21 октября 2013
Обновлено 17.05.2023

Почта «Игромании»

Почта «Игромании» - изображение обложка

Очи черные, очи ясные

О том, как мы тестировали Oculus Rift и почему нас не стошнило

Привет, Алексей. Я только что прочитал у тебя в соцсети «ВКонтакте», что вы там тестируете Oculus Rift. Можешь рассказать поподробней, как оно по ощущениям? Я пока не знаю, буду ли покупать, когда они, наконец, выйдут. Хотелось бы услышать ваше мнение.

Почта «Игромании» - фото 1

Надо брать! Это мое личное мнение, но вы ведь именно им и интересовались.

А теперь, после столь категоричного заявления давайте немного аргументирую. Я тестировал много шлемов виртуальной реальности, но ни один не подарил мне настолько уникального игрового опыта, как Oculus Rift. Причина, конечно, очевидна: большинство подобных устройств не поддерживают нормально игры, а требуют специальных программ, функционал которых крайне ограничен.

А тут вы нацепляете очки и оказываетесь в мире хорошо знакомых вам проектов, только уровень восприятия меняется кардинально. Самый частый вопрос, который присылали мне по почте про Rift, — насколько это отличается от обычного 3D с экрана монитора?

Да, отличается. Да, сильно. В шутерах, если надеть «Рифты» и просто идти вперед, постреливая из автомата, поначалу отличия не заметны. Но стоит повернуть голову, и начинается то самое «вау!», про которое пишут почти все, кто уже протестировал очки.

Почта «Игромании» - фото 2

Казалось бы, ну что тут такого — вращаешь ты пространство в игре с помощью головы, а не мышкой. Но на практике разница колоссальная. Наше мировосприятие во многом завязано на угле зрения и на привычных движениях, этот угол зрения изменяющих. С «Рифтами» все предельно привычно: повернули голову — увидели новый ракурс. Одно из базовых ощущений — неожиданно узнаешь, что в играх есть потолок и небо и что там, сверху, иногда что-то происходит.

Я не шучу. Именно «узнаешь». Потому что на экране монитора смотришь вверх крайне редко (причем, пока не начнешь делать это в «Рифтах», этого не понять). Но и это еще не все. Одно дело, когда над тобой, скажем, пролетает космический корабль, ты дергаешь мышь вверх и видишь очередную плоскую картинку на фоне небосклона. И совсем другое дело, когда то же самое происходит в очках. Ты рефлекторно вжимаешь голову в плечи, потом поднимаешь взгляд… а над тобой висит огромная махина… прямо над головой. Дух захватывает!

Почта «Игромании» - фото 3

Оценивать тот маленький блеклый хоррор, который идет в наборе с очками, лично мне довольно сложно, потому что я ужасов на экране не боюсь. Но я видел, как мои коллеги визжали от страха, когда на них прямо из темного тоннеля выпрыгивала страшная ведьма. Мне этот момент страшным не показался, но сильно подозреваю, что особо впечатлительные размозжат кресло под собой отборной грудой кирпичей. Даже меня один раз мороз прошиб, когда эта тварь подошла ко мне вплотную и заглянула в глаза, — показалось, что сейчас она вцепится мне в глотку и выгрызет кадык. На экране монитора это выглядело бы… да никак. Просто как рядовой игровой момент. Но в очках-то казалось, что эта полудохлая ведьма наклонилась вперед, а ее пустые глазницы — буквально в сантиметре от моего лица.

Но лучше всего «Рифтам» удаются выкрутасы с изменением ориентации. В демонаборе есть игры, симулирующие американские горки и прыжки с моста с привязанной к ногам эластичной веревкой. Если смотреть эти игры на экране монитора, никаких эмоций не испытываешь. А в очках симуляция очень высокая. На горках тело — не шучу! — начинает испытывать перегрузки. Понятно, что никаких перегрузок нет, но мозг исправно достраивает ситуацию, исходя из того, что он видит.

