Killzone: Mercenary
События Killzone: Mercenary происходят сразу после окончания первой части. Война между Вектой и Хелганом — двумя враждующими планетами — в самом разгаре, и стороны готовы на что угодно ради победы над своим противником. Ситуация такова: хелгасты взяли в плен адмирала Грей, важную фигуру в борьбе против красноглазых оккупантов. На спасение женщины отправляют Phantom Talon, отряд наемников, в котором и состоит главный герой — Арран Даннер, матерый боец, побывавший в таком количестве передряг, что и представить трудно. Но в этот раз мало не покажется даже ему: поручения вектанцев становятся все опаснее, и вскоре в руках бывшего солдата оказывается оружие массового поражения, а вместе с ним — и судьбы целых планет.
Наша служба и опасна, и трудна
Killzone: Mercenary как нельзя лучше иллюстрирует трудовые будни наемников. Частникам поручают самую тяжелую работу и практически в одиночку отправляют в горячие точки, где многие задания выглядят чистым самоубийством. Но Даннер и его товарищи не жалуются — работа есть работа. Главное, чтобы вовремя платили. Лидер Phantom Talon говорит об этом открытым текстом: «Война закончится очень плохо. Наше дело — извлечь выгоду».
[[BULLET]] Скриншоты Mercenary хочется распечатывать и нарезать на открытки.
Деньги — мощный катализатор. Потому в сравнении с героями третьей части наемники кажутся образцовыми подчиненными — собранными, дисциплинированными, — в то время как Веласкес и Севченко то и дело шли наперекор начальству. Вектанцы приказывают уничтожить кишащий хелгастами линкор? Будет сделано! Выйти один на один с бронированным танком? Сейчас, только подберусь поближе! Нужно проникнуть в дом плененного посла? Не вопрос! Бойцы вольного фронта без труда справляются с маленькой армией — противники даже не успевают понять, что именно их настигло.
Наемная сила
Guerrilla Cambridge намеренно сделали акцент не на сюжете, а на геймплее. Mercenary не BioShock Infinite , и обилие кат-сцен отвлекало бы от главного — методичного, вдумчивого устранения целей. Даннера специально обезличили. Он, подобно Гордону Фримену, не тратит время на разговоры и обсуждения приказов. Он не обдумывает их, он их исполняет — идеальная машина для убийств. И если в любом другом случае мы бы принялись критиковать создателей за архаичные методы изображения героя, то в портативном Killzone этот прием, наоборот, добавляет атмосферы. У наемников нет времени на эмоции и личные переживания, волнует их лишь поставленная задача.
[[BULLET]] Уже по этому кадру можно понять, как сильно Guerrilla Cambridge любят фильмы Дж. Дж. Абрамса.
Вот и Guerrilla Cambridge заставляют сконцентрироваться на миссии. Сюжетных роликов — минимум, да и те напоминают военную хронику. Наш супервайзер Бенуа выходит на связь только по делу, а его монологи сводятся в основном к формулированию поручений: пойди и ликвидируй, проникни и перехвати, прикрой и защити.
Это не так уж плохо, тем более что разработчики с лихвой компенсируют слабый сюжет насыщенным игровым процессом. А если вспомнить, каким заштампованным и пафосным был сценарий Killzone 3 , где герои толкали патриотичные речи и, выпятив грудь, лезли в самое пекло (За Родину! За друзей!), то Mercenary кажется чистой отдушиной: ее персонажи почти не говорят, а потому и не раздражают. И на том спасибо.
Кукольный театр
Понятно, что у подхода англичан есть минусы. Лишившись права на слово, Даннер лишился и характера. Да и остальные персонажи не могут похвастать харизмой и больше похожи на архетипы. Вот Иванов — отважный частник с зачатками патриотизма. А теперь угадайте, кто из членов Phantom Talon умрет первым! А вот Бенуа — руководитель организации наемников, с которым явно не все чисто, иначе почему его предшественник, выступавший за введение некоторых моральных границ (например, отказ в помощи хелгастам), погиб загадочной смертью? А ведь курс на выполнение чьих угодно заказов взял именно Бенуа. Адмирал Грей — типичная Сара Коннор, только в мундире, и эта краткая характеристика полностью исчерпывает все ее личные качества.
