Soul Sacrifice
Soul Sacrifice можно смело назвать одной из самых депрессивных и мрачных игр этого года. Наш герой — никто и ничто. Беспомощный и бесполезный узник в клетке. Вокруг — ничего, кроме других клеток.
Заточенных в них людей по одному вызывают к подозрительного вида колдуну, лицо и рука которого покрыты множеством глаз, — от такого красавца точно не спрячешься! Могущественный чародей вытягивает из пленников душу и сознание. От криков стынет кровь в жилах. Опасения вызывает и тот факт, что рано или поздно настанет наша очередь.
Мира больше нет
В клетке повсюду склизкая биомасса, а по полу разбросаны чьи-то кости и черепа, из пустых глазниц которых, кажется, вылезают опарыши. Персонаж настолько изможден, что толком не может встать на ноги, только ползает по камере среди гнили и отчаянно пытается придавить многочисленных тараканов. Это единственные существа, у которых он в силах отнять жизнь.
По счастливой случайности один из узников решает совершить побег. Выясняется, что он умеет немного колдовать, но недостаточно, чтобы вырваться на свободу. Глазастый чародей мгновенно пресекает любые попытки сбежать — зарвавшийся пленник в несколько моментов превращается в кровавое месиво, а рядом с камерой главного героя случайно приземляется увесистый том.
[[BULLET]] Все очень плохо. До нас здесь находилось четыре человека как минимум. Совсем не хочется думать о том, чем покрыт пол в клетке.
Фолиант оживает, показывая свою удивительную сущность: прикосновение к его страницам позволяет перенестись в воспоминания владельца, некогда могущественного мага. Переживая эпизоды из жизни автора дневника, читатель постепенно учится колдовству и приобретает особые навыки, с помощью которых можно будет противостоять человеку, который лишил героя воли.
Отсюда и начинаются наши приключения в странном и недружелюбном мире Soul Sacrifice. Мы постепенно читаем записи, пытаемся овладеть новой силой и понять причину, по которой нас заточили в это зловонное место. Стоит, правда, уточнить, что мир по ту сторону реальности гораздо страшнее и неприятнее самой вонючей клетки. Хорошо хоть, что у героя есть гид — фолиант по имени Либром, кроме истории своего владельца, содержит сведения о различных чудовищах, местной мифологии и географии.
Сказка на ночь
Все странички дневника пропитаны болью и страданием. В отличие от Monster Hunter , где о чудовищах дают только поверхностные знания (такой-то дракон любит жить в пещерах и потому слепой, такой-то уродец предпочитает жить у водоемов…), в Soul Sacrifice даже про самого обычного монстра написана пара страниц.
[[BULLET]] Бросать говорящую книгу на пол и выслушивать, что она на это скажет, — отдельное развлечение.
Орки здесь, к примеру, произошли от котов. Домашние любимцы заметили, что в мелких зверьках таится колдовская сила, и начали на них охотиться, понемногу приобретая волшебные свойства. Но в итоге что-то пошло не так, они мутировали в бесформенное нечто и стали падальщиками, а потом пошли против людей.
С боссами похожая ситуация — за каждым серьезным чудовищем стоит самая настоящая человеческая трагедия, в которой кто-то неизбежно поддался дьявольскому соблазну.
Незаконнорожденную дочь одного графа отбирают у матери, куют для нее металлическую рогатую маску и отправляют в лабиринт на верную смерть. Без родного чада женщина сходит с ума, а супруга графа лишь усугубляет ее боль, устраивая травлю. Спустя несколько лет девочка все-таки выбирается из заточения, сгорая от желания поквитаться со своей обидчицей.
[[BULLET]] Со временем подношений становится слишком много: основные заклинания разделены на несколько элементов.
Как по волшебству, перед ней, словно Грааль, появляется чудо-чаша и обещает наделить девушку великой силой, но взамен требует пожертвовать чем-то очень важным. Бывшая узница лабиринта, ослепленная жаждой мести, предлагает родную мать, которая тут же, корчась от боли, превращается в обезображенный топор с искаженной гримасой на лезвии. Дочку также постигают страшные метаморфозы: тело ее деформируется, а к лицу приваривается рогатая маска.
Новоявленное чудовище вмиг жестоко убивает графа и его жену, но на этом не останавливается. Мать не вернешь, внешность тоже, а потому остается только приносить страдания другим в попытке утолить неуходящую ненависть. С тех самых пор обезображенная девушка скитается по окрестностям и убивает счастливые семьи.
Так, если что, в Soul Sacrifice объясняют происхождение минотавра.
Нелегко быть колдуном
Именно на крупных чудовищ вроде минотавра охотятся волшебники — то есть мы с вами. Роль у нас исключительно карательная: очистить землю от скверны, одержать победу над демонами, побороть зло. Чтобы стать полноправным колдуном, во время обряда посвящения приходится убивать других магов, вырывать и поглощать души грешников и в целом вести себя решительно и жестоко.
