The Bureau: XCOM Declassified
Внезапное молчание создателей широко разрекламированной игры — это всегда недобрый знак. В последний раз об XCOM, боевике от первого лица, мы слышали на E3-2011. До того игра успела заинтриговать смелым шагом: рестартом в стиле 1950-х одной из лучших стратегий в мире — XCOM 1995 года издания, известной также как UFO: Enemy Unknown. Но показ на Е3 разочаровал: мы увидели нечто похожее скорее на Mass Effect, только под именем XCOM и в обертке в стиле «Безумцев».
[[VIDEOID_10978]]
Поэтому известие о том, что игра, которую уже и не ждали, по-прежнему в работе, порадовало. Смущает, впрочем, время, оставшееся до выхода, — всего четыре месяца, что вкупе с внезапностью этого объявления намекает на поспешность в выпуске. Поспешный же выпуск — признак неуверенности в игре, как и дата выхода — скучный август вместо октября, затишье и отсутствие конкуренции.
Игра слегка изменилась: превратилась в боевик уже от третьего лица, и действие из пятидесятых годов прошлого века перенеслось в шестидесятые. Упомянутое в названии Бюро было основано в 1962 году Джоном Кеннеди для расследования — и сокрытия — якобы советского проникновения на территорию Штатов. На деле же чужеземные агенты оказались из мест гораздо более отдаленных…
Вы играете за Уильяма Картера — первого агента, встретившегося с пришельцами и ставшего душой сопротивления им — в Америке и, возможно, когда-нибудь во всем мире.
► Система Battle Focus хорошо знакома игравшим в Mass Effect и представляет собой круговое меню, в котором можно выбрать и задействовать особые способности ваших агентов, переместить их, назначить им цели.
Но довольно о политике. Мы отыграли одну миссию, разворачивающуюся в городке Пима, в штате Нью-Мексико, через сорок семь дней после первого контакта. Наш вертолет (Skyranger еще не изобрели) забросил нас в пригород, на окраину — к сломанным «Шевроле», будто с картинки сошедшим одноэтажным домикам и разбитым автобусам-«Грейхаундам». Выглядит определенно как Америка начала шестидесятых, с ощутимым привкусом LA Noire. Вдалеке над городом высится километровая башня пришельцев, потрескивая от электрических разрядов.
Что нас сразу разочаровало, так это очевидная линейность игры. Вам же знакомы эти дизайнерские ходы, когда перегородивший улицу автобус — маркер между началом уровня и первым боем? Или обломки падают так удачно, что создают идеальное укрытие в уличной схватке? В игре было все это и сверх того — оружие, подозрительно похожее на оружие из десятка других игр… Может, оно и называется лазерной пушкой, но ведет себя в точности как дробовик.
► На скриншотах игра выглядит замечательно, но мы играли на очень продвинутых компьютерах, и там картинка была похуже. Создается впечатление, что игровой мир, рассчитанный на консоли настоящего поколения, ограничен их возможностями. Это означает низкую полигональность и маленькие линейные уровни.
Да и тайн в игре маловато. Чужаки — противник редкий и загадочный, встречающийся только в НЛО в Enemy Unknown — здесь переименованы в зуджари (как будто бы прямиком из американских фантастических телесериалов) и перелицованы в очередного гуманоидного врага, лезущего из легко разрушаемых столпов. Для начала нам встретились один зуджари и два сектоида, к которым вскоре телепортировалось подкрепление из стоящего посреди улицы защищенного столпа.
Бой ведется в знакомом по Mass Effect формате. Вы в роли агента Уильяма Картера — командира отряда — управляете своими войсками при помощи кругового меню. Вы можете приказать им двигаться, выбрать цель, использовать особые способности. Это очень простая система для работы с простыми уровнями и оружием, доступными вспомогательным классам.
► Агент Картер — первый агент XCOM. Есть и другие, но в игровых миссиях, от первого контакта и до финала, прослеживается именно его история. Остальные члены вашего отряда — пушечное мясо и на развитие сюжета не влияют, хотя могут повышать свой уровень.
Мы опробовали все вспомогательные классы.Коммандо — классический солдат, наносит и выдерживает урон; в способностях у него — импульсная волна, выбивающая ближайших противников из укрытия, и дразнилка, заставляющая врага подойти, медленно пристреливаясь.Инженер — специалист по минам и турелям, разведчик — снайпер и шпион, класс поддержки ставит большой защитный пузырь и «подкачивает» ближайших союзников спецпакетами. Вместе эти способности могут выдать убойные сочетания: Картер, к примеру, способен поднять турели и создать преимущество обстрела сверху.
И это только то, что доступно этим классам на первых трех уровнях. Убивая врагов, они накапливают опыт и открывают все больше способностей. Исследуя карту, тоже можно открыть улучшения, особенно если подбирать с вражеских трупов некие чертежи. Каждый персонаж может взять себе один экземпляр, который обеспечит ему узкую специализацию — например, даст его оружию возможность пробивать защиту.
► Как и в исходной XCOM, важную роль играет прикрытие. В Бюро вам многое расскажут и о состоянии противника, и об эффективности его оружия, но важнейшим остается классический тактический ход — всегда заходите с фланга.
Исследуя местность, мы можем подобрать боеприпасы (их всегда не хватает) и обменять свое оружие на то, что обронил противник, или то, что осталось на погибших людях. Бросаем лазерный автомат и меняем его на лазерную винтовку, у которой дальность стрельбы и сила поражения больше, — в руках дозволено таскать не более двух единиц оружия. Все силы Бюро начинают с классическим оружием 1962 года — винтовками M14 и автоматами Томпсона — и что-то помощнее могут получить только путем захвата и исследований.
В зависимости от уровня сложности вы можете заменить членов отряда и снаряжение во время выполнения миссии на обслуживаемых с воздуха станциях снабжения.
Пробившись сквозь несколько рядов чужаков и сектоидов обыкновенных, сталкиваемся с первым серьезным противником. Техник — командующий чужаков, очень похожий по ТТХ на наших инженеров, зашел к нам в тыл. Как у всей встречавшейся нам вражьей элиты, у него и броня, и защита, и будет он много крепче обычного солдата. Еще и здоровенную инопланетную турель установил прямо у нас за спиной. К счастью, да Сильва, засевший на радиостанции у нас в тылу, все здесь заминировал, и тактическое меню позволит нам противника подорвать за милую душу.
► Возвращаются любимцы XCOM — сектоиды. В описываемое время эти хрупкие серокожие существа были захвачены расой поработителей, называемых в Enemy Unknown чужаками. Еще мы видели сектопода, который в этой версии сильно изменился.
Разделавшись с техником, его турелью и его приятелями, множащимися, как грибы после дождя, мы выходим на величайшую в этом секторе угрозу — мутона. В отличие от своего тезки из Enemy Unknown, этот закован в броню, которую можно с него сбивать и которая ограничивает его скорость. Он передвигается буквально черепашьим шагом, и его довольно легко убить, если не останавливаться и не подставляться. Несколько мутонов или мутон плюс противник другого класса — это уже серьезно, но нам попался только один, и проблем он не доставил.
Потом мы уже лицом к лицу встретились с да Сильвой. Он оказался заражен «сомнамбулическим вирусом», поразившим все остальное население городка. Но если другие бесцельно бродят, раз за разом повторяя последнее сознательное действие, то да Сильва изо всех сил сопротивляется. Здесь появляется намек на взаимодействие: от да Сильвы мы больше узнаем про вирус и планы пришельцев. Судя по всему, мы направлены сюда не мешать вторжению — этот город уже ничто не спасет, — а захватить важную деталь НЛО, которая может открыть нам доступ в строения зуджари.
► Агент да Сильва был заражен вирусом, который распространили пришельцы. Вирус постепенно делает людей покорными, зацикленными. Да Сильва знает об этом и скорее умрет, чем позволит ученым XCOM себя исследовать… но с ним можно договориться.
Кроме того, мы должны спасти да Сильву, но тот не хочет жить как лабораторный материал для ученых XCOM. Правильный выбор в диалоге поможет и сохранить да Сильве жизнь, и, возможно, найти лекарство. Неверный выбор может привести к совсем другому концу игры.
Расставшись с да Сильвой, мы еще немного обследовали город — нашли дневники с историями жизни и последних дней его обитателей, — пока не добрались до места, с которого отлично видно, как пришельцы преобразуют наш мир. Из земли вырастают все новые башни, поменьше, и превращают ее в нечто более подходящее для чужаков — и очень быстро. На этом наша демонстрация закончилась.
► Поверженные войска ждут, когда вы их оживите. Агенты XCOM — ребята очень крепкие, в нашей пробной игре вообще никого из них не положили, но в любом случае товарищи по оружию могут их подлечить. Нам не удалось выяснить, можно ли убить агентов насовсем.
После этого нам показали еще немножко игры, уже без возможности поучаствовать, и мы увидели кусочек базы XCOM. Во-первых, центр связи с древними катушечными магнитофонами и бумажными картами на стенах. Во-вторых, самый мозг — командный пункт, устроенный по принципу старого центра управления НАСА: ряды письменных столов и снующих туда-сюда чиновников.
Здесь можно выбрать миссию для команды Картера, а также вспомогательные миссии для прочих агентов, чтобы поднять им уровень и прибавить опыта. Такие мелкие операции могут принести вам новые технологии и пополнить штат, основные же крупные операции продвигают сюжет. Кроме того, по всей карте разбросаны новостные бюллетени, призванные держать вас в курсе развития войны с пришельцами.
Факторы успеха
Факторы риска
- знаковая вселенная;
- отличная стилизация под шестидесятые;
- приятные перестрелки.
- линейность боевой части;
- подозрительно скорый выход.
Стадия разработки
До выхода игры осталось четыре месяца.
Будем ждать?
Вряд ли XCOM: The Bureau ждет такой же успех, как XCOM: Enemy Unknown, — слишком много изначально выигрышных особенностей ушло в другую игру. Но из нее вполне может получиться увлекательный линейный боевик, достойно рассказывающий историю становления XCOM как организации. А когда они закончат, давайте уже XCOM: Enemy Unknown 2.