От Counter-Strike до DayZ: как менялись онлайновые зомби
После того как Дин Холл из Bohemia Interactive придумал сверхуспешную модификацию DayZ , игры про выживание в условиях зомби-каюка полезли на свет, как грибы после дождя. И дело даже не в том, что всем захотелось присоседиться к чужой славе (хотя наверняка не без этого), просто каждый придумывал свое видение того, как должна работать онлайновая игра про выживание.
Прежде научить игроков выживать вместе пытались неоднократно, но представление о подобных играх было совершенно другим. А началось все, бытует мнение, с модификаций для Counter-Strike , в которых команда зомби сражалась с командой спецназа…
Генные модификации
► Зомби-модификация Zombie Plague — одна из популярнейших по сей день. Режимов много, а страшненькой графики сейчас не боятся.
Многие игроки в Counter-Strike полюбили зомби-модификации нежною любовью. И даже когда начали появляться условно-бесплатные клоны «контры», зомби-режимы встраивали в них по умолчанию, как дань традиции: так было в Combat Arms, Cross Fire и Point Blank. И пусть вас не смущает, что эти игры достаточно старые. Даже в недавно вышедшей Black Fire есть зомби-режим! Окапываемся, отстреливаемся, выживаем. Сами мертвяки довольно типичные, зато их обычно столько, что хочется расплакаться и убежать. Еще и патронов, как назло, нехватка.
Беда этих режимов — та же, что и у первых CS-модификаций: слово «выживание» к ним применимо в лучшем случае в том же смысле, что и к Crimsonland. Какой бы напряженной ни была ситуация, спецназовец с «калашом» никогда не окажется испуганным выживающим. Он в пищевой цепочке — наивысшее звено, его стезя — мясорубка, и вместо зомби он мог бы с тем же успехом рубить и, например, динозавров.
► PvP-режимы в Black Fire популярнее зомби, и это неудивительно: мертвяки там до боли типичные, а вот игроки могут выкинуть кое-какие сюрпризы.
Некоторые любительские модификации все же уловили выживательский дух. В известной Zombie Panic обычные люди крайне уязвимы. Нормального оружия на всех не хватает, часто приходится отбиваться лопатами, сковородками или даже клавиатурами. Выжившие предпочитают уповать на баррикады, а не лезть в открытую. Игроки-зомби искали обходные пути и пытались под шумок разгрести завал, а игроки-люди отстреливались и городили препятствия покруче, чем в «Форте Боярд». И хотя Zombie Panic, в сущности, — тот же deathmatch, при игре за людей получается первостатейный хоррор. Большое достижение.
Культовая Left 4 Dead, между прочим, тоже обязана своим существованием модификации. Все вышло случайно: разработчики экспериментировали с ИИ для Counter-Strike: Source и внезапно поняли, как весело обстреливать глупых ботов с ножами. Эту идею неоднократно мусолили и переосмысливали, и в итоге она обрела очертания уже знакомого нам зомби-боевика: четыре игрока в кооперативе против легионов безмозглого мяса.
► Важной новинкой Left 4 Dead стал так называемый AI Director. Компьютер посылал мертвецов, особых зараженных и располагал боеприпасы с учетом того, насколько хорошо справляются игроки.
Спустя полгода после Left 4 Dead вышла Killing Floor. Ее охаяли за сырость, снулый внешний вид и гору заимствований из Left 4 Dead. За первое и второе вполне заслуженно, а вот в заимствованиях упрекали зря — на самом-то деле Killing Floor выросла из одноименной модификации для Unreal Tournament 2004, появившейся аж в 2005 году. И кто еще у кого подглядывал… Кстати, Killing Floor стойко перенесла все нападки, собрала вокруг себя немногочисленную, но верную команду поклонников и неплохо поживает до сих пор — даже обновления временами выходят.
► Когда Killing Floor вздумается, для всей команды разом включается slo-mo. Польза сомнительна (особенно если вы в этот миг перезаряжались), но иногда к месту.
Потом была Dead Island. Ее создатели попытались поместить кооперативную L4D в открытый мир и добавить ролевых элементов. Получилось… скучно. За железными рамками сюжета в «открытом мире» Dead Island попросту нечем заняться. Это неправильная песочница, и песок в ней тоже неправильный. Сейчас Techland заняты Dying Light — еще одной кооперативной зомби-песочницей, только с паркуром в придачу. Выглядит пока хорошо.
[[VIDEOID_11135]] Первый трейлер Dead Island выглядел куда интереснее итоговой игры. Как бы все не повторилось…[[/VIDEOID_11135]]
Свободу зомби!
► Между прочим, Urban Dead появилась задолго до DayZ, и выживать в ней ничуть не менее интересно. Даже при том, что она текстовая.
И тут мы добираемся до DayZ, легендарной уже модификации для Arma 2. Это большая бесшовная карта, полная свобода в ее пределах и прозаичные, но невероятно важные для погружения мелочи — необходимость утолять голод, например.
Почему DayZ ждал такой успех, долго думать не нужно. В кино о живых мертвецах сами мертвецы редко бывают центральной темой. Они — всего лишь антураж, тогда как главное — отношения и решения людей, выживающих в сложившейся ситуации. Создатель DayZ Дин Холл фактически первым сумел запустить в зомби-вселенную не актеров, а игроков, и теперь они сами, безо всяких скриптов и указаний, разыгрывают ситуации, которые мы обычно видим в кино. Практика показывает: игроки, которым дали полную свободу, сочиняют истории лучше, чем любой профессиональный сценарист.
Между тем уже больше года разрабатывается полностью самостоятельная DayZ. Говорят, со сроками релиза определились, но, так и разэдак, не разглашают их. Многие пришли к выводу, что ждать еще долго, и начали делать свою DayZ.
► В ожидании полномасштабной DayZ энтузиасты переносят DayZ-модификацию на движок Arma 3. Никаких войн не предвидится — на права энтузиасты не претендуют, даже название сменили на Zoombies.
Первой ласточкой оказалась скандальная WarZ. Есть ли кто-то, кто о ней до сих пор не слышал? Теперь она называется Infestation: Survivor Stories, потому что старое название было слишком созвучно с названием книги World War Z и фильма по мотивам. Но Infestation — только верхушка айсберга, кроме нее у DayZ еще много последователей, и почти во все из них уже можно поиграть. Некоторые кажутся даже аппетитнее самой DayZ.
► The Dead Linger. Смотрится… не очень. Но не забываем, что игра до сих пор в очень ранней стадии разработки.
The Dead Linger зарывается в реализм еще глубже, чем DayZ. Фонарикам и прочим электроприборам нужны батарейки, автомобилям — топливо, строить можно не только небольшие убежища, но и дома и даже целые тюремные комплексы. Постапокалиптическая сказка! Главное, чтобы в итоге нам не скормили воздух. Уже можно предзаказать, и вам тут же выдадут пропуск в альфа-версию.
► 7 Days to Die. Вон ту стену, возможно, пробили мертвяки. Обещают, что зайти можно будет в любое здание.
7 Days to Die тоже в открытом мире и пользуется концепцией Minecraft , причем не только в том, что весь мир состоит из блоков, — тут даже ремесла почти те же. Разрушается все подряд, строится тоже, а неумно возведенные домики рушатся согласно законам Ньютона. Правда, во все остальное физика пока не вмешивается — оружие, например, ведет себя немногим лучше, чем в первых двух Doom. Получить доступ к 7 Days to Die можно, как обычно, через предзаказ.
► Гарри Ньюмен (создатель Garry’s Mod и ключевая фигура в разработке Rust) заявил, что они финансируют и будут финансировать последнюю без помощи Kickstarter — мол, денег у них и так достаточно.
Rust похожа на DayZ, Minecraft и, пожалуй, S.T.A.L.K.E.R : в ней есть открытый мир, занятная ремесленная система, строительство, радиация и вечная осень. Разработкой занят создатель легендарной дуракавалятельной песочницы Garry ’s Mod, и поэтому, как в старые добрые, здесь можно будет делать все, что захочется. Rust не пытается судить игроков за их действия: грабишь — ладно, геройствуешь — тоже ничего, пусть игроки сами разбираются. Свобода опьяняет, но пристально наблюдать за форумом — пока, похоже, единственный способ раздобыть ключ на тестирование.
* * *
В каждую из этих игр вложены свои уникальные идеи, и в них кроется огромный потенциал. У DayZ все еще громкое имя и опытная команда, но, если Холл и Bohemia не подсуетятся в ближайшее время, они рискуют пролететь, как фанера над Парижем. Впрочем, такими темпами почти все зомби-песочницы нагрянут одновременно, а значит, игрокам придется выбирать. И совсем не факт, что все в итоге получат по заслугам.