Company of Heroes 2
Company of Heroes 2 — игра провокационная, особенно для жителей стран СНГ. На русскоязычных сайтах любое обсуждение этой стратегии заканчивается одинаково: люди начинают грызться меж собой и разжигать межнациональные конфликты. Звучат обвинения в излишнем или же, наоборот, полном отсутствии патриотизма, слепой любви к Сталину и Советскому Союзу, фашизме. Без грязи не обходятся даже те, кто в принципе далек от политических вопросов. Не обходится и без взятых с потолка фактов, призванных подкрепить высказанную точку зрения. О предмете спора — самой Company of Heroes — очень быстро забывают.
Приведем один из самых безобидных комментариев, оставленных под статьей Евгения Баранова, автора «Игромании.ру» (пунктуация и орфография слегка изменены): «Внеси лепту в развитие нацизма — купи игру! Особенное спасибо сайту и автору без семьи, без роду, без племени, которые выставили нацистской игре восемь баллов с двумя крайне положительными ачивками. Одним читателем-унтерменшем стало меньше. Счастливо оставаться!» Как видите, писать рецензию на Company of Heroes 2 — занятие само по себе компрометирующее. Проигнорируем игру — «не имеют собственного мнения», захвалим — обвинят в невежестве и потакании вранью, начнем ругать — упрекнут в предвзятости.
Поэтому сразу оговоримся. Да, в журнал пишут или когда-то писали люди самых разных национальностей, но наши собственные мысли или задетые чувства не повлияли на оценку геймплея и сценария игры. Мы критикуем недоработки, которые останутся недоработками вне зависимости от ваших политических убеждений или страны рождения. Мы не идеализируем СССР и допускаем, что командиры Красной армии подчас и вправду совершали ужасные преступления. Мы осознаем, что некоторые приказы Сталина были направлены в первую очередь на защиту государства, и только потом — народа. В памяти еще свежи рассказы о лагерях, расстрелах, репрессиях. Это часть истории нашей страны, мы все помним, и обвинять редакцию в зашоренности не стоит.
Но все-таки какой простор открывается для создания военной драмы! Можно было показать лишения советского народа, личные трагедии солдат, продемонстрировать суровые реалии режима. Задокументированных прецедентов — тьма. Дневников, рассекреченных протоколов еще больше — твори не хочу! Но Relic Entertainment этого показалось недостаточно, и они вместо того, чтобы поднять архивы и нанять нормальных консультантов, просто переписали историю так, как им того захотелось.
Зачем нужно было все перевирать, превращать в сборник аляповатых, приевшихся, а главное — граничащих с бредом штампов? При чем тут Василий Гроссман, на чьи книги канадцы все время ссылались и о ком они благополучно забыли аккурат после банкротства THQ? Для чего канадцы твердили о своих поездках в Санкт-Петербург и о том, что «видели, как из-подо льда Невы доставали немецкие танки»? Рекламный ход, якобы подчеркивающий историческую достоверность игры, не более. Правда в том, что как таковой правды в Company of Heroes 2 — ни на грош.
Агитмашина
А ведь Relic Entertainment собаку съели на стратегиях — в частности, военных. Начинали они с Homeworld , космической RTS про жителей планеты Кхарак, отправившихся на поиски своего настоящего дома. Между прочим, это была первая полностью трехмерная стратегия в истории. Дела канадцев быстро пошли в гору, и вскоре свет увидели Impossible Creatures , а следом — Homeworld 2.
Но широкую известность Relic принесла выпущенная в 2004 году Dawn of War , основанная на вселенной Warhammer 40 000. Первая часть серии получилась на редкость зрелищной и кинематографичной. Канадцы отлично передали дух кровопролитного, безжалостного сражения между войсками Императора и закованными в броню орками. Приближенная к земле камера придавала происходящему личный оттенок, персонифицировала каждого бойца. Из компьютерных болванчиков, до которых в стратегиях никому и дела-то не было, юниты превратились в важных членов отряда.
На атмосферу работало и отсутствие необходимости подолгу возиться с отстройкой базы. Главной целью был захват стратегических точек. Этим канадцы подчеркивали: штаб штабом, а главное — бой. Не смущал даже присущий Warhammer 40K гротеск: сервоброня и огромных размеров мечи не вызывали смеха, а только усиливали эпичность баталий. Не подкачал и сюжет, следить за которым было интересно не только гикам, назубок знающим историю любимой вселенной, но и простым смертным. Многим одиночная кампания запомнилась именно благодаря незаурядному сценарию и хорошо поставленным роликам.
[[BULLET]] Игра в буквальном смысле начинается со штампов. Солдат посылают в бой без оружия.
Dawn of War определил ключевые элементы последующих игр Relic: захват ресурсов, акцент на сражениях, упрощенная застройка базы, обилие сюжетных сцен и — гвоздь программы — мультиплеер. По этому пути канадцы и стали развивать серию в дополнениях.
Со временем космодесантники и зеленокожие орки студии надоели, и она решила переключиться на что-нибудь более серьезное. Еще до выхода Company of Heroes окрестили «Dawn of War про Вторую мировую», что было, в общем-то, недалеко от истины. Механика изменилась лишь чуть-чуть. Вы по-прежнему завоевывали контрольные точки при помощи горстки смельчаков (управлять приходилось не отдельными бойцами, а целыми отрядами) да немногочисленной бронетехники. «Моральная привязка» к юнитам сделалась еще сильнее: со временем солдаты росли в уровнях, вместе с чем повышались их боевые характеристики. Многие откатывались на предыдущее сохранение лишь для того, чтобы спасти ценные кадры.
[[BULLET]] Relic всегда внимательно относились к деталям. Вот здесь, например, медсестра залатывает бойца. Жаль, что тщание канадцев не распространяется на проверку исторических фактов.
У игры была еще одна интересная особенность — система укрытий, отсутствовавшая в Dawn of War. Бойцы старались лишний раз не высовываться и выбирали наиболее удобные для атаки позиции: прятались в окопах, хоронились за останками вражеской техники, пользовались естественными препятствиями. Словом, вели себя как нормальные, живые люди. Долг, конечно, дело правое, но ведь и умирать не хочется. Relic подошли к проработке деталей с удивительным вниманием. Пехотинцы, попавшие под артобстрел, кидались на землю и, если бомбежка долгое время не прекращалась, там же и оставались, игнорируя приказы начальства.
Кинематографичность возросла до беспрецедентного для стратегий уровня (напомним, стоял 2006 год). Примерно раз в десять-пятнадцать минут нам показывали зрелищные ролики, в которых американские солдаты проявляли настоящие чудеса мужества.
Вот нацистские пулеметы рядами выкашивают отважных воинов на Омаха-бич: пули пробивают каски, брызжут фонтаны крови, и живыми до суши добираются с полдесятка бойцов. Картина, прямо скажем, страшная.
[[BULLET]] Company of Heroes 2 дарит шанс разыграть свою версию Ледового побоища.
Или вот: герои маленьким отрядом продвигаются вглубь оккупированного немцами Шербура. На улицах ни души. Гробовая тишина, нарушаемая лишь потрескиванием горящих автомобилей. Декорации как из фильма-катастрофы. И тут — бах! Один из пехотинцев рухнул с простреленной головой. Бах! Второй, едва успев предупредить остальных, упал вслед за ним. Страх, паника — снайпер на крыше! Как же его проморгали, почему не заметили? Рядовая сцена, а в контексте игры — задевает.
Да, вполне бытовые для войны зарисовки. Да, ура-патриотизм. Да, бравада. Но канадцы умело соединяли кат-сцены с геймплейными задачами, и потому все работало. Пускай сюжет в целом был наивен, это все же была история о людях, готовых пойти на невозможное ради спасения Родины. Оригинальная Company of Heroes цепляла атмосферой братства, члены которого связаны единой целью — прорваться, отбить, подарить свободу.
Лев в клетке
Поначалу Company of Heroes 2 выглядела идеальной стратегией про Великую Отечественную. Казалось бы, что может пойти не так? Авторы — те же, временные рамки — чуть шире. Да и Relic, в придачу, набили руку на аддонах. От первого трейлера по коже натурально ползли мурашки. Канадцы не жалели пафосных слов и подкрепляли их фронтовыми фотографиями: «их жертва», «их храбрость», «их история»… Умеют же! В январском превью мы, вдохновившись, писали: «Это не клюква и не китч — это настоящая игра про ужасы зимней войны, и смущает нас только то, что первую хоть сколь-нибудь правдивую битву за Советский Союз в RTS отобразили канадские, а не отечественные разработчики».
[[BULLET]] Иногда, честное слово, забываешь, за кого играешь — СССР или нацистов.
Перефразируя популярный интернет-мем, мы еще никогда так не ошибались. Налепленный с ходу ярлык «стратегии с человеческим лицом» пришлось в спешке отдирать. Драма тут, безусловно, есть, но совсем не человеческая. Company of Heroes 2 — не история о подвиге, это фарс, занятная байка об ублюдках, подлецах и трусах. И где здесь, спрашивается, герои?
Подача сюжета напоминает Call of Duty: Black Ops и Medal of Honor: Warfighter. Лев Исакович томится в военно-трудовом лагере, где его допрашивает полковник НКВД Чуркин — его бывший командир. Наш герой — полевой журналист, прошедший войну от и до (на этом отсылки к биографии Василия Гроссмана заканчиваются). Он повидал на фронте такие ужасы, что одни его дневниковые записи потянули на, цитируем, «десять смертельных приговоров». Что тут и говорить, Лев Абрамович — жертва режима, плененная за попытку противостоять коммунистической машине. В ходе допроса герой повествует о разных эпизодах своей жизни и припоминает преступления, совершенные солдатами Красной армии.
Эффект бабочки
О вредной привычке, которая ломает судьбы
В Company of Heroes 2 есть довольно редкая для современных игр возможность сохраниться в любой момент времени. И это удивительным образом пробуждает в вас навязчивый перфекционизм. Допустив ошибку, пусть даже незначительную, возникает искушение загрузиться с последнего удачного сейва и проделать все как следует. Company of Heroes 2 не то чтобы очень сложная игра, но из-за того, что юниты набирают опыт, расставаться с бывалыми бойцами ой как не хочется. А потому на ум раз за разом приходит одна и та же мысль: раз я могу избежать ошибки, то почему бы этого не сделать?
Из-за постоянных save/load игровая сессия выходит несколько скомканной. Казалось бы, ответ на поверхности - не перезагружаться так часто, не злоупотреблять излишне полезной функцией. Но сказать куда проще, чем сделать. Раз попробовав, уже трудно отказаться от этой своеобразной панацеи. Логика проста и непоколебима: если разработчики добавили такую возможность, значит подразумевали, что ей будут пользоваться. Тактическое преимущество, как ни крути. Вот и получается - замкнутый круг.
Здесь птицы не поют, деревья не растут
Начинается игра с обороны Сталинграда, где мы видим лейтенанта Исаковича и новичков, которых отправляют на фронт чуть ли не с голыми руками. Солдаты продираются сквозь окопы и дымящиеся руины — все, что осталось после отутюженного снарядами города.
Надо отдать должное — в динамике Company of Heroes 2 выглядит замечательно. Даже в сравнении с предыдущей частью игра сильно прибавила в натуралистичности, в основном благодаря отличным спецэффектам. Симуляция боевых действий стала еще достовернее, а баталии — еще зрелищнее. Стрекочут пулеметы, раздаются взрывы, рядом сослуживцы попадают под артобстрел, слышны крики наступающих — настоящая война.
[[BULLET]] А вот и самоубийцы, полезшие под пулеметный огонь.
В таком кромешном аду приходится постоянно что-то решать и анализировать, и поначалу это кажется не самой простой задачей. Фрицы не жалеют ни вас, ни патронов. Замешкаетесь, вовремя не займете укрытие — придется тратить ценные ресурсы на вызов подкрепления. Порой и не знаешь, куда сразу кинуться, особенно когда враги наступают сразу с нескольких сторон. Да и звуки рвущихся снарядов не способствуют взвешенной отдаче приказов.
К слову, физика — чуть ли не самая сильная сторона Company of Heroes 2. Танки, например, в секунду разносят импровизированные укрытия, оставляя на их месте выжженные воронки. При желании весь уровень можно разобрать по камушкам. Один из самых эффективных приемов — заманить противника на лед, а затем жахнуть по нему из тяжелой артиллерии. Лед треснет, расколется, и враги пойдут на дно вместе с техникой.
Враг у ворот
Маска «человеческой драмы» спадает с Company of Heroes 2 еще в самой первой миссии. Несмотря на предупреждения, русские исправно лезут под пулеметный обстрел, даже не попытавшись уйти с линии огня, хотя правее, буквально в десятке метров, располагается безопасный проход. «Продолжайте, товарищи, всех не положат!»
Канадцы рисуют русских бездумными вояками, которые способны лишь подчиняться и выполнять приказы, пусть и самоубийственные. Личные зомби товарища Сталина. Слава Красной армии, ура! По мнению Relic, СССР выиграла войну не благодаря тактическим хитростям, а просто завалив противника пушечным мясом, взяв числом. Разработчики говорят об этом открытым текстом: «Немцам не устоять перед советской доблестью и численным превосходством!» Цитата неточная, но суть та же.
[[BULLET]] Вьюга заставляет солдат двигаться медленнее.
Если героям оригинальной Company of Heroes хотелось сопереживать, в продолжении об этом нет и речи. Персонажи словно соревнуются, кто из них большая сволочь. Яркий пример — Чуркин. Именно он отвечал за вывоз припасов из-под окрестностей Москвы. План был таков: советские солдаты должны сдерживать врага до тех пор, пока грузовики с продовольствием не покинут опасную территорию. В финале миссии Чуркин, убедившись, что все машины пересекли реку, картинно взрывает за собой мост, причем взрывает вместе со ступившими на него советскими бойцами. Бойцами, обеспечившими успех операции, его сослуживцами. В чем логика? Не лучше ли, когда на твоей стороне сражается на десяток больше солдат? Объективных причин взрывать переправу вместе с ними просто не было. Враг все равно не успел бы ничего сделать, так почему нельзя было подождать пару секунд?
Между прочим, именно в этой миссии вам придется сжигать жилые дома вместе с их обитателями. Да, в эти помещения можно заманить и фрицев, но как минимум одну хату с гражданскими испепелить придется, наблюдая, как невинные люди кричат от боли, объятые пламенем.
Родину продать — мы за ценой не постоим
Еще больше негативных эмоций вызывает эпизод со спасением Исаковича, погребенным под бетонными обломками. Несколько рядовых возвращаются за своим командиром и на своих плечах доставляют обратно в лагерь. Казалось бы, солдат должны наградить — спасли ценного кадра, как-никак. Но вместо этого одного из них на месте убивает майор Поливанов, а остальных его милостью приговаривают к публичному расстрелу. И все это в наказание за то, что они ослушались приказа и оставили пост. Где такое видано? Сталин был прежде всего прагматиком, он понимал, что Красной армии нужны талантливые руководители. Он, переступив через гордость, вызволил из тюрьмы Рокоссовского, а после даже назначил его командующим Первого Белорусского фронта (чуть позже на эту должность вступил Жуков). Так с чего бы Чуркину и Поливанову так разбрасываться офицерами?
[[BULLET]] В продолжении артобстрелы не стали менее страшными.
Relic вообще любят, когда русские стреляют в русских. Не обошлось без заградотрядов и пулеметных очередей по своим. Струсив, советские солдаты предпочли не бежать в атаку, а развернуться и умереть от рук товарищей. Герои, говорите? Неудивительно, что и советское знамя здесь водружают на Рейхстаг ради какой-то фотографии. О чести, долге и защите Родины в Красной армии не знают. Впрочем, в финале полковник Чуркин все же решается на доблестный поступок (какой именно, не скажем), но выглядит он так нелепо и нелогично, что остается только разводить руками.
Канадцы пытаются компенсировать обилие бессердечных подонков излишне правильным Исаковичем, но и это скорее отталкивает. Он — белая ворона. Персонаж, который, по идее, должен вызывать симпатию, раздражает своей наивностью и непоследовательностью в действиях. Исакович то и дело удивляется самым обыденным вещам. «Наши» убили беззащитного нациста, который, возможно, только что положил с десяток советских солдат? Как можно! Это же против чести! Хочется взять его за шкирку и встряхнуть. Какая, к черту, честь: лишь жажда отомстить за погибших товарищей, стресс, постоянное напряжение. На фронте всякое бывает. Однако Исакович страшно пучит глаза и смешно, словно рыба, открывает рот.
[[BULLET]] Есть в Советской армии и женщины.
Еще один пример. Лев Абрамович, как полевой журналист, пытается донести до людей всю правду о войне, но командование отказывается отсылать его статьи из-за того, что в них Красная армия предстает в неприглядном свете. Дескать, подразумевалось, что написанные Исаковичем материалы будут вдохновлять, а не ужасать людей. Начинается ссора, и журналист сгоряча толкает старшего по званию. Приговор звучит немедленно — штрафбат. И снова на лице у главного героя возникает все то же нелепое выражение: выпученные глаза, открытый рот. Как?! В штрафбат, за нападение на непосредственного начальника?! Беспредел!
Winter is coming
Если же отстраниться от сюжета, Company of Heroes 2 — интересная, умная стратегия, одна из лучших в жанре. Смущает только одно — большого качественного скачка в сравнении с первой частью так и не произошло. Продолжение тянет скорее на масштабный аддон, чем на полноценный сиквел. Правила все те же: управляете отрядами, захватываете контрольные точки и высасываете ресурсы, которые идут на бензин и боеприпасы. Бойцов теперь можно лечить, а поврежденную технику — чинить.
[[BULLET]] Игра с завидной периодичностью выдает очень кинематографичные кадры.
Из более интересных нововведений — технология ColdTech и система True Sight. ColdTech отвечает за симуляцию погодных условий. Выражается это в том, что бойцы (как ваши, так и вражеские) могут умереть от холода. Чтобы не замерзнуть, придется прятаться в зданиях или отогреваться у костра, иначе Генерал Мороз и их приберет к себе.
В свою очередь, True Sight не позволяет игрокам хитрить. Ваше поле зрения ограничивается полем зрения выбранного отряда. То есть просто двинуть мышкой и узнать, чем там занимается враг и с какой стороны он наступает, нельзя. Противника вы увидите в тот же момент, что и ваши подчиненные.
War never changes
Временами Company of Heroes 2 вызывает приступы ностальгии. Несмотря на все улучшения, внутри это все та же Dawn of War, с предельно линейными миссиями и жесткой привязкой к скриптам. Сколько ни перезагружайся, враг всегда заходит с одних и тех же сторон — непозволительная оплошность для военной стратегии.
Заскриптованность особенно бросается в глаза во время второй миссии. Ваша задача — сдерживать силы немцев и не подпускать их к станции. В какой-то момент потребуется заминировать две дороги сразу. Бронемашин вермахта идет не одна и не две, а потому нужно совершить несколько саперных вылазок. Так вот, техника всегда едет по одной траектории и появляется с тех же направлений. Вам остается только запомнить паттерн и установить взрывчатку на той дороге, по которой двинет колонна.
[[BULLET]] Солдаты остановились, чтобы поджарить зефир на палках.
Миссии «Театра военных действий» (всего их десять, сюжетных — четырнадцать) намного интереснее. Там никакие скрипты ИИ не указ, поэтому бои получаются куда яростнее и злее. В Relic действительно постарались: компьютерные противники не дают спуску и честно отрабатывают свой хлеб. Но все же в полной мере Company of Heroes 2 раскрывает себя лишь в сетевых матчах. Онлайновые сражения напоминают шахматы. Чем оригинальнее, чем неожиданнее ваш ход, тем выше шансы застать соперника врасплох. Но самое главное, что в мультиплеере RTS с несуразной клюквой вместо сюжета преображается в роскошную стратегию с крепкой механикой.
Company of Heroes 2 — это сборник самых заезженных штампов про злых русских, которому не хватает только медведей и юнитов-матрешек. Еще грустнее, что канадцы подают свое творение как исторически достоверную игру и на любую критику огрызаются, мол, им лучше знать.
Обидно даже не за старшее поколение, которое купит игру (в России стратегии про Вторую мировую очень любят люди за 40-50). Его представители знают, как все происходило на самом деле. Обидно за молодежь, готовую принять показанное в игре за чистую монету. Хорошо, если у детей хватит ума осознать, что все это не более чем голливудский попкорн, но если нет? Никакие рейтинги (а на обложке Company of Heroes 2 гордо красуется ярлык 18+) тут не помогут.
Давайте не будем притворяться — возрастные ограничения в России не работают, хотя бы потому, что к играм все еще относятся не слишком серьезно. Если ребенок захочет, он получит игру, причем не важно как — украв с торрентов или купив в Steam. Ведь у нас как: спиртное и сигареты — это одно, а компьютерная стратегия — совсем другое. Ну какой вред может причинить безобидная игра? Сомневаемся, что хоть кто-нибудь спросит паспорт у подростка, схватившего с полки диск с Company of Heroes.
Понятно, что образованием должны заниматься родители и школа, но игры давно стали важной частью досуга подростков, а значит, оказывают на них влияние, частично формируют видение и восприятие внешнего мира. Согласны, это звучит слегка натянуто, но если мы хвалим Assassin’s Creed за энциклопедические справки, показываемые при обнаружении исторических реликвий, то почему не можем упрекнуть Relic в слишком вольном переложении школьных учебников? Холодная война закончилась, ау!
Впрочем, было бы глупо не упомянуть и об обратном эффекте. Возможно, Company of Heroes 2 пробудит у младшей аудитории интерес к истории родной страны. На форумах, где за мат и оскорбления оперативно банят, идут жаркие обсуждения; пользователи чуть ли не соревнуются в выискивании фактических и логических ляпов, вычитывают архивные материалы, узнают что-то новое. Кто знал, что игра вызовет куда больший резонанс, чем знаменитая миссия в аэропорту из Call of Duty?
У Relic еще есть шанс исправиться. Учитывая политику студии, нас ждут как минимум два-три дополнения, в которых канадцы, будем надеяться, снизят градус бреда и покажут другую сторону медали. Возможно, не по своей воле, а по указке издателя, обеспокоенного реакцией сообщества, но это уже детали.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
8
Звук и музыка:
8
Интерфейс и управление:
7
Дождались?
Развесистая клюква от канадских разработчиков, место которой — на одной полке с «Утомленными солнцем 2». Впрочем, идиотский сюжет и жуткие исторические ляпы хочется простить ради мультиплеерных сражений.
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»
Тоталитаризм канадского розлива
Скандалы, интриги, расследования
У скандала вокруг Company of Heroes 2 и выходки бас-гитариста Bloodhound Gang много общего. События разделили интернет-сообщество минимум на два лагеря — тех, кто выступает за свободу слова, и тех, кому эта свобода встала поперек горла. Характерно, что в обоих случаях участники инцидентов проявили неуважение к России и ее культурному наследию. Правда, одни оформили это в стратегическую игру, а другие вскочили на сцену и подтерлись национальным флагом. Обе стороны тут же нашли себе оправдание. Дескать, Relic представили собственное видение истории, а Bloodhound Gang пропустили флаг через, извините, задницу просто потому, что он оказался на сцене, — концертная традиция, и все тут.
Стоит ли говорить, что к России ни те, ни другие отношения не имеют, а потому их поступки вызвали немало вопросов. Примечательно и другое — продажи Company of Heroes 2 приостановили, а выступление Bloodhound Gang на фестивале KUBANA отменили. Подобные карательные меры безмерно удивили членов рок-группы. Те даже прилетели в Москву, но вскоре покинули территорию РФ, видимо, не выдержав натиска кубанских казаков. «Единая Россия» предложила завести дело на горе-музыкантов, а заодно заинтересовалась подноготной остальных участников фестиваля. И тут понеслось: запреты, законы, петиции.
По Сети поползли слухи, мол, ну все, депутаты добрались и до видеоигр. Уж если Следственный комитет собирается судить американцев за поступок, совершенный ими в другой стране, то игры точно запретят к чертовой матери. Тем более поводов полно: а вдруг кому-нибудь из чиновников попадется диск с Mass Effect или Dragon Age? Русский YouTube побоялся обновлять шапку в честь поддержки ЛГБТ, а тут BioWare с возможностью устроить свою «Горбатую гору». Вот уж где гей-пропаганда! Но пронесло. Депутатам по-прежнему плевать на видеоигры.
На самом деле в Company of Heroes 2 как раз нет ничего предосудительного. У нас детей насильно выгоняли на премьеру «Утомленных солнцем 2» — фильма, где немцы в буквальном смысле, пардон, срали на русских. И Михалкову на подобный «подарок ветеранам» выделили деньги из госбюджета. Говорите, Relic в своей новой игре шлют русских на пулеметы и рисуют их сущими ублюдками? Да ну и черт бы с ним. Непонятна лишь реакция самих канадцев. Чего они ожидали, выпуская игру с таким подтекстом в СНГ? Свобода свободой, но в чужой монастырь со своим уставом, как известно, не лезут. И почему в «1С» спохватились так поздно? Понадеялись, что пронесет?
Еще и [BadComedian] своим роликом подлил масла в огонь (его колонку вы можете прочитать по соседству), фактически запустив полномасштабную кампанию против Relic. Видео зацепило многих — и патриотов, и приверженцев СССР, и рядовых игроков, и даже просто проходивших мимо. Начался сбор подписей (списков было целых два, причем один набрал 23 000, а другой — 18 000 голосов), пользователи ринулись на официальный форум и Metacritic. Как итог — куча угроз в сторону разработчика и катастрофически низкая средняя оценка. При сдаче номера в печать пользовательский рейтинг игры составлял всего 1,5 балла из 100.
Канадцев подобное поведение сильно обидело. Ответы представителей студии становились все злее и жестче, пока, наконец, комьюнити-менеджеры не сорвались на прямые оскорбления. Relic жаловались на зашоренность русского сообщества, упорно твердили, что их игра «исторически достоверна» и что им вперемешку с угрозами присылают благодарственные письма, причем все те же русские.
Дошло до того, что все темы о наболевшем стали удалять без выяснения обстоятельств, а пользователей, их поднявших, — банить за флейм. И этим, напомним, занимались люди, нанятые специально для общения с игровым сообществом.
SEGA пришла в ужас от вала негативных откликов. Японский издатель пообещал взять дело в свои руки и не соврал: сначала русским и украинским пользователям запретили оставлять комментарии на Facebook (вот вам и хваленая свобода слова), а затем почистили темы в Steam. За сообщения об огороженной официальной страничке мгновенно выдавали бан, как и за любые вопросы об изображении русских в игре. Прояснять ситуацию что Relic, что SEGA до сих пор отказываются.
В итоге в выигрыше остались почти все. За первые дни Company of Heroes 2 разошлась невероятным для PC-эксклюзива тиражом в 380 тысяч, скандал лишь подогрел интерес как западной, так и отечественной публики. Поборники запрета тоже своего добились: игру оперативно изъяли с прилавков. В свою очередь, для российского издателя отказ от Company of Heroes 2 стал грамотным имиджевым ходом, усилившим его репутацию.
За бортом остались лишь те, кто был против всяческих запретов. Но и это едва ли можно назвать крупным провалом. Пусть уж лучше «1С-СофтКлаб» изымают игры из продажи по собственному усмотрению, чем по указанию свыше.