Don’t Starve
Байронический юноша Уилсон таинственным образом попадает на остров и открывает глаза. Тонкая фигура в аккуратном костюме советует не умереть от голода и растворяется в воздухе. Персонаж остается один на один с природой. Вокруг деревья, кустики, щебечут птички.
Казалось бы, ничего страшного не случилось — рви себе ягоды, мастери из подручных средств инструменты и прячься в самодельном укрытии. История ведь знакомая, в Minecraft играли почти все: там вы в первый же день валите деревья, делаете самодельную кирку, лопату и находите кремень. Затем выкапываете землянку, замуровываете себя в ней и ставите факел. Все, до утра о выживании можно не думать, ночью никто не тронет.
Всех съем, а тебя не съем
Хорошо, что Don’t Starve мало похожа на творение Маркуса Перссона, — в этой игре ощущение тревоги не покидает вас ни на секунду, нужно все время двигаться, решать, придумывать. Отсидеться в уютной крепости c прозрачным потолком и огородом в подвале здесь не удастся: как ни прячься, все равно достанут и съедят.
К счастью, не сразу — сначала помучают. Разработчики поставили перед собой задачу сделать выживание максимально сложным. Эффект достигается двумя способами — общей философией игры (смерть неотвратима, проигрывать — это весело) и постоянным перераспределением ресурсов.
[[BULLET]] Основное правило: если вы не знаете, с чем столкнулись, то бегите со всех ног, а не подходите поближе.
Поначалу приходится сталкиваться с разными бытовыми проблемами вроде поиска пропитания и разведения костра. На первых порах можно обойтись подножным кормом, рвать с кустов ягоды, собирать семена и дергать из земли морковь, а ночь проводить у огня в относительной безопасности.
Но когда-нибудь случайно разбросанные продукты в округе кончаются, а ягоды и овощи слишком долго созревают, чтобы на них можно было всерьез рассчитывать. Ставки повышаются, ресурсов нужно все больше — и вот уже приходится делать ловушки, силки для животных и класть туда приманку. Необходимо постоянно совершать выбор — пожертвовать едой в расчете на то, что клюнувшая на нее жертва надолго обеспечит мясом, или не рисковать и съесть продовольствие самому. Мешкать нельзя: желудок не ждет, а пища постепенно портится.
Lost в полный рост
Впрочем, смерть от голода — это не самое страшное, что может произойти с главным героем.
Ночью без сильного источника света не выжить — в непроглядной тьме подкрадется и разорвет нечто , — поэтому следует развести огонь и время от времени подкидывать туда поленья.
Если вдруг посреди дня начнется гроза, лохматая голова Уилсона может случайно стать проводником для мощного электрического заряда.
От крепких заморозков легко продрогнуть до костей, поэтому к зиме следует готовиться — вовремя вязать теплую одежду и запасаться топливом.
[[BULLET]] Редкий кадр: обычно ночью рядом с Венди (один из доступных персонажей) появляется призрак ее сестры и начинает делать больно противникам.
Со временем ночи становятся все суровее, и сознание персонажа, истерзанное тревогой и лишениями, постепенно разрушается: вокруг мелькают тени, картинка искажается, а если с головой совсем плохо, то начинаются галлюцинации. Причем в особо серьезных случаях видения огрызаются и нападают на героя. Могут даже напугать до смерти. Какое несчастье!
В этом и кроется значительная доля очарования Don’t Starve: случайная смерть ждет за каждым углом и никогда не угадаешь, что станет причиной погибели. Умирать придется часто, но расстраиваться по этому поводу не стоит — развитие придется начинать с нуля, но основные правила выживания и опыт остаются с вами навсегда.
Именно по этой причине нельзя сразу же бежать смотреть прохождение и советы на YouTube, испортите все удовольствие (хоть и сбережете много нервов). Конечно, можно заранее узнать о волшебном терапевтическом воздействии бороды на психику героя и возможности воскрешения, прочитать о различных персонажах и опасных предметах, выяснить, какой прикорм оптимален для свинолюдей, и т.д. и т.п. Но зачем? Будь инструктаж необходим, таинственный человек из пролога все бы вам рассказал. В тайне — сила.
Не ешь меня, не пей меня
Отсутствие каких-либо пояснений, кроме общего навета не умереть с голоду, — жанровая условность, которая может оттолкнуть некоторых игроков. Чаще всего кажется, что умираешь именно из-за того, что не всегда понятно, что делать и как правильно расставлять приоритеты. Для нормального старта на карте достаточно ресурсов, поэтому ответственность за принимаемые решения и неотвратимую смерть лежит исключительно на вас.
[[BULLET]] Силач Вольфганг крепче других героев, но и подкрепиться любит основательно. Поэтому и выращивает овощи.
Чтобы успешно играть в Don’t Starve, придется стиснуть зубы и постепенно разбираться в правилах. Ведь причиной фатального исхода здесь чаще всего становится даже не случай, а незнание базовых законов и разных мелочей. Старательно рубя лес, вы можете и не заметить у себя за спиной злобное ожившее дерево, а, скажем, если чересчур долго не сдаваться под натиском враждебного окружения, игра может взять и натравить на вас гибрид оленя с циклопом — просто так, чтобы жизнь медом не казалась.
С высокой смертностью связан неприятный момент: к пятнадцатому заходу начало игры превращается в монотонный сбор ресурсов: стартовый этап всегда выглядит одинаково, а потому промежуток между пробуждением и моментом, когда начинаются веселые приключения, становится невыносимо скучным.
Конечно, через какое-то время вы более или менее научитесь жить долго и счастливо, но этому предшествует бесчисленное количество попыток. Хотелось бы немного разнообразить стартовый этап, причем не только возможностью выбрать персонажа или генератором случайных карт. Он произвольно расставляет паучьи логова, деревья, камни и другие объекты, но интересных мест, вроде невероятно запутанных пещер в Minecraft, вы здесь не увидите. Из-за этого Don’t Starve постепенно перестает удивлять — ваши навыки выживания растут, ко всем опасностям привыкаешь.
[[BULLET]] Уиллоу играет по ночам с огнем и способна нечаянно сжечь лес и обитающую в нем живность.
Чтобы удержать интерес игрока, авторы сделали небольшой «сюжетный» режим: гуляя по лесу, можно обнаружить портал в другое измерение, где запускается цепочка из пяти карт-заданий. Вас ограничивают еще сильнее, шансы умереть от чего-то пострашнее голода повышаются, плюс каждая миссия проходит в разных условиях: в одной все время холодно, в другой никогда не светит солнце и т.д. Между уровнями нужно искать странные предметы, чтобы перейти на следующий этап. Вы, например, знали, что портал в другое измерение можно сделать при помощи пустой коробки, ручки, кольца, деревяшки и какой-то металлической картофелины?
К Don’t Starve следует подходить с крепкими нервами и желательно без каких-либо знаний, почерпнутых в интернете. Так и проигрывать веселее, и будет что рассказать знакомым: у игры очень хорошо получается генерировать уникальные, врезающиеся в память ситуации. К сожалению, все — с одинаковым началом, но почти неизменно с неожиданным концом.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
7
Графика:
9
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
7
Дождались?
Безжалостный симулятор выживания, где пчелы жалят до смерти, пауки по ночам охотятся на людей, а свиньи могут стать оборотнями и сделать из вас стейк.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»