[[BULLET]] Это Борис, хелганский штурмовик. Интересно, почему англичане выбрали для персонажа распространенное в России имя, учитывая, что хелгасты — аллюзия на Третий рейх?
Что и говорить, если самым ярким героем игры стал хелганский штурмовик Борис, который до последнего защищал Юстуса, сына захваченного посла. И это несмотря на то, что экранного времени Борису отвели всего ничего, минут десять, однако запоминается он надолго — огромный, раза в полтора выше самого Даннера, закованный в тяжелую броню и с громоздким пулеметом в руках, — такой свернет шею сразу нескольким наемникам. Колорита ему добавляют и личные убеждения: в отведенной сцене телохранитель что есть силы костерит врагов и упрекает их в трусости, называет мать Юстуса грязной шлюхой (посол женился на вектанке), но все равно продолжает расстреливать своих, дескать, не по-хелгански это — нападать на ребенка.
Зато у Guerrilla Cambridge получилось изобразить войну такой, какая она на самом деле. Здесь нет ни плохих, ни хороших, каждый отстаивает свои убеждения. Даже вектанцы, которых в прошлых частях серии выставляли героями, борющимися за родную землю, показали свою темную сторону. Да и хелгасты теперь не просто мутанты с красными глазами, некоторая доблесть присуща и им. В общем, о том, что Killzone повзрослела, говорить пока рано, злодеи тут все еще оперетточные (в «Наемнике» нет даже своего председателя Шталя, чью роль блистательно исполнил Малкольм Макдауэлл), но позитивные сдвиги есть, и это радует.
Нули и единицы
Впрочем, все это не столь важно: как мы уже писали выше, сюжет в Mercenary не главное, перестрелки увлекают сами по себе. Новый Killzone — один из самых динамичных и вариативных шутеров, выходивших не только на портативных, но и домашних консолях.
Система поощрений похожа на ту, что мы видели в Bulletstorm , — чем изящнее вы расправитесь с врагом, чем точнее будут ваши выстрелы, тем больше вам заплатят. Важный момент: деньги в «Наемнике» решают вообще всё , и это, уж поверьте, не пустые слова. Финансы — стержень, на котором держится вся игра. У Даннера даже есть собственный прейскурант: отдельно идут тихие убийства (главный герой эффектно сворачивает врагам шеи, вспарывает им брюхо или перерезает горло), хедшоты, обычные убийства, убийства из-за щита, комбо-убийства, убийства на дальних дистанциях, взрывы и многое-многое другое.
[[BULLET]] В игре есть и сравнительно большие локации, такие как, например, этот торговый центр. Здание комплексное, враги патрулируют и верхние, и нижние этажи, так что тут лучше не пренебрегать стелсом.
Игра отслеживает каждый ваш шаг, и вы волей-неволей стремитесь улучшить свои показатели — от этого зависит размер гонорара, в конце-то концов. Даннер — не солдат правительственной армии, а потому пушки просто так, задаром, ему никто не выдает. Вы либо трудитесь в поте лица, стараетесь проявить себя на поле боя, либо сидите на бобах. Guerrilla Cambridge не балуют подачками: ленивые игроки, привыкшие к тому, что в Call of Duty можно добежать до следующего триггера, никого при этом не убив, так и останутся с начальным арсеналом — вражеские пушки во время сражений не подобрать.
Бывает, что на ствол помощнее копишь весь уровень, а в итоге остаешься ни с чем. Патронов на высоком уровне сложности почти всегда не хватает, с противников же выпадают жалкие крохи. Можно расстрелять пятерых и с трудом наскрести на рожок-другой. Да, в расположенных там и сям терминалах Блэкджека, торговца, промышляющего военным снаряжением, боеприпасы в изобилии, но на них придется потратиться из своих.
И это притом, что Даннер получает не то чтобы баснословные суммы за свою работу. По пятьдесят единиц местной валюты при обычном убийстве, семьдесят пять за попадание в голову и чуть больше за прочие ухищрения. Хорошие стволы стоят порядка восьми-десяти тысяч, примочки для Van-Guard — коммуникатора, отвечающего за специальные умения, — и того больше. Если же учесть, что с собой можно таскать только два вида оружия (основное и вспомогательное), а за обмен экипировки Блэкджек тоже просит денег, становится совсем уж грустно.
