15 декабря 2013
Обновлено 17.05.2023

Каменное лицо. Knack

Каменное лицо. Knack - изображение обложка

В геймскомовском превью на Knack мы писали: «Марк Церни приложил руку почти ко всем самым громким приключенческим хитам Sony. Какова вероятность, что он сделает плохую игру в своем любимом жанре? Мы бы сказали, что практически нулевая». Прогноз оправдался. Knack — это качественный экшен-платформер с правильной структурой уровней, правильным дизайном врагов и правильными способностями героя.

Здесь нет ни одного кривого этапа или непроходимого момента, нет чересчур легких эпизодов — это хорошо сбалансированная игра, которая одинаково интересна на любом промежутке прохождения. Ее ни в коем случае нельзя назвать великолепной или прорывной, но столь проработанные тайтлы на старте консоли появляются очень редко.

И хочется, и колется

В интервью Марк говорил, что Knack понравится сразу двум категориям людей. Тем, кто соскучился по олдскульным экшенам вроде Crash Bandicoot и Jak and Daxter (Церни работал над обеими сериями), и тем, кто только начинает знакомство с играми. Более того, главный архитектор PS4 как-то заявил (на японском!), что Knack может запросто стать вашей первой игрой в жизни и никаких проблем с прохождением все равно не возникнет — мол, на низком уровне сложности с ней справится даже ваша бабушка.

Каменное лицо. Knack - фото 1

[[BULLET]] Деревянный Нэк может загореться от огненных стрел лучников. А потом подпаливать своими ударами окружающих.

Как оказалось, это не совсем правда. Разница между «Легко» и «Тяжело» довольно грубая: в первом случае вы просто получаете меньший урон за пропущенные удары, а анимации врагов теряют в скорости: если бежать вперед не останавливаясь, можно перехватывать их атаки и пройти уровень, не получив повреждений. В свою очередь, уже на «Нормально» нужно стараться — рассчитывать замахи противников, постоянно использовать рывок, чтобы уворачиваться от стрел (ракет, камней, кислоты, заклинаний), и без конца прыгать.

Вообще говоря, это нормальная практика, но после бесконечных разговоров о доступности Knack мы ожидали чего-то другого. Так, по признанию продюсера игры Юсуке Ватанабе, его подчиненные выточили на 3D-принтере специальную большую версию DualShock 3 (новый геймпад тогда еще был в прототипах), в два раза крупнее обычного. Сделали они это для того, чтобы хоть как-то представить, что чувствует ребенок, когда берет в руки гигантское для себя устройство с шестнадцатью кнопками. И, наверное, правильно представили — управление в игре очень простое, удобное и отзывчивое, триггеры и шифты вообще не используются. Но говорить о том, что Knack подойдет для людей, не знакомых с играми, — большое преувеличение.

В душе это чисто хардкорная игра. Вы можете выбрать режим на двоих и поставить легкий уровень сложности, но без базового игрового опыта здесь делать нечего. Knack как минимум требует разобраться с платформенной частью — тут нередко требуют перепрыгивать препятствия и ходить по узким балкам. Для заядлого игрока, конечно, ничего сложного, но если это действительно ваша первая игра в жизни — не миновать слез от осознания своих скромных возможностей.

Старая школа

Если же вы понимаете, куда и зачем пришли, вам предстоит увлекательное приключение. Knack действительно понравится поклонникам Crash Bandicoot — дизайн уровней и противников здесь выполнен с не меньшим тщанием. Недостаточно одной лишь реакции, тут нужно думать, кого вырубить первым, чем его вырубить, как его вырубить.

Разбираться в поведении нового врага — одно удовольствие, чуть ли не схватка с мини-боссом. Один гоблин швыряет лезвие-бумеранг, а приблизившись, бьет колющим ударом. Другой рьяно кружит вместе с дубиной, ни на секунду не останавливаясь. Третий стреляет из лука, причем постоянно выбирает разное число стрел (хоть три) и промежутки между залпами. Киборг подлетает на джетпаке, резко атакует энергомечом, а потом прыгает ввысь и метает электрический заряд. Каменный колдун, защищенный магическими укрытиями, пуляет кристаллами, постепенно открываясь для атаки. И так далее и тому подобное. С разнообразием видов, размеров и паттернов врагов все в полном порядке — каждый уровень предлагает новый вызов.

Каменное лицо. Knack - фото 2

[[BULLET]] Боссы подчас попадаются отменные — финальный так и вовсе загляденье.

Арсенал же Нэка, напротив, невелик: простой удар и удар с воздуха. Остальное — спецприемы, которые выполняются за счет энергии желтых кристаллов, раскиданных по уровню. Всего их три: взрыв, который сносит всех вокруг ударной волной (выглядит потрясающе, главный герой буквально разлетается на тысячи частиц, а потом собирается обратно); ураган — Нэк чуть уменьшается в размере, а вокруг него начинает кружить смертельный мини-смерч из реликтов; энергоудар — герой собирает из своих частичек шары и пуляет во врагов (удобно против стрелков, стоящих на возвышении).

На каждый спецприем тратится одна шкала энергии, и заполняется она на удивление долго. Если вы где-то застряли без запаса «маны» и не можете одолеть сильную группу гоблинов, суперудар вам поможет. Правда, пока насобираете нужное число кристаллов, придется совершить три-четыре длинных захода — контрольные точки расположены слишком далеко друг от друга. Это довольно сильно раздражает, хотя кто знает — пока будете бегать, может, сами все пройдете, без спецприемов.

Я расту

За все тринадцать этапов, разбитых на несколько эпизодов каждый, структура игры не меняется. В начале уровня вы играете за Нэка-малыша, он смешно семенит ножками и вынужден вплотную подбираться к врагу для удара — даже маленький дроид-охранник для него велик, а противники-люди и вовсе кажутся великанами.

Потом герой «впитывает» побольше реликтов (подойдут также лед, дерево, разные камни и металл) и начинает походить на небольшую гориллу. Некогда крупные противники становятся р о вней. Но баланс при этом не рушится — на вас вовремя насылают здоровенных роботов с бурами, мечами и плазмометами, которые не дают почувствовать себя всемогущим.

Каменное лицо. Knack - фото 3

[[BULLET]] В кооперативе один человек играет за Нэка, другой — за его металлического двойника. Играть вдвоем приятно, но ничего особенного не ждите: дизайн уровней под второго игрока особо не затачивался.

Наконец, Нэк разрастается до совсем уж неприличных масштабов. В основном это случается на особых этапах, которые легче всего описать фразой «каменный Кинг-Конг в каменных джунглях». Людишки кажутся жалкими муравьями, а роботы — тараканами. Таких только давить, можно даже не размениваться на удар.

Если дело происходит в городе, герой лазает по небоскребам, ломает многотонными кулаками стены, крушит танки, а потом швыряет их остовы в истребители. Если же мы находимся в экзотической стране, а вокруг ожившие воины из горных пород, размахивающие мечами-кристаллами, — начинается натуральная битва титанов — жесткие драки формата один против трех, напоминающие какой-нибудь beat em’ up.

Подобные эпизоды вносят толику разнообразия в монотонную механику: да, константы геймплея остаются неизменными, но разработчики правильно смещают акценты, чтобы вы могли отдышаться.

Современного игрока, привыкшего к мини-играм на каждом повороте, наверняка смутит, что, кроме прыжков с боями, в Knack почти ничего нет: прошел кусочек уровня — посмотрел ролик, подрался с боссом — посмотрел ролик. Если вы не любите детские истории (проект все-таки семейный) и хотите, чтобы игра вас постоянно удивляла, Knack можно даже не включать, разочаруетесь.

Но если вы понимаете, в чем прелесть жанра, и выросли на классике PlayStation, то получите от прохождения удовольствие. Это предельно уютная и приятная игра, которая порадует хардкорным геймплеем и красивой картинкой.

Марк Церни, может, и не выполнил все свои обещания, но главное сдержал — подарил нам игру, которую не стыдно сравнить с Crash Bandicoot.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

7

Графика:

8

Звук и музыка:

8

Интерфейс и управление:

9

Дождались?

Knack не поражает воображение ни графикой, ни геймплеем, но это очень качественный олдскул с атмосферой доброго приключения. Всем поклонникам Crash Bandicoot играть обязательно.

Рейтинг «Мании»: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь