Metro 2033: Луч надежды
ФОРМУЛА ИГРЫ
Metro: Last Light
50% Metro 2033
30% разрушенной Москвы
10% Half-Life
10% глюков
За Metro: Last Light мы следили с самого первого анонса, еще с той поры, как разработчики из 4A Games объявили со сцены в Киеве, что главной фишкой продолжения станут кооператив и мультиплеер. Мы смотрели на игру на Е3, ездили на презентации в Москве, общались с создателем вселенной Дмитрием Глуховским , заглянули к разработчикам в офис и наблюдали уйму сборок игры на разных стадиях создания.
В плане ожиданий «Луч надежды» стал для нас одной из главных игр 2013 года. И вот, плотно наигравшись в нее всей редакцией, мы готовы оценить оправданность этих ожиданий.
[[VIDEOID_10992]]
Держитесь правой стороны эскалатора
В пику тому, что говорил Сергей Орловский на недавней КРИ-2013, отечественные ААА-проекты продолжают выходить. Пусть и всего один, да к тому же украинский, но все же. Уже первая игра по вселенной «Метро-2033» попала строго в точку — она выглядела как солидный западный блокбастер и вдобавок отличалась совершенно уникальной атмосферой. Нарочито лубочный постапокалипсис, полный ретро-ностальгии по Советскому Союзу, шапок-ушанок, балалаек и традиционной самогоночки вызывал массу теплых чувств у соотечественников и приятно удивлял игроков иноземных.
«Метро-2033» простили и глюки, и туповатых всевидящих противников, и жуткую коридорность (даже в миссиях на поверхности!), и многое-многое другое. Мало кто заострял внимание на плохо работающем стелсе, предпочитая удивляться проработке подземного мира. Станции метро жили своей жизнью, там просто приятно было бродить среди выживших счастливчиков и проникаться их проблемами, представляя на их месте себя самого. На атмосферу работали и бессчетные мелочи: фонарик на динамо-машине, который постоянно нужно было подзаряжать вручную, дефицитные армейские патроны в роли универсальной подземной валюты, кустарные образцы оружия, созданные из палок, трубок и синей изоленты…
► Чем не Fallout 4? Силовая броня Братства? Есть. Огнеметы? Есть. Двери убежища — тоже есть!
В каком-то смысле 4A Games осуществили то, к чему массово стремились отечественные разработчики в начале двухтысячных. Они создали «Fallout по-нашему», только оказалась это не ролевая игра, а кинематографичный боевик с сюрпризами. К тому же достаточно востребованный, чтобы у тогда еще здравствующего, а ныне безвременно почившего издателя THQ нашлись деньги на продолжение.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в сети уже проскочила новость о том, что в первую неделю продаж «Луч надежды» разошелся тиражом, превышающим продажи оригинала за три месяца. А в Америке копий продолжения и вовсе продано больше, чем копий оригинала за все три года! Кто знает, как сложилась бы судьба THQ, успей они выпустить игру сами…
[[VIDEOID_10985]] Перед релизом игры мы съездили в гости к 4А Games. Интересно, как делалась игра? Смотрите обязательно![[/VIDEOID_10985]]
Курс сразу же был взят «на запад» — от разработчиков требовалось довести игру до наивысших стандартов качества, а для этого: починить стелс, улучшить графику, накрутить побольше событий на единицу времени и при этом поднять планку качества еще на уровень выше. О сюжете вопрос не стоял — Дмитрий Глуховский как раз начинал трудиться над прямым продолжением книги «Метро-2033».
Завязка сюжета
[[VIDEOSPOILERID_208483]]
Первая часть закончилась тем, что Артем, главный герой, успешно направил довоенные армейские боеголовки на логово Черных — загадочных гуманоидных существ, которые нагоняли страх на всех обитателей метро. Вот только после яркой вспышки и доклада об успешной ликвидации целого вида крупных млекопитающих Артем вскоре понял, какую ошибку совершил. Ведь Черные совершенно не собирались уничтожать людей. Напротив — они пытались выйти на контакт, пусть и своеобразными методами. И к тому же они были единственной надеждой человечества на возвращение на поверхность.
Обуреваемый мыслями о том, что он виновен в геноциде и лишил людей шансов на спасение, Артем возвращается в метро. Его встречают как героя и берут в Спарту — элитный боевой отряд, призванный поддерживать в метро шаткий порядок и защищать Полис, оплот интеллигенции, ученых и прочих светлых умов, которые успели спастись от атомной войны.
Миновал год. В метро полным ходом идет подготовка к полномасштабной войне — коммунисты с фашистами прознали о существовании бункера D6, в котором содержится много всего полезного. Информация поступила почти одновременно, захапать бункер явочным порядком не удалось — и группировки взялись за оружие.
А что касается Артема, ему поручают довести начатое до конца — на территории Ботанического Сада обнаруживается еще один выживший Черный, которого герою приказано добить.
Хотя, конечно, у Артема на этот счет находятся свои соображения.
Пути развития
На первый взгляд, «Луч надежды» почти не отличается от оригинала. Игра держится на тех же трех «геймплейных китах», попеременно сменяющих друг друга: перестрелки в тоннелях чередуются с вылазками на зараженную поверхность, а в промежутках мы заняты исследованием мирных станций, на которых кипит подземная жизнь. Но если присмотреться, размах проделанной работы становится очевиден.
► Ранний концепт-арт игры — сейчас прогуляться по станциям Рейха с Ханом не получится.
К примеру, в первой части много жалоб поступало на стелс. Мол, неудобен он — враги замечают Артема сквозь любые препятствия, мигом поднимают тревогу, и, как ни крути, игра все равно сводится к массовому побоищу. Редкий энтузиаст находил в себе силы действовать тихо дальше первых уровней.
Теперь же любителям скрытного прохождения живется едва ли не легче, чем выступающим в открытую. У них появился индикатор освещенности (встроенный в наручные часы, но, в отличие от Гарретова кристалла, всего двухпозиционный — видно/не видно), и, если Артем прячется в тени, его там и не найдут, пока не подсветят фонариком. А этого не произойдет, если он не будет шуметь и наглеть, высовываясь на освещенные участки.
Возможно, разработчики даже немного перестарались с хладнокровием врагов. Иногда они могут игнорировать крадущегося Артема, даже если в пятне света покажется его рука или нога. Но такова цена за баланс между двумя стилями прохождения — теперь игрок действительно волен выбирать , как ему удобнее пробираться через укрепления противника.
► Местная «Бутырка» и уютная газовая камера по совместительству. Стоит начаться тревоге, как по всей территории тюрьмы пускается ядовитый газ.
Любителей стрельбы от бедра порадовали системой улучшений. Едва ли не на каждой станции можно вложить накопленные патроны (универсальная валюта) в покупку прицелов, прикладов и насадок на ствол. Радикально они мало что меняют, как правило, просто улучшают характеристики оружия — берите, на что хватает денег, и будет счастье. Исключение составляют прицелы — там иногда стоит подумать, ставить ли, скажем, ночное видение, сделающее ствол удобным в тоннелях, но малоприменимым на поверхности.
Но главный эффект от улучшений — нежелание расставаться с любимой пушкой, в которую уже столько вложено. Таскать-то с собой можно только три вида оружия из полутора десятков доступных, а враги далеко не всегда делятся нужными патронами. Конечно, свой автомат можно в любой момент выбросить и подобрать с поля боя любой другой… но ведь жалко же!
На свежем воздухе
Выходы «в свет» оставляют двоякие чувства. С одной стороны, панорамы разрушенной Москвы завораживают и пугают — показательным примером стала презентация игры на КРИ-2013. Конференция, как вы помните, проходила в гостинице «Космос» — и, как по заказу, во время презентации Артем вылез на поверхность прямо напротив разрушенного «Космоса». Сидящие в зале журналисты и зеваки нервно заерзали на стульях. А потом начали присматриваться…
Проблема в том, что с московскими достопримечательностями разработчики обошлись достаточно вольно. По их словам, архитектура должна в первую очередь работать на геймплей, а потому игровая Москва похожа на Москву реальную очень условно. Дома расположены не в том порядке, в котором им положено,— а так, чтобы образовывать лабиринт для Артема. Памятники на заднем плане маячат совершенно не там, где находятся исторически. А из Мавзолея — страшно сказать — куда-то делась мумия Ленина!
► Представьте, какой силы был атомный взрыв, что здание МГУ чудесным образом перебросило прямо к Большому театру!
Исторические места даже близко не идентичны натуральным, что бросится в глаза всякому, кто видел их вживую. Хотя, казалось бы, при той скрупулезности, с которой они описаны в романах, в игре было бы тоже разумно воссоздать их в точности.
В этом плане игра немало теряет, ведь пройтись по местам боевой славы Артема было бы очень любопытно. Но увы, некоторые места в игре — не более чем плод воображения разработчиков, а вернее, вольная компиляция из реально существующих объектов, без точной географической привязки.
Досадно и то, что путешествия по поверхности строго линейны, как и вся остальная игра. Собьетесь с маршрута — попадете в смертельную ловушку или уткнетесь в искусственную преграду.
Мимолетный гость
Зато визиты на населенные станции метро оставляют исключительно положительное впечатление. Они здесь действительно живые, и жизнь эта нимало не вращается вокруг главного героя. Персонажи на станциях заняты своими делами, они работают, отдыхают, общаются. В какой угол ни загляни — там обязательно разыгрывается какая-нибудь сценка, дополняющая картину мира. И углы эти расставлены густо-густо, из-за чего простой переход из точки А в точку Б порой растягивается едва ли не на часы — пока не прослушаешь все диалоги и не пощупаешь все активные предметы. Если где-то валяется гитара — на ней можно сыграть, тлеющей сигаретой — затянуться, а кое-кто из встреченных персонажей может и платные стриптиз-услуги оказать…
Что не попало в релизную версию
Не все изначальные задумки в игре удалось реализовать полностью. Рассказывает Дмитрий Глуховский:
« Были случаи вещей, которые я придумал, но это было слишком сложно технически. Например, есть станция «Венеция», затопленная, люди там живут на каналах. Я предложил разработчикам, чтобы в дальнем углу этой станции, в одном из затопленных туннелей, купались обнаженные девушки. Не ради того, чтобы сиськи показать ( в игре их и без этого хватает. — Прим. авт.), а потому что мне думалось, что нужно показать, что жизнь продолжается, что даже в таком жутком, гротескном, кошмарном мире есть место для чувственности, место, где люди могли отдохнуть. Это не бордель, просто девушки, сами по себе, ушли от людей искупаться, и игрок может случайно за ними подглядеть в такой волнующий для них момент. Уперлось все в то, что очень сложно рисовать обнаженных девушек в водопадах воды».
Забавно, но все это — строго необязательно. Вы хотите стрелять, мчаться к финишу? Что ж, это не Half-Life 2, где Гордону и шагу не дадут ступить, пока не расскажут все, что ему положено знать по сюжету. Торопыги могут смело пробежать мимо всей мирной жизни, правда, они сами же себя лишат львиной доли удовольствия от игры. А заодно резко сократят шансы получить альтернативную концовку, которая откроется лишь самым внимательным из игроков.
► Красная площадь не так уж и пострадала — по игре узнаем, что ее нарочно бомбили не сильно.
Подход, если честно, даже слегка удивительный. Куча усилий вкладывается в то, что игрок имеет шанс никогда не увидеть, — при том, что сейчас принято водить его за ручку к каждой достопримечательности, чтобы, не дай высшие силы, чего не пропустил. На наш взгляд, это работает строго в плюс, ведь разработчики поощряют в игроках тягу к исследованиям. А удовольствие от того, что ты нашел нечто такое, на что не наталкивался больше никто, несравнимо ни с чем.
Юмор и специфика
При всей своей мрачной атмосферности «Метро: луч надежды» — игра изрядно ироничная. Киевские разработчики поместили в нее бессчетное множество пасхалок, начиная от характерных имен персонажей (гитарист Виктор Минчук, предатель Павел Морозов) и заканчивая развесистой клюквой в виде медведей-мутантов в Александровском саду. Студию 4A Games даже успели обвинить в национализме и ненависти к русским, на что они, впрочем, только пожимают плечами, ведь ничего такого они в виду не имели.
Мир «Метро-2033» в исполнении 4А Studios изобилует мелкими деталями. И именно стремление к проработке всех этих мелочей — та самая черепаха, на которой стоят все три вышеперечисленные кита. В какой еще игре у персональной дрезины главного героя есть имя (кстати, знакомьтесь, [Регина](Javascript:view(580,326,‘/mnt/articles/b/4/4/9/3/5/23237/html/img/831b8c14e376f9ea_zoom.jpg’);)), а разговоры можно подслушать не только на мирных станциях, но и прямо в стане врага? Крадешься порой в тени к патрулю и слушаешь, как они обсуждают бытовые проблемы и предаются воспоминаниям о прошлых заданиях. И уже прямо рука не поднимается их убивать — ведь не их же вина, что судьба разнесла нас по разные стороны баррикад.
К сожалению, игре не хватило проработки в другом — в техническом исполнении. Нет, выглядит она замечательно, только сломанные скрипты и периодические вылеты могут сильно подпортить впечатление. Причем касается это не только версии для ПК (где обилие патчей уже давно приравнено к норме), но и версии для консолей — на редакционном Xbox 360 «Луч надежды» намертво завис дважды, чего никакая другая игра себе никогда не позволяла. Удивительно, куда смотрели омбудсмены из Microsoft и Sony, когда брали игру на сертификацию?
Unboxing: Коллекционное издание
[[VIDEOSPOILERID_208401]]
В сегодняшнем выпуске Игромании-анбоксинга мы распакуем коллекционное издание «Метро-2033: луч надежды». Издание ограниченное — всего 4000 штук, и выпущено только на территории России.
Особые рейтинги
8/10
Атмосфера
Несмотря на гнетущую атмосферу, чувство страха, которое было в первой части игры, пропало навсегда. На смену ему пришла тянущаяся безысходность и тяжелые мысли о жителях метро, запертых в туннелях московской подземки на десятки, если не сотни, лет. Замена, в принципе, адекватная, но кое-чего нам все же будет недоставать.
5/10
Разговоры
Диалогов много в игре очень много, и их действительно очень интересно слушать. Но многое портит озвучка — дикторы даже не пытаются играть, читают текст с бумажки ровным голосом. Актеры не попадают ни в интонации, ни в образы, а кое-где даже два персонажа могут общаться друг с другом одним и тем же голосом! И это те самые разработчики, которых мы хвалили за внимание к деталям? Странно все это…
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,5
ОТЛИЧНО
Мир постапокалиптического метрополитена не хочется покидать до последнего — до того он интересен и убедителен. Впечатление смазывают баги, да и при прочих равных хотелось бы все-таки побольше нелинейности — но тем не менее кандидат на отечественную игру года у нас уже есть. А с учетом его финансовых успехов можно надеяться и на продолжение с — чем черт не шутит! — полноценным открытым миром.
- отличная графика
- переработанная стелс-система
- живые станции метро
- настройка оружия
- завораживающие панорамы разрушенной Москвы.
- баги — много багов
- местами недоработанный AI противников
- линейность
- QTE, сделанные для галочки
- мультиплеер потерялся в пути.
8/10
Геймплей
8/10
Визуальный ряд
9/10
Интерфейс и управление
7/10
Звук и музыка
Ловелас подземки
Бросить Регину ради дрезины поновее.