18 ноября 2013
Обновлено 17.05.2023

Тук-тук-тук

Тук-тук-тук - изображение обложка

Инструкция такая: заведите будильник и проснитесь за несколько часов до рассвета (мысли будут шуршать, гудеть и скрипеть, но это ничего, так и должно быть), последовательно зажгите во всей квартире свет, заодно проверив, все ли комнаты на месте, вернитесь в спальню и, закрыв глаза, всмотритесь в черноту…

Что там? Если перед глазами всплывет чье-то лицо — будьте начеку. Скорее всего, в ваш дом уже проникли гости. Ведь фантазия может творить чудеса, а существует на самом деле только то, что ты видишь.

Хижина в лесу

« Тук-тук-тук » — обманчиво маленькая игра. Простой геймплей, мультяшный визуальный ряд и скромная анимация, совсем небольшая продолжительность… Но игры Ice-Pick Lodge всегда были про то, что все на самом деле не такое, каким кажется. Команда Николая Дыбовского любит прятать смысл, а игроки — его искать. В этом крылась большая доля удовольствия от двух ключевых игр этой московской студии — « Мор. Утопия » и « Тургор ». Они бросали игроку вызов: сможешь ли ты принять правила игры и понять все до конца? Правила принимали далеко не все, и не все были готовы искать смысл за сложными образами и аллюзиями. Зато те, кто был готов, получали гораздо больше, чем просто игру, — скорее большой живой мир, на который довелось взглянуть под микроскопом.

Когда Ice-Pick Lodge собирали деньги на «Кикстартере», концепция «Тук-тук-тук» еще не была полностью осмысленна. Есть некий Жилец, есть его дом, который атакуют неизвестные существа, от которых нужно прятаться, — вот и все. Затем пришла идея: почему бы не сделать что-то в жанре tower defense? Это ведь логично: мой дом — моя крепость, а крепости нужно охранять. Но, как рассказал сам Дыбовский в нашем недавнем интервью, эта идея категорически не годилась.

Тук-тук-тук - фото 1

[[BULLET]] Что лучше — быть экстравертом или интровертом? И то, и другое — хорошо. Так и с концовками «Тук-тук-тук», плохой среди них просто нет. Если не считать Game Over, конечно.

Все дело в главном герое. Он ученый-миролог, чья задача — изучать окружающее его пространство и отмечать всяческие колебания в мироздании. Но вот проблема: Жилец категорически не желает признавать, что мир вокруг него меняется. Он боится перемен и закрывается от них в собственном доме посреди леса. «Это человек, который застыл на одном месте. Это трагедия существа, которое остановилось в своем развитии, — говорит Дыбовский. — И если уж мы делаем игру о человеке, отключившем для себя какие-то каналы восприятия мира, то основным его инструментом не должна быть суета».

Тогда Ice-Pick Lodge решили применить свой любимый прием — олицетворение. Дом Жильца стал его собственным разумом, монстры-гости перестали быть абсолютным злом, а лес вокруг «хижины» превратился в метафору. Сможет ли Жилец наконец понять, что время не стоит на месте, и выйти из своей «раковины» или же замкнется в себе и останется в доме навечно? Все зависит от того, как вы воспримете его личную трагедию и сколько дверей в его сознании откроете. Простая концепция? Как бы не так!

Время назад

«Мои друзья и коллеги абсолютно уверены, что мы не умеем делать геймплей. И этот миф настолько прочен, что я уже сам начинаю в него верить», — поделился с нами тревожной мыслью Николай Дыбовский. Но как бы там ни было, в «Тук-тук-тук» геймплей есть — очень простой и эффектный.

Как в «Тургоре» и «Мор. Утопия», время играет здесь ключевое значение. Оно — ваш самый близкий друг и злейший враг. Жилец пребывает сразу в двух мирах, причем не совсем понятно, реален ли хоть один из них. В одном мире время застыло и опасность нам не угрожает. Мы читаем странные на первый взгляд записи из его утерянного дневника и слушаем мысли будто бы разных людей. Или одного и того же?.. Чтобы закончить игру, нужно сделать так, чтобы стрелка часов на циферблате сделала полный круг и долгая-долгая ночь закончилась.

В другом мире, мире сна, время медленно тянется, а в дом через разломы проникают гости, которые очень хотят поиграть с вами в прятки. Попадетесь — стрелка часов вернется на несколько делений назад. Будете делать это часто — так и не проснетесь.

Тук-тук-тук - фото 2

[[BULLET]] Между уровнями предстоит бродить по бесконечному лесу. Главное — найти дом. Но и о таинственных силуэтах в чаще забывать не стоит.

Жилец практикует очень простое правило « чего я не вижу, того не существует », поэтому, чтобы прожить очередную ночь, нужно по возможности включать в комнатах свет, находить напольные часы, которые могут промотать время и приблизить вас к рассвету, и… прятаться. Впрочем, зачастую от монстров спастись невозможно — они загоняют в тупик или вовсе появляются прямо перед вами, не оставляя шансов.

Дело в том, что игра совершенно непредсказуема и все в ней происходит случайно, — очень иронично, учитывая, что Жилец изо всех сил пытается контролировать свой маленький мирок. Ты никогда не знаешь, где появится новый разлом, который нужно закрыть, где в этот раз окажутся напольные часы, откуда выползет гость, — остается только смотреть и слушать. Более того, даже комнаты каждый раз в разных местах! Как рассказывает автор, одним тестерам удавалось проскочить игру легко и просто, но для других каждая такая ночь была пыткой. Этот элемент неопределенности делает игру самостоятельной, будто наделенной своим характером, живой. Это одно из тех правил, которые нужно просто принять.

Человек-вселенная

Поначалу может показаться, что «Тук-тук-тук» должен пугать, но, как и в недавней Amnesia: A Machine for Pigs , физический страх тут далеко не самое главное. Куда важнее страх интеллектуальный — шанс не понять, что на самом деле случилось с этим человеком, у которого в голове целый мир. Игра генерирует массу событий, которым предстоит найти объяснение, и вряд ли вы все увидите и поймете за одно прохождение.

Тук-тук-тук - фото 3

[[BULLET]] Любимый авторский прием разлома четвертой стены, когда персонаж обращается напрямую к игроку, есть и в «Тук-тук-тук», хотя обставлено все не так элегантно, как в «Мор. Утопия».

А вот что действительно страшно физически , так это не дожить до рассвета. В здравом рассудке, по крайней мере. Как и в «Мор. Утопия», игру можно легко «запороть», но там вы гарантированно получали концовку, даже если теряли своих Приближенных. В «Тук-тук-тук» же при определенных обстоятельствах вместо концовки можно увидеть Game Over, и в таком случае придется все проходить заново. И это еще одно правило, которое предстоит принять не задумываясь.

При этом львиная доля удовольствия — в изучении. Никто не объяснит вам, что происходит и как в это играть, — до всего придется доходить самому, причем многие особенности игры настолько неочевидны, что понимаешь их абсолютно случайно. Это одна из главных проблем: «Тук-тук-тук» скорее «Тургор», чем «Мор.Утопия», — базовый уровень сюжета тоже еще предстоит найти, и да, это правило под номером три.

Фанатские сообщества творений Ice-Pick Lodge взорвались догадками сразу же, как только игра увидела свет. Люди принялись делиться друг с другом своими находками: кто-то видел рыбу в ванной, кто-то — нет, одни считают, что после финала следует спасение, но другие видят в нем лишь смерть. Кто та девочка в лесу? От чьего лица ведется дневник? Сколько лет главному герою и есть ли у него семья (или, может быть, была)? Намеков много, но только вы сами сможете определить, что правда, а что вымысел.

Главное — не забывать смотреть и слушать.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

9

Графика:

8

Звук и музыка:

9

Интерфейс и управление:

8

Дождались?

Игра, главный элемент геймплея в которой — поиск смысла. От, возможно, последней русской студии, которая не боится экспериментировать.

Рейтинг «Мании»: 9,0

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь