Saints Row 4
ФОРМУЛА ИГРЫ
Saints Row 4
50% Saints Row: The Third
25% «Матрицы»
20% Prototype
5% пародии на Mass Effect
Saints Row — пример чисто развлекательной игровой серии. Здесь все работает не на реализм и не на продуманный сюжет, а на максимальное удобство игрока и многообразие геймплея. Куда бы герой ни отправился, ему не придется ни скучать, ни бороться с раздражающими условностями. Какая разница, что управление вертолетом даже ручкой не махало правдоподобию, — главное, что оно удобное! Подумаешь, ну нельзя на самом деле угнать машину, запрыгнув в салон сквозь лобовое стекло, — зато это быстро и весело!
Четвертая, завершающая, часть франшизы довела борьбу с реализмом до закономерного финала: к услугам игроков разнообразные сверхспособности, способные заменить собой транспорт и вооружение. С такими умениями не страшны никакие инопланетяне.
[[VIDEOID_11524]]
Matrix has you!
Чего бояться президенту США, кроме пролежней от лавров, на которых он почивает? Но не случайно в комиксах учат, что с большой властью приходит большая ответственность. В нашем случае ответственность является в обличье коварных инопланетян, возжелавших присоединить Землю к своей империи. Какая ирония — межгалактическую демократию решили принести в самое демократическое из государств! Впрочем, богатое бандитское прошлое не прошло для нашего президента бесследно — цапнув первое подвернувшееся в Овальном кабинете под руку оружие, он отправляется драть задницы и жевать жвачку.
► Во время подгрузки Матрицы хорошо видна ее архитектура.
Но пыл нашего героя, не в пример Дюку Нюкему, быстренько остужают. Бедолагу ловят и помещают в местную Матрицу — иллюзорный мир, копирующий реальность. По сути дела, точная виртуальная копия Стилпорта — города, который банда «Святых» завоевывала в третьей части. Только все наши прошлые успехи пошли прахом: явки и квартиры «Святых» оттуда безжалостно вырезаны, а над городом грозно нависают космические корабли пришельцев. Чтобы победить инопланетян, надо сколотить сопротивление и постараться взять виртуальный город под свой контроль.
В прошлых частях мы отбирали кварталы у бандитов, а теперь боремся с пришельцами. Их возможности внутри системы на зависть широки — например, прибывшие на место полицейские могут превратиться в инопланетных солдат, как становились Агентами простые люди в фильме «Матрица». И это не единственный фокус, которым владеют пришельцы. Они легко могут подогнать шар-телепортер, который будет время от времени «выплевывать» новых солдат, или подтянуть к месту разборок особого дрона, умеющего делать бойцов неуязвимыми. Впрочем, как бы хороши ни были Агенты в Матрице, настоящий Избранный все равно окажется круче.
► Пылающие развалины — это все, что осталось от наших старых штаб-квартир.
Щедрые разработчики позволили нашему герою изучать суперспособности — стремительный бег, которому позавидуют гепарды, прыжки, от которых блохи придут в благоговейный трепет, и целую пачку магических навыков, впечатливших бы даже Гэндальфа. Телекинез, заморозка, землетрясение, огненные шары — президент США из политической катастрофы превратился в природный катаклизм. С таким внушительным арсеналом всевозможная техника быстро уходит на задний план — кому интересно таскаться на вертолете, когда можно летать самому? К чему гранатомет с его ограниченным боезапасом, если можно сбить вражеский НЛО прямым попаданием заморозки?
Способности предстоит постепенно развивать, собирая по городу особые светящиеся столбики — кластеры. На них с ростом уровня докупается, скажем, ускорение бега или увеличение дальности телекинеза. Поиск кластеров — интереснейшее занятие. Несмотря на их солидное количество (тысяча с гаком!), сбор не выглядит сложной задачей, это медитативный процесс, делающий прогулки по городу осмысленнее и интереснее. Можно хоть целый день прыгать по крышами, собирая светящиеся столбики, — не надоедает.
Чужие среди нас
Если завязка сюжета недвусмысленно отсылала к «Матрице» и Дюку Нюкему, то далее он планомерно проезжается по серии Mass Effect. В реальном мире герой вынужден скрываться от инопланетян на небольшом и маневренном космическом корабле — помеси «Нормандии» с «Навуходоносором». Оружие, костюмы, дизайн приборов, мультики на движке игры — отовсюду торчат уши капитана Шепарда. Герой постоянно перемещается между виртуальным и реальным миром с помощью особых ворот, раскиданных по карте города. По традициям космооперы, на корабле обитает разношерстная команда, готовая и квестом на лояльность одарить, и поболтать «за жизнь», и согреть командирскую постель. Любви не чужд даже робот-дрон — так что от души советуем нервным поборникам морали держаться от Saints Row 4 подальше.
► Корабль — неиссякаемый кладезь приколов: присмотритесь повнимательнее к кнопке смыва в этом космическом туалете.
Если сравнивать именно сюжетную часть — веселее было в Saints Row: The Third. По-настоящему смешных диалогов поубавилось, а сценаристы попытались повторить самые эффектные моменты из прошлых игр серии. В итоге проходить сюжетную линию, сопряженную с выходами в реальность, не очень-то тянет — демонстрировать свои сверхспособности в виртуальном пространстве намного занимательнее.
И здесь на выручку приходят побочные миссии. Устроены они в Saints Row 4 на удивление незатейливо — нужно последовательно захватить несколько районов. Скупаем магазины, вышибаем инопланетян с контрольных точек, успешно проходим игровые испытания — и очередной квартал наш!
Этот город будет наш
Завоевывать город в Saints Row 4 стало еще занимательнее, чем в третьей части. Отмеченные на карте голубым испытания — мечта любого маньяка. Вот несколько примеров того, что доступно игрокам:
- страховое мошенничество — мини-игра, где нужно получать максимальный урон, бросаясь под машины;
- испытания на телекинез, где с помощью этой сверхспособности нужно бросать предметы сквозь кольца;
- забеги по контрольным точкам на время;
- всевозможные погромы — испытания, где нужно в максимально краткий срок разрушить побольше объектов в городе. Крушить муниципальную собственность предстоит с помощью оружия, танка и НЛО.
Отдельная прелесть таких испытаний — медали: за перевыполнение условий игроков ждут дополнительные деньги и опыт.
Оранжевые задания однотипны — перебей всех инопланетян в контрольной точке, угони машину, отключи защитный купол, — зато их прохождение немножечко меняет облик города. Особенно запоминается покорение башен — забираться на специальные вышки связи можно только по парящим в воздухе платформам. На ум почему-то приходит аналогия с Far Cry 3 — только здесь это куда веселее, и сорваться не опасно.
Отдельной статьей идут PvP-схватки — их можно активировать, только если вы проходите Saints Row 4 в компании товарища. Контроля над городом они не дают, но тоже отображаются на карте оранжевыми значками. Выбор развлечений небогат: есть дуэль до победного конца и режим «кошки против мышей». Дуэль ведется только с использованием одинакового для обоих игроков арсенала оружия и суперспсобностей. «Кошки против мышей» напоминают один из сетевых режимов Driver: San Francisco — один из игроков ездит по контрольным точкам, а другой пытается его побыстрее уничтожить. Потом они меняются ролями. Кто набрал больше очков, тот и выиграл.
► Теперь нам не просто платят деньги, но и объясняют, какая статья доходов сколько принесла.
Одно из самых заметных для манчкинов изменений — магазины теперь нужно не покупать, а взламывать. Делается это с помощью мини-игры в стиле незабвенной Pipe Mania. Головоломки несложные, на решение каждой задачки дается всего минута или, если открыть особую способность, две. Не уложитесь в срок — встревоженные неудачной хакерской атакой пришельцы начнут за вами охоту.
НА ЗАМЕТКУ: советуем сразу потратить пару часов игрового времени на взлом всех тридцати четырех магазинов — это дает ощутимую прибавку к доходам. И это бесплатно.
► Вот так выглядит мини-игра со взломом магазинов. Просто, но последние задачки можно и не успеть решить с первой попытки.
Уровень розыска понижается несколькими способами, но особого упоминания достойны только два. Можно поймать особый следящий шар — золотого дрона, который отвечает за координацию действий пришельцев. Как только нашкодите — он тут же начнет крутиться неподалеку. Охота за следящим дроном — штука увлекательная, поскольку передвигается он со скоростью снитча. Экстремалы могут довести уровень розыска до шести и прикончить босса, которого в этом случае присылают на разборки. Как только он умрет, противник до поры до времени забудет о вашем существовании.
► Догнали следящий шар — и теперь разбиваем его о землю.
Перестрелки получились очень динамичными, и дело тут не только в суперсилах, которые многократно ускорили передвижение, — разработчики решили не поощрять сидение в укрытиях. Здоровье в игре само по себе не восстанавливается, его можно поправить только за счет лечебных крестиков, выпадающих из врагов. Поэтому приходится постоянно метаться по полю боя, за милю бить пришельца в глаз и шпарить суперспособностями. Любителей забиться в угол здесь быстро давят числом и поджаривают лазерными винтовками. Да вся игра такая — не сиди на месте, двигайся, делай что-нибудь!
Важные детали
Даже если не знать историю создания Saints Row 4, трудно отделаться от мысли, что играешь в дополнение к третьей части. Стилпорт хоть и сменил гамму с фиолетовой на красную, но географически ничуть не изменился. Пройдя третью часть, вы уже знаете расположение всех улочек и поворотов в четвертой. Но это не раздражает, чего не скажешь о графике, которая регулярно напоминает, что изначально Saints Row 4 задумывалась как DLC. То, что пару лет назад еще смотрелось вполне симпатично, сейчас удручает. Хорошо хоть к старой графике не приложили старую музыку — саундтрек у игры свой и очень неплохой. Правда, включать радио частенько забываешь.
► Вместо знаменитой стилпортовской статуи установили памятник Зиньяку, предводителю инопланетян.
Сильно изменилась система усиления оружия. Модификация стволов теперь гораздо более индивидуальная — мы вкладываем деньги в конкретный параметр вроде урона или скорострельности. Каждую характеристику можно улучшать до пяти раз, и следующий уровень обходится лишь немногим дороже предыдущего. Отдельным пунктом стоит особое свойство вроде разрывных пуль у пистолета — его покупают лишь однажды и за солидную сумму.
Кроме того, теперь пушкам можно еще и менять внешний вид — на каждый из основных стволов найдется добрый десяток вариантов отделки. Нацепили пиратский костюм — так почему бы не добавить к нему старинные пистолеты? Ваш персонаж разодет, как охотник на вампиров, — стильные арбалеты вместо SMG ему в самый раз!
► Один из вариантов дизайна «Узи». От другого типа SMG этот выгодно отличается способностью временно шокировать врагов.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: сохранять машины в гараже теперь как никогда удобно и просто: достаточно нажать одну клавишу (N по умолчанию для РС-версии), и машина теперь ваша! «Достать» ее из закромов родины можно в любом из проходов, ведущих в реальный мир.
Отдельным плюсом выделим возможность перенести персонажа из третьей части. Да, при этом приходится некоторое время танцевать с бубном вокруг своей учетной записи на saintsrow.com, а кое-какие предметы вроде любимых штанов так и не перенесутся — но все равно продолжить игру именно тем героем, которым ты прошел Saints Row 3, чертовски приятно. Особенно, если когда-то несколько часов полировал свое альтер эго в The Third.
* * *
Volition снова подарила нам чисто развлекательную игру: без повторных прохождений, зубодробительно сложных задач и плохо усваиваемой после трудного рабочего дня пищи для ума. Да, местами Saints Row 4 некрасива, местами пошловата, но играть в нее весело, интересно и удобно — потому что каждая мелочь сделана для удобства и развлечения игрока. Если вам нравились прошлые части или серия GTA в период ее бурной черно-юмористической юности, смело протаптывайте дорожку к Saints Row 4.
Особые рейтинги
10/10
Симулятор супергероя
Мало в какой игре суперспособности дают такое ощущение свободы и мощи. По мере развития бег и прыжки превращают игрока из тормозной гусеницы в реактивную бабочку. И вся эта супермалина, как ни странно, не вызывает характерного желания пойти и покрошить мирное население — зачем, если тут есть такие удобные и картинно гнусные пришельцы? Тапкой их!
5/10
Скандальность
Зная, как отнеслись к игре знаменитые на весь игровой мир австралийские цензоры, ожидаешь чего-то на уровне Mortal Kombat или Postal 2. Р-р-разбежались! Ни кровищи вам, ни расчлененки, ни футбола отрубленными головами. Всех-то делов — пародийная однополая любовь да анальный зонд, с помощью которого можно подбрасывать людей в воздух. А вместо пенетратора из третьей части — жалкое щупальце на палочке.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,5
ОТЛИЧНО
Эпопея о «Святых с Третьей улицы» завершилась достойно — озорно, интересно и динамично. Но, погоди игра парочку лет — пока не прикрутят новый движок и сюжет посвежее, — получилось бы еще лучше!
- свобода, которую дают суперсилы
- масса приколов над другими играми
- удобство во всем, возведенное в абсолют.
- самоповторы
- устаревшая графика
- скучные кооперативные схватки.
10/10
Геймплей
6/10
Визуальный ряд
9/10
Интерфейс и управление
8/10
Звук и музыка
Ледокол
Разбить лбом сотню замороженных инопланетян.