Broken Sword 5: The Serpent’s Curse
Рассказ о последней части легендарной серии Broken Sword, The Serpent’s Curse, хочется начать с какого-нибудь афоризма, вроде «Работает — не трогай, людям нравится — не меняй», «Добротно пожившее лучше нового» или популярного «Старый конь борозды не испортит» (потому что он просто ляжет в эту борозду и уснет).
Впрочем, обойдемся без крылатых фраз и просто будем честны: игру ждали многие. Когда разработчики объявили о сборе денег на продолжение с помощью Kickstarter, то не прогадали. Пятнадцать тысяч игроков собрали без малого миллион долларов — более чем достаточно для традиционного двухмерного квеста.
И змеиное проклятие зашипело, свиваясь в кольца, и сломанный меч зазвенел о камень, готовясь удивить своих преданных поклонников. А наши старинные друзья, американец Джордж Стоббарт и французская журналистка Николь Коллард, встретившись в цветущем Париже, снова вышли на тропу… пусть не войны, но приключений. Весьма опасных приключений.
Она написала убийство
Джорджа и Николь можно использовать в качестве магнита, честное слово! Нет, не для холодильника, а для авантюр: даже если они встретятся в совершенно пустой комнате, будьте уверены — в ней непременно произойдет что-то необычное. Упадет с потолка очередная древняя легенда во плоти, пол разверзнется, открыв подземный проход через половину Европы к египетским пирамидам… Вот и сейчас — не успели они даже толком поздороваться, как в маленькую картинную галерею, куда Нико попала по журналистскому долгу, а Джордж — в качестве представителя страховой компании, врывается грабитель. Тип в мотоциклетном шлеме срывает со стены одну из картин, стреляет в попытавшегося ему помешать владельца галереи и убегает.
[[BULLET]] Апартаменты Нико. Легкий творческий беспорядок налицо.
Разумеется, наши герои не могут остаться в стороне — расследование истории уведет их, как водится, в совершенно неожиданном направлении. Зловещая картина с подходящим названием La Maledicci? (исп. — «проклятие»), зачем она была похищена? Какие секреты она скрывает? И почему многие так убеждены, что это произведение искусства несет на себе печать неудачи для владельца? В голове всплывает куча вопросов, но ответы на все вы не получите — это лишь первая глава игры, вторая должна выйти в январе 2014 года. Поэтому если вы не из тех, кто готов прервать чтение захватывающего детектива на месяц-другой, терпеливо ожидая развязки, — вероятно, стоит потерпеть, пока в продаже не появится полная версия.
Живопись
Сотни тысяч долларов с Kickstarter не пропали зря: игра радует глаз, визуальный стиль понравится и опытным ветеранам жанра, и тем, кто впервые столкнулся с серией. Прекрасно отрисованные двухмерные фоны — хоть сейчас в рамку и на стену. Уютные улочки, квартиры, ресторанчики… каждый бэкграунд действительно отражает характер момента, каждый дом — от библиотеки нефтяного магната-миллионера до мансарды прелестной любвеобильной вдовы — несет на себе отпечаток личности хозяина.
[[BULLET]] Обаянием и дедуктивным методом добиваемся цели.
Герои, в отличие от фонов, выполнены в 3D и в общем-то сносно вписываются в окружение, хотя зачастую бросается в глаза кривоватая анимация. Когда двухмерный герой поворачивается на месте словно березовое полешко, пытающееся танцевать балет, — это почему-то не так раздражает, как дерганые потуги трехмерного. Особенно тяжело смотреть на движения Нико — девушка вроде как утонченная, элегантная, а перемещается с грацией робота. Тем не менее общее впечатление это не сильно портит. Ведь главное — стиль! А стиля у Broken Sword всегда было достаточно.
Серые клеточки, Гастингс!
Загадки, встречающиеся на пути, нельзя назвать безумными или непредсказуемыми; никто не заставит вас открывать шкаф бананом, чтобы найти внутри инопланетное желе, которым нужно накормить корову, чтобы та отрастила крылья и унесла нас на следующую локацию. Все логично: пластиковую карточку можно использовать для отскребания жвачки с пола, а провода сигнализации надо перерезать кусачками для ногтей. Если же вы, хоть убей, не догадываетесь, что делать дальше, встроенная система подсказок поможет — вплоть до прямого указания «иди туда, вынь из инвентаря загогулину и два раза шмякни ей по пимпочке».
[[BULLET]] Несмотря на мрачность событий, игра сохраняет солнечность в каждом кадре.
Правда, смесь достаточно остросюжетного детектива (много ли квестов начинается аж с трех убийств?) и извечной беды жанра — неторопливости — рождает порой странные моменты. К примеру, мы не можем допросить возможного подозреваемого или подойти к интересующему нас шкафчику, пока не уберем с пути страшного и ужасного… таракана. Усатое чудище, разумеется, просто так прибить тапком нельзя — требуется трехступенчатое последовательное решение, с сохранением вредителя в живых. Гринпис, вероятно, одобрил бы, но из сюжета такие моменты несколько выбиваются.
[[BULLET]] Не Пушкин, но тоже ничего!
Впрочем, основные задачи вполне вписываются в расследование: нам предстоит осуществить множество краж, взломов и краж со взломами (все во благо дела!), почувствовать себя сборщиками головоломок, склеивая разорванное письмо, познакомиться с русским олигархом, у которого на газоне перед домом стоит куст, подстриженный в виде двуглавого орла… Из Парижа в Лондон, из Лондона в Париж. История закручивается все сильнее: гностицизм, орден доминиканцев, таинственные символы, прячущие в себе древнюю ересь… Рискнете ли вы распутать змеиное проклятие, схватив Уробороса за хвост?
Нико традиционно берет на себя «дипломатические» миссии и разговоры, в то время как физические упражнения и работа с механизмами выпадают на долю Джорджа (подтянувшись на одной руке в паре метров от мостовой, вскрыть блок управления сигнализацией — а вам слабо?).
[[BULLET]] Настоящему индейцу, то есть детективу, трущобы не в новинку.
Фирменный мягкий юмор, присущий серии, тоже никуда не исчез. Даже в самой тяжелой ситуации всегда находится тема для шутки: «Джордж, если уж вы изображаете труп, изображайте его немного потише!» Дух старой школы неустанно витает в воздухе, изредка смахивая набежавшую слезу.
«Если игра такая замечательная и выполнена в традициях серии, почему же внизу красуются семь баллов?» — спросите вы. Все просто. После того, как мы увидели новые способы рассказа истории в видеоиграх (The Stanley Parable, Gone Home и др.), больше нельзя закрывать глаза на проблемы олдскульных квестов. Да, многие из них неизменно увлекательные и уютные, красивые, запоминающиеся — и Broken Sword из их числа, — но это не повод причислять им заслуги, которых нет.
The Serpent’s Curse — отличное приключение, достойный продолжатель известной серии, с которым обязательно нужно ознакомиться, если вы любите жанр. Не меньше, но и не больше.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
7
Графика:
7
Звук и музыка:
7
Интерфейс и управление:
9
Дождались?
Старый добрый Broken Sword снова с нами. Вероятно, высот первых частей ему уже не достичь, но это именно то, чего ждали поклонники, а мелкие недочеты ему простят. Да что там — уже простили, ведь правда?
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»