XCOM: Enemy Within
Когда 2K анонсировала в 2010 году экшен во вселенной XCOM, публика взвилась на дыбы. Мало того, что проектом занималась студия 2K Marin, ответственная за весьма, скажем так, неоднозначный BioShock 2, еще и президент 2K Games Кристоф Хартманн заявил, что «пошаговые стратегии уже не в моде». Безграничная самоуверенность!
История, однако, расставила все по местам: ремейк X-COM хоть и потерял дефис в названии, но игрокам и прессе полюбился, а «модный» экшен The Bureau: XCOM Declassified не понравился, кажется, никому. И вот спустя год после выхода ремейка «старорежимной» игры девятнадцатилетней давности нас ждет нечто свежее. Firaxis не просто добавляют новые карты или противников, как это обычно бывает, — они улучшают механику.
Суперлюди и мехи
Если первый XCOM: Enemy Unknown в основном старательно пересказывал оригинал 1994 года рождения, то дополнение идет свои путем. Самым главным нововведением Enemy Within станет возможность улучшать солдат. Напомним, в Enemy Unknown их можно было прокачивать только по ветке развития случайно выданного класса, и, если очень повезет, у оперативника обнаруживались псионические способности. Однако и тогда ребята существенно круче не становились — плазменное ружье в умелых руках «крыло» любой джедайский фокус.
[[BULLET]] Разработчики явно черпали вдохновение в концовке фильма «Чужие» (1986).
В Enemy Within почти в самом начале вам предложат изучить генетику и кибернетику. Первая позволит напрямую сделать ваших вояк сильнее, быстрее, ловчее и незаметнее, а вторая — смастерить им киберкостюм. Пользуясь случаем, Сигурни Уивер, робот-погрузчик и королева Чужих передают Firaxis Games привет!
Вместе с м е хами появится и новый подкласс с собственным древом развития — водитель. Чтобы стать им, надо пройти через жутенькую процедуру модификации тела, чтобы суметь справиться с управлением роботом. Сами мехи тоже можно будет улучшать, покупая для них новое снаряжение (та же прокачка, но за ресурсы, о чем ниже). Например, модуль кинетического удара — это большой-пребольшой кулак, которым можно буквально вколачивать бедных ксеносов в землю. А если вы любите более аккуратный подход, можно установить миноукладыватель. Или огнемет. Или… Ну, вы поняли.
[[BULLET]] Мехи кажутся большими, но, как и крупные инопланетяне из Enemy Unknown, все равно будут занимать одну клетку.
С кибернетикой все более или менее ясно, а вот генетическое модифицирование куда интереснее. У каждого бойца появится новое древо прокачки, позволяющее улучшить мозг, глаза, грудную клетку, кожу и ноги. Так, например, снайперу можно прокачать ноги, чтобы он мог одним прыжком сигать на многоэтажные здания (и, теоретически, стать сильнее локомотива). Можно усилить пси-способности героя, а можно, наоборот, защитить его от пси-атак, сделав его почти неуязвимым в боях с эфириалами и сектоидами.
Невидимые войны
Увы, постройка и улучшение экзоскелетов, как и генетическое модифицирование, требуют нового ресурса — так называемого «сплава» (англ.Meld ). Получить его можно на тактических картах, захватив соответствющие канистры. После нескольких ходов они самоуничтожаются, поэтому вы постоянно будете думать — то ли нестись к канистре сломя голову, то ли осторожно заманивать противника в засаду. Если в Enemy Unknown промедление в большинстве случаев ничего вам не стоило, то теперь шевелить конечностями придется всем.
[[BULLET]] Чтобы управлять мехом, пилотам придется расстаться со своей человечностью…
Хотя на любителей засад тоже найдется управа. Например, новые враги — летающие кальмары Seeker, умеют становиться невидимыми, залетают в тыл и, словно лицехваты из «Чужого», зажевывают физиономию вашего самого ценного снайпера, пока товарищи воюют на передовой.
В ответ снайперу можно дать улучшение «меметическая кожа», которое сделает его невидимым, пока он находится в полном укрытии. С учетом классических перков снайпера, делающих даже частичное укрытие полным, получится совершенно невидимый специалист, к тому же получающий немалые бонусы к критическому выстрелу.
Если вы уже вознамерились обрушить на жалких пришельцев всю мощь шагающих роботов, спешим вас обрадовать: «жалкие» пришельцы тоже не дураки мастерить экзоскелеты, и очень скоро вы столкнетесь с сектоидами, пересевшими на тяжелую технику, а еще — с новыми моделями сектоподов.
[[BULLET]] …как, впрочем, и генномодифицированным, словно соя из телевизионных страшилок, бойцам.
Ну и про моральный выбор не забываем. Название аддона прямо намекает на предстоящие дебаты между доктором Вален, апологетом генетических улучшений, и инженером Шеном, который еще в Enemy Unknown яро выступал против генетических изменений, которые могут уподобить людей инопланетянам. Естественно, он всецело за экзоскелеты, для управления которыми, правда, тоже нужно модифицировать солдат…
Хотя никто не мешает играть за не замутненных никакими внеземными технологиями людей, как в оригинале, новые усиленные противники из игры никуда не денутся, так что «пуристам» придется тяжко. Разработчики хотят оставить это решение целиком на совести игрока, и, если вы решите воевать исключительно «чистыми» людьми, в конце вам даже достижения не дадут. Только законная гордость за себя вас ждет, как в старые добрые времена. Тем не менее советуем «сплавом» не увлекаться — Enemy Within открывает цитата из Бакминстера Фуллера: «Те, кто играет в игрушки Дьявола, со временем возьмутся и за его меч».
[[BULLET]] Любители снайперских засад, трепещите! Новые невидимые противники будут подкрадываться и исподтишка душить ваших дипломированных ворошиловских стрелков.
В комплекте с Enemy Within идет около полусотни новых карт (из них восемь — сетевые), в том числе карта с фермой с первых скриншотов и презентаций Enemy Unknown. Старые карты будут слегка переработаны, чтобы новые юниты получше на них прижились, и еще туда добавятся бочки со «сплавом».
По такому случаю разработчики исправили некоторые баги, вроде лестниц, защищающих рядом стоящих пришельцев, и случайных телепортаций. Firaxis добавила местные языки для солдат, и японцы наконец перестанут говорить с канзасским акцентом. Еще бы русских озвучили не в «лучших» традициях Голливуда…
Firaxis осторожно выбираются из тени исходного X-COM. Возможно, через пару лет, если Enemy Within ждет успех, мы получим свежую серию, совмещающую лучшие находки старых игр с новыми элементами. Взять, скажем, наделавший шуму фильм Гильермо дель Торо «Тихоокеанский рубеж», очень уж похожий по концепции на X-COM: Terror from the Deep , которой в 2015 году стукнет двадцать лет. Там вам и подводные монстры, и страшные тайны глубин, и экзоскелетам место найдется. Гигантских подводных монстров нам!
Будем ждать?
Firaxis осторожно исправляет и дополняет XCOM генетически модифицированными солдатами и шагающими роботами.
Процент готовности: 90%