The Swapper
У большинства игроков термин «инди» устойчиво ассоциируется с чем-то необычным, нестандартным и чаще всего хорошим. Потому что многие прошли Braid, Fez, Limbo и, скажем, Insanely Twisted Shadow Planet. А это, на минуточку, лучшие инди-игры в нашей с вами галактике.
А ведь на самом-то деле инди-игра — это всего лишь проект, сделанный и выпущенный без издателя. Подобных тайтлов за минувшую пятилетку накопился воз и маленькая тележка, в большинство из этих игр вы не то что не играли — скорее всего, даже не слышали о них.
К чему мы это все?! Да к тому, что инди-сектор игровой индустрии ничуть не меньшая, а, пожалуй, даже большая выгребная яма, чем большой девелопинг с его миллионными бюджетами и громкими рекламными кампаниями. Но и там, и там отличных игр не так уж много.
Про The Swapper, разработанный четырьмя энтузиастами из геймдев-студии с говорящим названием Facepalm Games, до релиза мало кто слышал. В инди-среде, на локальных фестивалях-междусобойчиках, The Swapper собрал немало призов, но за пределы тусовки информация о нем почти не распространялась.
А потом случился релиз, и те, кто заметили игру в «Стиме» и купили ее, неожиданно обнаружили, что The Swapper можно без суда и следствия заносить в золотой инди-пантеон.
Атака клонов
Игровую механику, лежащую в основе The Swapper, можно описать буквально в нескольких предложениях. Вид сбоку — как в стандартных платформерах. В самом начале игры в руки главного героя попадает хитроумный прибор, swapping device, который умеет ровно две вещи: создавать клоны героя и… свопать — переносить сознание персонажа в один из созданных клонов.
А вот дальше начинаются нюансы.
С помощью клонирования можно создавать до четырех копий самого себя. Наводите луч свопера на любой участок пространства вокруг главного героя — и, если нет никаких препятствий, получаете своего точного двойника. А потом еще одного, и еще, и еще… Подвох, разумеется, в том, что препятствия чаще всего имеются. Это либо просто стены, либо зоны, освещенные синим светом (именно синие лучи мешают создавать клонов).
[[BULLET]] Наши главные враги — синий, красный и фиолетовый свет.
Своп тоже штука непростая. Насоздавав клонов, вы можете перенести сознание главного героя в любого находящегося «на линии огня». То есть если, скажем, вы сделали клона на каком-нибудь балкончике, а затем встали под этот самый балкончик, то свопнуться в двойника уже не выйдет — придется обязательно отойти чуть-чуть в сторону. Плюс, опять же, есть хитроумные световые преграды (красные), через которые своп не работает.
Еще одна особенность клонов заключается в том, что они, как только вы их создали, начинают в точности повторять все движения главного героя. Побежали влево — все клоны ломанулись в этом же направлении. Прыгнули — все двойники тоже подпрыгнули. Ну, вы поняли… Заставить клона, например, замереть на месте, когда вы сами движетесь, можно только одним способом — подведя двойника к какой-то естественной преграде. Тогда вы продолжите движение, а клон будет перебирать ногами, уткнувшись в препятствие.
Такая вот сложносочиненная катавасия. Но именно вокруг нее и выстроен интереснейший геймплей.
В поисках сфер
По сюжету, персонаж перемещается по лабиринтам огромного космического корабля и собирает сферы (encryption orb), с помощью которых можно открыть проходы в недоступные ранее области. Проблема ровно одна: сферу может взять только сам главный герой — то есть клон, в котором находится душа персонажа. Иными словами, если вы просто создадите двойника прямо на сфере, это ничего не даст. Предварительно в этого клона надо свопнуться.
Вот только мало к какой сфере удается подобраться за здорово живешь. Чтобы заполучить encryption orb, каждый раз необходимо решить головоломку. Начинается все с простецких вещей: сделать одного клона поближе к encryption orb, перенестись в двойника — все, задачка решена.
Дальше следуют свистопляски с блокирующими лучами, кнопками, пропастями, ящиками, позволяющими забраться повыше, и даже невесомостью.
Буквально через тридцать-сорок минут игры вы доходите до головоломок, которые требуют создавать всех четырех клонов сразу, по-хитрому синхронизировать их действия, точно простраивать маршрут. Иногда даже нужно уничтожать клонов в процессе прохождения головоломки, чтобы добраться до сферы. Это, кстати, отдельная проблема: сами вы уничтожить двойника не можете, он умрет, только если упадет с большой высоты. А пока один из четырех клонов не умер, нового вы никак не сделаете. Поняли, о чем мы? Иногда вам придется заранее понять, что четырех клонов вам не хватит, придумать, как на каком-то этапе уронить одного из клонов в яму, чтобы создать нового клона в нужном вам месте.
[[BULLET]] Корабль очень мрачный, но иногда и тут попадаются вот такие чудесные оранжереи.
Атас полный! На некоторых задачках мозг натурально начинает закипать и сочиться из ушей. Сидишь и чуть ли не на бумажке расписываешь каждое свое действие шаг за шагом. И когда концепция прохождения очередной головоломки, казалось бы, полностью сложилась, обязательно оказывается, что чего-то вы не учли и надо придумывать все с самого начала.
Местами игра очень сложная, требующая полной концентрации внимания. Ваши извилины будут шевелиться как щупальца осьминога, но верное решение придет далеко не сразу. Зато когда снизойдет озарение и вы найдете верную последовательность действий — счастье будет безграничным.
Технически The Swapper — это, по сути, череда таких вот головоломок. Во время решения каждой из них вы испытываете маленький инсайт и с полными штанами счастья несетесь дальше, решать новые задачки. В какой-то момент к световым лучам и кнопкам добавляются фокусы с гравитацией: если раньше вы могли разбиться об пол, упав с большой высоты, то теперь вы столь же легко расшибаетесь еще и об потолок. Это открытие угробит пару десятков ваших клонов на экране и пару тысяч нервных клеток в вашем мозгу.
Симфония космоса
Разумеется, если бы The Swapper был просто головоломкой, без какой-то конечной цели, мы бы не пищали от восторга, как мыши, нашедшие целую сырную головку. В конце концов, среди инди-игр очень много проектов, крайне нестандартно испытывающих ваше логическое мышление.
Но The Swapper — это еще и потрясающее приключение. По сюжету, космический краулер «Тесей», бороздящий просторы Вселенной в поисках полезных ископаемых, наткнулся на одной из планет на необычные камни. Вскоре выяснилось, что это не бездушные минералы, а разумные существа, Стражи (Watchers), тысячелетиями накапливающие знания.
Контакт с инопланетным разумом не задался: почти вся команда «Тесея» погибает. Главный герой — закованный в стальной скафандр инженер из космической поисковой партии — пытается разобраться в случившемся. По атмосфере The Swapper поразительно напоминает Dead Space. Причем с Айзеком Кларком игру роднит не только профессия героя и его внешний вид, но и окружающая героя мрачная, тягучая атмосфера. Какой-то подсознательный, иррациональный страх.
Только пугают нас не некроморфами, а посланиями, которые герой читает на компьютерах, и странными, словно звучащими в голове, потусторонними мыслями, проносящимися в голове персонажа, когда он проходит мимо разбросанных по «Тесею» Стражей-минералов. Но все равно, даже когда ты понимаешь, что никто не выпрыгнет на тебя из темноты, ждешь, что что-то обязательно случится. Это ожидание давит и заставляет иногда нервно поеживаться.
Парадокс Тесея
Если внимательно вчитываться в строки текста на экране, то ближе к концу игры все происходящее начинает складываться в чудовищную, страшную картину. Концовка же — настоящий апофеоз парадокса Тесея (думаем, вы уже поняли, что название космолету разработчики дали не случайно).
Если вы вдруг не в курсе, то парадокс Тесея (или просто «корабль Тесея») — это философская дилемма, можно ли считать какую-то сущность той же самой, если все ее элементы были поэтапно заменены. Применительно к технике данный парадокс не особенно интересен, а вот если говорить о живых существах… и тем более разумных…
Вот, скажем, если бы человеку можно было пересадить все органы (пока медицина до этого еще не доросла, но когда-нибудь это обязательно случится), остался бы он прежней личностью или нет? Эта тема не раз обыгрывалась в научной фантастике, а вот в играх она встречается нечасто.
The Swapper, помимо того, что это превосходная и необычная головоломка, заставляет задуматься о главном вопросе жизни, Вселенной и всего такого. И ответ на этот вопрос отнюдь не «42».
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
9
Графика:
9
Звук и музыка:
10
Интерфейс и управление:
9
Дождались?
Платформер со сложными головоломками, гнетущей атмосферой и сюжетом, заставляющим задуматься о тщете всего сущего.
Рейтинг «Мании»: 9,0
«Великолепно»