21 октября 2013
Обновлено 17.05.2023

Arma 3

Arma 3 - изображение обложка

В руки пользователей Steam альфа-версия Arma 3 попала еще в марте 2013 года в рамках только что запущенной программы Early Access. За время длившегося с тех пор открытого тестирования разработчики отточили механику и отполировали баланс, но почему-то с гораздо меньшим энтузиазмом отнеслись к созданию нового контента. В результате огромный игровой мир (270 км2!) выглядит безжизненным, а одиночной кампании просто нет: при клике на соответствующий пункт меню возникает заглушка с надписью «Coming Soon». И это в продающейся за 2000 рублей релизной версии игры.

Разработчики обещают выпустить синглплеер немного позже в виде трех бесплатных DLC, а пока Arma 3, по сути, лишь декларация о намерениях и платформа для пользовательского творчества — креативные геймеры быстро освоили встроенный редактор миссий и завалили Steam Workshop самодельными дополнениями (уже загружено больше 1500 сценариев). Наличие у игры такого активного сообщества, конечно, радует, но, как и в случае с любым пользовательским контентом, если среди этих дополнений и есть жемчужины, то искать их придется в куче навоза.

Забери меня мама домой

Авторы обоснованно позиционируют Arma 3 как военный симулятор. По сравнению с современными милитари-шутерами их игра куда глубже и требует гораздо больше терпения и усидчивости. В эпоху всеобщего ориентира на максимальный комфорт, когда разработчики боятся вызвать неудовольствие игрока и всю дорогу оберегают его от затруднительных ситуаций стрелочками, маркерами и подсказками, Bohemia Interactive поступает с пользователем по-военному сурово. И это, на самом деле, совсем не плюс. Когда игра относится к тебе как к умственно отсталому и ни на секунду не выпускает из-под своей опеки — это раздражает. Но и в полном отсутствии какой-либо заботы нет ничего хорошего.

Arma 3 - фото 1

[[BULLET]] Общая площадь игрового мира — 270 квадратных километров. Километров деревьев и пустоты.

В Arma 3 туториала в его обычном понимании нет. Какое-то подобие содержится в разделе Showcases (наборе сингловых мини-миссий), но в этих эпизодах игра лишь констатирует, что у нее есть вот такие и такие возможности, не делясь никакой информацией по их эффективному использованию, — все придется узнавать методом проб и ошибок. И сделать это затруднительно сразу по нескольким причинам.

Начнем с того, что в Arma 3 нестандартная для шутера схема управления, задействовано какое-то чудовищное количество клавиш — с ходу разобраться не смогут даже люди, знакомые с предыдущими частями. Новичкам же на освоение потребуется время, за которое можно особо не спеша пройти последнюю Call of Duty.

Arma 3 - фото 2

[[BULLET]] Как видите, в игре по-спартански исполнено не только обучение. Большинство зданий — пустые каменные коробки, о какой-то архитектуре и речи не идет, не говоря уже о внутреннем убранстве.

Чтобы более-менее адекватно вести себя на поле боя, придется запомнить кучу комбинаций и то, какая из них в каком случае чему соответствует. Ведь управлять придется не только пехотинцем, но и танками, вертолетами, дронами и черт знает чем еще. При этом каждый вид техники имеет собственную схему управления, а на то, чтобы научиться хоть сколь-нибудь сносно рулить, например, вертолетом, уходит примерно час. Как пели братья Болланд, теперь ты в армии, сынок.

Когда остается один патрон — или я, или он

Но управление техникой — еще цветочки. Вы не поверите, но справиться с солдатом подчас бывает даже сложнее. Персонаж умеет принимать девять (!) разных положений по вертикали. Девять! Но при этом ни одно из них нельзя назвать лишним. Бегать с автоматом наперевес здесь приходится редко, большую часть времени проводишь, ползая на брюхе среди кустов в поисках удобной позиции для стрельбы. А когда таковая находится, возможность точно подобрать стойку и вести огонь, не высовываясь сверх меры, приходится очень кстати.

Arma 3 - фото 3

[[BULLET]] Разработчики отказались от лицензирования оружия и техники. В результате КамАЗ стал ЗАМАКом.

Из-за гигантского размера игровой карты стычки лицом к лицу случаются редко, в основном бои носят позиционный характер. Часто понять, где скрывается противник, можно лишь по вспышкам выстрелов да радионаводкам товарищей. Постоянный контакт с соратниками здесь вообще жизненно необходим — Arma 3 требует очень серьезной координации усилий, без слаженных командных действий долго не продержаться. Как и без железной выдержки: игроки всегда начеку, ждут, чтобы подловить кого-нибудь на ошибке. Стоит раньше времени покинуть укрытие и неосмотрительно ломануться вперед, как пуля предательски пробивает грудь. А получить повреждение и потом отдышаться в сторонке, как в большинстве других шутеров, тут не выйдет. Либо зовите медика, либо покиньте поле боя ногами вперед — в реальности раны тоже не заживают за 15 секунд.

Декларируемый разработчиками реализм, впрочем, кое-где принесли в жертву геймплею. Например, большинство зданий в игре можно разрушить, тогда как деревья и даже чахлые кустики спокойно выдерживают попадание артиллерийского снаряда. У оружия вменяемая отдача, но оно никогда не перегревается и не заклинивает, при беге в гору персонаж ничуть не замедляется и др.

Белая вата, красная вата — не лечит солдата

Визуально новая Arma заметно похорошела — не до умопомрачения, но выглядит игра как минимум современно. Правда, усовершенствования сказались исключительно на реалистичности изображения, но никак не зрелищности. Здесь нет ни богатства Battlefield 3 , ни открыточных видов а-ля Far Cry. Мир Arma 3 суров, однообразен и скучен — то есть максимально повторяет обычную жизнь. И дело здесь не только в монотонности ландшафта. Дает о себе знать упомянутый дефицит контента, который на огромных пространствах становится только более очевидным. Необъятная территория вопиюще пустынна, любители исследования вряд ли найдут, чем себя занять. Островки жизни попадаются, но их катастрофически мало, и даже те не сказать чтобы поражали воображение количеством деталей.

Arma 3 - фото 4

[[BULLET]] ИИ в игре слабый. Партнеры бестолково разбредаются по карте и безбожно тупят в бою, а медик не станет лечить без приказа, даже если напарник истекает кровью в двух шагах от него.

Тем не менее даже голый мир игры может в два счета поставить на колени довольно мощный компьютер. И это в локальных матчах. В онлайне же частота кадров иногда падает до непозволительного уровня, заставляя снова и снова двигать ползунки в настройках, чтобы выжать хоть сколь-нибудь приемлемый фреймрейт. Годы идут, а Bohemia не меняется. Как раньше тормозила Operation Flashpoint , так теперь тормозит и Arma.

Ждем патчей, которые улучшат производительность и, надеемся, хоть немного очеловечат антигуманный интерфейс, нуждающийся в срочном вмешательстве хорошего дизайнера. Особенно выводят из себя динамические контекстные меню: когда в разгар сражения на экране распахивается километровой длины список доступных действий, хочется не выбирать в нем нужный пункт, а поскорее закрыть окошко, а за ним и всю игру.

Но, как говорится, боль временна, а слава — вечна. Преодоление трудностей, которыми в Arma 3 сопровождается каждый шаг, требует времени и терпения, но затраченные усилия вознаграждаются тем чувством удовлетворения, которое обычно испытываешь, проделав сложную работу или справившись с на первый взгляд неразрешимой задачей. Это тот самый почти забытый хардкор, когда внутриигровыми успехами хочется гордиться и считать их вполне серьезными достижениями.

Огромный игровой мир и потенциально бесконечные миссии, генерируемые сообществом, делают Arma 3 как минимум долгоиграющим, а как максимум — неисчерпаемым проектом. Ей бы побольше официального контента и достойную одиночную кампанию — был бы образцовый тактический шутер. То есть, простите, военный симулятор.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

7

Графика:

7

Звук и музыка:

7

Интерфейс и управление:

6

Дождались?

Arma 3 — это единственный в своем роде военный симулятор и одновременно типичный ПК-эксклюзив старого образца: сложный в освоении, нестабильный технически, но при этом очень глубокий и затягивающий. Спешите ознакомиться, представитель вымирающего рода.

Рейтинг «Мании»: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь