E3: Battlefield 4
Стенд Electronic Arts разместился на самом престижном месте всея Electronic Entertainment Expo — сразу у входа в крупнейший южный зал, а Battlefield 4 — в самом престижном месте этого стенда. Войдя в зал, посетители в первую очередь видели уходящие вдаль ряды компьютеров — шестьдесят четыре штуки, квадратом восемь на восемь. Над ними возвышались два больших экрана, на которых показывался исключительно «командирский режим» — управляли им сами разработчики.
Каждый день компьютеры оккупировали тысячи человек, желающих попробовать Battlefield 4 в действии и сразиться среди шанхайских небоскребов. Был среди них и я.
[[VIDEOID_10829]]
Если не запрещено, значит, разрешено
— Igromania? — переспросила девушка за круглой стойкой. — Сейчас!
Немного покопавшись в компьютере, она кивнула и торжественно выдала мне иссиня-черный спецпропуск Media/VIP. Он давал право на внеочередной доступ на все показы EA. Прессу с такими пропусками строили в отдельные очереди, и дело с ними заметно ускорялось. С учетом того, что обычно показы начинались лишь каждые полчаса (и даже час), это было совсем не лишним.
► Почему Шанхай? Во-первых, это красиво!
Правда, с Battlefield 4 все оказалось намного проще: огромное количество компьютеромест и десятиминутные сеансы одновременной игры сильно все упростили. Но игра уже шла, и меня посадили у стены павильона подождать. За десять минут я успел перевести дух, сменить аккумуляторы у камеры, разобрать и сложить ее в сумки, осмотреться по сторонам и даже перекинуться парой слов с проходящим мимо Питером Молинье.
Раунд вскоре закончился, еще шестьдесят четыре человека под впечатлением потянулись на выход. Нас стали понемногу запускать к компьютерам. Сначала заводили внутрь, потом запускали по восемь человек в ряд.
► Разработчики присматривали за бойцами через возрожденный «командирский режим».
Лежащий перед каждым компьютером геймпад наводил на мрачные мысли — любовь разработчиков (в том числе DICE ) к показам игрового процесса исключительно в консольном стиле общеизвестна. Но меня тут же уверили, что можно пользоваться и клавиатурой с мышью. Я обрадовался и быстро перенастроил клавиши на свой леворукий вкус.
И решил попытать счастья.
— А можно снимать геймплей? — спросил я стоящего рядом разработчика, помахав перед его лицом штативом.
Он замешкался на секунду, посмотрел на мой пропуск прессы и возражать не стал.
Так быстро я для съемок ни разу не расставлялся.
[[VIDEOID_11213]]
«А если бы ты нес патроны?»
В Шанхае — самая жара. Во всех смыслах. Погода царит — из тех, что называют «dog days», адская духота. Город выцвел от яркого солнца, и лишь океан радует глаз.
Я — китайский солдат. Я бегу по улице между небоскребов, вооруженный пистолетом (класс поддержки? некогда разбираться, надо побыстрее сменить). Рядом бегут мои товарищи. Ниши под стенами небоскребов дают хорошую маскировку — в такой контрастной картинке тень укрывает от недобрых взглядов американских солдат. Улицы заставлены бетонными блоками. Тоже укрытие.
► Американская бронемашина выносится на перекресток и с визгом шин укатывается в дымную даль.
Когда я добегаю до перекрестка, из-за какого-то здания на полной скорости вылетает вражеский «хаммер», сбивает фонарь, уходит в занос, но успевает уехать прочь, прежде чем мы откроем огонь.
Цель, отмеченная буквой «Е», — в восьмидесяти метрах, за очередным небоскребом. Какой-то ресторан. Ухитрившись подстрелить из пистолета янки, я прячусь под флагом среди ящиков со снаряжением и выглядываю. Откуда-то прилетают пули. Враги скрываются за колоннами в сотне метров от нас. Открываю огонь и даже в кого-то попадаю… но пистолет слабоват против автоматов. Персонаж гибнет, не успев захватить точку.
[[VIDEOID_11136]]
Красная жара
Вновь оказавшись в главном меню, меняю класс. Я был «поддержкой», мог раздавать патроны, в чем не преуспел. Что там еще есть? Разведчик с гранатами. Инженер — опять же с пистолетом. И наконец — старый добрый «штурмовик».
► Китайский штурмовик — орел-мужчина!
Судя по карте, положение — не из лучших. Центральный небоскреб (тот самый, что во всех видеороликах торжественно рушится) в руках американцев. Сражение идет за ту самую область, где я только что безуспешно отстреливался из пистолета.
► Все десять минут игры я бегал по правому берегу карты.
Выбираю штурмовой класс и чешский пистолет-пулемет — CZ-805. И снова мчусь по улицам, сотрясаемым взрывами. Очень быстро американцы обнаруживают меня и загоняют огнем за бетонное укрытие. Потом я по-спринтерски мчусь через весь перекресток — но врагов слишком много, укрыться негде. Надо было сидеть за углом и вести огонь, а я побежал к ключевой точке и был застрелен в спину.
Третья попытка. Карта показывает, что бой разгорелся нешуточный: там много наших, вдобавок над зоной кружат беспилотник и вертолет. Вместе со мной к месту сражения отправляется бронемашина с пулеметом.
На перекрестке кипит отчаянное сражение. Я присоединяюсь к своим и выцеливаю врагов, прячущихся за колоннами напротив.
► …И тут из-за угла — танк!
И тут мимо меня проезжает здоровенный танк и выруливает к ресторану. Забыв про все, я пристраиваюсь ему в хвост. Танк некоторое время буксует на лестнице, но потом преодолевает ее и оказывается во внутреннем дворике.
► «Застрял! Подтолкните, мужики!»
Ресторан в наших руках. Бойцы ведут огонь из-за ящиков, а потом тоже устремляются вслед за танком. Пробегаю через простреливаемый переулок мимо горящей полевой кухни (?) и оказываюсь на берегу. Вокруг свистят пули, рушатся ограждения. Далеко впереди наш танк с кем-то перестреливается и потихоньку откатывается назад. Прямо на него прет американский «Абрамс».
► «Эй, под колеса не лезь, да?!»
Я решаю, что в этой ситуации лучше не отсвечивать, и быстро перебегаю улицу, едва не угодив под колеса нашей бронемашины. Земля вновь сотрясается — откуда-то справа летят обломки, а прямо передо мной фонтанирует гидрант.
Впереди темнеет вход в торговый центр. Я ныряю в полумрак.
«Летит как Икар-р-р, понимаешь!»
Внутри спокойнее. По крайней мере, по темному торговому центру не катаются танки. Но спокойствие обманчивое: рядом вспышка — ракета улетает куда-то в глубь помещения. Мои соратники бегут вперед, и пули врезаются в пол у их ног, вздымая облачка пыли.
► На эти скамейки лучше после шопинга не присаживаться — может прилететь ракетой.
Враг совсем близко — метрах в тридцати. Потерявший голову американец носится между бетонными кадками, над головой у него красный треугольник. Я некоторое время стреляю в темноту, где мелькают силуэты. Потом прямо у меня над головой начинают летать огненные трассы — похоже, кто-то стреляет из тяжелого пулемета. И я снова прячусь за угол. Выглянув, понимаю, откуда пулемет: прямо по кадкам с цветами в коридорах торгового центра катается американская бронемашина. Оглядываюсь — другие китайские бойцы, видя пулеметные трассы, тихонько стоят у меня за плечом, прикинувшись ветошью.
Кто-то самый смелый ложится на пузо и ползет по-пластунски, стреляя из автомата в ответ. Я потрясенно смотрю на него и жду, когда же его убьют. Он вскоре сам понимает, что проявляет чрезмерную храбрость, и тихонько, по-крабьи, заползает за бетонную кадку.
► «Вперед, мои китайские друзья!»
Я тем временем, высовываясь из-за угла, стреляю в темноту. Появляется надпись «помощь в подавлении». Я кому-то помог. Горжусь собой.
Перестрелка вдруг стихает, и я бегу по коридору вперед. Мой персонаж без всякого моего участия тычет пальцем куда-то вдаль.
Пробежав мимо каменной статуи (странно, что она еще уцелела в такой битве) и полюбовавшись на залив, за которым виднелись красные значки захваченных врагом ключевых точек, я вдруг оказываюсь посреди перестрелки в полумраке, в панике заскакиваю в лифт и стучу по кнопке «вверх».
► Поначалу идея спрыгнуть с небоскреба казалась хорошей…
Двери закрываются и открываются уже на крыше. Здесь тихо и пусто. Окрестности тонут то ли в смоге, то ли в дыму. По воздуху летают горящие бумажки и пепел. Высота такая, что внизу не видно почти ничего, кроме двигающихся пиктограмм. Делать тут особо нечего. Как там разработчики спрыгивали с небоскреба?
► Беспилотник, что ж ты вьешься над моею головой?
Мой персонаж делает шаг в пустоту. А какой там клавишей открывается парашют? А-а-а-а-а-а!
Шмяк.
Я лежу на крыше торгового комплекса, раскинув руки, и беспилотники кружатся надо мной в мутном дымном небе.
До свиданья, Шанхай
И я опять бежал по улице навстречу врагам. Прятался с группой китайцев за кучей мусора, выцеливая американца на крыше через перекресток. В самый разгар перестрелки прямо перед нами на улицу рухнул горящий вертолет «Апач», прикрывший нас от врага. Обходить вертолет пришлось вдоль стенки, под хвостовой балкой.
► А этот вертолет откуда свалился на нашу голову?
Но время игры подошло к концу. В очереди стояло еще полсотни желающих попробовать свои силы в шанхайских баталиях.
Battlefield 4 действительно захватывает, и разработчики об этом отлично осведомлены — потому-то они и привезли на E3шестьдесят четыре компьютера. Потому-то они и не стали особо возражать против съемок. Зачем скрывать то, чем можно похвастаться?
За один раз в игре, конечно, невозможно разобраться, но вполне достаточно, чтобы ощутить ее атмосферу. И, как вы, наверное, уже поняли, у Battlefield 4 с этим все в порядке.
[[VIDEOID_10807]]
* * *
Студия DICE не стала принципиально улучшать графику, но она многое сделала в мелочах. Динамика игры. Полнейшая разрушаемость. Летящие в дыму обломки и мчащиеся по улицам танки. Этой осенью в Шанхае будет жарко.
Так что — ждем!
Стадия разработки
Шанхайская битва показала, что игра уже в общих чертах готова, — по крайней мере, в том, что касается геймплея. Впереди — бета-тестирование.
Будем ждать?
Если вам нравится серия Battlefield — даже не сомневайтесь. Если вы любите массовые сетевые сражения как жанр — попробуйте. Остальным советуем по крайней мере присмотреться.