Дневник содержит несколько историй. В побочных миссиях рассказывают, как главный герой выполнял поручения старших волшебников, а сюжетные сосредоточены на том, как владелец Либрома, уже опытный маг, постепенно сходил с ума. Так мы можем увидеть две стороны одной медали.
[[BULLET]] Два одинаковых подношения можно соединить в одно. Поначалу будет расти только количество использований, а потом и мощность заклинания.
Каждая глава дневника — отдельный набор небольших уровней-эпизодов с разными заданиями. Обычно от вас требуется убить некоторое количество монстров или столкнуться с особо крупной тварью. Во время битв вся поэзия и тонкая печаль исчезают со страниц книги: колдуем и убиваем монстров, как и в любой другой action-RPG.
Строгое разделение на небольшие этапы сделано специально с расчетом на портативность Soul Sacrifice. В отличие от Monster Hunter, задания здесь намного короче и драться с чудищами по тридцать-сорок минут от вас не требуется. В остальном процесс уничтожения крупных тварей сходится.
У боссов есть паттерны атак, которые время от времени меняются. Скажем, гигантский циклоп с трезубцем, который в прошлой жизни был кузнецом, но пожертвовал глазом, чтобы мастерить идеальное оружие, поначалу очень неповоротлив. Но может замолотить по своему трезубцу, после чего из него начнут бить смертоносные лучи.
К монстру можно подобрать несколько разных тактик. Кому-то будет проще уворачиваться от лучей и редко подбегать с ударом. Любители дальнего боя могут попытаться сломать трезубец — для этого нужно несколько раз метко попасть в око на лезвии. Стало совсем худо и терять, по сути, нечего? Тогда лучше заглянуть смерти в глаза и как следует приложить циклопа в тот момент, когда он раскаляет свое оружие добела. Так получится сорвать атаку и продержаться в живых немного дольше.
[[BULLET]] Сложность в Soul Sacrifice пониже, чем в Monster Hunter, но, опять же, все зависит от вашего выбора.
Приведенный пример распространяется не только на циклопа, но и на остальных боссов. Во время боя постоянно придумываешь, как эффективнее избежать ответных атак, ищешь у монстра слабые места.
К сожалению, рано или поздно выполнять однообразные квесты надоест. Даже несмотря на то, что бестиарий в игре достаточно обширный и список приключений постоянно пополняется бесплатными DLC, некоторая монотонность (убей босса, убей n врагов, собери артефакты или все вышеперечисленное, но с временным лимитом) может все равно оттолкнуть.
К счастью, игрока заставляют принимать решения не только на этапе выбора эффективной тактики.
Зло победит зло
В Soul Sacrifice нет привычного получения опыта. При убийстве врага мы можем сделать выбор: либо отпустить его душу, либо поглотить. Если выбрать путь истинного безумца, повернутого на насилии и власти, герой превратится в ужасающую машину смерти с мощными заклятиями, если перейти на «светлую» сторону — в аватар добра. У положительных (назвать их «добрыми» язык не повернется) волшебников с колдовством дела обстоят несколько хуже, зато они крепче здоровьем.
Определиться со стилем прохождения лучше как можно заранее: сбалансированный подход здесь не работает, любой «многопрофильный» колдун будет посредственностью на фоне узкоспециализированных коллег.
[[BULLET]] Королева эльфов — один из немногих боссов, который выглядит достаточно приятно. Но ее внешность не должна обманывать — многорукая женщина ворует детей.
Чем опытнее становится чародей, тем сильнее преображается его рука. На нее наносятся специальные татуировки-сигилы, которые улучшают характеристики и усиливают определенные типы заклятий (плюс к защите, у ледяной атаки выше шанс заморозить и т.д.).
Тату открываются постепенно и обзаводятся дополнительными эффектами в зависимости от мировоззрения владельца. Некоторые знаки бесполезны для «злых» персонажей, но зато вдвойне эффективно работают у «добрых».
Проклятья и обереги
Знания о чарах волшебники черпают не из книг, а через подношения — заряженные магией предметы, использование которых принесет чудовищам много боли. Кровь мученика позволит колдуну жертвовать своим здоровьем, забрызгивая монстров смертоносной алой жидкостью, а яйцо феникса даст возможность метать огненные шары.
За балансом тут следят — бесконечно метать условные файерболы не выйдет. Обычно волшебного предмета хватает на 5-6 залпов, после чего им получится злоупотребить еще раз, но при этом он неизбежно сломается. В такой ситуации выбор между поглощением душ или их освобождением приобретает новый смысл. Злые действия немного восстанавливают количество использований у подношений, а добрые — запас здоровья.
