Путешествие начинается. Обзор PlayStation 4
Этого волнительного момента мы ждали очень давно, и вот он, наконец, настал. PS4, консоль нового, восьмого поколения, вышла на рынки США и Канады 15 ноября, за неделю до старта продаж Xbox One. Километровые очереди, место в которых занимали за несколько дней до означенной даты, национальное телевидение, знаменитости и атмосфера праздника оправдали себя — в первые же сутки PS4 разошлась тиражом в миллион экземпляров. Это самый успешный старт за всю историю бренда PlayStation.
К слову, конкуренты тоже сумели продать миллион устройств в первые сутки, только публицисты Microsoft намеренно забывали уточнить, что их приставка была запущена сразу аж в тринадцати территориях, включая Штаты. А PS4 добилась семизначной цифры только в двух.
Но, по большому счету, цифры во всей этой истории не так показательны. Мы уверены, что, сумей обе компании запуститься в большем числе регионов и произвести больше приставок в срок, жители разных стран смели бы с полок весь тираж. Игроки банально заждались новых консолей.
О причинах успешного запуска Xbox One и PS4 нетрудно догадаться. Помимо очевидного желания некоторых быть на острие прогресса и иметь дома самое свежее железо, есть и другие факторы. Индустрия постоянно растет, все больше и больше людей интересуется играми. Это уже давно не развлечение для избранных, собраться вечером в Wii Sports или Call of Duty — обычное дело. И те игроки, которые по каким-то причинам не купили PS3, Xbox 360 или Wii, решили приобрести одну из новых приставок — посмотрели по сторонам и поняли, что мимо проходит целый культурный пласт. Соответственно, решили наверстать. И правильно сделали.
Злосчастная PS4, оказавшаяся в руках «Игромании» задолго до российского запуска, действительно дарит те самые новые ощущения, которые все так ждут от смены поколений. Для нас, честно говоря, это стало неожиданностью: особенности, которые продвигала Sony, на словах совсем не впечатляли, а на деле оказались по-настоящему революционным. Но обо всем по порядку.
Дизайн
Когда публике впервые показали четвертую PlayStation, многие взвыли — что это за невзрачный параллелепипед? Над дизайном Xbox One и вовсе смеялись: шаржи, представляющие консоль Microsoft старым VHS-плеером, заполонили весь интернет. Надо сказать, небезосновательно — One действительно выглядит как скучная черная коробка.
Другое дело PS4. Приставка может показаться кому-то невзрачной на картинках, но в жизни она выглядит очень стильно и современно. Часть корпуса матовая, как у PS3 Slim, а часть — глянцевая, как на оригинальной PS3 («толстушке», как ее называют в народе). Такое сочетание позволило сделать консоль не слишком уязвимой для отпечатков пальцев и одновременно прибавить дороговизны во внешности.
[[BULLET]] E3 2013. Президент Sony Эндрю Хаус впервые демонстрирует публике PS4. В России официальная цена консоли — 18 999 рублей.
Но во всей красе PlayStation 4 предстает только после включения. Между прочим, активировать консоль — не самая тривиальная задача. Дело в том, что на корпусе нет ни одной физической кнопки, а найти сенсорные неподготовленному человеку будет нелегко. Мы честно пытались, вертели устройство так и этак, но в итоге плюнули и полезли в гайд.
Как оказалось, на лицевой части PS4 есть целых две кнопки — включения и изъятия диска. Более того — на корпус даже нанесены соответствующие значки. Просто они такие крохотные, что заметить их без лупы получится с трудом.
На наш взгляд, решение сделать переключатели сенсорными — достаточно спорное. Да, элегантно и красиво, но не очень удобно. Например, мы как-то подняли консоль задней панелью кверху, чтобы вставить кабель питания, и случайно задели животом сенсор — в итоге драгоценный диск с Knack полетел на пол. Ну а сколько раз консоль непроизвольно включалась — не сосчитать.
Впрочем, это скорее проблема технологии, а не приставки. Современные стиральные машинки, электроплиты, телевизоры страдают такой же болезнью, и там кнопок целая куча, а их нажатие куда критичнее, чем простое включение консоли во время уборки. Да и надо отдать должное инженерам Sony — они постарались расположить кнопки таким образом, чтобы свести случайные тычки к минимуму.
Переключатели находятся на тоненькой LED-полоске, разделяющей матовую и глянцевую стороны. Достаточно в нужном месте погладить PS4 пальчиком, и консоль выплюнет Blu-ray или с приятным писком включится. Ну а дальше начинается магия: LED-полоса загорается мягким синим цветом, который плавно переливается во время загрузки дашборда (занимает около 17 секунд), а после старта работы превращается в белый.
[[BULLET]] В отличие от Xbox One, консоль можно ставить вертикально. По-хорошему, для этого стоит купить подставку (900 рублей), но, честно говоря, она и так нормально держится.
Разные цвета призваны показать то или иное состояние системы. Например, оранжевый — режим ожидания, красный — проблемы с железом. Подобное было реализовано еще в PS3, и у «Виты» светится кнопка «PS», но только PS4 при этом выглядит как притягательный космический корабль, а не светофор.
Ну и, к слову, о практичности: как и предшественницу, PlayStation 4 можно поставить и горизонтально, и вертикально, тогда как Microsoft настоятельно рекомендует держать новый Xbox строго в горизонтальном положении.
Характеристики и производительность
На лицевой стороне консоли красуются два USB 3.0, а на задней располагаются порты HDMI, Ethernet, оптический разъем для аудио, гнездо силового кабеля и… все. Аналоговый порт, по которому приставку можно было бы подключить к старенькому SD-телевизору, ушел в прошлое. В комплекте даже нет родных «тюльпанов», только HDMI-кабель. С одной стороны, это здорово — технический прогресс продолжает свое шествие. С другой — через аналог было очень удобно подключать аудиосистему, получалось обойтись без ресивера. Теперь такой трюк не удастся.
Кроме HDMI, в коробке вас будут ждать геймпад DualShock 4, провод для его подключения к приставке, простенькая гарнитура вида наушник + микрофон и силовой кабель (в отличие от Microsoft, японцы сумели спрятать блок питания в корпус). PlayStation Camera и подставка продаются отдельно.
[[BULLET]] PlayStation Camera продается отдельно и стоит 2600 рублей. Пока ее покупку может оправдать лишь Playroom, но этого маловато.
Как видите, содержимое довольно скудное, но и бог с ним. Главное, что внутри самой консоли все очень и очень богато. Уже во второй раз подряд PlayStation стала самой мощной консолью своего поколения.
PS4 может похвастать восьмиядерным процессором, объединяющим графический (GPU) и центральный (CPU) юниты. Это навороченное чудовище, созданное в сотрудничестве с AMD, в теории способно выдать производительность в 1,84 терафлопса. Но, что куда важнее, нестандартное решение Sony должно упростить оптимизацию вычислительных процессов и рендеринг — многие разработчики уже положительно высказались на этот счет. Все-таки не зря Марк Церни, главный архитектор консоли, так плотно общался с девелоперами.
По сравнению с PS3 оперативная память увеличилась в 16 раз — на борту 8 гигабайт GDDR5 (у Xbox One — устаревшая DDR3). Помимо этого, вскоре после выхода приставки на рынок выяснилось, что внутри скрывается второй процессор с 256 мегабайтами DDR3 SDRAM. Предположительно, именно он отвечает за все фоновые операции — скачку игр и обновлений, их установку, трансляцию видео и так далее.
Сказать наверняка, что это правда, мы не можем, но кое-что знаем точно — операционная система работает очень быстро. Одно нажатие — и из любой, даже самой ресурсоемкой игры вы попадете в главное меню, где можете зайти в PSN, поставить на загрузку пару тайтлов, а потом открыть канал «Игромании» на YouTube и посмотреть свежий «Игровой календарь» под чашку чая. PS3 таких шалостей не позволяла.
Мощь четвертой PlayStation должна помочь вывести графику в играх на новый уровень. Да, сверхвысокое разрешение 4K, о котором только и разговоров среди гиков, все еще остается недосягаемой вершиной — приставка сможет запустить в 4К только изображения и видео. Но для консольщиков, измученных мылом 720P (в лучшем случае), даже 1080P кажется серьезным рывком. Технодемка The Dark Sorcerer от Quantic Dream потрясает своей анимацией и отображением частиц (спецэффекты заклинаний выглядят не хуже, чем в фильмах о Гарри Поттере), NBA 2K14 радует реалистичными виртуальными баскетболистами, а от количества деталей в каждом кадре inFamous: Second Son хочется плакать слезами счастья.
[[BULLET]] Вид сзади. Слева направо: гнездо силового кабеля, оптический разъем, HDMI, LAN и AUX. Отсюда же из консоли выходит теплый воздух, а подчас и очень горячий воздух.
Разумеется, мы не говорим о том, что раньше было невозможно достичь подобной картинки, — вовсе нет (хотя собрать столь производительный и продуманный компьютер за такие деньги вам вряд ли удастся). Просто разработчики в основной массе ориентируются именно на приставки, когда создают свои проекты. Оно и понятно — меньше пиратов, прозрачна пользовательская база, легче оптимизировать движок.
Условную Grand Theft Auto 3 можно было сделать и в 1997-м, только для кого? Игру смогли бы с комфортом пройти единицы. А на PS2, четырьмя годами позже, ее по достоинству оценили уже миллионы людей. Именно поэтому все заметные скачки в графике происходят только при смене консольных поколений.
В этот раз не будет такого большого разрыва, как между второй и третей PlayStation, но разница все равно налицо. На приставках наконец-то появились текстуры высокого разрешения, красивые тени, нормальная дальность прорисовки, 1080P — словом, все то, чем наслаждались последние годы ПК-игроки. Только, в отличие от самого мощного компьютера, PS4 рассчитана на долгую жизнь — лет на шесть, а то и на все десять.
В день сдачи номера вице-президент Electronic Arts Патрик Содерлунд поделился прогнозом, что следующая смена поколений произойдет уже через пятилетку, но мы сильно в этом сомневаемся. Запуск Xbox 360 попортил Microsoft так много крови, что компания не дергалась с 2005 года.
Sony же никогда не обладала подобной финансовой устойчивостью, и потерянные миллиарды ей аукнулись катастрофическими последствиями. Корпорация даже была вынуждена продать свой символ — головное токийское здание. Поэтому спешить и тратить миллионы долларов на разработку новой консоли в этот раз уж точно никто не будет — для начала надо хоть что-то заработать.
Браузер, PlayStation App и онлайн
Веб-серфинг на PS3 был уделом сильных духом — браузер открывал страницы жутко медленно, часть функционала сайтов не работала, вечно что-то не так отображалось… одним словом — было неудобно.
По сравнению с тем дремучим уродцем браузер PS4 — большой шаг вперед. Самое важное — скорость. Сайты загружаются быстро, рендеринг страниц на уровне. В крайнем случае (допустим, ПК сгорел, а на лэптоп нагадила собака!) можно даже сделать что-то полезное: почитать новости, ответить на какие-то письма.
[[BULLET]] Незадолго до американского релиза Ясухиро Утори, один из главных инженеров PS4, под прицелом камеры разобрал консоль, на ходу объясняя, что у нее внутри и как правильно держать в руках отвертку.
Если же подключить мышь и клавиатуру, станет совсем хорошо — с их помощью в тысячу раз приятнее отвечать на сообщения, набирать адреса и коды на игры. Мы, например, взяли старую беспроводную клавиатуру, подключили к консоли и положили под бок: когда вдруг надо что-то написать, легче напечатать на специализированном устройстве.
Впрочем, можно переписываться и с помощью клавиатуры виртуальной. Если у вас есть гаджет на Android или iOS, скачайте PlayStation®App (обязательно вбивайте в поиск со значком торговой марки, иначе не найдет) и синхронизируйте с PS4. Приложение позволяет проверить уведомления и полностью управлять списком друзей — принимать и отправлять запросы, слать сообщения, прикладывать к ним фото и голосовые записи, сравнивать призы.
С функционалом PSN в приложении все куда печальнее. По факту вы вольны покупать игры где бы ни находились и дистанционно ставить их на скачку, но все это выполняется через браузер вашего планшета. С тем же успехом можно взять ноутбук и открыть store.sonyentertainmentnetwork.com — разницы никакой.
Для справки: загружать игры на расстоянии позволяется и на PS3, и на PS Vita, причем уже довольно давно.
Share
Дашборд системы здорово перелопатили. Теперь все стало гораздо удобнее: матричная навигация ушла в небытие, выбираете в ленте интересующий пункт, и открывается отдельное подменю — примерно как на PS Vita.
В центре домашнего экрана располагаются основные приложения — последние игры, Playroom (встроенная забава для камеры), «Что нового?», рассказывающее об обновках магазина PSN, браузер, библиотека ваших игр и «Вживую с PlayStation». Последний пункт — самый важный не только среди перечисленных, но и во всей PS4. Кнопочка «Share», расположенная чуть выше левого стика геймпада, — та самая революция, которую никто не ждал.
Если раньше прямые трансляции геймплея и прочие летсплеи были в основном прерогативой ПК, то теперь делиться видео и скриншотами можно и на консолях. Более того, делать это на PS4 в сто раз приятнее, чем через любой, даже самый навороченный софт.
Скажем, играете вы в Need for Speed: Rivals — как тут ну очень зрелищно сбиваете в пропасть друга Васю. Если раньше вам пришлось бы в красках рассказывать товарищам о своем трюке под неодобрительные взгляды Василия, то теперь достаточно нажать «Share», выбрать «Загрузить видеоклип», и консоль в считанные минуты зальет на Facebook миг вашего триумфа, да еще и в HD-качестве. Раз, два, три — все настолько просто.
[[BULLET]] Коробка от PS4 едва ли не круче, чем сама PS4. Очень изящная и минималистичная. Убирать такую в чулан совсем не хочется.
Конечно, странно, что по умолчанию нет поддержки куда более уместного YouTube, но мы уверены, что ее добавят. Главное, Sony доказала — технология работает, и работает прекрасно.
То же относится к трансляциям. Логинитесь в свой профиль на Twitch или Ustream (самые популярные стриминговые сервисы в мире), выбираете пару настроек (включить/выключить камеру, микрофон и комментарии), нажимаете «Начать трансляцию» и… все. Любой житель планеты, у которого есть PS4, сможет поглядеть, как вы играете в какую-нибудь FIFA 14.
Разумеется, уже через месяц, если не через неделю, мы перестанем этому поражаться, но то, какие чувства нам подарила Sony, не забудем никогда. Момент, когда ты голосовой командой «Плейстейшен, хоум скрин!» выходишь из Killzone в главное меню, а там в два нажатия начинаешь смотреть, как канадские дети играют с бабушкой в Knack, становится поворотным — это действительно новый опыт и новые ощущения.
Можно возразить, что все это есть и на ПК, причем давно — тот же YouTube никто не отменял. Да, все верно. Но как часто, по-вашему, канадские бабушки проходят игры в прямом эфире? То-то же. PS4 вобрала в себя вещи, привычные для ПК, и сделала их доступными самой широкой аудитории. Это еще один шаг к глобализации и популяризации видеоигр. Предыдущий был сделан Nintendo с ее Wii, теперь настала очередь Sony.
PSN и установка игр
Вторая революция Sony лежит в иной плоскости. Разговоры о том, что цифровая дистрибьюция убьет розничную торговлю, начались чуть ли не в начале двухтысячных. Мечты о том, что еще чуть-чуть — и больше не нужно будет складировать десятки коробок на полках, тешили нас все предыдущее поколение, но на деле покупать игры в цифре было не слишком-то удобно.
Сервера PSN раздавали игры с какой-то смешной скоростью, причем всегда непропатченные версии. Качаешь ты два дня какой-нибудь Resistance 3 , а потом — оп-па! — будь добр, поставь еще обновление весом в полтора гигабайта. Скачка — минимум час, установка — как повезет, а во время инсталляции запрещалось что-то делать — консоль простаивала.
Так вот, все эти ужасы наконец-то в прошлом. Вставил диск, нажал «Играть» — пошло-поехало. Никакой полоски «Установка» на сорок минут, все происходит на фоне. То же касается цифровых версий. Например, Killzone: Shadow Fall весит почти сорок гигабайт, но достаточно скачать чуть больше семи — и можно начинать прохождение. Будущее уже наступило!
[[BULLET]] Sony решила кучу проблем с логистикой одним решением — сделать на старте лишь одну модель на 500 гигабайт. Все интересующее можно докупить, а жесткий диск легко меняется на более объемный.
PSN работает в несколько раз шустрее прежнего, игры качаются быстро (по крайней мере, на момент написания статьи), загрузка автоматически ставится на фон. Если раньше ты буквально заставлял себя делать покупки — так это было неприятно и унизительно, в отличие от Steam, — то теперь из магазина не хочется вылезать. В организации еще куча проблем, игры отсортированы как попало, а видео- и аудиоконтента просто нет, но российское отделение Sony намерено все привести в порядок и договориться с местными производителями музыки и фильмов. Главное, что устройство магазина налажено, а уж его наполнение — вопрос времени.
Но если отсутствие сервисов и большой библиотеки игр на старте мы понять можем, то почему к запуску не могли подготовить минимальный функционал, уже давно существующий на PS3, — не представляем. Так, если вы захотите банально послушать на PS4 диск, у вас ничего не выйдет, незадолго до релиза поддержку CD выпилили. Планируете при помощи стриминга с компьютера посмотреть кино (напоминаем, Video Unlimited и Music Unlimited пока не запущены)? Не-а, не получится. Вы даже не сможете поменять тему оформления — такого пункта меню просто не существует.
Понятно, что все это когда-нибудь на PS4 появится, но почему нельзя было сделать к сроку? Пару эксклюзивных стартовых игр разработать успели, операционку оптимизировали, но как только зашла речь о сменном оформлении — тут же упали замертво от усталости. Смешно и обидно.
[[BULLET]] Благодаря особому заднему покрытию и новой форме корпуса DualShock 4 сидит в руках как влитой.
Кого-то еще наверняка расстроит, что японцы решили ввести плату за мультиплеер, но вот по этому поводу мы бы не стали сильно грустить. Бесплатный онлайн являлся одним из притягательных плюсов PS3 в глазах покупателя, но сам по себе был большой кучей минусов — уже названная ужасная скорость загрузки данных, высокий пинг, лаги, неудобный интерфейс PSN… Теперь же нас в кои-то веки ждет комфортный мультиплеер.
К тому же в случае с PS Plus платить очень даже разумно. Скажем больше — странно не платить. Сервис, годовая подписка на который обойдется вам в 1950 рублей (то есть 162,5 рубля в месяц), дарит уйму отличных игр, причем не для одной, а для целых четырех платформ (старушка PSP тоже в строю).
В ноябре, например, подписчики получили Contrast и Resogun для PS4, GRID 2 и Guacamelee! для PS3, а также Sonic & All-Stars Racing Transformedи Grand Theft Auto Liberty City Stories для «Виты» (последняя работает в том числе и на PSP). И это еще относительно бледный месяц! Скажите, ну кто в здравом уме откажется от шести игр за 160 рублей?
Возможно, пользователи Xbox Live. Зачем им такое грабительское предложение, когда в этом месяце обладатели золотого статуса получили Gears of War (вышла больше семи лет назад) и Shoot Many Robots (трехкопеечная аркада, которой полтора года назад «Игромания» поставила четыре балла).
Шутки шутками, а Microsoft действительно нужно что-то делать. Либо снижать цену подписки, либо уже предложить нормальные игры. Иначе есть все шансы, что в этот раз битву за онлайн выиграет Sony.
Геймпад: возможности и удобство
DualShock 4 — самый удобный геймпад в истории человечества. И точка. Кого бы мы ни спрашивали — друзей, коллег по редакции, западных журналистов, разработчиков, — все в один голос твердят, что это лучший контроллер, который им доводилось видеть.
В чем же кроется его успех? Прежде всего — в форме. Новый DualShock так хорошо сидит в руках, что его не хочется выпускать. Не придется делать частые «пит-стопы» даже особенно потливым — специальная задняя поверхность, выполненная из фактурного пластика, не дает геймпаду выскользнуть, да и просто очень приятна на ощупь.
Стики стали более тугими и плавными, а также сменили форму — теперь сверху появились ложбинки. Казалось бы, мелочь, но насколько же комфортнее от этого играть: подушечки пальцев лежат как родные и не слетают в особо жаркие моменты.
Курки L2 и R2 приняли изогнутую форму, что тоже хорошо отразилось на эргономике. Увы, в стартовой линейке PS4 не было серьезных гоночных симуляторов, чтобы мы могли в полной мере оценить их плавность, но в той же Rivals реакция весьма и весьма подробная, рассчитать скорость можно довольно точно.
[[BULLET]] А вот выглядит геймпад совсем не так круто, как DualShock 4. В кадре рядом с ним лежит моногарнитура, поставляемая в комплекте.
Про волшебную кнопку «Share», расположенную слева, мы уже сказали. Ровно на том же месте с правой стороны находится «Options» — это давно напрашивавшаяся замена «Start». Кнопка «Начать» уместна лишь на аркадных автоматах, в компьютерных же играх мы ее нажимаем только для того, чтобы покопаться в настройках, — так почему бы не переименовать?
На своем привычном месте висит кнопка «PS». Если ее зажать, появится меню, где можно отрегулировать настройки звука и микрофона, перевести консоль в ждущий режим, выключить игру или сразу приставку. В свою очередь, короткое нажатие перенесет вас в главное меню — переход занимает ровно одну секунду. Если вспомнить, что на PS3 во время даже самой простенькой игры можно было максимум переключить контроллер, — прогресс налицо.
Сверху по центру красуется нажимаемая тач-панель, и неспроста — Марк Церни работал не только над созданием PS4, но и PS Vita. Судя по всему, панель добавили в первую очередь для хитрого кросс-платформенного взаимодействия, но уже сейчас виден ее потенциал в привычных жанрах. Помимо очевидного использования для навигации (карта в Assassin’s Creed 4: Black Flag ), на нее можно повесить выбор способностей (Killzone: Shadow Fall), прохождение интерактивных сцен, мини-игры и черт знает что еще. Вариантов тьма, и нам не терпится их увидеть.
Геймпад: аугментированная реальность
На верхнем торце DualShock 4 находится световой индикатор красивой формы, отслеживающий перемещение геймпада в пространстве, — и это еще одна в перспективе очень крутая технология.
По сути, разработчики взяли и засунули Move, свой фирменный моушен-контроллер, в новый джойстик. Да, DualShock 4 даже отдаленно не напоминает пистолет, волшебную палочку или рукоятку меча, но, если взять геймпад в руки, камера будет распознавать не только его движения, но и ваши.
Лучше всего возможности сенсора показывает встроенное приложение Playroom. В нем вам доступны разные мини-игры, включая какой-нибудь аэрохоккей, но главное развлечение — возня с маленькими роботами, которые живут… в геймпаде! Если поднести динамик (располагается под круглой кнопкой «PS») поближе к ушам, вы услышите оттуда сдавленный писк толкающихся жестянок.
Как же их оттуда высвободить? Легко — быстрыми щелчками по тач-панели вы буквально стряхиваете роботов в свою гостиную. Ну а дальше начинается Kinect чистой воды. Вы можете расталкивать бедняг руками, пинать ногами (ударом можно даже «воткнуть» робота прямо в воображаемый экран телевизора), дергать, двигать…
[[BULLET]] NBA 2K14 — одна из немногих игр этого сезона, которая на PS4 действительно дарит новые ощущения. Обратите внимание на левый нижний угол — NBA установилась лишь на 8%, но это не мешает нам в нее играть. Фантастика.
При этом роботы будут хвататься за вас, друг за друга и всячески взаимодействовать с объектами, которые для начала нужно… нарисовать. Вот вам и простенький пример того, как планшет может быть использован в игре. Начертили кружок, раскрасили синим, дернули в сторону PlayStation Camera — и в вашей гостиной появится мяч соответствующего цвета, которым роботы примутся играть в импровизированный волейбол.
Ну а когда вам надоест расшвыривать жестянок по комнате, зажимаете крестик и «засасываете» их геймпадом обратно домой. Но на этом еще не все. Вы можете заглянуть внутрь DualShock и посмотреть, чем же там занимаются роботы, выключить им свет (для этого надо перекрыть световой индикатор ладонью), повертеть контроллер в разные стороны, чтобы они повалились друг на друга, и задать им ритм для танца, постукивая по тач-панели. Словом, развлечение до боли простое и явно не долговременное, но веселое и дарит необычные ощущения.
Если вы хотите доказать своим родителям, сестре или девушке, что PS4 стоит своих денег и там не только «кровяка и стрельба», то покажите им Playroom — люди, не увлекающиеся видеоиграми, определенно будут впечатлены.
Геймпад: три с половиной миллиметра
Наконец, о последней особенности геймпада: на нижнем торце у него есть разъем 3,5 мм, предназначенный для моногарнитуры, идущей в комплекте. С ее помощью вы сможете вести прямые трансляции, оставлять друзьям аудиосообщения, болтать в чате и управлять системой голосом. Если произнести в микрофон «PlayStation», снизу высветится список доступных команд. Основные: «Home screen» (возвращение в меню), «Back to game» (назад к игре), «Take a screenshot» (снять скриншот), «Log in» (сменить пользователя) и «Power» (выключить консоль или перевести в ждущий режим).
Русский пока не поддерживается — разработчики собираются добавить часть европейских языков лишь в следующем году, — но PS4 очень лояльно относится к акценту, да и список команд простейший, запомнить и выговорить сможет кто угодно.
[[BULLET]] Battlefield на PS4 почти ни в чем не уступает ПК-версии. Кое в чем даже выигрывает: если у вас есть PS Vita, то благодаря функции Remote Play вы сможете играть в мультиплеер четвертой «Батлы», хоть стоя на балконе, хоть сидя в туалете. Шэринг шэрингом, а вот это настоящая революция!
Ощущения от голосового управления предельно приятные, хоть и не новые: на Xbox 360 оно появилось гораздо раньше, Siri на устройствах Apple видели многие, да и, в принципе, технология существует давным-давно. К слову, необязательно каждый раз надевать наушник; если вы установите камеру, приказы можно будет отдавать ей — в корпусе предусмотрен микрофон.
Многие интересовались, можно ли подключить к DualShock самые обыкновенные стереонаушники, например от того же айфона, и с их помощью играть. Ответ — да, можно. Надо лишь зажать кнопку «PS», выбрать пункт «Отрегулировать устройство» и в пункте «Наушники» нажать «Все звуки».
Но лучше прибегать к опции только в крайнем случае — если вы играете ночью и не хотите разбудить родных или у вас вдруг сломались колонки. Потому как звук в некстген-играх шикарный — очень глубокий, качественный и дорогой. Очень рекомендуем задуматься о многоканальной аудиосистеме или на худой конец взять комплект с сабвуфером — без мощных басов в блокбастерах делать нечего.
Игры
Настала очередь рассказать о главном — играх. Как ни крути, а именно они оправдывают покупку консоли.
В стартовой линейке PS4 на самом деле достаточное число тайтлов, в отличие от популярного мнения. Эксклюзивов мало, но в расчет берутся не только они — не стоит забывать, что не все играют на ПК, да и многие намеренно не стали покупать игры текущего поколения, доступные в некстген-версиях.
На момент написания в магазине было двадцать семь проектов, которые мы для удобства разбили на четыре категории.
Полунекстген
Первая группа — осенние блокбастеры, предлагающие на PS4 гораздо более качественную графику. Среди них Battlefield 4 , Assassin’s Creed 4: Black Flag, Call of Duty: Ghosts и Need for Speed: Rivals.
Внимание, если вы уже купили какую-либо из этих игр для PS3 (кроме NFS, она не входит в программу), то в коробке наверняка видели особый код. После его активации вы сможете сделать в PSN апгрейд до некстген-версии всего за 350-380 рублей.
[[BULLET]] Playroom. Это промокадр, но примерно так все и выглядит.
Обладателям мощных компьютеров можно не дергаться, ну а те, кто, например, не мог насладиться всеми прелестями роскошного мультиплеера BF4, теперь получили шанс понять, что же на самом деле задумывали разработчики: игра выдает отличный фреймрейт и выглядит ничем не хуже, чем на ПК. То же относится к остальным участниками списка.
Что касается локализаций, то тут как придется. В случае с AC4 все хорошо — перевод переехал из PS3-версии. С продуктами EA все несколько сложнее: BF4 вышла с озвучкой (переключить язык нельзя), а у FIFA и Rivals даже субтитры не переведены — русская только документация. Ну а у NBA Live и того хуже — все на английском.
Но если информация о версиях игр Electronic Arts хотя бы есть в открытом доступе и случайно вы не попадетесь, то с Ghosts вышел казус — игра почему-то работает на английском, хотя надпись на коробке гласит «Полностью на русском языке». Мы связались с «Новым диском», и представители компании признались, что получили много жалоб, — судя по всему, ошибка возникла по вине Activision. Увы, сказать наверняка, как и когда будет решена проблема, мы пока не можем. Надеемся, что хватит обычного патча в PSN.
Спортсимы
Вторая группа — спортивные симуляторы. Здесь все куда интереснее. О Madden NFL 25 мы ничего не скажем по понятным причинам — в наших широтах американский футбол никому не интересен, — но остальные игры изучили вдоль и поперек.
FIFA 14 поначалу кажется почти такой же, как и на PS3, но дьявол в деталях — здесь куда лучше физика. Это сложно передать словами и сложно разглядеть на видео, но все, кто знаком с серией, голословно подтверждают: PS4-версия более реалистичная, увлекательная и непредсказуемая. Графика тоже стала красивее, но не сказать чтобы намного, особого скачка в качестве мы не заметили — лица чуть детальнее, травка приятно колышется, зрителей больше, но это все мелочи.
NBA 2K14 сохранила все режимы из младшей версии, но в основе это почти другая игра. В разделе рецензий среди минусов симулятора мы назвали отсутствие новизны — так вот, к PS4-версии это не относится.
Мы не уверены, что разработчики сменили движок, но как минимум сильно его доработали. Физика столкновений стала гораздо точнее. Если на скорости врезаться в противника (при этом не нажимая кнопки отбора), есть все шансы, что он потеряет мяч, а в особо запущенных случаях игрок может улететь на скамейку запасных — и в прямом, и в переносном смысле.
[[BULLET]] На сегодняшний день приложение PlayStation App практически бесполезно. Ждем новых функций.
Лица баскетболистов теперь невозможно отличить от настоящих — хорошо переданы черты и даже мимика. Со лба натуралистично стекает пот, футболки намокают. Больше никаких спрайтовых зрителей — на трибунах сидят полноценные 3D-модели. Даже заставки теперь трехмерные! Словом, все хорошо, только главный косяк так и не поправили: во время крупных планов спортсмены неестественно дергают головой. В игре колоссальное число анимаций, они до невозможности плавные и очень красивые, — но увидишь в перерыве, как какого-нибудь Леброна хватил «приступ робота», и впечатление портится.
Тем не менее пока что NBA 2K14 чуть ли не единственная игра, которую прямо-таки обязательно нужно купить на PS4. И это тот случай, когда качественный товар обойдется дороже: если другие проекты апгрейдятся за 350-380 рублей, то прокачка NBA обойдется почти в 600 рублей. Но оно того стоит.
Другой же баскетбольный симулятор — NBA Live 14 — не оправдал возложенных ожиданий. В EA обещали наконец-то вернуться в нишу и показать 2K, что порох в пороховницах еще остался. Как оказалось, не лукавили — остался. Но отсырел настолько, что его больше нельзя использовать по предназначению. Так что у 2K14 в этом году нет конкурентов.
Халтурная мультиплатформа
Третья группа — практически нетронутые порты. Отличает их от каррентген-версий лишь слегка подтянутое разрешение да расширенный социальный функционал, но это заслуга консоли, а не разработчиков. Если вы еще не поиграли в Injustice: Gods Among Us — Ultimate Edition , Angry Birds: Star Wars , LEGO Marvel Super Heroes , Skylanders SWAP Force , Trine 2: Complete Story и Just Dance 2014 , то можете сделать это на PS4.
Подробно о них рассказывать не имеет смысла — каждую из этих игр мы уже отрецензировали (некоторые — в этом номере). Лишнего упоминания заслуживают только Injustice и Trine 2, для которых предлагаются чуточку дополненные версии. В первом случае игра содержит все вышедшие DLC, во втором — дополнительный уровень Dwarven Caverns (был еще в Director’s Cut) и поддерживает стереоскопическое 3D. Согласитесь, негусто.
На отшибе перечисленной мультиплатформы осталось инди, которое не стоит вашего внимания и денег, — Super Motherload и Putty Squad , обе дешевые, скучные и некрасивые. Их авторы явно надеялись подзаработать под шумок, пока для платформы не так много игр. Не покупайте ни в коем случае.
Free-to-play
Третья группа — условно-бесплатные проекты. То, о чем все так долго говорили, произошло — модель free-to-play начала уверенное наступление на консольный рынок. Во многих смыслах первопроходцами стали белорусы из Wargaming.net , сделавшие качественную версию World of Tanks для Xbox 360, но только сейчас явление приняло массовый характер.
В день европейского лонча в PSN уже красовались Warframe , Blacklight Retribution , DC Universe Online и War Thunder. Последняя игра — особая гордость. Это первый случай в истории индустрии, когда российская игра выходит на старте большой консоли. Вы можете как угодно относиться к жанру, PS4 или творчеству Gaijin Entertainment , но не уважать столь значимое достижение нельзя.
Касаемо остальных проектов сказать особо нечего. Все нормально запускаются и симпатично выглядят, но ни капли не отличаются от того, что мы видели на ПК. Warframe выделяют только сеттинг и визуальный стиль — мало где увидишь эдаких бронированных киберниндзя, вооруженных катанами и огнестрелом.
[[BULLET]] Главный экран консоли. Система предлагает посмотреть Facebook-страницу выбранной игры и ее концепт-арт. Снизу, как видите, выползла полоска с перечнем голосовых команд.
Сама игра до ужаса скучная и невыразительная, дольше получаса в такое играть невозможно: стрельба кривая, сюжет никакой и рассказывается в диалоговых меню, на уровнях ничего не происходит. Лучше даже не пробовать.
Blacklight Retribution заметно лучше — вменяемый шутер, который может вам первое время заменить что-нибудь из высшей лиги. Но сравнения с мультиплеером той же Killzone он не выдерживает.
Наконец, MMO по мотивам DC-комиксов — не лучше и не хуже других версий. Если вы не играли в нее на ПК и любите жанр, то поиграть стоит, ну а если интересуетесь комиксами — это почти обязательная загрузка. Игра довольно дружелюбна к пользователю и больше направлена на экшен, чем на развитие персонажа, — бои крайне стремительные, а в кадре постоянно появляются знаменитые герои.
First-party
Четвертая группа — игры издаваемые самой Sony (в принципе, DC Universe Online тоже к ним относится, но она куда уместнее в зоне free-to-play).
Про Contrast и два больших эксклюзива — Killzone: Shadow Fall и Knack — вы можете прочитать чуть дальше по течению, ну а здесь мы пробежимся по другим проектам.
Порты Flower и flOw от студии Дженовы Чена (увы, информации о переносе Journey все еще нет) нельзя назвать образцовыми — нового функционала в них ноль целых ноль десятых. Но thatgamecompany вновь напомнили нам, какие это потрясающие игры.
[[BULLET]] Окно «Вживую с PlayStation». Мы наблюдаем, как человек с прекрасным ником bakabaka666 играет в Knack. Кнопка «Участвовать» у нас так и не заработала, но в перспективе вы сможете по нажатию присоединиться к транслируемому матчу.
Flower в 1080P — что-то волшебное. Крутя геймпадом в разные стороны, вы управляете лепестком, который проносится через высокую густую траву и собирает другие лепестки. «Обокрали» все цветки на желтоватой лужайке — она приняла сочный зеленый цвет; переходим к следующему. Геймплей предельно простой, но удовольствия игра приносит массу. Чистейший медитативный опыт.
Sound Shapes и Escape Plan не поменялись ни капли. Обладатели версий для «Виты» или PS3 могут получить их бесплатно по программе Cross Buy.
Resogun — очень хороший скролл-шутер в духе старых аркадных автоматов, где вы без остановки уворачиваетесь от пуль многочисленных противников, стреляете в ответ, собираете здоровье и пауэрапы. Вдобавок здесь нужно успевать эвакуировать маленьких человечков, окрашенных почему-то в зеленый цвет, прямо как в какой-нибудь Dessert Strike для Sega Mega Drive, — подбираем и везем на базу.
В игре есть только одна круглая арена, но играть на ней можно до бесконечности — геймплей здесь самодостаточный. Это и главный плюс, и главный минус Resogun. У прошлогодней Sine Mora (девять баллов от «Игромании») с реиграбельностью тоже все было в полном порядке, но она также предлагала отличную графику и сумасбродный сюжет, героями которого были говорящие на венгерском (!) бизоны и лисицы (!!), а врагами — стимпанк-роботы с волшебными именами Kolobok, Matushka и Papa Carlo. Resogun же до подобных изысков далеко.
Вердикт
На сегодняшний день PS4 не может похвастать большой библиотекой эксклюзивных игр. Сервисы кино и музыки не работают. Функционал системы довольно жестко ограничен: песен не послушать, фильм через стриминг не посмотреть. Обратная совместимость с играми для предыдущих PlayStation появится только в следующем году. Да, все это так, и радоваться здесь нечему. Но! Во-первых, перечисленные проблемы скоро исправят — не доверять Sony оснований у нас нет. А во-вторых, нельзя не заметить, что японцы исправили кучу проблем, мешавших PS3 раскрыть свой потенциал.
Новая консоль очень мощная и, что важно, простая в архитектуре. Не в том смысле, что ее собирали дилетанты, — просто инженеры Sony очень плотно общались с разработчиками, когда создавали свою приставку. А потому делать игры для PlayStation 4 во много раз легче, чем для ее предшественницы.
[[BULLET]] Фиксируется все, что произошло с вами в игре, в виде удобной ленты событий. Во всем дизайне интерфейса чувствуется сильное влияние Facebook.
Все, что связано с софтом, тоже на высоте — любые манипуляции с меню доставляют только радость и никакого раздражения, все работает предельно быстро и точно. Игры запускаются, не успев скачаться. PSN наконец-то привели в порядок. Геймпад — потрясающий. Кнопочка «Share» и связанные с ней возможности — революционные.
Сейчас PS4 — это не идеальная консоль, но очень перспективная основа, на которой может вырасти сильная экосистема и куча прекрасных игр. В Sony сделали все возможное, чтобы показать нам ее потенциал уже на старте, и им это удалось. Но ответить на вопрос, стоит ли покупать консоль уже сегодня, можно только самостоятельно.
Если вы хотите стать частью исторического процесса и с самого начала наблюдать, как PS4 за пару лет превратится в нечто принципиально иное, — берите обязательно. Если вы почти не проводите время за компьютером и намерены играть на приставке в мультиплатформу — тоже смело покупайте.
Ну а если вас интересуют исключительно крутые эксклюзивы уровня Uncharted — стоит немного подождать. Но сильно не затягивайте — уже в следующем году нас ждет немало отличных игр, первой из которых станет inFamous: Second Son.
О других готовящихся для PS4 проектах вы можете прочитать на соседних страницах, ну а мы пойдем играть в Knack — к сожалению, без канадской бабушки, но определенно с ее энтузиазмом.
Grand Theft Console
На что идут люди, когда торрентов уже недостаточно
Запуск консолей неизбежно связан с криминалом, и поклонники видеоигр от опасности не застрахованы. Типичный сценарий — радостный покупатель держит в руках условную GTA 5, выходит из магазина и потом получает по голове от грабителей. Константы и переменные могут меняться: нехорошие люди уже проникают в дома и воруют PS4, но чаще всего просто угрожают оружием и отбирают девайс. Консоль от Sony начали продавать совсем недавно, но историй про мошенничество и грабеж уже достаточно.
[[BULLET]] Айден Пирс скоро будет играть в Killzone 3.
Первый тревожный звоночек был еще до релиза консоли. Десятилетний Тони Сандерс из Пенсильвании не стал выпрашивать у родителей PS4 и твердо решил заработать на подарок сам. Настоящая американская история: парень начал продавать лимонад и день за днем приближался к заветной сумме.
Бизнес процветал до того момента, как к Тони не подошел мальчик постарше и не предложил юному продавцу поделиться деньгами. В руках у парня было пневматическое ружье, но Сандерс решил не сдаваться без боя и проиграл. Всю дневную выручку Тони отдать все же пришлось, но справедливость, если что, восторжествовала. Малолетнего преступника поймали, а Сандерс в худшем случае потерял бы только $30.
Повышаем ставки. Два предприимчивых товарища решили перепродавать консоли по завышенной цене, потому что всегда найдется нетерпеливый человек с кучей денег. Схема нехитрая: стоим в очереди и покупаем девайс за рекомендованную розничную цену. Партия PS4 быстро кончается, а те, кто не успел ее купить, идут на серый рынок.
Два товарища вывесили объявление на местном «Авито» и стали ждать, пока кто-нибудь не заплатит за приставку почти в два раза больше — $700. Покупатель нашелся быстро, но оказался не так прост — заплатил фальшивыми купюрами и потом еще пригрозил горе-предпринимателям стволом. К счастью, в этой истории никто не пострадал.
[[BULLET]] А Гаррет уже играет.
Но не все сделки обходятся без жертв, причем независимо от места действия. Эммануэль Джонсон, например, договорился встретиться с продавцом у полицейского участка — для безопасности. Но все пошло не так: покупатель и продавец не дошли до пункта назначения и начали стрелять друг в друга. Неизвестный получил тяжелое ранение, а Джонсона доставили в больницу, где он умер.
Самый же первый криминальный случай c PS4 зарегистрирован в Калифорнии. Покупатель собирался сесть в машину, как к нему подошел человек в маске и начал угрожать пистолетом. Консоль пришлось отдать, после чего преступник быстро скрылся. Но жертва не стала унывать, позвонила в полицию и рассказала про автомобиль грабителя.
Тачку нашли быстро. Внутри полицейские обнаружили муляж пистолета и юношу, но не PS4. Ушлый грабитель успел передать консоль своему подельнику, которого нашли в доме неподалеку. Чуть позже копы установили личности преступников — это двадцатилетний Морис Бойд и девятнадцатилетний Маркус Дженкинс.
Урок из всех этих историй очень простой, но полезный: если вы решили купить консоль, то обязательно будьте начеку и соблюдайте хотя бы самые простые правила предосторожности. Предновогодняя суматоха — прекрасное время для грабителей, а вероятность того, что на помощь кому-нибудь придет Бэтмен из Arkham Origins — почти нулевая. — Ян Кузовлев