[[BULLET]] Из узких коридоров — в такие же узкие пещеры. Какое счастье!
Таким образом, у вас появляется мощный стимул показывать класс на поле боя — попробовать новую пушку ведь хочется. Более эффективный метод подстегивания игрока и представить сложно. Запускается любопытная цепочка психологических реакций. Неприятелей начинаешь воспринимать уже не как угрозу, а как средство заработка. Адреналин поступает в кровь лошадиными дозами, перестрелки превращаются в кровавую круговерть, веселую пляску. Временами становится не по себе — уже ведь и все равно, кто на перекрестье прицела, хелгасты или вектанцы. Лишь бы платили!
Зная, какую хитроумную систему они изобрели, авторы вовремя начинают давить на совесть. Враги упрекают Даннера в продажности («У хелгастов хотя бы есть причина сражаться!»), отчего невольно задумываешься: а ведь и правда — деньги стали всем, нажатия на курок дошли до автоматизма. Становится даже как-то стыдно перед собой. На поверку Killzone оказывается чуть более глубокой игрой, чем может показаться вначале. Разумеется, это не уровень Spec Ops , но определенную мысль «Наемник» несет.
Van-Guard в моде при любой погоде
Разнообразие арсенала в игре достойно уровня студии Insomniac Games , придумавшей множество необычных стволов для серий Resistance и Ratchet & Clank. Mercenary предлагает кучу самых разных тактик, за одно прохождение все и не опробовать.
Опустим стандартный выбор между винтовкой, дробовиком и снайперкой, тут все понятно. Куда интереснее апгрейды для Van-Guard. Например, «Гоуст» делает вас невидимым на какое-то время, однако если вы подпрыгнете, выстрелите или сорветесь на бег, то маскировка тут же исчезнет.
[[BULLET]] Здесь развернется кровавое сражение между хелгастами и вектанцами. Вам в сопровождение даже отрядят парочку бойцов, правда, совсем ненадолго.
А ведь есть еще щит, поглощающий урон от пуль, управляемая ракета, которую можно превратить в охранного робота, кнопка вызова выжигающего луча прямиком со спутника и, конечно, «Мантис» — летательный дрон и верный помощник любителей стелса. Аппарат маленький, юркий, незаметный — идеально подходит для бесшумного устранения врагов.
На поле боя доступна только одна из примочек Van-Guard, и потому технологические хитрости не рушат баланс. К тому же все специальные умения расходуют заряд коммуникатора, а его надолго не хватает.
Но и это еще не все. Под каждую отдельную ситуацию нужно подбирать определенную броню. Хотите больше денег? Примерьте наемничью экипировку, и убийства станут приносить больший доход, но и в бою вам придется труднее. Часто пользуетесь возможностями Van-Guard? Разгрузочный доспех к вашим услугам. Одержимы идеей скрытного прохождения или же, наоборот, намереваетесь навести шороху? Вам подойдет шпионская или баллистическая броня соответственно.
[[BULLET]] Управляется «Наемник» ничуть не хуже, чем при игре на домашних консолях. Не мешает даже отсутствие нижних шифтов.
Множество подобных нюансов и широкие тактические возможности превращают новый Killzone в умный нелинейный шутер, выделяют его на фоне стандартных AAA-блокбастеров. Guerrilla Cambridge не придумали ничего нового, — но то, как они подогнали детали друг к другу, достойно уважения.
С технической стороны творение Guerrilla Cambridge сопоставимо с Killzone 3. Стекла эффектно бьются при попадании, кровь разлетается брызгами по стенам, а благодаря движку Havok смерть врагов выглядит естественно. Таких красивых игр на портативных приставках еще не было.
Кто не спрятался, хелгаст не виноват
Помните неуклюжие эпизоды с прятками в траве из Killzone 3? Забудьте, больше никаких условностей. Стелс уже не просто отписка, следование популярным трендам, а полноценный элемент механики. Противники играют по-честному: их реально подловить на собственных ошибках, но и они уже не стоят к вам спиной, дожидаясь, пока вы с ними разберетесь.
Бойцы живо реагируют на подозрительные звуки и трупы своих товарищей, но не читерят. Как обычно бывает в шутерах? После обнаружения трупа все в округе тут же поворачиваются в вашу сторону и начинают палить, несмотря на то, что вы тише мыши отсиживались где-нибудь в кустах.
[[BULLET]] При определенном освещении Mercenary может сойти и за игру аж для следующего поколения приставок.
В Mercenary все по-другому. Солдаты объявляют тревогу и идут проверять укромные закутки, а огонь открывают, только если заметили Даннера. Но и тут есть свои тонкости. Враги, как и в Metal Gear Solid , могут решить, что им померещилось что-то непонятное, и двинуть к вам, просто чтобы проверить свои подозрения. Спрячетесь — вернутся на место и продолжат патрулирование. То есть, даже если кому-то на глаза попадетесь вы или обмякшее тело сослуживца, схватку все еще можно будет разрешить по-тихому.
Со стелсом связан отдельный челлендж — допросы. В рядах недругов расхаживают командиры, которые, если приставить им нож к горлу, сольют вам ценную информацию. Информацию, стоящую денег и медали в конце уровня. Сложность вот в чем: процесс допроса привлекает много ненужного внимания, поэтому сперва Даннеру придется выманить «языка» и увести его подальше от союзников.
[[BULLET]] Вау-моментов в новом Killzone не так много, зато окружение англичане проработали на отлично.
Жизнь существенно облегчает умный радар — своеобразная электронная версия Карты мародеров из «Гарри Поттера». На экране отображаются перемещения всех бойцов, находящихся на локации.
К радару так привыкаешь, что, когда в финальных эпизодах его отбирают, ощущаешь себя слепым котенком. Враги бегут сразу с нескольких флангов, отовсюду стреляют, но сразу и не поймешь — откуда именно? Приходится на ходу придумывать новые тактики и активнее использовать укрытия.
Зелена поляна
Но как бы талантливы ни были англичане, их все-таки есть за что поругать. Для них это не просто первый шутер, а первая масштабная игра, до этого студия занималась безобидными платформерами вроде MediEvil и LittleBigPlanet для PSP, а потому некоторых вещей создатели просто не учли.
Так, «Наемнику» недостает размаха. В третьем Killzone куда нас только не забрасывали — и в лютые снега, и в развалины хелганских городов. И на джетпаке полетать давали! Mercenary же загоняет игрока в скучные помещения заводов на целых восемь часов (а на «Ветеране» и того больше). Под конец Guerrilla Cambridge совсем выдыхаются и начинают гонять нас по старым, слегка отретушированным локациям, а эпизоды с обязательной пулеметной стрельбой из вертолета и вовсе выглядят отпиской: дескать, отстань, Sony, контракт мы выполнили!
[[BULLET]] Радар снова отключили. Что ж, так даже интереснее!
Но что по-настоящему расстраивает — так это боссы. Во-первых, они раскиданы по сюжетной кампании весьма неравномерно. Перерыв между одним крутым парнем и другим порой составляет аж пару миссий, на каждую из которых уходит примерно сорок минут. Во-вторых, сами боссы скучные, без выдумки. В-третьих, чувство баланса во время их создания англичане явно отключали. Кто сказал дизайнерам Guerrilla, что прятки за колоннами — это весело? Сложности никакой, а вот времени на драку с противником в механическом костюме вы потратите порядочно. Предпоследнего «главаря» можно уложить секунд за десять, зато финальный босс съест все ваши силы и нервы, Лазаревич из Uncharted 2 — и тот позавидовал бы подобной живучести!
И все-таки игра удалась. Новый Killzone хорош даже по меркам релизов для Xbox 360 и PS3, что уж говорить о PS Vita. А потому и претензии к Mercenary мы предъявляем вполне взрослые, без скидок на платформу. Это на самом деле очень важный этап для всей индустрии. Теперь, когда игры уровня нынешних приставок умещаются в кармане, мы действительно подошли к новому поколению.
Важно понимать, что за успехами Mercenary следят многие студии; если игра хорошо продастся, это может привести к настоящему буму анонсов. Надеемся, у Кена Левина все срастется с его портативным BioShock и он придет и покажет, как нужно делать сюжетные шутеры на PS Vita. Ну а как делать крутые перестрелки — Guerrilla уже показали.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
9
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
Увлекательный шутер с монолитной механикой, скучным сюжетом и великолепной графикой. Самый крутой эксклюзив для PS Vita на сегодняшний день.
Рейтинг «Мании»: 8,5
«Отлично»