Arcanum: Of Steamworks & Magick Obscura. Безумцы круглого стола
Вы не находите, что в Arcanum присутствует масса мелких и не очень недостатков, существенно портящих игру? Прежде всего, это малоинтересные битвы. А вы не задумывались, почему они такие? На мой взгляд, причиной является то, что большая часть местных вражин либо откровенно слабые твари, на которых и боеприпасы жалко тратить, либо практически непобедимые монстры. Посему считаю долгом каждого настоящего поклонника данной игрушки взяться за вскрытие и исправить ситуацию, насколько это вообще возможно. Архивы Все интересующие нас файлы игры авторы запрятали в недра *.dat-архивов. Три из таких архивов, а именно arcanum1.dat , arcanum2.dat и arcanum3.dat , обитают прямо в игровой директории, а последний, именуемый Arcanum.dat , расположился в подкаталоге \modules. Распаковать *.dat-архивы можно с помощью утилиты с незамысловатым названием Arcanum’s Undat , которая просто не могла обойти стороной наш компакт. На нем также присутствует программка Arcanun , более удобная, чем Undat, вот только идет она не на всех компьютерах — по крайней мере, у меня она категорически отказалась запускаться. Чтобы разархивировать любой местный *.dat-файл с помощью Arcanum’s Undat, вам нужно воспользоваться услугами единственного запускаемого файла — утилиты undat.exe. Далее введите в командной строке имя распаковываемого файла, а также его старый и новый пути, следующим образом: undat X Y , где X — адрес архива, а Y — новый путь архива (то есть тот, который будет у него после распаковки). Пример: undat c:\games\arcanum\modules\Arcanum.dat c:\ArcanumMod. Теперь поговорим о самих архивах. Первый из них — arcanum1.dat — не содержит ничего интересного, посему на нем останавливаться не будем. Что касается файла arcanum2.dat, то внутри него вы обнаружите ряд папок, из которых нас может заинтересовать лишь \sound , где собраны все звуковые эффекты игры в формате *.wav. Из архивного файла Arcanum.dat можно позаимствовать директории \Slide , \Sound , \townmap и \WorldMap. В первой из них находятся картинки формата *.bmp , красующиеся на экране во время загрузки различных областей игрового мира, внешний вид главного меню, титры и т.д. Во второй лежат *.mp3-файлы с речью различных персонажей игры. В третьей нашли приют некоторые графические файлы с элементами оформления игровых подземелий, пещер и т.п. И, наконец, последняя папка богата *.bmp-файлами , содержащими картинки для различных участков игровой карты. Персонажи Самым примечательным из всех местных архивов является arcanum3.dat. В нем спрятана куча папок, из которых выделяются две: \portrait и \rules. В первой из них вы найдете *.bmp-файлы с портретами для вашего героя (при создании персонажа в начале игры вы можете выбрать любой из этих портретов) и различных NPC (у последней категории файлов в названии фигурирует надпись NPC). Каждому из них соответствует два графических файла: первый содержит портрет в уменьшенном виде, а второй — в нормальном (у последнего на конце названия красуется буква b ). Если вас не устраивает ни один из предложенных авторами обликов для вашего персонажа, можете подменить какой-нибудь из них плодами вашего творчества (только не забудьте, что заменять надо оба вида портретов, как уменьшенный, так и нормальный). Кроме того, почему бы вам не заменить лица наиболее часто встречаемых NPC портретами ваших знакомых? По-моему, неплохая идея… Наконец, в последнем каталоге — \rules — сосредоточены основные файлы для редактирования игры в лице monster.txt и npc.txt. Оба легко исправляются в любом текстовом редакторе. Монстры Начнем с первого — monster.txt. Он содержит в себе различные характеристики и показатели монстров-врагов. Файл разбит на разделы (или блоки, как вам угодно), каждый из которых соответствует какому-либо монстру. Блоки отделяются друг от друга пустой строкой. Чтобы определить, кому посвящен той или иной раздел, взгляните на его первую строку — за символами “ // ” следует имя монстра. Давайте разберем структуру местных разделов (учтите, что у некоторых монстров могут отсутствовать те или иные характеристики). Description — порядковый номер монстра. Лучше не трогать эту характеристику. Level — уровень развития монстра. Basic Stat: Strength — сила монстра (strength). Basic Stat: Dexterity — ловкость (dexterity). Basic Stat: Constitution — телосложение монстра (constitution). Basic Stat: Beauty — его красота (beauty). Basic Stat: Intelligence — интеллект противника (intelligence). Basic Stat: Willpower — сила воли (willpower). Basic Stat: Charisma — обаяние твари (charisma). Basic Stat: Perception — восприятие (perception). Basic Stat: magick points — запас маны. Spell — заклинание, которым может пользоваться данный монстр. Если вы хотите обучить противника нескольким спеллам, укажите их через пробел. Hit Points — здоровье (в хит-поинтах). Damage Resistance — иммунитет монстра к любым вашим атакам (этот показатель, так же как и три следующих, измеряется в процентах). Поставив здесь число 100 и выше, вы сделаете данную тварь полностью неуязвимой. Fire Resistance — иммунитет монстра к огню во всех его формах и видах. Electrical Resistance — иммунитет к электричеству. Poison Resistance — иммунитет к яду. Normal Damage — нормальный урон, наносимый монстром вашему герою стандартными видами атаки. Если вы хотите, чтобы урон определялся случайным образом и варьировался между двумя значениями, укажите здесь через пробел два числа: первое является минимальной границей, а второе — максимальной (данное замечание относится и к следующей характеристике). Fatigue Damage — повреждение, причиняемое вам монстром стандартными видами атаки, когда “зверь” устал. Magic Resistance — иммунитет оппонента к магии. Sound Bank — набор звуковых эффектов, используемый противником (у каждого монстра есть свой такой набор). Если вы желаете ликвидировать у монстра какую-нибудь из его способностей (например, отучить его пользоваться магией), просто удалите строку с соответствующей характеристикой. NPC Второй файл из папки \rules — npc.txt — несет в себе следующие характеристики и показатели различных NPC (данный файл разбит на разделы по такому же принципу, как и предыдущий): Basic Stat: Gender 0 — пол персонажа (Gender 0 — мужской, Gender 1 — женский). Basic Stat: Race 0 — раса, к которой принадлежит данный NPC. Вот список возможных значений: Race 0 — human, Race 1 — dwarf, Race 2 — elf, Race 3 — half-elf, Race 4 — gnome, Race 5 — halfling, Race 6 — half-orc, Race 7 — half-ogre. Portrait — портрет персонажа. Здесь следует указать имя файла с портретом (без расширения), хранящегося в ранее упомянутой директории \portrait. Social Class — социальный класс персонажа. Чем больше значение этого параметра, тем выше социальный класс). С остальными характеристиками, встречающимися в этом файле, вы уже знакомы по monster.txt. Идеальный Arcanum Если у вас возникло желание подправить различные текстовые сообщения, появляющиеся во время игры, обращайтесь к файлам с расширением *.mes (их можно открыть в любом текстовом редакторе). Они располагаются в каталоге \mes внутри архивов Arcanum.dat и arcanum3.dat и легко редактируются — перед каждым сообщением стоит его номер, а сами они заключены в фигурные скобки. После внесения своих коррективов во внутренности какого-либо *.dat-архива вам нужно будет создать в игровой директории папку и, назвав ее так же, как и подредактированный *.dat-файл (не забудьте прибавить расширение *.dat к имени папки), скопировать содержимое последнего в только что созданную папку. Сам же *.dat-архив следует удалить или спрятать куда-нибудь подальше. Напоследок пороемся немного в игровой директории в поисках игровых ресурсов. Посетите местный каталог \modules , в нем загляните в папку \Arcanum. Вашему взору предстанут несколько директорий, из которых нас интересуют \movies и \sound. Первая является хранилищем игровых роликов, записанных в формате *.bik (напомню, что видеофайлы данного формата просматриваются с помощью проигрывателя Bink Video Player ), а вторая — игровой музыки формата *.mp3. На этом все. Используйте файл monster.txt, чтобы облегчить или усложнить прохождение игры (тем более что авторы не предусмотрели возможности смены уровня сложности). Подберите себе по вкусу портрет (можете воспользоваться портретом какого-нибудь NPC). В общем, ломайте, вскрывайте и меняйте! Играть станет намного интереснее.