Почта «Игромании» - фото 4

Потрясающей оказалась и демка с полетом дракона. В ней на клавиатуру не надо жать вовсе, а управлять полетом чудовища приходится движениями головы. Уровень погружения такой, что почти все у нас в редакции в какой-то момент начинали махать руками, словно это и не руки вовсе, а перепончатые крылья. То есть все знали, что это никак не повлияет на игру, но на полном серьезе казалось, что ты дракон, что руки — это крылья.

Минуты через две пилотажа начинает кружиться голова… И это один из серьезнейших подводных камней очков, о котором далеко не все знают. Я, например, поиграв первые десять минут, чуть не познакомил клавиатуру и монитор со своим завтраком. Вестибулярный аппарат взбунтовался, а желудок решил провести срочную эвакуацию содержимого. Обошлось. Но укачало сильно. Это при том, что я к самым разным видам качки весьма устойчив: во время экспедиций, в десятибальный шторм, когда почти все уже травят у борта, я обычно держусь, хоть и зеленею. А тут такая засада!

Почта «Игромании» - фото 5

Правда, штука индивидуальная. Легкий дискомфорт в начале тестирования почувствовали почти все, но многие привыкли уже спустя полчаса. Я же после первого часа игры еще два часа отходил от неприятной тяжести в области живота. Потом еще и голова до самой ночи трещала. На следующий день побочных эффектов было значительно меньше. К «очковой» качке привыкаешь. Кто-то моментально, кто-то подольше, но адаптивные механизмы работают. А после того, как вы адаптировались, начинается настоящий фан.

У нас на тестах был девкит. Разрешение картинки там низкое, все в блюре, нечеткое. Но, даже несмотря на это, ощущения всех частей тела, кроме желудка, строго положительные. Повторюсь еще раз: даже играя в давно пройденные, а может, и поднадоевшие игры, вы все равно получаете новый игровой опыт. Абсолютно новый! Half-Life 2, например, я прошел словно в первый раз — все уровни знакомы, но нет ощущения «я это уже проходил». Есть лишь ощущение, что «я здесь уже бывал», но, кажется, не в этой жизни… Словами не передать.

Почта «Игромании» - фото 6

Ну и в завершение разговора немного о забавном. Мы, конечно, не удержались и скачали несколько неофициальных демонстрашек для «Рифтов». Одна из них представляла собой комнату, в которой были расставлены голые мужские и женские тела (мужские, правда, в трусах, а вот женские — либо в стрингах, либо полностью обнаженные). Каждая модель была получена трехмерным сканированием реальных людей. Детализация — потрясающая. Можно подойти, скажем, к девушке и разглядеть каждую родинку, каждую морщинку и складочку на ее теле. Что еще можно разглядеть, кроме родинок и складочек, можете догадаться сами. В общем, «клубничная» индустрия замерла в томном ожидании. Если Oculus Rift хорошо продадутся, то ХХХ-магнаты обогатятся, выпуская игры для взрослых с невероятным уровнем погружения.

В целом технология пока шероховатая, местами недоработанная, требует тщательной шлифовки, но тот новый игровой опыт, который можно получить с помощью Rift, — искупает все недочеты. На момент написания этого текста нам пока не удалось настроить на работу с очками Mirror’s Edge, но я жду не дождусь, когда смогу пройти эту игру (и еще множество других) с полным погружением. Это, конечно, еще не Диптаун, но уже опасно близко.

MMORPG вслепую

Как стать пандой и одолеть демона за три часа

Здравия желаю, игроманцы! Я по жизни большой фанат ММО-игр, особенно RPG, и мы с друзьями переиграли в целую кучу, от «Линейки» до «Рифта». И тут зашел у нас такой разговор: ну, обычно выходит новая игра, ты появляешься в ней зеленым новичком и по мере того, как качаешься, узнаешь больше и об игре, и об игровом мире, и о том, как вообще кого бить надо. Это обычно любой сумеет, если только ему попросту не надоест. А если сунуть геймера в незнакомую MMORPG сразу высокоуровневым персонажем, без прокачки? Вот просто взять и с головой окунуть в жестокий мир с беспощадными боссами, злым PvP и войнами кланов. Он тут даже где столица — не знает, не то что тактики на боссов. Новичок, ясное дело, сбежит сразу, как его пять раз подряд убьют тапком. А бывалый игрок? Вот вы бы — справились? — Данил «Crimson Unicorn» Кирин, г. Курган

Почта «Игромании» - фото 7

Ну, если очень захотеть, можно в космос полететь, не то что в незнакомую MMORPG с ходу влиться. А тут, кстати, и случай подвернулся — готового персонажа, вскормленного и одетого по последней моде, нам любезно одолжили: вот ваша панда, вот мир с китайско-мифологическим налетом, добро пожаловать в Perfect World , и не говорите, что вас не предупреждали.

А что, решили мы, хороший эксперимент получится. Во имя науки и пламенной любви к играм. А вы, многоуважаемые читатели, задумывались над тем, как чувствует себя новичок, впервые оказавшийся в совершенно чуждом мире? Лично мы сгоряча решили, что это вряд ли страшнее сурового, как папа-генерал, авиасимулятора.

…Как же!

«Лопни наши глаза!» — вскричали мы, потому что в калейдоскопе текстур разобрать, что происходит на экране, не проще, чем доказать теорему Ферма. Чьи-то персонажи снуют из стороны в сторону, а вот эта помесь котиков с енотами-тануки, кажется, торговец. Всюду архитектурный барда… ладно, домики тут красивые, но окрестностями не полюбуешься, нас сразу же отправляют в подземелье, воевать босса. Судорожно ищем нужного NPC, он телепортирует куда надо.

Наш персонаж — смешная пандочка, которая отвлекает врагов на себя, зачаровывает союзников и изредка кусает босса за пятку. Дело нехитрое, но в нашем арсенале почему-то безумное количество способностей, и разобраться, что к чему, за пять минут — задание не из легких. Опытным путем выяснилось, что маленькая смешная пандочка умеет превращаться в большую свирепую панду. В такой форме проще держать удар, но зато не получается играть роль мага поддержки. Следующее откровение — панда превращается в… тигра.

Нельзя сказать, что босс оказался сложным, а весь успех рейда зависел только от нас. Здоровенная фея с крыльями как у бабочки вяло огрызалась; пара минут, и от нее осталась только кучка лута. Панда все это время дежурно тыкала в две-три способности и чувствовала себя прекрасно.

Нам объяснили, что до серьезного сопротивления надо еще добраться, и сосватали другой инстанс, где и чудовище опаснее, и прохождение в несколько стадий. Пришлось лететь в пустыню и искать громадную пылающую морду демона: чтобы попасть в подземелье, нужно бесстрашно сигануть прямо в пасть.

От симпатичных пагод не осталось и следа, панда словно угодила в самый настоящий ад. Противник здесь посерьезнее, к тому же сперва нужно одолеть мидбосса. Зевая, прожимать пару клавиш уже не выйдет — нужно маневрировать и избегать атак по площадям. Кроме того, самая опасная тварь призывает небольших демонов, и, если их вовремя не потоптать, здоровенный босс полностью вылечится.

Но даже тут условия были щадящими. Почти мгновенное воскрешение, соклановцы шустро расправляются с мелочью, да и от главного противника постепенно откусывают по кусочку здоровья. Босс предсказуемо погибает, гильдия забирает себе добычу, а мы успешно призываем огромного орла. Оказывается, панда тут летает на орле!

Развлекательная программа не ограничивается банальными боссами, и мы отправляемся в одно из самых популярных мест Perfect World. В свободное от рейдов время, где-то к вечеру, топовые игроки любят собираться у городских ворот и общаться, хотя именно тут разрешается свободное PvP. Но нет, все чинно-мирно, разные кланы давно объединились в альянсы и не льют кровь попусту. Иногда какая-нибудь белая ворона показывает когти, но на таких сразу наваливаются всем миром, не оставляя от бедолаги мокрого места. Если что, ко мне всегда прибегут соклановцы, и тогда любое сопротивление точно будет бесполезным.

Как живется высокоуровневому игроку в Perfect World? С комфортом. Что дает членство в одной из самых крупных гильдий на сервере? Безопасность и некоторую безнаказанность.

Попутно ты осознаешь, что сама идея на пару часов стать невероятно крутым персонажем в отдельно взятой MMORPG, не важно какой, — абсурдна. И вот почему. За любой MMORPG нужно следить, хотя бы косвенно участвовать в развитии событий, знать, простите, игровую мифологию. И быть в таком случае калифом на час глупо. Важен ведь не конечный результат, а дорога к нему. Тут-то и наступает прозрение. Чувствуешь себя лишним. Ведь успеха в игре добился кто-то другой.

И когда с ходу оказываешься в шкуре чужого альтер эго, пропускаешь многое, если не все. От мелких и забавных историй до ключевых событий. Вспомните, например, случай, когда в EVE Online игрок начал продвигаться по служебной лестнице, возглавил влиятельную корпорацию, а потом решил взять и украсть все средства.

Или глобальную эпидемию в World of Warcraft , когда один из боссов заражал не только игроков, но и петов. Вирус должен был оставаться в пределах подземелья, но случайно распространился на весь Азерот — то еще было веселье!

Похожие истории рассказывает игровой эксперт Александр. Один умелец скрывал свою личность, общался с людьми и нарочно изменял голос при помощи технических средств. Занял в гильдии серьезный пост и убежал, сверкая пятками, с чужим добром на основной аккаунт. Еще один изобретательный товарищ выдавал себя за девушку. Предсказуемо появился спонсор, вложил в развитие «пассии» солидную сумму и остался с носом.

К сожалению, такие милые истории для постороннего игрока — пустой звук. Когда я общался с Энди Нордгрен и Кьяртаном Эмильсоном, далеко не последними людьми в CCP Games , они привели отличный пример. Рассказывать все эти байки и анекдоты про онлайновые игры — все равно что хвастаться, как ты пробежал марафон. Звучит круто, вдохновляет, но гораздо интереснее бежать этот марафон самому

Играли мы некогда в Ragnarok Online. Общались с незнакомыми людьми, вступили в клан — просто так, потому что эмблема понравилась, а потом гуляли с соклановцами по миру и обсуждали всякое, чего уж точно не стали бы делать сейчас. Ощущение потрясающее, и наверняка любой, кто когда-нибудь играл в MMORPG, нас поймет. Вокруг тебя целый мир, и ты с интересом смотришь на высокоуровневых персонажей; еще не нужно думать о механике и искать выгодные места для прокачки. Ты осваиваешься сам, временами помогают другие игроки, а в процессе случаются интересные истории.

Важнее было то, чего мы не увидели. Онлайновая игра — это не конечный опыт, а процесс, ваше личное приключение, и никакое участие в рейдах или нападение на невинных игроков не заменит впечатлений от самостоятельно пройденного пути. Все хитрые механики, по большому счету, особой роли не играют.

Намного весомее — истории, которые стоят за игроками. И совсем не важно, что один из них панда в костюме гладиатора, а другой почему-то летает верхом на клинке. Попробовать окунуться в чужой до последнего уголка мир никогда не поздно. Главное — сделать это самому.

Наш приз

Почта «Игромании» - фото 8

Традиционно мы премируем автора самого интересного письма. Автор послания «Очи черные, очи ясные» получает от нас тонкий и выносливый смартфон Sony Xperia ZR с высочайшим уровнем защиты от воды, способный снимать видео в формате Full HD — тоже под водой.

— 4,6-дюймовый HD-дисплей Reality Display с технологией Mobile BRAVIA Engine 2, дающий невероятно четкое и яркое изображение.

— Быстрая 13-мегапиксельная камера с матрицей Exmor RS и поддержкой HDR для создания великолепных фотографий и видео.

— Водо- и пылезащищенный корпус (соответствие требованиям стандартов IP55 и IP58).

— Четырехъядерный процессор Qualcomm Snapdragon S4 Pro с тактовой частотой 1,5 ГГц, оперативная память 2 ГБ.

— Режим энергосбережения STAMINA, продлевающий время автономной работы.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь