Когда спящий проснется. Конференция Microsoft
На выставке gamescom 2013 перед Microsoft стояла сложная задача по поднятию затонувшего Xbox One, торпедированного Sony на прошлой E3. Компания начала спасательные работы очень нестандартно: все ожидали большое шоу с лазерами и прожекторами, однако вместо этого Microsoft провела скромное мероприятие с небольшим количеством зрителей, официальная часть которого длилась немногим более получаса. Компания даже не разрешила проводить прямую трансляцию, заявив, что не хочет, чтобы игроки чувствовали себя незваными гостями на какой-то вечеринке. Почему был выбран именно такой формат, стало ясно уже через пару минут после начала…
Инди-динди
Оказалось, что конференция посвящена исключительно разработчикам и журналистам. После того, как инди-студии чуть не объявили Microsoft бойкот, компании пришлось срочно становиться на колени и вымаливать прощение. Теперь разработчики смогут выпускать обновления к играм как на ПК — бесплатно и (вероятно) без дополнительного тестирования со стороны платформодержателя.
Окончательная процедура пока не расписана детально, но начинание, безусловно, хорошее. Снятие запретов приведет к появлению на Xbox One кучи инди-игр, бесплатных MMO, а также улучшит поддержку игр разработчиками. На прошлом поколении консолей неоднократно бывали случаи, когда студии просто отказывались исправлять ошибки, ссылаясь на дороговизну выпуска патчей. И все равно Microsoft все еще находится в отстающих: пока компания рассказывает о выгодах будущего сотрудничества, Sony уже собирает урожай — на ее конференции, как вы могли убедиться выше, инди-индустрия тоже была в центре внимания, но только уже в виде живых игр.
[[BULLET]] Здоровенные логотипы Xbox на площади Рудольфплац никого не смущали, за последние годы здесь видели и не такое.
Антон Юдинцев, глава Gaijin Entertainment , высказался по этому поводу так: «Microsoft пока толком не знает, что делать с бесплатными играми и самостоятельным выпуском обновлений. Несмотря на все их последние заявления, у них впереди еще очень много работы. Так что им надо прекращать болтать и начать, наконец, что-то делать. До сих пор еще действуют правила об обязательной сертификации серверов, да и насчет выпуска обновлений тоже не все ясно. Они говорили, что это будет возможно, но до сих пор не известно, как именно все это будет работать. Также они не разрешают делать кросс-платформенный мультиплеер».
Получается интересная ситуация: Microsoft говорит, что вот-вот начнет ломать бюрократические барьеры, но не торопится брать в руки кувалды. Рискнем предположить, что у них, скорее всего, просто нет свободных рук — сорваны сроки запуска консоли в восьми странах, все правила меняются на ходу, всем надо уделить внимание.
Отставить панику!
Может показаться, что все очень плохо, но на самом деле это не так. Еще в отчете по E3 мы приводили слова главы Microsoft Studios Фила Спенсера: гонка платформ — это марафон, а не спринт. Выносливость куда важнее резвого старта. Проблемы постепенно решаются, Microsoft уже начинает раздавать бесплатные девкиты Xbox One (специальные версии консоли для разработчиков), в ее активе самый популярный онлайновый сервис, у нее куча денег для покупки интересных эксклюзивов. Если только условия на Xbox One не будут сильно хуже, чем на PS4, через год обе платформы сравняются.
[[BULLET]] Так выглядела пресс-конференция Microsoft: небольшой уютный зал, обычные стулья, миниатюрная сцена с кучей экранов.
Не верите? Вспомните Маркуса Перссона, создателя Minecraft. Всем известно, что он не испытывал к Microsoft большой и светлой любви. Доходило до того, что Маркус агитировал за бойкот Windows 8, отказался проводить сертификацию Minecraft и послал в Microsoft письмо с просьбой «прекратить гробить ПК как открытую платформу». Он был среди первых, кто критиковал политику компании в отношении инди-студий.
И вот вам сюрприз прямо на конференции: ведущий с помпой заявил, что новая игра Mojang , двухмерный шутер Cobalt , выйдет на ПК и консолях Microsoft, но не заглянет на платформы Sony. А сам Маркус в интервью рассказывает, какая это чудесная идея — создать на Xbox One удобную среду для создания игр, в частности, возможность превратить обычную консоль в полноценный девкит. Как видите, ни преимущество Sony, ни личное недовольство не повлияли на решение Маркуса сотрудничать с Microsoft. «Ничего личного. Просто бизнес».
Гляди, какая FIFA
Закончив с разработчиками, Microsoft перешла ко второй части программы, предназначенной для журналистов. Так как это было не шоу, а чисто деловое мероприятие, то и прошло оно соответственно. Представители компании просто кратко обозначили основные моменты и показали несколько роликов, попутно разъясняя, где и как можно будет испробовать игры после конференции. Даже анонс достаточно важного Kinect-эксклюзива, файтинга Fighter Within , прошел на редкость плоско: «А теперь давайте-ка глянем на игру для Kinect», — несколько секунд видео без геймплея, всем спасибо, все свободны.
Впрочем, без сенсаций не обошлось, пусть и маленьких. Первой бомбой стал анонс Fable Legends. Анонс всем очень понравился, хотя никто не понял, что это вообще за игра и с чем ее едят, так как анонс состоялся в виде показа CG-ролика без единой секунды геймплея. Впрочем, позже все-таки удалось выудить пару подробностей, на основе которых мы составили небольшое превью.
[[BULLET]] На стенде Forza Motorsport 5 стояла шикарная Audi и кого-то рекламировала. Подозреваем, что саму себя.
Следующим гвоздем программы стала FIFA 14. Microsoft с пафосом заявила, что отныне Xbox станет для футбола родным домом, и если вы фанат FIFA , то у вас не остается никаких вариантов, кроме как купить Xbox. На самом деле все не так драматично. Просто Xbox One и Xbox 360 получат эксклюзивный контент для Ultimate Team (команда для игры в онлайне) — сорок легендарных футболистов прошлого и современности.
Кроме того, европейские игроки, оформившие предзаказ на Xbox One, получат копию FIFA 14 бесплатно. Это очень сильный ход: во-первых, халявная игра смягчит разницу в цене между Xbox One и PS4 (а она весьма болезненна, особенно учитывая, что цены в Европе выше, чем в США), а во-вторых, FIFA у европейских игроков пользуется особой популярностью. Акция явно призвана усилить позиции компании на игровом рынке Европы. В прошлом поколении здесь победила PS3, и на этот раз Microsoft сделает все возможное, чтобы добиться симпатий местных игроков.
Остальная часть конференции прошла тихо и мирно. Порадовали новыми роликами с геймплеем The Division , анонсировали бандл с Call of Duty: Ghosts , показав заодно новый сетевой режим, продемонстрировали, как в Kinect Sports Rivals приставка может сканировать лицо и создавать аватара по образу и подобию игрока. На этом, собственно, все и закончилось. Хотя, вернее сказать, на этом все только началось…
На войне как на войне
Хотя конференция предназначалась для журналистов и разработчиков, про игроков тоже не забыли. За них сражались, и еще как, — просто основные боевые действия были перенесены на территорию выставки, где Microsoft устроила Sony генеральное сражение. Хотя однозначной победы добиться не удалось, стратегические задачи компания все-таки выполнила: оправилась от поражения в июньской битве за E3, прекратила моральные разброд и шатание в собственных рядах и лишила Sony преимущества в пиар-войне.
[[BULLET]] На посту у будки Ryse стоял римский воин, показывая задохликам со стенда Total War, какими должны быть настоящие сыновья Рима.
Пока Sony применяла ковровые бомбометания, вываливая на игроков десятки инди-проектов, Microsoft задействовала тяжелую артиллерию в виде эксклюзивов крупного калибра. Их анонсировали еще на E3, но толком тогда ничего не показали, так что более близкое знакомство преподнесло множество сюрпризов.
