его участники: местью начинается, местью же и заканчивается. А в промежутке — двадцать семь миссий по ее подготовке.

Эх, Сара, Сара…

Как это принято у Blizzard, каждая миссия кампании по-своему уникальна и ни в коем случае не сводится к постройке базы и методичному выносу всего и вся. Уж до чего были разными задачи Wings of Liberty, но тут разработчики шагнули еще дальше. Как вам, например, полет на «Гиперионе» по космосу с методичным уничтожением вражьих форпостов и захватом ключевых точек, которые впоследствии будут производить управляемые компьютером корабли поддержки? Кто сказал «стратегия»?

Или миссия, где мы принимаем командование личинкой на протосском корабле, которой поначалу приходится прятаться в вентиляционных шахтах и усердно жрать биомассу в лице животных местного зоопарка, чтобы потом вырасти в полноценную королеву, наплодить зерглингов с тараканами и благополучно изничтожить весь корабль?

StarCraft 2: Heart of the Swarm - фото 3

[[BULLET]] При всей своей мощи, Сара — существо довольно хлипкое. В боях за ней нужен глаз да глаз.

Даже на уровнях, где есть база, обязательно найдется какая-нибудь особенность. То ледяные шторма, замораживающие всех, кто не успел эволюционировать в морозоустойчивую особь. То пси-поле, выжигающее поблизости фауну зергов раз в несколько минут. То задача в стиле tower defense, где надо отражать набегающие волны противников, успевая производить войска и ставить турели.

Впрочем, есть у этого разнообразия и обратная сторона. Почему-то проходить Heart of the Swarm на уровне сложности «Эксперт» оказалось даже проще, чем Wings of Liberty на «Ветеране». Причин тому две. Во-первых, миссии здесь построены на скриптах, и, единожды изучив, откуда и в каком порядке появляются враги, можно смело загружать сохранение и готовиться ко всем неприятностям заранее. При этом часть миссий так и вовсе сконструирована под свежеиспеченные войска или умения, и если послушно следовать подсказкам вида «у вас появились ультралиски — стройте ультралисков», то вражеского сопротивления можно вообще не заметить.

Ну и, во-вторых, сама Кэрриган, которая присутствует практически во всех миссиях на правах героя а-ля Warcraft 3 — очень мощного бойца, возглавляющего остальное войско. И мощь у нее поистине колоссальная, особенно если развивать активные умения, а не пассивные ауры (на всякий случай: развитие здесь идет между миссиями, уровни растут за счет выполнения заданий). Шутка ли, одним щелчком отправлять в небытие осадный танк, а в полтора — тора или даже крейсер. Это не считая навыка по подбрасыванию врагов в воздух, что на пару секунд делает их беспомощными, а также массового лечения всех окрестных зергов.

С таким полководцем и армия не нужна… преувеличиваем, конечно, но вместе с долей микроконтроля сила Кэрриган позволяет преодолеть любые преграды. Зная, где, когда и в каком количестве прибудет вражий десант, можно заранее загнать туда Сару с группой поддержки и на первых же секундах боя нейтрализовать ключевых бойцов противника, а дальше — просто наслаждаться расправой.

Не учи ученого

Еще один минус кампании — нет времени для того, чтобы вдумчиво «распробовать» новые войска. Ну и толку с того, что Абатур регулярно докладывает о появлении очередной разновидности гидралисков или тараканов, если на миссиях их использовать банально некогда? А в мультиплеере и подавно всякую экзотику не оценить — набор войск для сетевой игры совершенно другой, и всякие люркеры (ох, сколько петиций было подписано, чтобы их вернули в игру) и прыгучие зерглинги в него не входят.

StarCraft 2: Heart of the Swarm - фото 4

[[BULLET]] Кинематографические ролики, как обычно, выше всяких похвал — первоклассны и постановка, и режиссура, и графика. Жаль все-таки, что Blizzard не выпускает полнометражные фильмы.

К тому же выбор каждой конкретной мутации обставлен в виде обучающей миссии: игрока за ниточку тянут по единственному доступному пути прохождения, где враги расставлены так, чтобы имеющихся войск аккурат хватило для победы. И миссии эти строго обязательные, выбор мутации появляется только после их завершения. Уже хочется сказать: «Да-да, я понял, что ультралиски могут либо перерождаться после смерти, либо плеваться кислотой. Можно я уже возьму тех, что плюются, и пойду дальше по сюжету?» — «Хрен!» — как бы отвечает нам игра.

Наконец, кампания достаточно коротка (из двадцати семи миссий обучающих едва ли не половина) и абсолютно линейна. Помните пять параллельных сюжетных веток в Wings of Liberty, часть из которых могла закончиться двумя разными способами? Забудьте. Максимум, что можно выбрать, — это на какую планету лететь следующей. Имейте в виду, что, пока не выполните все задания, на другую перелететь не сможете.

Разработчики аргументируют линейность тем, что им не хотелось, чтобы игроки что-то упустили в ходе прохождения. По факту же Blizzard лишили одиночную кампанию реиграбельности: чтобы пройти сюжет с первого раза на «Эксперте» и собрать при этом все ачивки, уже не надо быть мастером киберспорта, достаточно лишь немного усидчивости (к слову, «да» в графе «реиграбельность» стоит исключительно за мультиплеер).

Hail to the King, baby!

Хорошая новость заключается в том, что StarCraft 2 — это не только и не столько кампания, но и лучшая сетевая стратегия в мире. И вот на этот факт выход второго эпизода негативно не повлиял ни капельки — напротив, только укрепил позиции короля на троне.

По сути дела, изменений в балансе не так уж и много. Каждая из трех сторон получила несколько новых отрядов, кое-где поменялись расценки и требования к производству уже существующих войск — и, собственно, все.

StarCraft 2: Heart of the Swarm - фото 5

[[BULLET]] Слева в коконе Сара перевоплощается обратно в Королеву Клинков, справа — вольные зерги пытаются этому помешать.

С одной стороны, хочется спросить: «Почему так мало?» С другой — умудрившись добавить что-то новое, разработчики ухитрились ничего не сломать, а только расширить спектр возможных решений. Старые тактики продолжают работать как ни в чем не бывало: засев за игру впервые за пару лет, игрок вновь ощутит себя в своей тарелке и привычно начнет раздражать противника стаей муталисков, прикрываемых оравой зерглингов.

Более того, сегодня большинство игроков продолжает использовать старые схемы постройки базы и комбинации войск, забывая о том, что изменения-то уже произошли. Но если суметь преодолеть эту косность и присмотреться к новым войскам, то можно преподнести пару сюрпризов как неподготовленному врагу, так и самому себе.

Выясняется, что от защитной линии осадных танков очень мало проку, если зерговская стрекоза поскидывает их с уступа к чертовой матери. Что страх и ужас каждого стратега — орава пехоты под стимуляторами, — нарвавшись на ту же стрекозу, временно утратит способность стрелять и будет моментально пожрана ненасытными зерглингами. Что протоссы, оказывается, умеют производить диверсионные атаки на ранней стадии игры: пользуясь талантами «летуна-оракула», они способны моментально выжечь вражеских рабочих. А терраны могут довести противника до истерики, закопав пару невидимых самонаводящихся и самовосстанавливающихся мин на пути его следования или прямо у него на базе.

Да, стало чуть проще держать оборону и чуть сложнее атаковать — большая часть новых войск требовательна к микроконтролю, но при этом прекрасно отбивается от атак самостоятельно. Для терранов и протоссов упростились диверсии — за счет удешевления соответствующих боевых единиц. Но в остальном нововведения не повлияли на баланс, а лишь хорошенько его дополнили. Если раньше нам было доступно, условно, два десятка комбинаций войск, то теперь их стало тридцать, если не сорок.

Мультиплеер StarCraft 2 заиграл новыми красками, вернув наигравшихся ветеранов, а заодно обеспечив «юнцам» множество удобных путей для безболезненного входа в игру. Это раньше неискушенный игрок, впервые сунувшись в мультиплеер, моментально погибал от набежавшей шестерки зерглингов. Просто потому, что даже не подозревал о том, что такое «застройка» и почему без нее терраны не живут. Теперь же, прежде чем соваться в ladder, каждый игрок может от души потренироваться с компьютером, научившись хотя бы базовым особенностям игры за каждую из рас.

Своим путем

К сожалению, кампания в качестве обучения мультиплееру не годится — помимо того, что в ней совершенно другие войска, так вдобавок там себя совершенно иначе ведут уже имеющиеся. К примеру, королева зергов, которая в сетевой игре нужна для штамповки личинок и вследствие низкой скорости обычно с базы не уходит, в одиночной игре ничем подобным не занимается. Там это вполне обычный боец с умением лечить дружественные отряды в автоматическом режиме, который достаточно резво бегает наравне со всеми. А личинки в инкубаторах и без того появляются сразу по семь без какого-либо постороннего опыления.

StarCraft 2: Heart of the Swarm - фото 6

[[BULLET]] Родная планета зергов представляет собой вполне живописные джунгли. Иногда даже складывается впечатление, что это не StarCraft, а новая часть Warcraft.

Забавно, но Victory Games , создатели грядущего Command & Conquer, не раз упоминали, что у них баланс сетевой игры не будет ни на йоту отличаться от одиночной. Раньше, к примеру, они могли позволить себе сделать инженера в кампании быстрее и выносливее, чем в мультиплеере, но такая практика, по мнению разработчиков, порочна, и в дальнейшем они намерены избегать подобных ситуаций.

Ну а Blizzard пошли своим путем. Кампания — отдельно, а для новичков есть специальный обучающий режим, где драться предстоит с компьютером, и в левом верхнем углу экрана постоянно обновляются текущие «задачи»: сколько заказать рабочих, какое здание и где построить, сколько накопить бойцов, прежде чем идти в атаку, и так далее и тому подобное вплоть до полного заучивания последовательности действий.

Следом новичку предлагается сыграть против ИИ уже без подсказок, но с постоянно растущей сложностью. Или, наоборот, постепенно снижающейся — и так до тех пор, пока игрок не начнет побеждать примерно в половине случаев.

Затем уже можно будет попробовать себя в безрейтинговых боях, где статистика побед и поражений не учитывается вовсе. И, наконец, уже уверовавший в свои силы игрок может приступать к боям в ladder’е, постепенно поднимаясь из бронзовой лиги в высшую.

Мишура и удобства

Чтобы путь был веселее, разработчики добавили в StarCraft ставшую традиционной для сетевых игр прокачку. Участие в онлайновых сражениях непрерывно приносит очки опыта, которые затем складываются в уровни и приносят разные эстетические бонусы — портреты, нашивки, скины и даже анимации танцев для войск.

StarCraft 2: Heart of the Swarm - фото 7

[[BULLET]] Знакомьтесь, слева направо: Дехака, Загара, Кэрриган, Изша, Стуков, а фоном выступает, собственно, Левиафан. Было бы еще о чем с ними поговорить.

В StarCraft добавили бездну сетевых сервисов — от возможности объединяться в кланы до поиска игроков, географически располагающихся неподалеку от вас, может быть, даже прямо за стенкой. Heart of the Swarm проверяет диапазон IP-адресов, и, если кто-то вошел в мультиплеер из того же региона, что и вы, игра радостно об этом сообщит. Тут вдруг и выяснится, что в вашем доме, на удивление, половина жильцов играет в StarCraft 2, — чем не повод познакомиться с соседями?

Ну а любителям поболеть за киберспортсменов обязательно придутся по вкусу усовершенствованные повторы, которые не только можно смотреть коллективно, но и в любой момент перехватывать управление и доигрывать партию самостоятельно. А еще эта функция выступает ультимативным аргументом в нытье вида: «Я проиграл только потому, что отвлекся/залагало/случайно не то построил/кот перегрыз кабель/кислота попала на монитор». Отматываете до спорного момента и отыгрываете его заново.

Второй эпизод StarCraft 2 вышел достаточно скромным. Возможно, дело в том, что от Blizzard мы по инерции продолжаем ждать чуда, а когда выясняется, что выпущенный ими продукт немножко не дотягивает до наших фантазий, расстраиваемся. И если бы не огромного масштаба дополнение The Frozen Throne к Warcraft 3, где от нововведений в кампании разбегались глаза… И если бы не Brood War с его сложнейшими миссиями и эпическими сражениями… Да даже если бы не Wings of Liberty с его атмосферой Дикого Запада, нелинейной историей и колоритнейшими персонажами, то, может быть, кампания Heart of the Swarm воспринималась бы как нечто должное. Но планку задавали сами же Blizzard, и сейчас она немного опустилась. К счастью, только в одиночной игре.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

9

Графика:

8

Звук и музыка:

8

Интерфейс и управление:

10

Дождались?

Heart of the Swarm заметно слабее Wings of Liberty и ощущается скорее как небольшое дополнение, чем второй эпизод распиленной натрое эпической игры. Этого маловато для стольких лет ожидания, но по крайней мере мультиплеер обрел второе дыхание, приумножив и без того немалое число стратегий и тактик.

Рейтинг «Мании»: 8,5

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь