GTA Online
GTA Online — проект, мягко говоря, долгожданный. Многочисленные моды, созданные на базе предыдущих игр серии, не дадут соврать: о возможности окунуться в огромный живой мир GTA в компании друзей мечтали очень многие. И сейчас она наконец-то представилась в виде полноценного проекта от Rockstar.
Many men
Тот же город, те же занятия, та же механика — на первый взгляд GTA Online практически не отличается от пятой части. Но так кажется лишь поначалу, ведь мир с вами делят пятнадцать других игроков. Среди них могут быть друзья или члены вашей банды (именно к ним нас обычно распределяют), с которыми вы будете вместе путешествовать по окрестностям и грабить продуктовые магазины. А могут попасться и совершенно чужие люди, встреч с которыми желательно избегать.
В компании незнакомцев на улицах Лос-Сантоса чувствуешь себя по-настоящему уязвимым: кто знает, кем окажется пробегающий мимо человек — убийцей или просто мирным встречным. К счастью (или наоборот), времени в свободном режиме проводить приходится не так уж и много: помимо пряток или охоты на других игроков, занятий в открытом мире здесь почти нет — несколько мелких ограблений, угон автомобилей, походы в кино, шопинг… набор не самый богатый. Зато большая часть доступных функций раскрывает себя с новой стороны.
[[BULLET]] Первое время чувствуешь себя немногим лучше этой милой дамы. Жилье в Лос-Сантосе — удовольствие дорогое, а деньги зарабатываются крайне медленно. Все как в жизни.
Куча одежды в гардеробах, тюнингованные автомобили, роскошные апартаменты — все это по-настоящему обретает смысл только в GTA Online, когда есть перед кем похвастаться. Однако на предметы роскоши нужно сначала заработать, и процесс подъема, пожалуй, самое интересное, что может предложить игра. Как и в старых частях серии, мы оказываемся практически голышом на улицах жестокого города — в кармане пусто, крыши над головой нет, а навыков, считай, никаких. Путь к вершине явно предстоит совсем неблизкий.
Из грязи в мра… князи
Для успеха необходимо повышать два параметра — репутацию и финансовое благополучие нашего персонажа. «Респект» разблокирует новые задания, костюмы, пушки и запчасти для автомобилей, а хрустящие купюры уходят на покупку всего этого добра, а также предлагаемых персонажами услуг (военные, например, могут помочь в бою, а старый знакомый Лестер избавит от звезд розыска), квартир и машин. Внушительные суммы исчезают буквально сразу же, не успев задержаться на банковском счету, так что работать придется много, и в этот момент свободные покатушки по городу уступают место привычным сетевым матчам (их здесь именуют «делами»). Тут вам и теннис, и гольф, и гонки самых разных мастей, и перестрелки — проще перечислить то, чего нет.
[[BULLET]] Грабить пока можно лишь мелкие заведения да инкассаторские машины. Крупные дела (к которым, как и в сюжете, нужно будет готовиться) обещают добавить чуточку позже.
Отправиться на дело легко — достаточно подъехать к одной из отметок на карте или присоединиться к быстрой игре через мобильник, как в GTA 4. Впрочем, есть и еще один, куда более интересный вариант — просто дождаться делового предложения от какого-нибудь персонажа или же самому позвонить и выклянчить серьезное поручение.
Большинство их них, правда, сводятся к классической схеме «съезди, убей, принеси», но зато с простором для командной работы. Даже самые мелкие кооперативные задания можно обыграть по-разному — атаковать с разных сторон, попробовать пройти по-тихому или заманить противников в засаду. А уж когда сталкиваются интересы сразу нескольких отрядов, состоящих из живых людей, весь свой опыт, смекалку и навыки приходится использовать по полной.
Самый простой пример — миссия, в которой одним игрокам поручено доставить бизнесмена в его особняк живым, другим же, напротив, прикончить. Если обе команды сыгранные, сражение превращается в красочную постановку: тут вам и хитро продуманные ловушки, и попытки проскользнуть по узким улочкам, и зрелищные погони со стрельбой. Так что даже в случае проигрыша расстраиваться в итоге совсем не хочется — противостояние-то вышло запоминающимся.
Частная собственность
Сетевой режим отличает от сингла еще и дополнительный функционал. Одна из главных возможностей в списке — редактор персонажей. Вручную менять черты лица вам никто не позволит, зато разрешат самостоятельно выбрать родителей, бабушек и дедушек будущего героя, а также задать ему стиль жизни, что и сформирует его навыки, телосложение и, конечно же, внешность.
[[BULLET]] Ралли — один из самых интересных режимов. Один игрок ведет машину, совершенно лишившись всех ориентиров, задача же другого — правильно указать «слепому» напарнику путь к финишу.
Еще одно интересное отличие — возможность без всяких гаражей сохранить любой понравившийся автомобиль. Достаточно лишь заехать на нем в автосервис, оформить страховку и поставить специальный «маячок». После этого он всегда будет с вами, и даже особенно агрессивные индивиды не смогут лишить вас любимой машины (а если разобьют, им придется компенсировать стоимость ремонта).
Вообще, личный транспорт в GTA Online — это не какая-то прихоть, а жизненная необходимость. Разъезжать на ворованной технике прямо перед носом у полиции здесь не получится: засекут — начнут погоню. А нервы-то не стальные…
К слову, поводы для волнений на этом не заканчиваются, ведь теперь вас могут… ограбить. Подбежать сзади, забить до смерти, а потом забрать деньги и укатить за горизонт. Иными словами, вы наконец-то сможете на своей шкуре почувствовать то, что все эти годы переживали тысячи бедных NPC.
Чтобы обезопасить свой заработок, лучше всего хранить его не в заднем кармане брюк, а на личном счету; деньги можно перекинуть с помощью любого банкомата или на официальном сайте Maze Bank. Советуем делать переводы почаще — преступники не дремлют.
Аккомпанемент
Впрочем, даже несмотря на все прелести, стоит признать, что без друзей в GTA Online лучше не соваться. Командной игры без них не получится, а в городе пусть иногда и происходят интересные встречи, но большая часть социального взаимодействия сводится к перестрелкам. Огромное количество неадекватных личностей, наверное, самая большая проблема проекта. От них не спасает ничто — ни возможность назначить награду за чью-то голову, ни «пассивный» режим, ни даже угроза отправки в ссылку (на сервера, специально предназначенные для читеров и «злодеев»).
При этом назвать сетевую составляющую полноценным онлайновым миром выходит с большой натяжкой: основное веселье по-прежнему происходит во время матчей, а Лос-Сантос без мощной сюжетной привязки кажется каким-то безжизненным и скучным. В синглплеере пусть и не было скитающихся по округе игроков, зато в обилии были раскиданы сайд-квесты и какие-то случайные встречи. Тут же, такое ощущение, будто даже простых прохожих стало в разы меньше, что уж говорить о сюрпризах.
[[BULLET]] Некоторые игроки настолько гадкие, что, не сумев убить вас, обязательно попробуют уничтожить ваш автомобиль. Итог: наша машина взорвана, но товарищу, который совершил сие злодеяние, придется расстаться с круглой суммой на ее ремонт.
Усугубляют ситуацию и технические проблемы, которых еще немало. К моменту написания этой статьи самые жуткие изъяны, вроде пропадающих персонажей, удалось устранить. Но мелкие шероховатости все равно случаются, да и само по себе устройство онлайнового режима совершенным никак не назовешь.
В отличие от вылизанного синглплеера, в Online мелькают ошибки прошлых игр серии: здесь много бестолковой езды туда-сюда, а всяких загрузок, ожиданий и прочей бесполезной траты времени на удивление много. Когда сюжет за час успевал показать десятки различных историй, здесь вы хорошо, если успеете сыграть несколько матчей. Да и прокачивается герой неоправданно долго — за плечами уже с десяток часов, а ты по-прежнему еще новичок, выполняющий полувступительные миссии.
Зато если компанию в GTA Online вам составят адекватные и, что еще лучше, хорошо знакомые товарищи — оторваться от игры будет трудно. С ними интересно даже просто кататься из точки А в точку Б, не говоря уже о полноценных заданиях или погонях с полицией. Когда из безнадежной, казалось бы, ситуации вас выручает вовремя подоспевший игрок на автомобиле — от процесса начинаешь получать настоящие, непередаваемые эмоции. И ни агрессивные иностранцы, ни пустой мир этому помешать, к счастью, уже не смогут.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
7
Графика:
9
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
GTA Online вряд ли стоит рассматривать как самостоятельное произведение. В качестве бонуса к GTA 5 она смотрится очень весомо, а если вам есть с кем играть — удовольствия вы получите море. А вот без друзей вас ждет хоть и неплохой, но ничем не выдающийся многопользовательский экшен.
Рейтинг «Мании»: 7,5
«Хорошо»