Dead Rising 3 , например, вопреки всем опасениям, не стал мрачным зомби-клоном GTA. Это все тот же старый сумасшедший Dead Rising, где можно напялить на себя какой-нибудь идиотский костюм или рыцарский доспех, сесть на мотоцикл с гигантским шипованным катком вместо переднего колеса и поехать давить зомби, сжигая их попутно из огнемета. А если нет огнемета, не беда, набрали в рот какой-нибудь горячей жидкости — и айда играть в огнедышащего дракончика. Хотя, с другой стороны, вести себя серьезно и солидно тоже никто не мешает, дело вкуса.
Из пламени возгорится искра
Самым большим открытием gamescom 2013 стал, пожалуй, Project Spark. Раньше он виделся странной детской игрушкой, но на деле оказался очень и очень крутой штукой. Разработчики нашли действительно толковое и оригинальное применение сенсору Kinect — с его помощью можно задавать анимацию персонажам. Профессиональная студия по захвату движений стоит миллионы долларов, ее аренда стоит несколько десятков тысяч долларов в сутки, а тут мы можем делать подобные вещи бесплатно, прямо у себя дома! Конечно, анимацию для кат-сцены из Call of Duty не сделать, однако Kinect способен записывать одновременно движения тела, мимику лица и даже речь.
[[BULLET]] У консолей с Project Spark кучка демиургов творила собственные миры.
Но все это ерунда по сравнению с возможностями программы в целом. Да, мы о них уже рассказывали, но заявления о том, что в Project Spark можно делать абсолютно все, не вызвали особого ажиотажа. Все давно привыкли к рекламным лозунгам: революция там, революция здесь, ничего особенного. Поэтому можете понять наше удивление, когда оказалось, что в данном случае все заявления маркетологов насчет революций — чистая правда. Project Spark действительно гениальный конструктор для игр любых жанров, без всяких скидок на их «игрушечность».
Когда глядишь на созданные умельцами клоны известных инди-хитов (а порой даже и не инди), становится страшно — зачем все эти движки, команды в десятки разработчиков, зачем тратить миллионы долларов на создание уникального контента, если то же самое можно сделать дома, вооружившись геймпадом?
[[BULLET]] На Xbox 360 показывали Disney Infinity. Сделано довольно качественно, но решать, станет ли игра популярной, будут дети. И не факт, что они одобрят, — детишки нынче растут суровые…
Остается надеяться, что это лишь какой-то ловкий маркетинговый ход и разработчики специально подстроили возможность создавать клоны популярных игр, чтобы впечатлить наивных журналистов. Потому что, если это не так, в игровой индустрии может действительно случиться небольшая революция. Единственная вещь, которая серьезно ограничивает возможности редактора, — это невозможность импорта собственных моделей и текстур. Что и понятно: если игра взлетит, продажа дополнительных наборов «строительных материалов» станет для разработчиков настоящим золотым дном. В остальном же… Взлетит или не взлетит, но вязаным малышам из LittleBigPlanet после выхода Project Spark точно не поздоровится.
На E3 японцы устроили Microsoft второй Перл-Харбор, повторив при этом ошибку своих самурайских предков: выиграв сражение, они разбудили спящего тигра. Выставка gamescom показала, что даже такая гигантская компания способна быть гибкой. Менее чем за три месяца она полностью сменила облик: скромная конференция, достаточно скромный, но очень функциональный стенд, упор на игры и на сотрудничество с разработчиками. Честное слово, складывается ощущение, что Microsoft просто подменили. Старого и вялого монополиста убили и запихнули в чулан, а вместо него вытащили новую, молодую, злую и голодную компанию. Microsoft сумела доказать, что не собирается почивать на лаврах и пускать дело на самотек, как делала это не раз — с мобильными ОС, Zune, планшетами… Так что готовимся к битве, господа. Спящий тигр проснулся.