Sid Meier’s Civilization 5: Brave New World
Когда в 2010 году Firaxis выпустила пятую Civilization, многие поклонники серии с легкостью приняли долгожданные сдвиги в механике. Сражения стали намного сложнее и увлекательнее, а управление внутренней политикой цивилизаций — разнообразнее и удобнее. Но были у игры и минусы: к середине любой партии темп сильно замедлялся, а в современной эпохе порой было просто-напросто нечем заняться, кроме как, зевая, дожидаться победы.
В отличном дополнении Gods & Kings вернулись переосмысленные религия и шпионаж из Civilization 4, играть стало еще веселее, но провисания на поздних этапах никуда не делись.
К счастью, последний аддон, Brave New World, фокусирующийся на индустриальных эпохах, не только ликвидировал нудные, а порой и нелогичные моменты, но и сделал гораздо интереснее мирные этапы игры. Civilization еще никогда не была столь увлекательной.
Новые старые знакомые
Какое дополнение без новых цивилизаций. Разработчики не только вернули полюбившихся игрокам зулусов, но и приготовили ряд сюрпризов. По многочисленным просьбам польских фанатов в игре появилась их родина с предводителем Казимиром III. Вернулась и Португалия, на сей раз — с существенными плюсами в торговле и мощным флотом в середине игры.
Исторически близкую к Португалии Бразилию наделили преимуществами, способными обеспечить легкую культурную победу; Древняя Ассирийская империя приобретает одну бесплатную технологию при захвате поселений, а Индонезия — уникальные ресурсы за возведение города на новом континенте.
[[BULLET]] После очередного «Карнавала» (так для страны называется «золотой век») в Бразилии настоящее затишье.
Самой необычной же из новых цивилизаций оказалась Венеция. Играя за нее, нельзя закладывать собственные полисы, но можно подкупать нейтральные. В ваше владение такие города не перейдут, но строить в них здания и нанимать юнитов никто не запрещает. Вдобавок Венеция имеет крайне мощный флот и обладает лучшими торговыми бонусами в игре.
«Не бывает некультурных людей, у них просто культура другая!»
Кардинальным образом поменялся механизм достижения культурной победы. Как и раньше, музеи или оперные театры генерируют очки культуры, которые тратятся на развитие общественных институтов, но, чтобы подчеркнуть преимущества вашей цивилизации, нужно развивать новый параметр — туризм. Если совсем коротко, это такой «агрессивный» показатель культурности вашей цивилизации, а привычные очки — «защитный».
[[BULLET]] Самые весомые игроки Мирового конгресса «гнут свою линию»: Бразилия делает все, чтобы достичь культурной победы, Венеция — научной.
Значение туризма увеличивают некоторые чудеса света, однако основной вклад вносят все те же музеи и здания оперы, если в них пригласить писателей, музыкантов или художников — новый тип великих людей из Civilization 5. Они создают ценные произведения искусства, которые можно помещать в специальные постройки, таким образом повышая привлекательность города для гостей.
Во второй половине игры к творческой братии добавляются археологи, которые могут раскапывать исторические артефакты в древних руинах, зарабатывая таким образом драгоценные бонусы. Особенно весело воровать артефакты у соперников, так как их количество ограниченно.
От бартера к обществу потребления
С дополнением вернулась традиционная торговля. Если раньше она сводилась к банальному бартеру, то в Brave New World нужно самостоятельно снаряжать караваны и корабли, а затем задавать им начальную и конечную точки маршрута. Торговля приносит не только горы золота, но также помогает распространять религию и развивать науку между государствами. К слову, во время войны игроки могут грабить и разрушать вражеские торговые пути, что наносит сопернику сильный экономический урон.
[[BULLET]] Мария I, правительница Португалии.
На вкладке общественных институтов появились новые категории. «Эстетика» ускоряет развитие культуры, «Путешествия» дает плюсы к морской торговле и производству в приморских городах, без «Воли» не заложить пирамиды (вот уж действительно), а кремль может построить только цивилизация, выбравшая «Порядок».
К слову, «Порядок», а вместе с ним «Автократия» и «Свобода» были выделены в отдельную закладку идеологических доктрин, а их возможности расширились. Например, «Свобода» позволит со временем покупать компоненты космического корабля для научной победы, а выбор «Порядка» обеспечит вам бесплатное здание суда в захваченном городе.
Выбор идеологии также влияет на отношения с другими цивилизациями: демократии будут объединяться против коммунизма, а автократы наверняка попытаются завоевать своего более слабого соседа.
Международные отношения
Но главный бриллиант дополнения — Мировой конгресс (по мере развития технологий превращается в ООН), куда входят все лидеры на карте. Это такой мощный политический рычаг, позволяющий давить соперников один за другим. Даже слабая цивилизация при помощи услуг дипломатов и взяток может пролоббировать выгодные для себя резолюции (например, в торговле будут запрещены определенные ресурсы или вообще наложено эмбарго на другого игрока) и таким образом утереть нос неповоротливым соперникам.
[[BULLET]] Сила венецианской торговли поддерживается мощью ее флота.
Но это еще не все. С помощью резолюций можно ускорить темп появления великих людей во всех странах или увеличить стоимость содержания армии. Конгресс также служит инициатором создания Мирового проекта — особого сооружения, которое одновременно строят все государства планеты. После завершения строительства каждая страна получает бонусы в зависимости от своего вклада в общее дело. Например, Олимпийские игры принесут победителю большой прирост к очкам туризма, а воздвижение Международной космической станции даст плюсы при создании космического корабля.
Не обошлось и без обязательных для любого дополнения новых юнитов (бойцы XCOM, огромные человекоподобные роботы) и игровых сценариев. Один из них, «Драка за Африку», переносит нас в середину XIX века, где нужно выступить за одну из империалистических держав или местных туземцев в битве за континент. Второй сценарий воспроизводит самый драматичный эпизод Гражданской войны в США. Вам предстоит привести к победе либо силы Соединенных, либо Конфедеративных Штатов Америки. Ну и совсем уж по мелочи: производительность Civilization 5 c новым дополнением заметно возросла.
На журнальных страницах мы уже не раз отмечали, как любим серию имени Сида Мейера и что она, как бы это помягче сказать, не очень нуждается в продолжениях. Какую последнюю часть ни возьми — в любую можно играть долгие годы, периодически забрасывая и вновь к ней возвращаясь. Потому что концепция «Цивилизации» монументальна примерно настолько же, насколько монументальны упомянутые выше пирамиды.
Но как же приятно бывает из года в год ошибаться. Пятая Civilization оказалась на голову лучше четвертой, а Brave New World — большинства дополнений за несколько лет.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
9
Графика:
6
Звук и музыка:
8
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
За всю историю Civilization еще ни одно дополнение не привносило в серию столько интересного, как Brave New World. Разработчики решились на большие и, что важнее, удачные изменения, доведя придуманную давным-давно концепцию до практически идеальной формы.
Рейтинг «Мании»: 9,0
«Великолепно»