[[BULLET]] Огненные шары в Soul Sacrifice бьют по параболе, и попасть таким в мелкую тварь невероятно сложно.
Всего на задание можно взять до шести артефактов. Способов навредить — невероятное множество. Колдунам под силу призывать из оберегов острые лезвия и запускать их во врага или вызывать перед собой защитный барьер. Любители ближнего боя могут использовать клинки разных стихий, позволяющие наносить реактивные удары, которым позавидует персонаж любой jRPG. Словом, выбор богатый, задействовать в одной битве сразу весь арсенал не получится. Но почти каждому приему когда-нибудь, да найдется применение, бесполезного колдовства в Soul Sacrifice нет.
В наиболее критические моменты можно произнести так называемое запрещенное заклинание — пожертвовать своей кожей, чтобы враги вокруг загорелись адским пламенем, или расстаться с рукой ради того, чтобы опутать монстра раскаленной цепью и держать, пока его избивают союзники. Волшебство подобного толка калечит персонажа, что отражается на характеристиках. Без кожи пропускать удары вдвойне больнее, а без руки не получается черпать магическую силу из татуировок-сигилов.
Все твои друзья мертвы
По уровням разбросаны места силы, в которых можно перезарядить магию, призвать себе на помощь барьер или оружие, — но быть бескомпромиссным мерзавцем чаще всего оказывается эффективнее.
Простой пример. Положительные герои могут заводить друзей. Если какого-нибудь босса пощадить, он может стать для вас союзником. Сражаться бок о бок с компаньонами намного проще — они отвлекают внимание особо сильных чудовищ на себя, а вы в это время можете сосредоточиться на массовке.
[[BULLET]] Трансформация в огромный булыжник позволяет пару раз со всей силы впечататься в босса и, при некоторой удаче, сбить ему атаку.
Но если однажды товарища покалечат, то вам придется решать: либо рисковать и потратить половину здоровья на его лечение, либо пойти на жестокое предательство и бросить беспомощного. Во втором случае за ваш беспринципный поступок заплатит не только друг, но и все монстры на уровне.
Как видите, выбор весьма неоднозначен, тем более что кинуть могут вас самих — злые союзники церемониться не будут. Если всю дорогу компаньон выражает недовольство по поводу вашей излишней правильности, знайте — добром это не кончится. Подведет или бросит.
Отдельный интерес возможность жертвовать друг другом представляет в многопользовательской игре. Сразу же переосмысливаешь всю механику, стараешься лишний раз не высовываться — иначе съест не босс, а свои же. Когда есть что терять, ощущения от игры становятся совершенно иными. Таким образом Soul Sacrifice доносит до игрока нехитрую мораль: за все необходимо платить.
Soul Sacrifice можно было бы назвать выдающейся игрой, если бы не тот факт, что все принятые вами решения можно спокойно изменить. Хотя наш герой и сидит в клетке, в его силах не только давить тараканов, но и немного переписывать дневник. Менять внешность и пол колдуна в приключениях, легко перескакивать с одной ветки квестов на другую, отменять полученные уровни, обращать вспять последствия от «запрещенных» заклинаний, чинить сломанные подношения и так далее. За переписывание прошлого приходится платить слезами — время от времени из глаз дневника Либрома капает жидкость Лакрима. Недостаток в Лакриме вы вряд ли испытаете, а значит, при желании действовать можно необдуманно и безнаказанно, из-за чего важность вашего выбора становится несущественной.
Мы бы посоветовали играть «честно» (не отменять свои действия, поступать по ситуации), но тогда вы пропустите разные квесты, да и сама идея «запретных» заклинаний предполагает, что вы будете обращать эффекты от них вспять после использования.
Но, даже несмотря на монотонность геймплея и возможность изменять свои решения, это одна из лучших игр на PS Vita. В ней невероятное количество контента, крайне детально проработанный мир и бестиарий. На портативной консоли есть проекты в схожем жанре, но в сравнении с Soul Sacrifice они с треском проигрывают.
В конце концов, это смелый манифест Кэйдзи Инафунэ, создателя Mega Man. Инафунэ ушел из Capcom , и серию постепенно забросили. Так вот, в какой-то степени Soul Sacrifice — это мрачное переосмысление творчества японского геймдизайнера. Что в ней, что в Mega Man можно поглощать силу поверженных боссов и жертвовать своей рукой в обмен на мощь. Вы хотели злую и жестокую игру? Получите. А главное — задумайтесь: внутри книги герой — могущественный волшебник, а в клетке он полное ничтожество. Интересно, что думает Soul Sacrifice об игроке?
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
8
Звук и музыка:
8
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
Неприятная игра про страдания, жертвоприношения и грехи в одночасье стала лучшей action-RPG на PS Vita.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»