23 сентября 2013
Обновлено 17.05.2023

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist - изображение обложка

В последнее время наметился тренд: крупные проекты стараются понравиться всем без исключения. Ситуация понятна, издателям хочется выпустить успешную игру и в спокойной обстановке пересчитывать стодолларовые банкноты.

Иногда кажется, что менеджеры следят за рынком слишком тщательно и все время пытаются вывести формулу современной, модной игры, как это получилось у Activision с Call of Duty или у Ubisoft с Assassin’s Creed. В первом случае смысл раз за разом повторяется, в другом — базовая механика обрастает каким-то неприличным количеством деталей вроде торговли или морских сражений. Отсюда такие игры, как Dead Space 3, — с опциональным мультиплеером, микротранзакциями и упором на зрелищность. Кому нужен постоянный саспенс в тесных коридорах, когда можно сделать яркое приключение с постоянно меняющимися декорациями?

Воздушный антитеррор

Splinter Cell: Blacklist как раз и есть такое вот приключение. На военной базе в Гуаме происходит взрыв. Оказывается, что за терактом стоит криминальная группа «Инженеры». Их требования просты: Америка должна вывести свои войска из ряда стран, а в случае неподчинения террористы обещают каждую неделю совершать что-нибудь нехорошее на территории США. Например, выводить из строя самые важные и необходимые для нормального существования страны системы.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist - фото 1

[[BULLET]] Фишер может нейтрализовать врага, не убивая его, но это занимает больше времени, а если бессознательное тело найдет часовой, то обязательно поднимет тревогу.

Проблема почти как в «Координатах «Скайфолл», только намного масштабнее, и против угрозы сражается не агент 007, а Сэм Фишер. Ему, может, и наплевать на спасение Америки, но во время отражения атаки на военную базу в Гуаме серьезно ранит его друга Виктора, а значит, у Фишера (по идее) появляется личный интерес и мотивы для мести.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist - фото 2

[[BULLET]] Снайперы, особенно на высоком уровне сложности, не прощают ни малейшей ошибки. Стоит только попасть в прицел, как наступает мгновенная смерть.

Государство, впрочем, больше обеспокоено безопасностью страны. Дает Фишеру карт-бланш и целый самолет-базу под названием «Паладин». На воздушном судне установлены почти самые последние технологии и почти самое мощное оборудование. Таким образом, мобильная база может быстро реагировать на террористические атаки.

В перерывах между заданиями вы можете пообщаться с командой (правда, без выбора реплик). Персонажи произносят дежурные фразы, после чего предлагают отправиться на задание или заняться подбором экипировки. В эти моменты игра сильно напоминает Mass Effect , вплоть до того, что к самолету можно покупать апгрейды, которые влияют на эффективность агента в поле. Экономическую систему прикрутили и к выбору экипировки: на каждую винтовку, на каждое улучшение для гаджета придется зарабатывать успешным выполнением заданий.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist - фото 3

[[BULLET]] Анна Гримсдоттир постарела и из бойкой девушки превратилась в хладнокровную снежную королеву.

Судя по количеству всевозможных девайсов, можно смело сказать, что тот самый Фишер вернулся. Благодаря приспособлениям на все случаи жизни складывается впечатление, что агент непобедим и противникам просто-напросто нечего ему противопоставить. Куда там какому-то террористу против агента с навороченными гаджетами? У Сэма есть камеры-липучки с выводящим из строя газом, всевозможные мины и гранаты и даже радиоуправляемый трехроторный вертолет с дистанционным шокером. Словом, все условия, чтобы находиться как можно дальше от врага, оставаясь при этом смертельно опасным.

Во тьме ночной, при свете дня — бойся меня

Фишер — воплощение ужаса, кошмар для противника. При этом вас почти не ограничивают в выборе методов, даже поощряют. В Blacklist есть три основных способа прохождения: можно взять бронежилет покрепче, винтовку с калибром побольше — и вперед, в лобовую, приводить террористов в ужас. Более привычный метод — прятаться в тени, аккуратно убивая врагов и вовремя избавляясь от тел. Для перфекционистов же оставили возможность тихо усыплять противников или вообще избегать контакта, словно бесшумный призрак. За следование тому или иному стилю начисляются дополнительные очки, таким образом Blacklist побуждает игрока выполнять задания повторно и выбирать разные подходы.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist - фото 4

[[BULLET]] Бывает, что Фишеру нужно скачать данные, в то время как в комнату заходит патруль и начинает тщательно осматривать каждый уголок. Пройти эпизод, не подняв тревогу, — бесценно.

Тем не менее трудностей в одиночной кампании не возникает. Дело не в том, что игра какая-то казуальная и сильно упрощенная, — вовсе нет. На высоких уровнях сложности иногда хочется завыть от безысходности, особенно на «перфекционисте». Там на ключевых точках запасы гаджетов не восполняются, очки-сонары, позволяющие видеть врагов через стены, не работают, а пользоваться системой Mark & Execute (отметил, нажал на кнопку — несколько трупов) запрещено. Просто каждый сюжетный уровень предполагает несколько способов прохождения, благодаря чему перед игроком не встает определенной проблемы. Всегда можно найти какой-нибудь обход, разобраться с оппонентом изящно. Ну а в случае тревоги никто не запрещает просто убежать, затаиться и совершить вторую попытку.

Стелс-хардкор

В безликих побочных заданиях, которые мы берем у экипажа, почти нет сюжета (обезвреживаем опиумные поля, шпионим за британцами), все внимание сосредоточено на интересных игровых ситуациях. Именно в дополнительных миссиях у Ubisoft получилось продемонстрировать, что у игры действительно классная механика, а сюжетные поручения — это так, тренажер, в котором можно развлекаться и оттачивать навыки.

Хотели зубодробительный стелс, от которого по спине бегут мурашки, а лоб покрывается испариной? Вот вам крупный уровень, где на ключевых объектах нужно поместить шпионские жучки. Попадаться на глаза людям нельзя, поднятие тревоги — равносильно смерти и ведет к автоматическому провалу задания. «Не беда, наверняка после каждой ключевой точки будет чекпойнт!» — думает игрок. В этом его ошибка, никаких промежуточных сохранений здесь нет, будь любезен провести операцию идеально.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist - фото 5

[[BULLET]] Проекция надписей уже никого не удивляет, но смотрится все равно стильно.

В первом же таком поручении приходится не только иметь дело с людьми, но еще и избегать собак, а также аккуратно маневрировать среди лазерных лучей: одно неловкое движение, и весь комплекс встает на уши. Повторяем заново.

Более щадящими выглядят задания, где вас просят найти и незаметно устранить цель. Здесь, во-первых, можно попадаться (хотя, как только солдаты поднимают тревогу, внезапно появляется подкрепление, и шансы на выживание у Сэма резко снижаются), а во-вторых, многие миссии такого плана разделены на две части, так что перепроходить весь уровень целиком не нужно.

Самый же нехитрый вариант дополнительных заданий — horde-развлечение. Вас запирают на большой арене (условно — внутренняя архитектура уровня привычно сложная), где Сэму нужно продержаться до эвакуации, в то время как на локацию прибывают все более многочисленные группы врагов. Прогресс сохраняется после каждой волны, но легче от этого не становится. И вот почему.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist - фото 6

[[BULLET]] Игровая условность: чем лучше спрятался Сэм, тем ярче светятся его аксессуары.

В необязательных миссиях как раз и скрывается смысл Splinter Cell: Blacklist. Только там становится понятно, насколько новый проект про шпиона зол и беспощаден к игроку. Чтобы выжить, требуются все гаджеты, а использование всяких высокотехнологичных штучек и вроде бы читерского Mark & Execute просто необходимо (опять же, если не играть на «перфекционисте»).

Поначалу кажется, что радиоуправляемый вертолет с шокером и взрывчаткой — штука неспортивная, а всякие беспроводные камеры и арбалет с транквилизатором вообще позволяют почувствовать себя хозяином ситуации. Но несерьезное отношение сразу пропадает, как только Фишеру нужно разобраться с отрядом из пятнадцати человек на небольшой карте. Враги ведут себя на удивление адекватно и слаженно. Ходят проверять открытые двери, тревожатся из-за выключенного света, часто переговариваются по рации. Если же Фишера обнаружили, то отряд не будет бежать напролом, вас обязательно окружат, неприятно удивив пулей в самый неподходящий момент. Только снайперы иногда ведут себя глупо — могут наблюдать через прицел, как устраняют их друзей, и даже не шелохнуться.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist - фото 7

[[BULLET]] Бриггз дает задания для кооперативного прохождения и участвует в них вместе с Сэмом. Вам также доведется поиграть за него в сингле.

Плюс ко всему противники в Blacklist постоянно разные, выработать общую тактику под всех невозможно. На кого-то не действует электрошок, у других тяжелые бронежилеты и каски, сводящие на нет эффективность огнестрела. Словом, не на всех врагов действуют заветные гаджеты. Действенным остался лишь старый универсальный способ — подкрасться со спины и ручками нейтрализовать врага.

Игра, но не история

В том, что побочные задания получились интереснее основных, одна из главных претензий к игре с нашей стороны. Хочется, чтобы в кампании тоже были жесткие, беспощадные моменты, когда ты чувствуешь, что играешь за смертоносного, но такого уязвимого шпиона, — а выходит легкое разочарование.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist - фото 8

[[BULLET]] Чарли для Фишера почти как Кью для Бонда — снабжает гаджетами и шпионскими штучками.

Ладно бы сюжет был интересным, но он совершенно не увлекает. Складывается впечатление, что полная бравады история про защиту демократии и либеральных ценностей служит всего лишь предлогом, чтобы закинуть Сэма в места поэкзотичнее. На протяжении непродолжительной кампании Фишер проникает в частный особняк, вызволяет пленника из полицейского участка Ливии, устраивает диверсию в посольстве в Тегеране и даже становится пленником в Гуантанамо. Но следить за его похождениями все равно скучно — ни шпиону, ни США сопереживать не получается. В один момент, когда пожилой Сэм героически выполняет задание, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, интерес ненадолго возвращается, но после эту тему сценаристы совсем не поднимают.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist - фото 9

[[BULLET]] В этом эпизоде Фишер попадает в почти безвыходную ситуацию. Несмотря на кромешную темноту, враги все равно знают, что агент где-то неподалеку и бежать ему некуда.

Blacklist стремится понравиться всем без исключения, но вместе с тем ощутимо теряет в целостности. Да, в ней много контента. Хотите пощекотать нервы на сложных побочных заданиях? Без проблем. Желаете зрелищного боевика? Пожалуйста. Мультиплеер? Вот он. Загвоздка в том, что игра оставляет впечатление набора препятствий и интересных задачек, а не увлекательного приключения. Вспомните, как было просто сопереживать Сэму в Conviction, где он мстил за свою дочь и противостоял таким могущественным силам, что игрок понимал — c Фишером шутки плохи, он самый крутой спецагент в мире, лучше не найти. Blacklist в этом плане намного спокойнее, на предлагаемый конфликт смотришь отстраненно.

Не считая блеклого и невыразительного сюжета, игра получилась образцовой. Это умный и хардкорный стелс, которого мы давно ждали. Самое замечательное в Blacklist, что игра позволяет выбирать свою манеру прохождения. Персонализируется все — костюмы, гаджеты, оружие, сложность. На том же «перфекционисте» это совсем другая игра. Такая же история и с мультиплеером. Он не кажется бесполезным придатком, а отличается от сингла, приносит иные ощущения.

Это здорово, что у Ubisoft получилось сделать проект с таким количеством контента, но работает он только при одном условии: ни в коем случае не надо привязываться к какому-то отдельному элементу игры, нужно попытаться воспринять ее целиком, постараться вникнуть в каждый режим, все пристально изучить. В ином случае выйдет, что сюжет не такой уж и интересный, побочные задания слишком сложные, а Фишер в свои пятьдесят пять похож на Шепарда и говорит не своим голосом.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

9

Графика:

7

Звук и музыка:

7

Интерфейс и управление:

8

Дождались?

Новый Splinter Cell поразил отличной механикой, но разочаровал своим сюжетом. Впрочем, не все ли равно, какие душевные терзания переживает Сэм Фишер на этот раз, если прятаться в тенях и хладнокровно устранять противников так же увлекательно, как и десять лет назад?

Рейтинг «Мании»: 8,5

«Отлично»

Два оперативника

Впечатления от мультиплеера

В Blacklist можно выполнять побочные задания вместе с друзьями. Для кооператива авторы сочинили отдельную сюжетную линию, в которой Фишер с напарником пытаются остановить агентство с говорящим названием Voron из предыдущей части игры.

Прохождение с товарищем значительно отличается: на знакомых уже уровнях можно пользоваться новыми лазейками и пробовать новые способы расправы с врагом. Нельзя сказать, что вдвоем играть проще, скорее наоборот — координация действий требует дополнительных усилий. В поручениях, где от агентов требуется скрытность, в два раза проще провалиться и совершить что-то не так.

В свою очередь, соревновательный мультиплеер Spies vs. Mercs серьезно отличается от однопользовательской игры. Тут в ходу другие правила.

В «классическом» режиме все привычно: пара ловких шпионов должна при помощи смекалки и гаджетов обмануть двух медлительных наемников и взломать терминал, который они охраняют. Тяжеловооруженные солдаты не могут быстро маневрировать, а потому должны метко стрелять; игра за них представляет собой шутер от первого лица, где ты вздрагиваешь от каждого шороха — никогда не угадать, откуда придет угроза.

В режиме Blacklist мультиплеер делает шаг вперед. Экипировку наемников и шпионов можно настраивать, причем разные девайсы нейтрализуют и ограничивают выбор способностей противоборствующей стороны. У солдат есть глушилка высокотехнологичных гаджетов, а спецагент, например, может приобрести себе противогаз и неприятно удивить наемника, который, загнав шпиона в угол, решил, что дело в шляпе, и бросил удушающую гранату.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь