Europa Universalis 4
По сравнению со многими другими глобальными стратегиями серия Europa Universalis на порядок сложнее и реалистичнее. Завоевание всего мира тут задача хоть и выполнимая, но все же совсем не тривиальная. Аннексировав пару-тройку стран, государь может обнаружить, что оказался в кольце врагов, — слишком наглых агрессоров боятся и увлеченно давят толпой. Причем ровно в тот момент, когда экономика страны окончательно прогибается под затянувшейся войной.
Бездумная экспансия, не подкрепленная продуманной внутренней и внешней политикой, напоминает деление раковых клеток в организме — и результат приносит тот же. Война не альфа и омега, как в серии Total War, а лишь одно из средств, наравне с торговлей, дипломатией, шпионажем и другими.
Причем, говоря, например, о дипломатии, мы имеем в виду не куцый набор вроде «объявить войну» и «подписать мир». Возможности игрока намного шире. «Европа» — настолько логичный и достоверный симулятор правителя XV-XIX веков, насколько это вообще возможно в современной компьютерной игре. Продолжение осталось верным этим принципам.
Эпоха открытий и прогресса
Первое заметное отличие от третьей части — обновленная графика. На стратегическую карту и бродящие по ней фигурки наконец-то можно смотреть без слез, а в дизайне и интерфейсе теперь чувствуется влияние Crusader Kings 2 , предыдущей игры Paradox. Однако давних поклонников серии, конечно же, куда больше интересуют изменения в содержании, а не форме.
[[BULLET]] Каждая страна спешит отцапать кусочек от поверженного Новгорода.
Поначалу кажется, что механика никак не изменилась и даже хуже того — некоторые возможности разработчики будто бы убрали из игры. Где шпионаж? Где ползунки внутренней политики?
Однако вскоре становится ясно, что Europa не стала беднее, а совсем наоборот. Шпионаж обнаруживается в меню дипломатии, причем возможности тайных агентов в четвертой части гораздо лучше сбалансированы. Пока вы не готовы вступить с врагами в открытую войну, рыцари плаща и кинжала будут сеять в их стане раздор и готовить почву для будущих завоеваний.
Внутренняя политика отныне регулируется через систему национальных идей, позволяющую выбирать для своей страны самые разные бонусы, от эффективности миссионеров до дешевизны наемников. Очки национальных идей копятся вместе с научным прогрессом. Со временем ваше государство «прокачивается», словно персонаж из ролевой игры.
Наиболее агрессивные туземцы подлежат уничтожению, прочих же можно и нужно использовать.
Вместо нелогичных и криво реализованных культурных традиций у нас три новых ресурса: административные, дипломатические и военные очки. Этакие обобщенные показатели королевского внимания. Потратит ли монарх время на модернизацию флота или переговоры с повстанцами? Предпочтет укрепить отношения с соседом или поможет разорившимся торгашам? Построит несколько храмов или снизит уровень инфляции? В результате получается гибкая система с кучей возможностей и вариантов развития.
Переработке подверглась и система торговли. Коммерческий центр больше не привязан к определенной провинции, теперь через всю карту проходят торговые пути, по которым перемещаются ресурсы и капитал, а на каждом отрезке сидит по купцу. Повышая влияние на торговый узел за счет продавцов и патрулирующего флота, вы постепенно перенаправляете материально-вещественный поток по выгодному для вас маршруту, то есть через свои провинции.
Лихтенштейну — статус гегемона
Хоть в играх Paradox и присутствует мультиплеер, все они явно ориентированы на сингл. Государства в Europa Universalis заведомо не равны по силе и экономическому потенциалу — как, впрочем, и было в истории. Цитируя интернет, «это не баг, это фича».
В мировой «песочнице», где вы сами ставите себе цели, начать кампанию за небольшое германское княжество может быть не менее интересно, чем возглавить могучую Испанию. Любимое занятие опытных игроков — приводить слабаков вроде Папской области к мировому господству.
[[BULLET]] Доставка товаров из Александрии в Европу происходит тремя путями. Венеция заинтересована, чтобы остался только один.
Однако в четвертой части страны отличаются не только размерами на старте. У каждой —дополнительный набор национальных идей, помимо сотни общедоступных. Кроме того, некоторые государства, в реальности добившиеся могущества, считаются «удачливыми». Выражается это во всевозможных бонусах, помогающих стране занять свое историческое место, чтобы карта мира не выглядела совсем уж обескураживающе. Например, Франция поглотит Бургундию с куда большей вероятностью, чем наоборот. Однако если хотите равных возможностей, то опцию «исторической достоверности» можно отключить.
[[BULLET]] Карта Европы. Даже мельчайшее пятнышко на ней — играбельная страна.
«Удачливые» страны, такие как Великобритания, Испания и упомянутая Франция, проработаны глубже всяких Люксембургов и обладают собственными уникальными событиями. Скажем, в Англии при определенных обстоятельствах разгорается Война Алой и Белой розы, в Османской империи периодически случаются янычарские бунты и так далее. Благодаря этому игра за каждое государство по-своему увлекательна.
Время придирок
И напоследок о грустном. Военно-тактическая составляющая игры все еще слаба. Три типа юнитов — пехота, кавалерия и артиллерия, минимальное влияние игрока на исход битвы, мухлюющий компьютер — это вам все-таки не Total War. Впрочем, Europa Universalis — игра в первую очередь о хитросплетениях большой политики. А уж в этом она даст серии Creative Assembly сто очков вперед.
Порог вхождения остался таким же высоким: в новой системе торговли даже ветеран экономических стратегий разберется далеко не сразу. Стоит отметить, что разработчики потратили немало сил в попытках сделать сложную игровую механику как можно понятнее, а интерфейс — удобнее. Так, если навести курсор на любой параметр, вы тут же увидите, откуда он берется и на что влияет. Тем не менее, если вы не знакомы с творчеством Paradox, чтобы разобраться во всех аспектах игры придется потратить немало времени. В этом плане конкурирующая Civilization выглядит куда выигрышнее.
Четвертую «Европу» можно упрекнуть в нехватке кардинальных изменений, но, как видите, некоторые элементы игровой механики все же подверглись основательному переосмыслению. А что Paradox не переделали полностью, то наладили и подкрасили. Иные возможности, которые раньше работали плохо и присутствовали скорее для галочки, стали полноценными элементами геймплея. Да и много ли нового можно добавить в игру, которая и без того тщательно продумана? Причем так, чтобы эти нововведения не нарушили баланс и соответствовали реалиям XV-XIX веков? То-то же.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
9
Графика:
6
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
10
Дождались?
Разработчики подправили механику третьей части и очистили ее от шелухи, доведя Europa Universalis до пиковой формы. Впечатление портит лишь отсутствие кардинальных изменений в военном деле да неизменно высокая сложность. Во всем остальном — прекрасная стратегия.
Рейтинг «Мании»: 9,0
«Великолепно»