Игровые миры. Невервинтер — город мастеров
Город Невервинтер — малюсенькая точка на большущем Побережье Мечей. Побережье Мечей — крохотная часть огромного континента Фаэрун. Фаэрун — один из континентов исполинской планеты Торил. Планета Торил…
…Нет-нет, мы так только запутаемся. Вернемся к отправной точке — скромному городку со скромным населением, ставшему культурным центром чуть ли не всей планеты. Вернемся — и поговорим об этом месте поподробнее.
Как появился Невервинтер
Никто уже и не помнит, почему Невервинтер назвали Невервинтером. Ученые выдвигают две гипотезы — прозаическую и романтическую. Педанты и зануды утверждают, что всему виной одноименная незамерзающая река. Романтики же возражают, что именно здесь некогда собрался принять последний бой основатель города лорд Невер. В знак того, что тут ему и конец придет, он назвал местечко «Never’s Winter» («Зима Невера»). Но герою повезло уцелеть, а название впоследствии превратилось в Neverwinter — «Беззимье».
► Побережье Мечей — лишь малая часть континента Фаэрун, но продумано оно не менее детально, чем остальной мир.
Прибрежное поселение быстро росло, привлекая новых граждан. Как-то так вышло, что здесь спокойно уживались люди и полуэльфы, гномы и полурослики. Город-космополит с распростертыми объятьями принимал тех, кому не находилось место на родине. Вскоре сюда потянулись величайшие ремесленники Побережья Мечей, и Невервинтер получил прозвание Город Умелых Рук. Даже угроза с севера — со стороны «города моряков» (а на деле пиратов) Лускана — никого не пугала. В конце концов, с такими-то доходами от торговли можно себе позволить нанять лучших бойцов и заодно прикрывать соседей, вроде крошечного, но крайне важного стратегически порта Лласт.
► Главный противник Невервинтера — Лускан, потихоньку разрастался, пока не разлегся по обе стороны от реки.
Жемчужина Севера
Первой игрой, посвященной Невервинтеру и окрестностям, стала, как ни странно, онлайновая ролевка. Neverwinter Nights (часто упоминаемая с приставкой «Original» или «Old») вышла аж в 1991 году, но доступ к ней получали лишь клиенты провайдера America Online (ныне AOL). Это сегодня графические онлайновые игры — совершенно обычное дело, а двадцать с хвостиком лет назад, когда сетевые игры были в лучшем случае текстовыми, Neverwinter Nights произвела фурор.
Сотни людей на долгие годы прилипли к мониторам, изучая новый мир. Невервинтеру грозила опасность, и все надежды возлагались на бывалых приключенцев, готовых исследовать заброшенные фермы и опасные подземелья и попутно разбираться с наводнившими окрестности бандитами и чудовищами,.
► Вход во дворец — сердце Невервинтера. Отсюда лорд Нашер Алагондар управляет окрестными землями.
Neverwinter Nights от America Online основывалась на Advanced Dungeons & Dragons и отличалась полной пошаговостью. Уничтожением орков и крокодилов дело не ограничивалось — к услугам игроков была и неплохо продуманная система PvP. В одной из локаций разрешалось биться до смерти — той самой Permadeath , после которой приходилось начинать все заново.
Имелись в Neverwinter Nights и магазины с отличным ассортиментом, и церкви разных богов, и таверны, и сады для личных встреч. Игрокам позволяли даже обзавестись недвижимостью — чего так недостает сегодня некоторым MMORPG.
► С семеркой огров мало кто мог справиться. К счастью, тут «постоянная смерть» не действовала.
Правил Невервинтером в те годы лорд Нашер Алагондар — человек, когда-то сам немало побродивший по Фаэруну. Именно с его именем связаны лучшие годы Жемчужины Севера — умело лавируя между другими государствами, лорд Нашер потихоньку расширял сферу влияния своей маленькой страны. Небольшую (около полутысячи бойцов), но блестяще обученную армию Невервинтера боялись и уважали все вокруг, а к слову Нашера прислушивались даже лорды мегаполиса Уотердип, чье население давно превысило сто тысяч.
Но богатство и слава южного соседа застили глаза Пяти Капитанам Лускана, мечтавшим подчинить Невервинтер. Развязку истории о противостоянии двух портов мы так и не увидели — летом 1997 года America Online внезапно закрыла сервера Neverwinter Nights, которая к тому времени успела стать бесплатной и увеличить число игроков с пятисот человек до сотни тысяч.
На носу была Ultima Online.
► Лорд Алагондар собственной персоной. Именно в годы его правления Невервинтер достиг высшей точки расцвета.
Обратно в Невервинтер
Прошло несколько лет, и мы неожиданно услышали, что вскоре выйдет игра под названием… Neverwinter Nights! Она уже не была онлайновой — новые разработчики (кстати, BioWare ) сделали однопользовательскую ролевку, но в ней был кооперативный режим, и потому никто не обиделся — все равно MMORPG начала девяностых поддерживали не больше сотни игроков на одном сервере, и народ обычно отправлялся приключаться небольшими группами.
Как бы там ни было, перерождение Neverwinter Nights того стоило — это была одна из сильнейших ролевых игр того времени.
► Леди Арибет — один из центральных персонажей игры, дама с богатым внутренним миром и неустойчивой психикой, что послужило двигателем для доброй половины сюжетных поворотов Neverwinter Nights и обоих дополнений.
Мы попадали в Невервинтер в дни Воющей чумы — страшной болезни, уносившей жителей тысячами. Организованный лордом Нашером карантин вызывал ропот горожан, целители сбивались с ног в поисках лекарства, а улицы наводняли умирающие и бандиты. Перед нами ставили простую и понятную задачу — отыскать четырех существ, части тел которых должны стать ингредиентами для вакцины. Впрочем, это оказалось лишь началом истории. Всласть набродившись по окрестностям, герои возвращались к истокам — в Невервинтер, чтобы избавить Жемчужину Севера от страшной угрозы.
► Мертвых тут сжигают на кострах, чтобы не дать заразе распространиться. И костры эти повсюду.
Neverwinter Nights почти всегда ориентировалась на силовой способ решения проблем — общение значило тут гораздо меньше, чем, скажем, в Baldur’s Gate , которую тоже сделали BioWare (были же времена!). В Shadows of Undrentide и Hordes of Underdark это поправили — правда, действие в обоих дополнениях происходило не в Невервинтере.
Как, собственно, и в большинстве пользовательских кампаний. Новая Neverwinter Nights прославилась не сюжетом и не мрачной атмосферой чумного Невервинтера, а… мощнейшим редактором модулей. Народные умельцы за последующие годы склепали сотни модификаций и целых кампаний, многие из которых на голову превосходили официальные. В прошлом году на основе Neverwinter Nights умудрились воссоздать даже ту самую MMORPG от America Online. Идея пользовательских модулей стала своеобразной визитной карточкой Neverwinter Nights, и ее постарались развить в продолжении.
► Кругом покойники, но торговцев это не останавливает. Бизнес есть бизнес.
Мы снова дома
Очередное возвращение в Невервинтер состоялось в 2006-м с выходом Neverwinter Nights 2. Ее делали уже не BioWare, а Obsidian , которые до того отметились прекрасной, но недоделанной Knights of the Old Republic 2. Вторая Neverwinter Nights тоже оказалась сырой, и ее долго лечили патчами, чтобы не портились сохраненки и не ломались скрипты.
Но при этом игра от Obsidian была куда сильнее сюжетно. На смену бестолковым напарникам из первой части пришла полноценная партия, у каждого члена которой были свой характер, свое мнение по поводу наших поступков и свои «личные» побочные задания.
За основу на этот раз взяли Dungeons & Dragons 3.5, однако на игровой процесс это повлияло не сильно. Да и сам город почти не изменился — у руля стоял все тот же лорд Нашер Алагондар, вокруг которого по-прежнему плелись интриги, заговоры и прочие страшные вещи. Старые враги из Лускана заключили союз с древней и исключительно могущественной сущностью — Королем Теней, но вышедший на сцену герой (или героиня!) в конце концов расстраивал их планы.
► И снова лорд Нашер — немного постаревший, но готовый бороться за свой город до конца.
Впрочем, сначала приходилось улаживать внутренние проблемы — в городе бесчинствовала гильдия воров, и стража предлагала навести порядок. Был и альтернативный вариант — записаться в отщепенцы, грабить торговцев и убивать тех, кто лезет под руку. В любом случае все вело к встрече с лордом Нашером и почетной обязанности — управлению собственным замком. Да-да-да, герою позволяли (даже не позволяли, заставляли!) завладеть целой крепостью. Ее приходилось отстраивать почти с нуля, и это стоило огромных денег, но, если забыть о содержании замка, в самом конце игры это аукнется.
► А еще рано ли поздно к замковладельцу начинали приходить такие же искатели приключений, которых полагалось отправлять на задания. Получилась эдакая мини-игра «Сыграй в типичную ролевку наоборот».
Ближе к финалу кампании выяснялось, что наш замок — последний оплот сопротивления злу. Похоже, сил Невервинтера на борьбу с множественными угрозами уже не хватало. Город устоял, но в первом дополнении — Mask of the Betrayer (2007) — мы путешествовали уже по другим местам (хотя и тем же героем). В центре внимания оказался Рашемен, родина знаменитого следопыта Минска из Baldur’s Gate.
В Storm of Zehir (2008) персонажи менялись, зато мы опять попадали на Побережье Мечей. Сделав своей базой крепость борцов с Королем Теней, герои принимались… торговать! И хотя экономического симулятора из игры не вышло, еще разок заглянуть в Невервинтер (и даже выполнить парочку побочных заданий) никто не мешал. Кстати, в одном из квестов тонко намекали на будущую судьбу Жемчужины Севера, но поняли это не все.
► В Невервинтере всегда было много деревьев и садов — не зря же тут обретались многочисленные эльфы и полуэльфы.
Конец и вновь начало
Жить старому доброму Невервинтеру после Storm of Zehir оставалось недолго. Хотя бравые герои проявили себя прекрасными администраторами и восстановили экономику города после войны с Королем Теней, от дальнейших бедствий его это не спало. Невервинтер почти не пострадал от свирепствовавшей целое десятилетие Магической Чумы (в отличие от почти всех Забытых королевств), однако затем пробудился соседний вулкан Хотенау, и целые кварталы превратились в развалины или попросту исчезли под потоками лавы. Тысячи людей сгинули в катаклизме, тысячи в ужасе бежали, зарекшись возвращаться. Но некоторые остались и попытались отстроить Жемчужину Севера. Как раз об этом и рассказывает Neverwinter Online.
► Карта Жемчужины Севера и окрестностей после катаклизма.
В четвертой редакции Dungeons & Dragons Невервинтер уже не живет, а выживает. Источником спасения стало море — корабли, идущие на юг и обратно, снабжают город товарами. Увы, часть территории все еще лежит в руинах, а другая поглощена Разломом — огромной трещиной в земной коре.
Противником теперь выступает не Лускан (он разрушен после Магической Чумы), а бывший союзник — город-государство Уотердип, или Глубоководье. Тамошний лорд Неверембер провозгласил себя Защитником Невервинтера, заявив о родстве с прежним правителем, но многие не испытывали доверия к самозваному лидеру и восстали. Сепаратисты зовут себя «нашерами» и не гнушаются ничем ради свержения Неверембера.
► Город, конечно, разрушен, но центр выглядит пристойно. Тут и поселился лорд Неверембер. ► Валиндра и ее ручной драколич. Ой, попьют ее подручные нашей кровушки, еще как попьют!
Кроме того, в начале кампании мы узнаем, что на Город Умелых Рук движется армия нежити под предводительством Валиндры Шэдоумантл. Останавливать ее, вникать в дела с повстанцами, зачищать городские кварталы — все это предстоит героям Neverwinter Online. История города далека от завершения. И, может быть, однажды обитатели Невервинтера добьются своего и сделают Жемчужину Севера краше прежнего.