26 августа 2013
Обновлено 17.05.2023

Shadowrun Returns

Shadowrun Returns - изображение обложка

Shadowrun Returns — пятая по счету игра в популярной на Западе вселенной, сочетающей элементы киберпанка, фэнтези и нуара. Первые три action-RPG в мире Shadowrun (что любопытно, все без подзаголовков; как их отличали — не представляем) вышли на домашних консолях еще в ранних девяностых, а потом разработчики забыли о серии на долгих одиннадцать лет. Лишь в 2007-м FASA Interactive выпустили шутер для PC и Xbox 360, главной особенностью которого, по задумке, должен был стать кросс-платформенный мультиплеер (не сложилось). Он тоже назывался Shadowrun, тоже не носил никакого подзаголовка, но проходил в новом континууме и вообще имел мало чего общего с оригинальной настолкой.

И лишь совсем недавно Джордан Уайзман, создатель вселенной (и, между прочим, BattleTech) предпринял очередную попытку перенести свое творение в видеоигровой формат, только на этот раз с нужным тщанием и в соответствии со временем. Жанр — RPG с тактическими боями, платформа — PC, основной канал продаж — Steam, финансирование — через Kickstarter.

Бегущий по лезвию тени

В мире Shadowrun бок о бок живут представители привычных рас — люди, гномы, эльфы, тролли и орки. На этом сходство с фэнтези практически заканчивается: неоновый Сиэтл будущего совмещает в себе высокотехнологичные импланты а-ля Deus Ex и старые добрые мечи с дубинами, радиоуправляемых дронов и элементалей, строгие костюмы и футуристические скафандры, религиозные секты и выступления поп-звезд, магию и кибернетику; в Returns даже есть Матрица — цифровой мир, где нужно сражаться с виртуальными врагами и взламывать базы данных.

При этом атмосфера и темп игры разнятся примерно так же, как и составляющие ее вселенной. Поначалу это мрачноватый нуар-триллер в духе «Бегущего по лезвию» и Human Revolution, но постепенно возникают все более отчетливые ассоциации с верховенским «Вспомнить все», затем мелькают эпизоды а-ля «Джонни Мнемонник» и «Жуки» (отвратительный телеужастик 2003 года), потом начинается тяжеловесная история о спасении мира…

Нападения серийного убийцы, торговля органами, наркоманские притоны, японская мафия, привидения, продажные копы, древний орден эльфов, бессмертные насекомые… Shadowrun Returns сочетает в себе элементы десятка противостоящих поджанров, причем делает это совсем не органично. Не успеваешь свыкнуться с ходом истории, как все переворачивается с ног на голову, и вот уже размеренный и вполне себе качественный триллер превращается в дешевый боевик. Привыкаешь к боевику, как включается шпионский кибердетектив с примесью шекспировской трагедии. Не успеваешь принять последнюю перемену, как стартует хоррор.

Shadowrun Returns - фото 1

[[BULLET]] Несмотря на всю бедность графики, в отсутствии вкуса разработчиков не упрекнешь.

Авторов постоянно бросает из крайности в крайность, они не могут остановить свою буйную фантазию и мешают все идеи в кучу. Но самое удивительное, что при всем при этом оторваться от Shadowrun решительно невозможно. В формате художественного романа ни один вменяемый человек такое читать бы не стал, но в виде компьютерной игры сюжет волшебным образом удерживает внимание.

Заслуга выглядит еще более внушительно, если знать, что в Returns совсем нет озвучки и роликов , а вся история раскрывается исключительно через тысячи строк бесконечного текста. Даже когда вы находите среди предметов фото и жмете «Посмотреть», вам не показывают картинку, а предлагают лишь описание. Но какие здесь описания! Достаточно прочитать дескрипцию новой локации, и ты мгновенно погружаешься в ее атмосферу, а перемены в поведении персонажей после той или иной фразы переданы столь дотошно, что воображение включается на полную катушку — каждый сюжетный поворот воспринимаешь так, будто все только что произошло на твоих глазах.

Если раньше хорошо написанные «диалоговые» RPG были сплошь и рядом (самый главный пример — культовый Planescape: Torment ), то сегодня за пределами квестов редко встретишь высокий литературный уровень, а потому к Shadowrun Returns особенно приятно возвращаться. Перефразируя известную присказку про школу, «You’re never too cool for old school».

Да нет

Но олдскульность хороша не во всем. Мы легко можем простить Harebrained Schemes отсутствие сохранений (после провала задания вас отсылают на начало уровня) — толика хардкора лишь усиливает обаяние игры. Мы, вздохнув, закрываем глаза на графику уровня прошлого века — задники симпатичные, и на том спасибо. С трудом, но можем простить откровенно поганый саундтрек (со временем от быстрого drum and bass начинает просто болеть голова). Но к тотальной линейности происходящего (а выбор является важнейшей составляющей Shadowrun) снисхождение непозволительно.

По факту у вас всегда есть варианты: на любой вопрос можно ответить тем или иным образом, плюс прокачанные навыки (харизма, ум, сила и пр.) открывают дополнительные решения. Но если внимательно все читать, то выясняется, что в большинстве случаев четыре из четырех вариантов несут один и тот же смысл, хоть и произносятся в разной интонации: уважительно, насмешливо, с угрозой или опаской.Что бы вы ни сказали, результат не изменится.

Shadowrun Returns - фото 2

[[BULLET]] Первые шесть часов в Returns удались лучше всего. Нуар-расследование громкой череды убийств заставляет вспомнить о классике мирового кино.

При этом разработчики пытаются создать иллюзию злосчастного выбора: «На базу просто так не пройти. Хм-м-м, надо бы поискать обходной путь. О, лестница!» Или: «Надо пробраться в закрытую организацию. Но как же это сделать? О, форма уборщика!» Как видите, в отрыве от боев Shadowrun выступает скорее как квест, чем ролевая игра. Ходим по статичным комнатам, ищем активные предметы и бездумно выполняем все предлагаемые действия — взять, применить, открыть, загрузить… Здесь даже толком нет второстепенных квестов — «необязательных» заданий всего пара на всю игру, да и те не пропустишь при всем желании — любая работа нужна как воздух, денег вечно не хватает.

Об открытом мире и говорить не приходится — его просто нет. Каждое задание по мановению волшебства переносит вас на новую карту, где предстоит возиться от десяти минут до часа. После такого издевательства с тоской вспоминаешь невероятно нелинейный Fallout 2 , вышедший пятнадцать лет назад.

X-фактор

К счастью, Shadowrun есть чем перекрыть названные недостатки: боевая и ролевая системы здесь на уровне.

Вы вольны развивать своего героя как душе угодно, все основные классы из настольной игры на месте — воин, маг, уличный самурай (мастерски владеет холодным и огнестрельным оружием), дэкер (адепт Матрицы), риггер (управляется с дронами) и шаман (призывает на помощь волшебных существ). При желании можно до самого финала сохранять узкую специализацию, важно лишь продержаться первые несколько часов — до определенного момента справляться с врагами нужно одному, без напарников.

Shadowrun Returns - фото 3

[[BULLET]] Наркопритон. Здесь покупателям устанавливают чипы BTL (Better Than Life — «лучше, чем жизнь») с воспоминаниями на любой вкус.

Ну а с появлением партии драки становятся гораздо веселее. Разномастный отряд требует тщательного руководства: боец поддержки усиливает защиту напарников и помечает врагов (чтобы чаще проходили попадания и криты), риггер насылает в соседние комнаты через вентиляцию машинки с пулеметами, дэкер (если предусмотрена возможность) в это время ломает камеры службы безопасности, воины палят из винтовок и дробовиков, кидают гранаты. Для пущей радости не хватает системы точечных попаданий, но даже без нее тактика в Shadowrun Returns вполне конкурентоспособна.

На выходе получается неоднозначная игра. Устаревшая технически, но современная. До ужаса прямолинейная и в то же время вариативная. Сюжет периодически ввергает в недоумение, но все равно заставляет читать и читать бесконечные простыни текста. Скоротечность кампании печалит, но благодаря встроенному редактору в Steam уже есть отличные сюжетные моды.

И все же, несмотря на все минусы, мы осторожно советуем вам ознакомиться с Shadowrun. Главную свою задачу она выполняет — затягивает с головой.

P.S. Единственное предупреждение: у игры нет и, скорее всего, не будет русской версии, а потому без хорошего знания английского языка, увы, не обойтись.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

7

Графика:

6

Звук и музыка:

5

Интерфейс и управление:

8

Дождались?

Shadowrun Returns, как и вселенная, в которой она происходит, вся состоит из противоречий. У этой игры достаточно серьезных недостатков, но умелый авторский стиль и плотная атмосфера мира «бегущих в тенях» склоняют чашу весов в пользу разработчиков.

Рейтинг «Мании»: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь