РВеМ тебя за пятку! Прошлое и настоящее игр по электронной почте
Нет, не пугайтесь. В названии статьи написано не ругательство на иностранном языке. Это всего лишь аббревиатура, которая расшифровывается как “игры по электронной почте” ( Play By E-Mail ). PBeM игры отличаются от своих собратьев в основном тем, как происходит сам процесс игры. Если быть очень (ну очень) кратким, то он — процесс — выглядит так: вы получаете по почте с игрового сервера рапорт о текущих событиях в игре и после его изучения составляете свой приказ. Этот приказ вам нужно отправить обратно на сервер. И так далее, по нарастающей. Конечно, в PBeM играх нет того динамизма, который так важен в играх жанра Action. Но вот любители пошаговых стратегий, окунувшись в мир “почтовых игр”, должны чувствовать себя в своей тарелке, а если в дополнение ко всему вы увлекаетесь еще и RPG играми… Если вы еще до сих пор не знакомы с PBeM, то готовьтесь: в ближайших номерах “Мании” состоится первое свидание с отдельными представителями славного семейства, а пока предлагаем вашему вниманию преамбулу. У вас появился реальный шанс узнать, как развивались PBeM игры у нас… в России. К истокам Если быть честным, я точно не знаю, когда в Рунете появилась первая PBeM в ее классическом виде. Но с вероятностью в девяносто процентов могу сказать, что как только в России появился выход в Интернет — сразу же наши люди начали играть в
PBeM. У вас может возникнуть вполне резонный вопрос, откуда я это знаю. Все очень просто. В России первыми насладились возможностью поработать в Интернете ученые. Сеть была доступна в нескольких научно-исследовательских институтах. Как вы, наверное, знаете, ученые тоже люди, и люди очень умные. Как и всем, им нужен отдых. Вот как раз во время отдыха они и играли в интеллектуальные игры — например, в шахматы. Но это была не просто игра против компьютера, а с помощью компьютера против людей по другую сторону океана. Это стало возможно благодаря Интернету и играм, которые позволяли отправлять свои ходы с помощью электронной почты. Возьмите любую шахматную программу того времени (1992-1998), и с большой вероятностью вы обнаружите, что она позволяет сохранить ход, сделанный игроком, в виде текстового файла, который можно затем отправить своему оппоненту. Противник получал по почте ваш ход и загружал его в программу. После чего делал свой ход и отправлял его вам. Очевидно, что механизм игры, описанный мной выше, ничем не отличается от PBeM в том ее виде, в котором почтовые игры существуют на сегодняшний день. Но в тех играх был один недостаток — они позволяли играть одновременно только двум игрокам. Позже стали появляться и игры других жанров (не только шахматы и шашки), которые поддерживали режим “сражения” по электронной почте. Среди наиболее известных можно отметить таких “монстров”, как Panzer General 3 и Alpha Centauri. Как вы можете заметить, это пошаговые стратегии. То, что игра идет пошагово, как раз и позволило добавить в нее “почтовый” режим. По своей сути игровой процесс ничем не отличается от всем привычного. Только для того, чтобы начать играть, вам нужно сделать некоторые приготовления. А именно: указать в настройках программы ваш почтовый сервер и адрес электронной почты, указать адрес вашего оппонента. После того как вы выполните все необходимые подготовительные операции, можно приступать непосредственно к игре. Отличие от классических игр состоит в том, что после того, как вы нажмете на кнопку End of Turn (конец хода), программа не блеснет своим AI, а создаст файл, в котором будут описаны все ваши действия. Затем этот файл отправляется по электронной почте вашему сопернику. Он загрузит полученный от вас файл-рапорт в свою игру и сделает свой ход. И так будет продолжаться до окончания геймплея. Но поддержка режима игры по электронной почте в продуктах, ориентированных на однопользовательское прохождение, была реализована “до кучи”. Все дело в том, что когда Интернет стал доступен большему количеству народа, начался бум многопользовательских игр, "игр по модему”. Создатели программ пытались разнообразить и расширить список сетевых протоколов, которые поддерживались их творением, и для увеличения этого списка добавляли в игру возможность игры по почте. Но этот режим не очень прижился, и сейчас большинство разработчиков компьютерных игр не включают его в свои программные продукты. Как ни печально говорить, но, похоже, PBeM потихоньку вымирают как игры графические. Ведь “графика” много теряет, утратив динамизм, а это неизбежно, если до следующего хода придется ждать несколько часов или даже дней. К тому же сейчас существует множество игровых серверов, с помощью которых каждый желающий сможет найти себе партнера по игре в режиме онлайн (будь то шахматы или новейшая стратегия). Однако по ряду довольно банальных причин — к примеру, таких, как отсутствие денег на постоянное соединение с Интернетом или плохая линия связи — играть, скажем, в классические онлайновые ролевки бывает довольно трудно, а подчас и совсем невозможно. А играть-то хочется, причем не с компьютером, а с живыми людьми. Вот как раз в этой ситуации нам на помощь приходят PBeM. Если говорить о “почтовках” в классическом их виде (игрок отправляет приказ на сервер, который в свою очередь отправляет игроку назад рапорт о игровой ситуации), то в Сети их великое множество, и практически любой из игроков сможет найти себе игру по вкусу. Апологеты К большинству PBeM игр, которые сейчас запущены в Мировой Сети, приложил свою руку Рассел Воллес ( Russell Wallace ). Он является создателем многих “почтовиков” самых различных жанров. Но так как PBeM в подавляющем своем большинстве являются бесплатными, авторы выкладывают исходный текст программы для всеобщего пользования. Получается, что любой, кто хоть немного знаком с программированием, может создать PBeM игру на свой вкус и запустить свою собственную партию. Но пока вы не занялись созданием своей PBeM, давайте посмотрим, что же можно найти интересного в Интернете сейчас. Adventurer Kings — игра в жанре фэнтези. Здесь вы найдете монстров и магию, луки и воздушные шары — то есть все, что нужно настоящей RPG. Единственным, на мой взгляд, недостатком игры является то, что в ней есть конечная цель, и если кто-то из игроков ее достигнет — игра кончится. Atlantis — автор программы Рассел Воллес. Еще один фэнтезийный боевик. Экономика скрещивает шпагу с высшей магией. Игра позволяет вносить изменения в движок прямо по ходу геймплея, что дает возможность постоянно совершенствовать уже запущенную партию. В отличие от Adventurer Kings, у “Атлантиса” нет конечной цели. Игровой процесс бесконечен. Одни государства рождаются, другие умирают. Все как реальном мире. Galaxy — еще одно творение Рассела Воллеса. Космическая стратегия, где большую роль играет экономика и дипломатия. Игра в среднем длится 40-50 ходов. Galaxy Plus — автор Антон Круглов , на основе идеи… правильно, Рассела Воллеса. Программа представляет собой переработанную версию оригинальной версии Galaxy. Игру характеризуют сравнительно простые правила и отсутствие ограничений на число участников в партии. Judgement Day — опять Рассел Воллес постарался на славу. Фанаты Fallout , вам сюда. В игре вы не будете стрелять из луков и махать мечами. Здесь вас ждет оружие, аналогичное современному. “Трынь-Трава” — это новый и весьма оригинальный проект. Мне трудно самому охарактеризовать жанр этой игры, поэтому процитирую ее автора: “Трынь-Трава” — это очень забавная, странная и уникальная игра. Когда прочитаете правила, вам покажется, что она похожа на MTG, Galaxy или еще что-нибудь, но все это — неправда. Любая попытка классифицировать игру приведет к страшным словам вроде магическая карточная игра PBeM+PBW с элементами математической экологии.” Творцы Надеюсь, что вы найдете среди перечисленных выше проектов развлечение по душе. А я предлагаю ознакомиться с небольшим интервью, которое я взял у Гейм-мастеров игр “Атлантис” ( Дмитрий Лабутин ) и “Трынь-Трава” ( Алексей Тарасов ). Давайте попытаемся взглянуть на мир РВеМ’а глазами его создателей. Как вы ** _
впервые познакомились с PBеM играми? _Д. Лабутин:**Когда я учился на первом курсе университета, мой друг сказал, что где-то прочитал про то, что существуют игры, в которые играют по электронной почте. Мы тогда еще только осваивали Интернет и даже толком не знали, как работает электронная почта. Решили поискать информацию про подобные игры в Сети. В результате нашли правила к одной такой (почему-то тогда мы только про одну игру нашли; наверное, потому, что еще толком искать в И-нете не умели). Так вот — этой игрой оказалась Galaxy Plus на московском сервере. Правила распечатали, проштудировали и записались. Но был конец учебного года, и потому доступ к почте кончился. Регулярный доступ к e-mail появился только к середине второго курса. Вот тут и началось! Записался сразу в несколько игр. Но дальше уже другая история, не про то, как я познакомился, а про то, как я маньячил.**А. Тарасов:Это было случайно, лет пять назад нашел в Интернете Galaxy Times. Мгновенно осознал, что это — мое, записался в Galaxy+, и понеслось._Что привлекает вас в PBеM?_Д. Лабутин:**Мне нравится осознавать, что мой оппонент — это человек, а не бездушная машина. Я программист, знаю компьютер вдоль и поперек и не испытываю к нему трепетных чувств, как некоторые, кто чуть ли не одушевляет его. Всегда приятней обыграть человека, а не найти лазейку в искусственном интеллекте программы, которую не заметил программист. Я слышал много ответов на поставленный вопрос от других людей. Довольно многие говорят, что их первым делом привлекает общение с другими людьми. Про себя же скажу, что общение для меня стоит на втором месте. Может быть, со временем сама игра и общение поменяются местами, но сейчас я ставлю его на второе место. И еще мне нравятся игры с довольно-таки сложными правилами. Где их приходится перечитывать не один раз, чтобы понять все нюансы. Наверное, именно поэтому мне также нравятся RPG с их шикарными правилами AD&D.**А. Тарасов:Сложный вопрос. Главные достоинства — это возможность играть по Интернету (то есть легко найти игроков) и, в отличие от других вариантов сетевых игр, тут можно играть одновременно многим игрокам. Я, например, так и не смог доиграть хотя бы одну multiplayer игру в “Героях”, не хватает времени. Особенно если игроков больше двух. В PBeM же может легко играть 10, 20, 50 или несколько сотен людей. И каждый из них может быть не менее хитрым, умным или удачливым, чем вы. Победа в такой партии запоминается на всю жизнь. Лично меня устраивает также большая легкость создания PBeM._Как у вас появилась идея создать собственный игровой сервер?_Д. Лабутин:**Раньше я особенно над этим вопросом не задумывался. А вот сейчас пришлось серьезно пошевелить мозгами, чтобы ответить. Если честно, то, наверное, надоело быть рядовым игроком, захотелось стать одним из немногих, к кому обращаются по имени GM. В какой-то мере соблазнила и власть над игроками. Но на самом деле не все так радостно. Быть Game Master’ом — это очень ответственное занятие. За все проблемы на сервере шишки ведь сыплются именно на тебя. Твои деяния у всех на виду и подвергаются всеобщему обсуждению. Стоит отметить, что для меня быть GM’ом — это еще и финансовые затраты, хоть и небольшие. В итоге для меня содержать свой сервер — это ноша, но ноша приятная, окупающаяся благодарственными письмами от игроков, которые я иногда получаю.**А. Тарасов:Ну, игры я делал всегда, а начав играть в Galaxy+, решил попробовать сделать PBeM._Играете ли вы в PBеM сейчас?_Д. Лабутин:**Да, конечно. Это Galaxy Plus, VGA-Planets, Refl, Atlantis. Еще играл в “Мафию” и “Остракизм” по одному разу. Играл и в Klip — пока проект не закрылся. В ближайшее время собираюсь освоить Adventurer Kings. Не исключено, что и в других играх меня можно будет встретить.А. Тарасов:Сейчас в основном не играю, лично мне больше нравится их делать. Поигрываю в свою “Трынь-Траву”._Какие, по вашему мнению, есть достоинства у вашей игры, которых нет в других PBеM?_Д. Лабутин: Изменение правил по ходу партии. На первый взгляд это может показаться отрицательным моментом, но на самом деле это не так. Правила меняются только по желанию самих игроков. По
каждому вопросу проводится голосование, которое может повлечь за собой изменение параметров игры. В ближайшее время в нашем Atlantis’е планируется введение квестов. Из имеющихся отличий основное — это оригинальное распределение Fraction Points (кто играл в Atlantis, понимают, о чем идет речь, а кто еще нет — милости просим). А также ручной контроль над тем, чтобы каждый управлял только одной фракцией, чтобы не было так называемых “зомбей”. А. Тарасов: Ну, если говорить о “Трынь-Траве”, то эта игра — сплошная изюминка. Я затрудняюсь ее с чем-то сравнивать. Вообще говоря, это очень смешная магическая карточная игра (наподобие MTG ) по мотивам “песни про зайцев”. В нее очень интересно играть, она достаточно нетривиальная. Есть где применить ум и хитрость. С другой стороны, в нее можно начать играть сразу, не сильно вникая в правила, а разбираясь по пути. Хотя, конечно, чтобы стать асом, правила прочесть необходимо. Очень важным плюсом является, на мой взгляд, возможность легко запустить игру для себя и своих друзей. Как вы оцениваете популярность PBеM в России на данный момент и какие, по вашему мнению, есть перспективы развития? Д. Лабутин: С распространением Интернета количество играющих в игры по электронной почте, несомненно, будет расти, но вот процент от общего числа людей, имеющих доступ в Сеть, наверное, сильно не изменится. По моему мнению, в игры по электронной почте играют люди, которые прошли эволюцию компьютерного игрока и достигли верхней точки. А процесс эволюции я вижу так: играем в DOOM, затем квесты и стратегии, затем RPG и, наконец, PBеM игры. И чем выше коэффициент IQ, тем более вероятно, что человек будет играть в игры по электронной почте. Я еще не разу не видел человека, закончившего 9 классов, который не смог поступить даже в техникум и при этом играл бы в RPG. Извините за грубость, но ему мозгов для этого не хватает. Зато, играя в PBеM игры, я ни разу не встретил “тупого” человека. Конечно, могут быть исключения, и я, может быть, в корне ошибаюсь, но высказал свое собственное мнение на данный счет. Так вот: из всего вышесказанного следует, что в PBеM играют в основном умные люди, процент которых в обществе не сильно меняется со временем. А. Тарасов: Популярность PBeM в России высока в основном за счет Galaxy. PBeM игры прекрасно живут, хотя и в своем узком кругу. Насчет перспектив — тут все просто: в Рунете большое количество людей, которые с удовольствием сыграли бы в “почтовики”, и все в основном зависит от создателей. Чем больше будет разных игр, тем более популярными будут PBeM и тем проще будет найти каждому именно свою игру. Что бы вы хотели сказать тем, кто ни разу не играл в PBEM игры? Д. Лабутин: За уши притягивать я не вижу смысла, так как могут потом разбежаться. Пусть играют в свои любимые игры, а со временем им самим захочется подробнее узнать, что же такое PBеM. Такая любознательность будет первым признаком того, что человек поднялся на новую ступень своего геймерского развития — такому как раз к нам и нужно. Ну а тех, кто уже созрел, приглашаю на сайт http://atlantis.dsnlab.com.ru. А. Тарасов: Ну, если вы не требуете обязательного наличия графики по последнему слову техники и спецэффектов в игре и вам неинтересно побеждать тупые AI, то скорее всего вы на самом деле — PBeM игрок. Стоит задуматься и зайти на сайт http://www.tryntrava.ru. Если подвести некоторые итоги из всего того, что было написано выше, можно сделать следующие выводы. Игры по электронной почте живы и будут жить (даже у нас, в России). Постоянно появляются все новые и новые игровые сервера, и любой человек найдет игру для себя. Если вы можете разгромить базу “Анклава” или забить Diablo после того, как вас разбудят в три часа ночи, но хотите играть с настоящими людьми, а не с AI, если вы хотите найти соперника, достойного себя, то вам прямая дорога на сервера с PBeM. Более подробно узнать об играх по электронной почте и записаться в них вы можете по этим адресам: Atlantis: http://atlantis.dsnlab.com.ru; “Трынь-Трава”: http://www.tryntrava.ru; Dragon Galaxy: http://pbem.sargona.ru; Adventurer-Kings: http://www.sargona.ru/ak/rules/glav00.htm.